Штраф с 01 янвая 2021 за отсутствие аттестации рабочих мест

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф с 01 янвая 2021 за отсутствие аттестации рабочих мест». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • новых рабочих местах;
  • изменении технологического процесса;
  • использовании нового сырья;
  • изменении средств защиты;
  • несчастном случае на производстве;
  • профессиональном заболевании.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Как рассчитывается штраф за отсутствие соут на предприятии 2021 с коментариями

  1. определение состава комиссии во главе с работодателем, в неё входят представители профсоюза;
  2. определение перечня проверяемых рабочих мест;
  3. выбор экспертной организации, заключение договора;
  4. идентификация производственных факторов;
  5. проведение измерений факторов вредности, определение классов.
  6. составление отчета.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.

Повторное нарушение повлечет за собой более строгие меры воздействия по отношению к виновнику. Так, должностное лицо, вновь допустившее такую ситуацию, должно будет уплатить штраф размером 30-40 тысяч рублей. Другим вариантом наказания является дисквалификация на период от одного до трех лет.

Нарушение #2:

  • работники допускаются к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Ответственность: часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Кто рассматривает дело: Инспекция труда или суд.

Существует несколько видов инструктажей и в том числе внеплановый инструктаж по охране труда, который проводится в случае определенной необходимости.

Целью его, как и остальных инструктажей, является информирование работников о возможности возникновения опасных ситуаций, заблаговременное предупреждение. Но в отличие от всех остальных, для внепланового необходим конкретный повод.

За отсутствие записи в журнале, подтверждающей проведение внепланового инструктажа, либо при нарушении времени инструктирования, грозит штраф, потому как допускать персонал к работам без инструктирования категорически запрещено.

И наказывает ГИТ по ч.3 ст.5.27.1 КоАП:

  • должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей;
  • юридических лиц в размере от 110000 до 130000 рублей.
  • Нарушение выявить инспектору особого труда не составит, он просто может посмотреть журнал регистрации несчастных случаев, либо запросит табель учета рабочего времени и все сразу станет ясно и понятно – требование трудового законодательства не выполнено.

    Проводит внеплановый инструктаж в организации непосредственный руководитель, к примеру, мастер, прораб, начальник отдела, главное, чтобы он прошел обучение в учебном центре по охране труда в объеме 40 часов.

    Если это обязательное требование (п. 2.3.2 Постановления Минтруда № 1/29) и если оно не будет соблюдено, то инструктирование можно считать невыполненным.

    В зависимости от причины инструктирования может проводиться как отдельно для каждого из работников, так и группе сотрудников одной профессии и только тем работникам, к которым относятся причины для его проведения.

    И стоит сказать, что проведение внепланового инструктажа – это не только обязанность работодателя, но и работника, потому что он является одним из видов обучения в процессе трудовой деятельности (ст. 214 ТК РФ).

    Уклонятся это инструктирования он не имеет права и в случае, если покажет неудовлетворительные результаты по окончании, то может быть отстранен от работы (ст. 76 ТК РФ).

    Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

    • штатное расписание;
    • СНИЛСы работников;
    • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
    • продолжительность рабочего дня;
    • график работы
    • должностные инструкции на каждого работника;
    • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
    • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
    • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

    Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

    После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

    По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

    Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

    Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

    Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

    Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

    • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
    • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

    Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

    В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

    1. Сводная ведомость.
    2. План мероприятий по улучшению условий труда.

    Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

    Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

    Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

    При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

    А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

    С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

    • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
    • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

    До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

    Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

    Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

    Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

    Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

    • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
    • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
    • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

    При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

    Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ

    Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

    Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

    За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

    • предупреждение
    • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

    Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

    Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

    • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
    • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
    • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
    • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

    Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

    Если же эксперт обнаружит вредные условия, то следующим этапом оценки является проведение исследований и измерений данных факторов. Конкретный перечень факторов утверждается членами комиссии.

    Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке

    Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

    Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

    С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

    Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
    для ответственных работников или ИП для предприятий
    Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
    Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
    Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
    Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
    Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

    При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

    Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.

    Если на предприятии произошел несчастный случай, повлекший за собой тяжкий вред здоровью сотрудника или его смерть, должностное лицо, ответственное за проведение аттестации рабочих мест, может быть привлечено к наказанию уголовного характера.

    При причинении тяжкого вреда здоровью применяются санкции:

    • наложение штрафа в 400 тыс. руб.;
    • обязательные общественные работы на период в 180-230 часов;
    • принудительные исправительные работы — до 2 лет;
    • лишение свободы на период до 1 года.

    При несоблюдении безопасных условий работы, повлекших за собой смерть работника, в отношении виновного применяется мера ответственности в виде обязательных исправительных работ сроком в 4 года с лишением возможности трудоустройства на отдельные должности на период в 3 года.

    Если нарушения повлекли за собой смерть двух и более человек, то назначается мера ответственности в виде принудительных работ сроком в 5 лет или же лишение свободы на такой же срок. Период дисквалификации остается аналогичным – 3 года.

    Общий порядок выполнения СОУТ на предприятии остался прежним. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права.

    Основные этапы выполнения оценки включают:

    • создание работодателем комиссии по СОУТ для составления списка рабочих мест, подлежащих оценке, и определения аналогичных рабочих позиций;
    • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
    • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия труда работников при выполнении должностных обязанностей;
    • проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
    • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
    • классификация проанализированных рабочих мест и составление отчета по СОУТ;
    • утверждение отчета работодателем;
    • передача исполнителем данных о результатах СОУТ в федеральную государственную систему учета;
    • выполнение работодателем обязательств по итогам СОУТ согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях труда на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда и проч.

    Основные изменения действующего законодательства в 2020 году коснулись процедуры передачи данных о результатах СОУТ компетентным государственным органам. Они были внесены федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ. Отметим, что, возможно, в течение года этот порядок будет дополнительно изменяться: например, сейчас рассматривается перенос сроков действия сертификатов по СОУТ в 2020 году.

    Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает для организаций, проводящих процедуру СОУТ, обязанность по передаче данных о ее итогах в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Однако, проанализировав ситуацию по этому вопросу, уполномоченное ведомство признало ее неудовлетворительной. Это повлекло за собой необходимость пересмотра ранее действовавшего механизма с тем, чтобы повысить ответственность исполнителей за выполнение этой обязанности.

    Теперь организация, которая будет проводить спецоценку на предприятии, обязана передать сведения об этом в Федеральную государственную систему уже после подписания договора с заказчиком – то есть до начала работ. Это нужно сделать не позже, чем через 5 рабочих дней после оформления договора. Помимо сведений о самом факте о планируемой спецоценке, исполнитель также сообщает уполномоченному ведомству название организации, где будут проводиться работы, ее реквизиты – ИНН и ОГРН, численность сотрудников предприятия, номера рабочих мест, подлежащих спецоценке, и СНИЛС занимающих их работников.

    После получения соответствующих данных система автоматически присваивает заявке идентификационный номер, после чего исполнитель может приступать к выполнению работ. О факте получения этого номера организация, которая будет проводить СОУТ на предприятии, обязана сообщить его руководству за три 3 рабочих дня со даты его присвоения.

    Состав сведений, которые должен содержать отчет по спецоценке, и форма их фиксации по-прежнему утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Однако в 2020 году включению в отчетную документацию также подлежат замечания и предложения работников, которые не вполне согласны с полученными результатами.

    В дополнение к этому новый порядок, установленный ФЗ о СОУТ с изменениями на 2020 год, предусматривает, что организация, проводящая спецоценку, должна использовать при выполнении работ только определенные методики и методы. Они реализуются с применением средств измерений установленного типа, прошедших поверку. Если работа компании будет осуществляться с нарушением действующих требований, ее деятельность будет приостановлена до их устранения.

    В связи с изменениями, внесенными в правила проведения специальной оценки условий труда в 2020 году, работодателю предоставляется право требовать от исполнителя информации о передаче данных о планируемой процедуре СОУТ во ФГИС. Помимо этого, теперь датой окончания этой процедуры становится не дата утверждения отчета работодателем, а дата внесения сведений о ней в Федеральную информационную систему.

    Это значит, что теперь работодатель вправе использовать результаты спецоценки для целей, установленных законодательством, только после отражения данных о СОУТ во ФГИС. При этом, однако, если эти сведения содержат государственную тайну или по иной разрешенной законом причине не могут быть переданы уполномоченному органу, результаты процедуры могут быть использованы с даты утверждения работодателем отчета. Например, это касается сроков наступления даты следующей спецоценки или сроков действия декларации, необходимой для продления результатов СОУТ в 2020 году.

    А вот порядок применения ответственности за непроведение СОУТ в 2020 году пока не изменился. Штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году по-прежнему определяется положениями статьи 5.27.1 КоАП РФ: при первичном нарушении его размер для организации составит до 80 тысяч рублей, при повторном – до 200 тысяч рублей. Однако при таких обстоятельствах он может быть заменен остановкой работы компании на срок до 90 суток.

    Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?

    Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

    • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
    • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
    • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
    • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

    СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

    Итоговый отчет отправляется в трудовую инспекцию, которая на его основании регистрирует присвоенный класс вредности или опасности в официальном реестре.

    Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

    Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

    • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
    • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

    Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

    С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

    Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
    для ответственных работников или ИП для предприятий
    Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
    Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
    Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
    Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
    Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

    При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

    Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.

    КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ?

    За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

    • предупреждение
    • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
    • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

    Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2021 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

    В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

    Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

    Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

    Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

    Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

    В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

    В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

    Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

    Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

    И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

    • Специальная оценка условий труда: штрафы за непроведение и другие нарушения
    • Штрафы за повторные нарушения
    • Повторный штраф за непроведение СОУТ
    • Изменения в СОУТ 2019 год (Дополнено 10.04.2019)

    Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Этот раздел данного нормативного акта предусматривает следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в этом году:

    • для представителей руководящего состава, виновных в невыполнении спецоценки, — штраф 5-10 тыс. руб.;
    • для индивидуальной категории предпринимателей, работающих без образования юрлица, — 5-10 тыс. руб.;
    • для организаций — 60-80 тыс. руб.

    Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

    Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда

    Как видно из приказа (см. Пример 1), комиссия до начала выполнения работ по спецоценке должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка. Для этого следует определить, в отношении каких рабочих мест она нужна.

    Иногда руководители компаний думают, что проведение спецоценки не является обязательным. Рассмотрим, в каких случаях можно не ­проводить спецоценку.

    1. В ст. 27 Закона № 426-ФЗ указано, что если компания проводила аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения аттестации.

    Чтобы специализированная организация могла приступить к спецоценке, работодатель обязан предоставить ей необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Если работодатель не сделает этого, организация приостановит ­проведение спецоценки или не приступит к ней (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).

    Отметим, что существенных отличий от ранее действовавшей процеду­ры аттестации нет. Однако появился новый этап – идентификация.

    После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация приступит к идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на основании Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который обсуждается и ­утверждается комиссией работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    После составления отчета комиссия по проведению спецоценки, состоящая из представителей работодателя и работников, рассматривает отчет о спецоценке и обсуждает ее итоги. Работодатель должен обратить внимание на то, какой класс (подкласс) вредности устанавливается на том или ином рабочем месте. Ведь каждому классу вредности соответствуют необходимые компенсации, которые работодатель должен будет предоставлять сотруднику, работающему на таком рабочем месте.

    Если ни у кого не возникает разногласий по поводу отчета, то он подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Если член комиссии не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    В случае несогласия с результатами спецоценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ). Судебная практика подтверждает, что работники пользуются этим своим правом.

    Судебная практика

    Работники обратились в суд с иском о признании карт спецоценки незаконными. Суд иск удовлетворил исходя из того, что перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, не составлялся, нарушено право работников присутствовать при спец­оценке, работники с отчетом о спецоценке не ознакомлены, кроме того, обнаружены нарушения в оформлении протоколов замеров: не проводился необходимый хронометраж, не хватает подписей специалистов, нет доказательств проведения всех соответствующих замеров и т.д. (апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14).

    Согласно ст. 18 Закона № 426-ФЗ сведения о спецоценке передаются специализированной организацией в Федеральную службу по труду и занятости. Раньше такая обязанность лежала на работодателе. После этой даты специализированная организация будет вносить информацию непосредственно в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, которая заработает с указанной даты.

    Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах спецоценки (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от ­несчастных случаев на производстве и профессиональных ­заболеваний»).

    Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и ­профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС.

    СОУТ выполняется независимой экспертной комиссией. Основная задача — выявление или подтверждение факторов, на основании которых производству может быть присвоен повышенный класс вредности или опасности. При наличии таковых комиссия проводит необходимые обследования, замеры и другие действия, направленные на определение степени вредности.

    Итоговый отчет отправляется в трудовую инспекцию, которая на его основании регистрирует присвоенный класс вредности или опасности в официальном реестре.

    Закон обязывает работодателя организовать проведение спецоценки, однако запрещает выполнять ее самостоятельно. Это разрешено только специализированным компаниям, которые внесены в реестр Минтруда.Такой порядок используется, чтобы избежать злоупотреблений: не исключено, что некоторые работодатели могли бы попытаться понизить класс условий труда на местах, которые в действительности представляют опасность для здоровья работников.

    Компании, проводящие оценку, могут быть внесены в реестр, только если они соответствуют нескольким обязательным критериям:

    • выполнение СОУТ является для нее основным или хотя бы одним из основных видов работ в соответствии с уставными документами;
    • в составе компании имеется собственная испытательная лаборатория, оборудованная необходимой аппаратурой для выполнения замеров в сфере условий труда и аккредитованная по действующему порядку. Разрешается отсутствие такой лаборатории при условии, что у компании заключен договор на предоставление таких услуг со сторонней аккредитованной организацией;
    • в организации работают пять или более сертифицированных экспертов, имеющих право выполнять работы по СОУТ. При этом все они должны быть оформлены в качестве штатных сотрудников компании по трудовому договору: совместители или работники по гражданско-правовому договору не учитываются. Необходимо, чтобы хотя бы один из этих специалистов имел профильное высшее образование: профильными считаются специальности, связанные с гигиеной труда, общей гигиеной или выполнением санитарно-гигиенических обследований в условиях лаборатории.

    Невыполнение требований по проведению аудита условий трудовой деятельности грозит компании ответственностью перед законом. Виновные лица могут быть привлечены к административным или уголовным наказаниям.

    Раньше государственный надзор в вопросе несоблюдения графика проведения СОУТ действовал по единым критериям. Соответственно, меры наказаний также были едины и не зависели от типа совершенного правонарушения.

    С введением поправок в статью 5.27 КоАП нормы трудового права стали выделять размеры штрафов согласно видам нарушений:

    Вид нарушения Суммы штрафов, тыс. руб.
    для ответственных работников или ИП для предприятий
    Несоблюдение регламента специальной оценки условий труда или пожарной сертификации. 5-10 60-80
    Допуск к трудовой деятельности гражданина, не прошедшего обучение по охране труда или медицинское обследование. 15-25 110-130
    Отсутствие средств индивидуальной защиты. 20-30 130-150
    Повторное нарушение требований охраны труда. 30-40 100-200
    Несвоевременное предоставление сертификатов о прохождении или непрохождении СОУТ. 20-50 100 — 200

    При серьезных нарушениях, помимо штрафа, в отношении виновных лиц применяется лишение права занимать определенные должности на срок 1-3 года, а для предприятий и ИП — приостановка деятельности на период до 3 месяцев.

    Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда и другие нарушения, не указанные в таблице, составляют 2-5 тыс. руб. и 50-80 тыс. руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, компаний соответственно.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий