Изменения в кпс для материальных запасов в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в кпс для материальных запасов в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
201.35 ХХХХ 0000000000 000
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
304.01 0000 0000000000 000
401.30 0000 0000000000 000
401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

КПС на счетах учета в 2021 году

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5 — 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
0.201.00 0000 0000000000 000
0.201.35 ХХХХ 0000000000 000
0.204.00 0000 0000000000 000
0.209.81 0000 0000000000 000
0.210.05 ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 0000 0000000000 000
0.304.01 0000 0000000000 000
0.401.30 0000 0000000000 000

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Основание: пункт 2.1 Приложения 2 Инструкции 174н / пункт 3 Приложения 2 Инструкции 183н)

При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.

В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Если оплата за запасы проводится неденежными средствами (полностью или частично), то в общем случае эти запасы нужно оценивать по справедливой стоимости передаваемых ценностей или самих запасов (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливую стоимость необходимо считать на основании стандарта МСФО (IFRS) 13 (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н). Малые предприятия могут не рассчитывать справедливую стоимость и оценивать купленные запасы по балансовой стоимости передаваемых активов.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы на условиях оплаты неденежными средствами, то они принимаются к учёту по балансовой стоимости передаваемых активов. Справедливая стоимость передаваемого или полученного имущества при этом не рассчитывается (абз. 4 п. 14 ФСБУ 5/2019)».

Однако есть ситуация, когда абсолютно все компании, включая представителей малого бизнеса, обязаны рассчитывать справедливую стоимость запасов. Речь идёт о ценностях, полученных безвозмездно (п. 15 ФСБУ 5/2019).Поэтому малым предприятиям лучше по возможности избегать безвозмездного получения запасов, чтобы не разбираться в стандартах МСФО из-за разовой операции.

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.

Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).

При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.

  1. Учитывать только прямые затраты, не используя косвенные.
  2. Определять стоимость на основе плановых затрат.

При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019),

Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).

Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.

  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и приказом №209н.

В Инструкции N 157н предусмотрено, что готовая продукция на дату выпуска отражается по плановой себестоимости. Если продукция продается выше себестоимости, то оценки по стандарту и инструкции не совпадут. Поскольку приоритет отдается инструкции, пользуйтесь именно ее правилами.

Готовую и биологическую продукцию, а также товары необходимо будет отражать в балансе за вычетом резерва под снижение стоимости. Для этого отслеживайте уменьшение плановой цены реализации или распространения.

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации ( КБК без кода главы) Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, соответствующий выбранному коду ОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по утвержденной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую или отчетную документацию.
  • в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
  • при составлении бюджетных смет для казенной организации;
  • при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
  • лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
  • при составлении плана закупок и плана-графика;
  • при расчетах с бюджетом;
  • при составлении некоторых отчетных форм;
  • при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
  • в иных случаях, предусмотренных БК РФ и приказом №209н.

При наступлении даты предоставления субсидии на выполнение госзадания в соответствии с условиями соглашений, заключенных с учредителем, вне зависимости от факта ее перечисления на лицевой счет, признание доходов текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий отражается записью:

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ:

Согласно ФСБУ 5/2019 в бухгалтерском учете формируется:

  • себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции;
  • себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

Другими словами, для объектов незавершенного производства и готовой продукции (одна группа) и для остальных видов запасов (другая группа) установлены разные правила определения себестоимости.

Себестоимость запасов формируется по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019). Только затраты, входящие в фактическую себестоимость объектов незавершенного производства и готовой продукции и всех остальных видов запасов , разные.

Новые правила учета запасов с 2021 года. Применение ФСБУ 5/2019

В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 23 ФСБУ 5/2019). К таким затратам относятся:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Они, в свою очередь, подразделяются на прямые и косвенные (п. 24 ФСБУ 5/2019). Классификацию затрат на прямые и косвенные каждая фирма определяет самостоятельно.

В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются (п. 26 ФСБУ 5/2019):

  • затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брак). Раньше — включались;
  • управленческие расходы (если они непосредственно не связаны с производством);
  • расходы на хранение, если они не связаны с технологией производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Раньше – включались без оговорок;
  • иные затраты, которые не является необходимыми для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Заметим, что с 2021 года изменятся порядок последующей оценки запасов, их списания, а также восстановления резерва на обесценение запасов.

  • Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
    • Кто может не применять стандарт
    • Запасы для управленческих нужд
    • Что относится к запасам?
    • Учет несущественных активов
    • Учет скидок при приобретении запасов
    • Отсрочка платежа при приобретении запасов
    • Приобретение неденежными средствами
    • Безвозмездное получение запасов
    • Оценка запасов от разбора ОС
    • Исключение из себестоимости запасов
    • Оценка продукции сельского, лесного, рыбного хозяйства, товаров, торгуемых на биржах
    • Оценка товаров в рознице
    • ТЗР при приобретении товаров
    • Фактическая себестоимость НЗП и ГП
    • Резерв под обесценение запасов
    • Оценка запасов при выбытии

Из ФСБУ 5/2019 следует, что к запасам относятся активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычной деятельности организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев.

При этом потребление либо использование материальных активов предполагает в дальнейшем получение экономической выгоды, то есть речь идет о производственном потреблении, результатом которого является изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Для целей учета запасы классифицируются по видам исходя из их предназначения на каждом этапе обычной операционной деятельности организации:

Классификация запасов
По счету 10 По счету 20 и 21 По счетам 41 и 43
  • сырье и расходные материалы,
  • покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия,
  • конструкции, детали, запасные части,
  • горючие и смазочные материалы,
  • тара,
  • строительные и отделочные материалы,
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности,
  • специальная оснастка (инструментарий),
  • специальная одежда и обувь,
  • прочие материалы.
  • незавершенное производство (затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом),
  • объекты недвижимого имущества, находящиеся в процессе создания для последующей продажи
  • объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в процессе создания для последующей продажи
  • изделия неукомплектованные или не прошедшие испытания и техническую приемку,
  • прочие полуфабрикаты.
  • готовая продукция собственного производства, в том числе объекты недвижимого имущества и объекты интеллектуальной собственности, созданные для продажи
  • товары для перепродажи, в том числе объекты недвижимого имущества и объекты интеллектуальной собственности, приобретенные для продажи
  • ФСБУ 5/2019 признает за организацией право самостоятельно устанавливать и в дальнейшем изменять единицу учета запасов при условии обеспечения полной и достоверной документально подтвержденной информации с целью надлежащего контроля за наличием и движением запасов.

    В зависимости от вида запаса, способа его приобретения/изготовления или использования (потребления, продажи) единицей учета запасов может быть:

    1. инвентарный (складской) или номенклатурный номер — как правило, такие номера присваиваются запасам, предназначенным для производственного потребления;
    2. партия или однородная группа — такая единица учета характерна для учета затрат на производство,
    3. отдельный объект или штучная единица — для учета готовой продукции или товаров для перепродажи.

    Для учета запасов всегда важно, чтобы установленная количественная единица учета использовалась одинаково как при оприходовании запасов, так и при их выбытии (списании).

    (Сложности при оприходовании запасов, полученных от поставщиков, могут вызывать разные единицы измерения одних и тех же запасов по документам от разных поставщиков.)

    Кпс материальных запасов в 2021 году

    Все запасы в учете нужно учитывать по их фактической себестоимости.

    Фактическая себестоимость запасов, учитываемых по счету 10 или 41, состоит из стоимости приобретения этих запасов у продавца (без налога НДС), а также сопутствующих расходов, связанных с доставкой и доведением до состояния, пригодного к использованию собственными или привлеченными силами при наличии таких расходов.

    Если запасы получены безвозмездно или расчеты с их поставщиком осуществлены неденежными средствами, то запасы необходимо оценить по справедливой стоимости.

    Запасы должны проверяться на их обесценение, поэтому на отчетную дату они должны оцениваться по наименьшей из следующих величин:

    1. по фактической себестоимости
    2. или по «чистой стоимости продажи».

    Чистая стоимость продажи запасов — это всегда предполагаемая стоимость.

    Для запасов, учитываемых на счетах 20 и 43, чистая стоимость продажи запасов определяется исходя из того, по какой цене организация может продать эти запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности без учета предполагаемых затрат (на производство, подготовку и осуществления продажи).

    Для запасов, учитываемых на счетах 10 и 41, за чистую стоимость продажи запасов, может быть принята цена, по которой возможно приобрести аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату.

    Чистая стоимость продажи запасов
    равна
    Фактической себестоимости запасов
    за минусом
    (Текущей рыночной стоимости
    + Затрат на производство
    + Затрат на подготовку к продаже
    + Затрат на продажу)

    Если фактическая себестоимость запасов больше их чистой стоимости на отчетную дату, тогда имеет место обесценивание запасов вследствие устаревания, утраты первоначальных свойств и так далее. В этом случае организация создает и отражает в учете резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи.

    При этом балансовой стоимостью запасов считается их фактическая себестоимость за вычетом данного резерва.

    В случае, если чистая стоимость продажи запасов, по которым было признано обесценение, наоборот — повышается, то балансовая стоимость таких запасов увеличивается до их чистой стоимости продажи путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости!).

    Способы списания запасов остались теми же, что и действовали раньше, то есть:

    1. по средней себестоимости;
    2. по себестоимости каждой единицы;
    3. по методу ФИФО (по себестоимости первых поступивших запасов).

    Новшеством является требование списания в конкретный момент времени, что оправданно исходя из установленных способов списания запасов:

    • в момент признание выручки от продажи;
    • в момент осуществление иного списания запасов при выбытии в случаях, отличных от продажи.

    (Отпуск запасов в производство (Дт 20 — Кт 10),
    выпуск продукции (Дт 40 — Кт 20),
    отгрузка готовой продукции или товаров (Дт 45 Кт 41 или 43)
    не являются основанием для прекращения признания запасов активами до признания выручки от продажи.)


    ФСБУ 5/2019 вносит некоторые изменения в учет запасов, связанные с правилами их оценки, в том числе незавершенного производства, ранее не относившегося к запасам, и раскрытия информации о запасах в отчетности. В частности:

    • затраты на приобретение специальных инструментов, приспособлений, оборудования, одежду и обувь следует учитывать в общем порядке. (Методические указания по их учету отменяются с введением ФСБУ 5/2019, поэтому «нестандартные» правила применять больше нельзя);
    • относить управленческие (общехозяйственные) расходы на себестоимость продукции (Дт 20 — Кт 26) нельзя, но можно на финансовый результат от продажи (Дт 90 — Кт 26);
    • тоже самое по потерям от брака (Дт 90 — Кт 28, а не Дт 20 — Кт 28);
    • продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства при принятии к учету можно оценивать по справедливой стоимости;
    • если раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью, то теперь величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи за счет чего сумма резерва может еще больше увеличиваться;
    • из состава запасов исключается стоимость запасов, предназначенных для управленческих нужд,если принято решение не применять ФСБУ 5/2019 по таким запасам;
    • если Незавершенное производство оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, то теперь такая оценка нуждается в корректировке;
    • резерв под обесценение запасов пересчитывается по новым правилам;
    • материальные активы со сроком полезного использования более 12 месяцев нельзя включать в запасы независимо от его стоимости;
    • затраты, связанные с хранением, больше не формируют фактическую себестоимость запасов, за исключением случаев, когда хранение выступает одним из циклов технологического процесса.

    Отчетность за 2021 год и далее необходимо составлять в соответствии с новым стандартом учета запасов. Все оценочные корректировки по запасам отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

    Согласно п. 11.4.7 Порядка № 209н на подстатью 347 “Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений” КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) всех видов материалов, включая строительные материалы, для целей капитальных вложений. Только что следует понимать под капитальными вложениями в контексте Порядка № 209н?

    Ответ на этот вопрос содержится в абзаце 3 п. 7 Порядка № 209н. Говоря простым языком, на подстатью 347 КОСГУ следует относить расходы на приобретение материальных запасов, предназначенных для формирования или увеличения стоимости объектов, относящихся к основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам. В частности, для их создания, реконструкции, технического перевооружения.

    В то же время следует четко понимать, что ключевым словом для применения подстатьи 347 КОСГУ является слово “цель”, которой должно являться формирование капитальных вложений в основные средства, нематериальные или непроизведенные активы. При этом для того, чтобы обосновать принятое решение по отнесению расходов, цель целесообразно подтвердить соответствующими документами (например, строительной сметой, сметой на ремонт, реконструкцию, иными аналогичными документами).

    Выбор может стоять не только между подстатьями 344 “Увеличение стоимости строительных материалов” и 347 “Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений” КОСГУ, как может показаться на первый взгляд. Но и в отношении иных подстатей статьи 340 КОСГУ.

    • по коду 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» проводят возмещение арендодателю и ссудодателю налога на имущество и земельного налога;
    • по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в учете отражают неисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (программы, базы данных и пр.) по лицензионным договорам или другим документам. Минфин планировал учитывать эти расходы по новым кодам 352 и 353, но правила оставили прежними;
    • в подстатью 228 добавили расходы на архитектурно-археологические обмеры, разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, инженерно-геодезические изыскания и кадастровые работы. При этом если указанные расходы не формируют капвложения в стоимость основных средств, их проводят по КОСГУ 226;
    • статью 260 «Социальное обеспечение» дополнили новыми расходами. Например, по коду 262 нужно отражать единовременные пособия при выпуске детей-сирот и детей без попечения родителей, а также пособия по беременности и родам студенткам и пособия, которые относятся к публичным нормативным обязательствам. По коду 264 в учете пройдут единовременные выплаты членам семьи умершего или вышедшего на пенсию сотрудника, а также оплату больничных бывшим работникам за первые три дня нетрудоспособности. По коду 265 — возмещение расходов на погребение бывшего сотрудника, а по коду 266 — оплата дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, а также выплаты при увольнении и выходе сотрудника на пенсию за выслугу лет;
    • подстатьи КОСГУ 191–199, 352353, 411412, 421423, 432, 452453 и 462 не применяют для учета кассовых поступлений и выбытий.

    О себестоимости запасов по новому ФСБУ: готовимся к 2021 году

    Также в приказ добавили тридцать новых кодов для доходов от государственных пошлин. Например, 000 1 08 07260 01 0000 110 «Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

    Вам может понравиться => Льготы детям ветеранов боевых действий в школе на питание в нижегородской области

    Вопрос прямо НЕ урегулирован. Допускалось применение АнКВД 180, поскольку в Порядке применения КОСГУ прямо указано, что расходы по начислению и уплате налога на прибыль относятся на подстатью 189». Иные доходы» КОСГУ

    Для специалистов это означает, что государственные муниципальные расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т.

    Мы рассказываем о корректировках, которые были внесены Минфином в первоначальный вариант таблицы соответствия КОСГУ и КВР на год и публикуем актуальный документ на сегодняшний день. Рассмотрим подробнее, как изменятся КОСГУ в году и какие коды видов расходов должны применять при формировании счетов госучреждения.

    Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей подстатей классификации операций сектора государстве Таблица соответствия разделов подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении федерального бюджета на год и на плановый период и годов. Таблица соответствия разделов подразделов и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации. Сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и кодов подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Сопоставительная таблица изменений направлений расходов, применяемых в годах.

    Для сотрудников казенных учреждений важно, что согласно действующей с 1 января г. Минфин России уже подготовил приказы о внесении изменений в Инструкции н и 33н, а также поправки в Инструкции н, н, н и н. Скорректированные нормы надо учесть при составлении отчетности за год. Напомним, в году ожидается существенное изменение КоАП РФ в части ответственности за представление недостоверной отчетности казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации.

    С 2021 года бухгалтеры в счетах учета применяют детализированные КОСГУ. Минфин уточнил классификацию в доходах и расходах (Порядок № 209н) и уже внес в него первые поправки (приказ Минфина России от 30 ноября 2021 г. № 246н). В Порядке № 209 добавили новые коды, исключили подстатьи КОСГУ 183 и 184, дополнили перечень доходов и расходов (табл. 1. и табл 2.). Поправки связаны с введением федерального стандарта «Доходы».

    Если контрагент – юридическое лицо реорганизован в течение финансового года, до конца этого года применяется тот же код КОСГУ, что и в начале расчетов. Со следующего финансового года при расчетах с этим контрагентом применяется код КОСГУ в соответствии с той группой лиц, к которой он относится после реорганизации. Это правило касается статей 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 КОСГУ (п. 7.1 Порядка № 209н). Ранее аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 27.12.2019 № 02-08-10/103065.

    Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.

    • «Нематериальные активы»
    • «Выплаты персоналу»
    • «Непроизведенные активы»
    • «Финансовые инструменты»
    • «Информация о связанных сторонах»
    • «Совместная деятельность»
    • «Затраты по заимствованиям».

    Чтобы запланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

    Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и(или) целями предоставления

    Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации ( КБК без кода главы) Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

    Итак, в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как видим никаких исключений для типа хранимой на счете информации не указано, , например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

    • поступления, выплаты в денежной / натуральной формах (безвозмездные поступления; выплаты персоналу (подстатьи 212 и 214, 266 и 267); пособия по социальной помощи населению (подстатьи 262 и 263); выплаты бывшим работникам (264 и 265));
    • текущие / капитальные поступления, перечисления (безвозмездные поступления; безвозмездные перечисления (статьи 240 и 280); иные выплаты физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 и 298, 297 и 299));
    • выплаты социального / несоциального характера (выплаты персоналу (подстатьи 212, 214 и 266, 267); физическим лицам (статья 260 и подстатьи 296, 298));
    • перечисления финансовым / нефинансовым организациям.

    Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Эти расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:

    Минфин подготовил сопоставительную таблицу кодов видов расходов классификации расходов бюджетов и кодов КОСГУ, применяемых с 1 января 2021 года.

    В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2021 года, а особенно логику составления проводок.

    Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

    Рассмотрим, как применяют КВР 853 в 2021 году и каким кодам КОСГУ он соответствует. В конце статьи вы можете скачать актуальную таблицу соответствия КОСГУ и КВР в 2021 году или воспользоваться сервисом для определения кода классификации.

    Учтите, что чиновники изменили код вида расходов, по которому учитывают затраты на выплату компенсации и начисленные на нее страховые взносы. Теперь проводите эти суммы по КВР 853 «Уплата иных платежей». Применяйте данный код и при выплате компенсации по решению суда. Основание – письмо Минфина России от 29 апреля 2021 г. № 02-05-10/25424.

    1. В п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» были перенесены затраты на покупку БСО (бланков строгой отчетности).
    2. Затраты на покупку неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч.

      покупку и обновление справочно-информационных БД, покупку пользовательских лицензионных прав на ПО) были исключены из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» и подлежат отражению по двум подстатьям гр. 300 «Поступление нефинансовых активов» – п/ст.

      352 (353) «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным (определенным) сроком полезного использования».

    3. Появилась новая п/ст. 227 «Страхование» для отражения операций по уплате страховых взносов по договорам страхования со страховщиком.
    4. Введена в действие новая п/ст.

      228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» для отражения операций по оплате работ и услуг, осуществляемых для целей капитальных вложений (пусконаладочные работы, реконструкции объектов нефинансовых активов, разработка проектов, составление смет, экспертиза проектной документации и др.).

    5. По п/ст. 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и др.

      обособленными природными объектами» будут выделяться затраты по арендной плате в соответствии с заключенными договорами.

    6. Расходы на покупку бутилированной воды учреждениями, в которых отсутствует питьевое водоснабжение (или вода не соответствует санитарным нормам) исключены из перечня операций в порядке применения п/ст.

      223 «Коммунальные услуги» и сейчас подлежат отражению по п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

    7. В п/ст. 222 «Транспортные услуги» добавлены расходы на выплату компенсаций сотрудникам за использование личного автомобиля в служебных целях.
    8. В п/ст.

      226 «Прочие работы, услуги» перенесены 4 операции:

      • выплата суточных, денег на питание, возмещение затрат на проживание и проезд студентам и спортсменам;
      • компенсация сотрудникам затрат, понесенных во время пребывания в командировке;
      • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
      • компенсация работникам затрат на прохождение медкомиссии.

    Можно сказать, что статья группы 100 «Доходы» применяется практически по тем же правилам, что были установлены Указаниями № 65н на 2021 год. Однако, имеются и некоторые особенности, и связаны они прежде всего с внедрением федеральных стандартов бухучета (в т.ч. ФСБУ «Доходы») и с наличием ранее не используемых терминов.

    Обоснование вывода:

    Значительные различия нового порядка учета от существующего состоят в следующем:

    • В состав запасов добавлены объекты незавершенного производства и недвижимость для продажи. Производить оценку запасов следует два раза: при признании и после него.
    • Претерпит перемены и список расходов, которые необходимо включать в стоимость запасов, что повлечет за собой изменение системы калькулирования производственной себестоимости.
    • Помимо этого, необходимо будет иметь долгосрочный прогноз последствий приобретения (формирования) запасов. В их себестоимость потребуется включать значение оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды.
    • Необходимо использовать справедливую стоимость согласно МСФО, в частности, при оплате запасов неденежными средствами.

    Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.

    Организации бюджетной сферы использовать стандарт не станут. Стандарт могут не использовать микропредприятия, за исключением тех, кто не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Стоимость запасов они учтут в текущих расходах.

    Можно будет не использовать стандарт к запасам для управленческих нужд. В этом случае расходы на их приобретение (создание) необходимо признавать в расходах периода, в котором расходы понесены. Решение о методе учета запасов следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

    ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте

    Для того чтобы признать запас в качестве актива не имеет значение, имеется ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Запасы признаются при одновременном соблюдении последующих обстоятельств:

    • понесенные расходы гарантируют приобретение в будущем экономических выгод (реализацию цели работы некоммерческой компании);
    • установлена совокупность понесенных расходов.

    Единицей учета запасов способен являться номенклатурный номер, инвентарный номер, партия, однородная группа, отдельный объект или иная единица. В соответствии с новым стандартом уже после признания запасов в бухгалтерском учете допускаются дальнейшие перемены единиц их учета.

    Как оценивать запасы при принятии к учету?

    Запасы придется оценивать и при поступлении в организацию, и после признания. В этом одно из отличий стандарта от ПБУ 5/01.

    Так же, как и в настоящее время, запасы станут оцениваться согласно фактической себестоимости. При этом новый стандарт определяет различные принципы учета для объектов незавершенного производства, готовой продукции и для других запасов.

    Запасы (за исключением незавершенного производства и готовой продукции)

    В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:

    • суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
    • затраты на заготовку и доставку;
    • затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
    • стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
    • проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
    • иные требуемые расходы.

    В себестоимость запасов не включаются:

    • затраты, возникшие из-за чрезвычайных ситуаций;
    • управленческие затраты, помимо ситуаций, когда они напрямую связаны с приобретением (формированием) запасов;
    • расходы на хранение запасов, если оно не является частью технологии производства или условием закупки;
    • иные расходы, которые не включены в состав необходимых.

    Организации, применяющие упрощенные способы учета, смогут включать в себестоимость запасов только их цену без скидок, уступок, премий и иных поощрений, не учитывая условия отсрочки (рассрочки) платежа.

    Организации розничной торговли вправе оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок. Величина наценок должна регулярно пересматриваться.

    Торговые организации смогут включать в расходы на продажу затраты на заготовку и доставку товаров до центральных складов.

    Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

    Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

    В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

    Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

    К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

    Об учете запасов с 2021 года

    По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.

    По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:

    1. незавершённое производство (НЗП);
    2. недвижимость для продажи;
    3. интеллектуальную собственность для продажи.

    Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.

    В пп. 23-27 ФСБУ 5/2019 прописали, как оценивается незавершёнка.

    В единичном производстве продукции — по фактически произведённым затратам.

    В массовом и серийном есть 3 варианта.

    1. По фактической производственной себестоимости.
    2. По прямым затратам без включения косвенных.
    3. По плановым затратам. Их устанавливают из расчёта сырья, материалов, топлива, энергии, труда рабочих и т. д., которые обычно расходуются при нормальной загрузке производственных мощностей.

    Метода оценки НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов в новом стандарте нет.

    Если вы производите продукцию, и у вас есть и прямые, и косвенные затраты (кроме управленческих), то должны определить метод, при помощи которого вы включаете косвенные затраты в себестоимость продукции. Так косвенные затраты должны попасть в себестоимость незавершённого производства.

    Пример.

    За месяц в производство отпустили материалы на сумму 10 тыс.руб., чтобы произвести 10 единиц продукции.

    Прямые и косвенные (общепроизводственные) затраты месяца составили 40 000 руб. Выпущено 7 единиц продукции.

    Как рассчитать незавершёнку:

    Определите общую сумму затрат на единицу продукции:

    (10 000 РУБ. + 40 000 РУБ.) / 10 ЕД = 5000 РУБ.

    Умножьте на количество недоделанной на конец месяца продукции:

    5000 РУБ. Х 3 ЕД. = 15 000 РУБ.

    Если запасы приобрели за счёт кредита и они будут использованы для изготовления инвестиционного актива, начисленные проценты нужно включить в фактическую себестоимость запасов, то есть капитализировать (пп. «Д» п. 11 ФСБУ 5/2019). Это касается только продукции, для производства которой требуется длительное время (как правило, более года) и существенные расходы.

    Если запасы предназначены для других целей, нужно пользоваться п. 7 ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам» и относить проценты на прочие расходы.

    Рекомендация в области бухучёта Р-69/2016-КпР «Включение долговых затрат в стоимость производимой продукции» объясняет, почему для учёта процентов в себестоимости запасов не имеет значения, как произведённую вами продукцию будет учитывать покупатель. Важно, что производственный цикл у вас был длительный.

    Пример.

    Вы взяли кредит 1 млн руб. на 1 год под 20% годовых для приобретения материалов. По кредиту начислены проценты — 200 тыс. руб.

    Половину материалов вы отпустили на строительство здания для продажи. Оно будет достроено через 18 месяцев.

    Это инвестиционный актив, проценты нужно включить в стоимость запасов:

    ДТ 10 КТ 66 — 100 ТЫС. РУБ

    Вторую половину материалов вы хотите использовать для изготовления продукции, которую произведёте в этом же месяце.

    Проценты нужно учесть в прочих расходах:

    ДТ 91 КТ 66 — 100 ТЫС. РУБ.

    Согласно пп. «Б» п.18 и пп «Г» п. 26 ФСБУ 5/2019 в себестоимость запасов больше не входят управленческие расходы. Но есть исключение. Если управленческие расходы непосредственно связаны с приобретением или производством запасов, их можно включить в себестоимость.

    Например, зарплата директора никак не связана с производством конкретного запаса. Её нужно учесть по Дт 90 Кт 26.

    А вот расходы на командировку директора, цель которой — организовать выпуск продукции в филиале, можно обосновать как расходы, связанные с производством и включить в себестоимость запасов: Дт 20 Кт 26.

    В ФСБУ 5/2019 нет списка управленческих расходов, которые можно учесть в стоимости запасов. Чтобы избежать возможных споров с проверяющими, в учётной политике закрепите перечень ваших расходов, связанных с производством.

    Для многих организаций именно эта новация будет определяющей. Придётся менять систему калькулирования. Единственный метод — сокращённая производственная себестоимость. Видоизменится отчёт о финансовых результатах: у вас обязательной станет строка «Управленческие расходы»

    Оценочное обязательство — это обязательство, которое организация должна будет погасить, а в какой точно сумме и (или) в какие сроки, пока неизвестно. Но его можно спрогнозировать и рассчитать на отчётную дату. Популярный пример оценочного обязательства — это резерв по предстоящим выплатам отпускных работникам. Как признавать оценочные обязательства, рассказано в ПБУ 8/2010.

    Когда вы приобретаете или создаёте запасы, у вас могут возникнуть обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды. Стоимость таких работ будет оценочным обязательством, которое нужно включить в фактическую себестоимость этих запасов (пп. «Г» п.11 ФСБУ 5/2019).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий