Изменение кадастрвой стоимости для земельный налог 2021 для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение кадастрвой стоимости для земельный налог 2021 для юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Изменения 2021 по земельному налогу

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставка Категории земель
0,3 % ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 % Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

  1. Отметьте «Вид налога».
  2. Выберите год налогового периода.
  3. Выберите субъект РФ и город.
  4. Нажмите кнопку «Найти».
  5. В таблице последнем столбце нажмите «Подробнее».
  6. Откроется таблица, где можно узнать необходимую информацию по всем ставкам, а также местным и федеральным льготам.

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

  • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
  • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

  • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
  • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.
  • Ecли пpи pacчeтe кaдacтpoвoй cтoимocти в нaчaлe пepиoдa были дoпyщeны oшибки;
  • Ecли cyд или кoмиccия вынecли cooтвeтcтвyющee peшeниe в oтнoшeнии cпopa o paзмepe КC;
  • Ecли пpoизoшeл пepexoдa yчacткa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю.

B пpoчиx cлyчaяx, измeнить КC для oпpeдeлeния дpyгoй нaлoгoвoй бaзы, в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa, нeвoзмoжнo.

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

С 2021 года изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих периодах, если иное не предусмотрено законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и НК РФ.

Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ст. 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость применяется при условии её внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). При этом дата начала применения кадастровой стоимости может не совпадать с датой ее внесения в ЕГРН. К таким случаям, например, относится исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН, которые послужили основанием для изменения кадастровой стоимости, а также уменьшение кадастровой стоимости путем внесения изменений в акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. В перечисленных случаях кадастровая стоимость применяется со дня начала применения её измененного значения. Если имеется несколько кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из них.

Кроме того, с 2021 года если кадастровая стоимость объекта меняется из-за установления его рыночной стоимости, сведения об этом, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ).

Земельный налог – новшества 2021 года

  • Собственникам и арендаторам земельных участков в Кемеровской области
  • Собственникам зданий и сооружений, которые пользуются землей без оформления прав — тоже расположенных в Кемеровской области
  • Собственникам земли и объектов кап строительства в других регионах страны — по аналогии (в целом, применяются одни и те же законы)
  1. Узнаете самую актуальную информацию о проводимой в 2020 году в Кузбассе новой кадастровой оценкой земель и произошедших в июле изменениях федерального законодательства в области оспаривания кадастровой стоимости
  2. Получите рекомендации по вопросу — как правильно в 2021 году рассчитывать и как снижать цену выкупа земли и земельный налог, арендную плату и неосновательное обогащение за землю
  3. Мы дадим советы, что следует сделать уже сейчас — в 2020 году

Летом 2020 года произошло сразу два события, которые повлияют на множество землевладельцев в Кузбассе:

  1. Был подготовлен и опубликован проект отчета о государственной кастовой оценке земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.
  2. 31 июля был принят Федеральный закон №269-ФЗ, который изменяет закон о кадастровой оценке и существенно меняет процедуру оспаривания кадастровой стоимости.

В 2021 году нас может ждать два варианта развития событий. Дело в том, что упоминавшийся июльский закон об изменениях закона о кадастровой оценке действительно предусматривает совершенно новый порядок оспаривания кадастровой стоимости. Однако новые правила не начнут действовать по всей стране одновременно — каждый регион сам будет решать, с какого года заработает новый порядок. Кузбасские власти пока такого решения не приняли.

  1. Заявление нужно будет подавать в само бюджетное учреждение, которое проводило оценку (ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ»).
  2. Новые правила не предусматривают, что можно обратиться за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной напрямую в суд. В Законе №269-ФЗ речь идет только о возможности обжаловать в суд решение бюджетного учреждения.
  3. Изменяются правила к пакету документов: прикладывать нужно только отчет в бумажной и электронной форме, а вот сам отчет должен включать в себя выписку о правах на участок. Отчет нужно готовить на текущую дату — дата оценки на момент подачи заявления не должна быть «старее» 6 месяцев.

Тесты на COVID: кто и что может учесть в расходах

  1. Владелец участка может обратиться сначала с заявлением в Комиссию при Комитете по управлению государственным имуществом Кузбасса (да, до изменений от июля 2020 г., закон о кадастровой оценке предполагал создание Комиссий именно при органе, утвердившем кадастровую оценку, а не при Росреестре, как сейчас в 2020 году),
  2. Если решение будет отрицательным — подать административный иск в Кемеровский областной суд. Можно сразу напрямую подать административный иск в Кемеровский областной суд, минуя Комиссию (такое право по закону о кадастровой оценке есть и у физических, и у юридических лиц).
  3. Оспорить кадастровую стоимость можно в течение всего времени, пока она внесена в ЕГРН (то есть до внесения в ЕГРН результатов новой оценки), а в отдельных случаях можно оспорить и архивную кадастровую стоимость.
  4. Пакет документов для оспаривания кадастровой стоимости:
  • Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость. По общему правилу для новой кад. оценки такой датой будет 1 января 2020 года, но бывают исключения — уточняйте этот момент до того как закажете отчет! Важно: отчет должен быть как в бумажном виде с подписями и печатями, так и в форме электронного документа с ЭЦП
  • Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (можно заказать в МФЦ или на сайте Росреестра бесплатно).
  • Выписка из ЕГРН о правах на земельный участок (можно заказать в МФЦ или на сайте Росреестра за плату) или другой документ, подтверждающий ваши права на землю (например, договор аренды).
  • Если от имени правообладателя недвижимости обращается представитель, ему нужна доверенность. При этом представлять интересы в Комиссии вправе любое лицо, а в суде делать это может только адвокат или как минимум человек с высшим юридическим образованием (к административному иску придется приложить копию диплома).
  • Обращение в Комиссию бесплатно (платите только за услуги оценщика и юриста), а вот в суд нужно заплатить небольшую пошлину (300 руб. для физических лиц, 2000 руб. для организаций).

По действующим сейчас правилам оценочные отчеты нужно готовить по состоянию на 1 января 2020 года. А если с 2021 года начнут действовать новые правила, потребуются отчеты с текущей датой. Поэтому отчеты об оценке рыночной стоимости участка, необходимые для оспаривания его кадастровой стоимости, надо готовить только после 1 января 2020 год.

Смотрите интереснее про эту тему на нашем YouTube-канале:

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

Новые правила расчета налога на недвижимое имущество

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость согласно ст. 378.2 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта налог на имущество согласно ст. 378.2 НК РФ считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Соответственно, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 382 НК РФ, месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Устанавливаются новые правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машиномест, помещений, единого недвижимого комплекса).

При расчете суммы оценщики учитывают длинный перечень факторов:

  • площадь недвижимости;
  • целевое назначение объекта;
  • расположение, расстояние до административного центра;
  • техническое состояние (год постройки, материалы и т.д.);
  • близость к объектам инфраструктуры и санитарно-защитным зонам;
  • другие факторы, которые могут повлиять на рыночную стоимость объекта.

Важным нюансом является то, что кадастровая стоимость должна приблизительно совпадать с рыночной на момент проведения оценки. Проще говоря, определенная оценщиком сумма не должна существенно превышать ту цену, по которой можно приобрести или продать такое недвижимое имущество.

Кадастровая стоимость земли. Если меняется вид разрешенного использования

Виной всему человеческий фактор. Опечатки, халатность оценщиков, неверно определенные параметры объектов приводят к возникновению разнообразных ошибок.

Пошаговая инструкция по снижению кадастровой стоимости

Вопрос оспаривания результатов оценки следует рассматривать поэтапно. Для начала стоит рассмотреть общие положения, которые касаются и жилых, и нежилых объектов. Описанная ниже пошаговая инструкция поможет понять, как снизить кадастровую стоимость квартиры.

После того, как сумма оценки стала точно известна, можно определять ее достоверность. Для этого нужно смотреть стоимость недвижимости в том районе или доме, который интересует. В примере выше использовался адрес Москва, ул. Стандартная, дом 21, корпус 1. График цен показывает, что средняя стоимость квадратного метра в этом районе составляет 176,6 тысяч рублей за м2. Значит рыночная стоимость квартиры площадь 51 м2 составляет около 9 млн рублей.

Уменьшение кадастровой стоимости в 2021 году проводиться двумя способами:

  • путем обращения в комиссию по рассмотрению споров;
  • путем подачи судебного иска.

Первый вариант решения проблемы проще и дешевле. Достаточно собрать документы, подтверждающие ошибочность оценивания, прикрепить их к заявлению и направить в региональное отделение Росреестра.

Скачать заявление о пересмотре кадастровой стоимости от физического лица на основании недостоверности сведений.

Скачать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и установлении равной рыночной от физического лица.

Чтобы снизить кадастровую стоимость объекта недвижимости, необходимо предоставить на рассмотрение комиссии такие документы:

  • кадастровую справку;
  • копию свидетельства о собственности или выписки из ЕГРН, заверенную нотариусом;
  • экспертное заключение, сделанное компанией-оценщиком с допуском СРО.

Если основанием для пересмотра результатов оценки является несоответствие рыночным ценам, то к этому пакету документации прикладывается отчет об установлении рыночной цены объекта на момент проведения оценивания.

Если основанием для обращения в Росреестр служат ошибки в расчетах или недостоверность сведений об объекте, то к приведенному выше списку добавляются документы, подтверждающие наличие ошибки.

Чтобы было проще понять все эти сложные формулировки, рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

Для юридических лиц интересной будет практика оспаривания назначения земли. ЗАО «Агрокомбинат «Московский» в судебном порядке оспорил назначение земельного участка, на котором располагаются теплицы комбината. Суд постановил уменьшить кадастровую стоимость недвижимости на 44%.

Для физических лиц достаточно будет привести статистику. За 2017 год в одной только Псковской области во внесудебном порядке была пересмотрена оценка 386 объектов. Суммарное превышение суммы оценивания составило больше 4 млрд рублей.

Ожидается, что уменьшение кадастровой стоимости в 2021 году будет проводиться массово. По статистике, в Москве и Московской области больше половины объектов недвижимого имущества оценены по завышенной в 3-4 раза цене. В других регионах России наблюдается аналогичная ситуация.

Снижение кадастровой стоимости объекта путем обращения в комиссию выгодно благодаря скорости и низкой стоимости решения проблемы. Согласно требованиям российского законодательства, комиссия обязана назначить осмотр объекта в течение недели с момента подачи заявления и вынести решение за 30-дневный период.

Если решение комиссии не устраивает заявителя, он имеет право обжаловать его в суде. Для этого к пакету документации, которые предоставлялся в Росреестр, необходимо добавить:

  • исковое заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • уведомление о вручении копий искового заявления всем сторонам дела.

Так как уменьшение кадастровой стоимости в 2021 году является сложной процедурой, интересы заявителя обычно представляет адвокат. Поэтому к перечисленным документам следует добавить нотариально заверенную доверенность на представителя.

Юридические лица также обязаны предоставлять документацию, подтверждающую попытки решить проблему в досудебном порядке. Для физических лиц такого требования нет.

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка — в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС — такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.


Похожие записи:

Добавить комментарий