Налоговый кодекс РФ 2016 последняя редакция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс РФ 2016 последняя редакция». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Популярная у индивидуальных предпринимателей патентная система расширилась и с 2016 г. распространяется не на 47 видов деятельности, а на 63. Также, чтобы получить патент количество сотрудников не должно превышать 15 человек, а годовая выручка ИП должна быть 60 млн рублей.

В 2016 г. большинство организаций заплатят налог на недвижимость согласно кадастровой оценке его стоимости. Налог на имущество организации не изменится для движимых активов, включая ценные бумаги. К тому же не нужно забывать, что земля также недвижимость поэтому земельный налог также возрастет.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Данным налогом согласно статьям НК РФ в новой редакции не будут облагаться только:

  • 1. Земельные участки объекты природопользования.
  • 2. Также законодательство позволяет не платить, если недвижимость находится в оперативном управлении военными, также эту функцию может выполнять любой другой федеральный орган.
  • 3. Если участок относится к объектам культурного наследия.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

В отчетности за 2019 год бухгалтеры будут в последний раз сдавать налоговую декларацию по транспортному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу.

С 2020 года налоговая служба будет самостоятельно, на основании имеющихся у них данных из ГИБДД и реестра на землю, рассчитывать налоги и высылать в компании сообщения о начисленном и подлежащем уплате налоге.

Такое правило уже много лет работает в отношении граждан России. Теперь этот опыт будет распространен и на юридические лица. По большому счету, это можно расценивать, как облегчение работы бухгалтера. Главное, чтобы базы ИФНС работали без сбоев.

Если компания владеет транспортом или землей, но ИФНС ей не высылает сообщение о необходимости уплатить налоги, компания обязана сама уведомить налоговую о наличие у неё транспортных средств и земельных участков, которые являются объектами налогообложения и не подпадают под льготы. Эта новая обязанность появится в 2021 году.

Вместе с сообщением о том, что у компании есть объект налогообложения, нужно представить в налоговую инспекцию копии документов, которые подтверждают регистрацию транспорта или права на участок. Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пример

Компания приобретет автомобиль для перевозок товаров и земельный участок под склад в 2020 году.

В 2021 году компания не получает от ИФНС сообщения о необходимости уплатить транспортный и земельный налоги. Компания обязана до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о наличии у них транспорта и земли. Сообщения от ИФНС. Как правило, рассылаются осенью. Компания может ожидать сообщения до середины декабря.

Если вы проигнорируете эту обязанность и не сообщите налоговикам о наличии у вашей компании таких объектов налогообложения, как транспорт и земельный участок, компанию могут оштрафовать на сумму размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Новая обязанность сообщать о владении транспортом и земельным участком у организаций появится с 2021 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Сообщать о наделении либо лишении обособленного подразделения полномочиями начислять зарплату нужно только в том случае, если него есть расчетный счет в банке.

Обособленное подразделение будет отчитываться и перечислять взносы по его месту нахождения, а не по месту нахождения головной организации, как было раньше.

Изменение вступает в силу с 1 января 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Небольшие недоимки налоговики будут списывать без суда. С 1 апреля 2020 года меняются правила взыскания недоимки за счет денежных средств компании или ИП. Если общая сумма задолженности более 3000 руб., налоговая инспекция действует по общему правилу: два месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и шесть месяцев для обращения в суд.

С апреля 2020 года, если недоимка компании меньше 3 000 рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:

  • сумма долга по разным требованиям превысила 3000 рублей;
  • прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

При этом, при недоимке до 3000 руб., срок, в течение которого инспекция должна направить требование, будет составлять один год с момента ее выявления.

Изменения в НК РФ о списании небольших сумм недоимки вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Снимается ограничение, по которому переплату можно зачесть только в счет налога того же вида. То есть, федеральный налог — в счет федерального; региональный налог — в счет регионального, местный налог — в счет местного.

Изменения НК РФ о зачете переплаты между разными видами налогов вступают в силу с 1 октября 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Компания сможет вернуть переплаченный налог, только в том случае, если у нее не будет недоимки по любому другому налогу, а также пеням и штрафам.

Изменение в НК РФ вступить в силу с 1 октября 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Срок принятия решения о зачете или возврате переплаты будет зависеть от срока окончания камеральной проверки либо вступления в силу решения по ней. Речь идет о тех случаях, когда камералка по налогу проводится.

Срок принятия решения будет начинаться:

  • по истечение 10 дней после дня окончания проверки,
  • со дня, следующего за днем, когда вступили в силу решение по проверке.

Изменение в НК РФ вступает в силу через месяц после официального опубликования закона – 29 сентября 2019 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Налоговикам разрешат рассылать вам СМС с сообщениями о неуплаченном налоге, задолженности по пеням, штрафам, процентам. Такие сообщения ИФНС будет рассылать вам по электронной почте или иными способами. Пока неясно какими именно «иными».

Правда, вы должны дать свое письменное согласие на получение таких сообщений. А у налоговиков будет ограничение: рассылать вам «письма счастья» не чаще одного раза в квартал.

Изменение в НК РФ о рассылке СМС налогоплательщикам вступает в силу с 1 апреля 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

С 1 апреля 2020 года в сети интернет появятся решения об обеспечительных мерах.

На сайте налоговой службы будут публиковаться решения о принятии и об отмене обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества. С указанием имущества, в отношении которого действует запрет. Перечень сведений, которые будут размещаться на сайте, налоговая служба утвердить позднее.

Информация о решениях будет публиковаться на сайте налоговой в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

Изменение НК РФ вступает в силу с 1 апреля 2020 года.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Данный норматив является основой законодательной системы, в которую входят также:

  • других нормативы федерального уровня, определяющие наказание за правонарушения и преступления в данной сфере;
  • приказы, разъяснения, методики, издаваемые налоговой службой страны;
  • иные нормативы, принимаемые региональными органами власти.

Таким образом, налоговая система России состоит из нормативов различного иерархического уровня и органов управления процессом взимания налогов с физических и юридических лиц.

Налоговый кодекс России в первой части устанавливает принципы построения системы налогообложения в России. Они действуют с 01. 01. 1999 года и состоят из:

  • порядка и оснований взимания налоговых платежей и других обязательных сборов;
  • прав и обязанностей тех, кто должен платить налоги;
  • видов платежей;
  • механизмов проведения контроля;
  • ответственности за совершение правонарушений и преступлений в данной сфере;
  • порядка обжалования постановлений, вынесенных должностными лицами.

Понятие налогоплательщиков или налоговых агентов разъясняется в ст. 19 НК. Лицами, обязанными осуществлять перечисления налоговых платежей, могут быть;

  • граждане РФ;
  • подданные других стран, если они являются налоговыми агентами России;
  • физ – и юрлица;
  • иностранные структуры без образования юрлица.

Кодексом констатируется наличие в РФ трёх видов налоговых платежей – федерального, регионального и местного (ст. 12). На федеральном уровне взимаются налоги на добавленную стоимость, доходы физлиц, прибыль юрлиц, пользование природными ресурсами. К этой же категории относятся и пошлины с акцизами, которые так же выполняют налоговую функцию (ст. 13).

Бюджет регионов пополняется от налогов на имущество юрлиц, от игорных и транспортных платежей (ст. 14 НК). Наконец, налог местные налоги слагаются из торговых сборов, а так же платежей от недвижимости физлиц (ст. 15).

Вообще, под этим понимается вполне конкретная сумма средств (индивидуально по каждой сделке купли-продажи в зависимости от суммы по договору), на которую уменьшается так называемая налоговая база. Формально это сумма, снижающая выплату, хотя фактически – сначала вы платите полностью ее. И только после этого можно подать заявление на вычет (с обязательным предоставлением необходимых документов).

Если речь идет о несовершеннолетних детях или престарелых недееспособных родственниках (возможно опекунствах), то документы на подает законный представитель, либо ближайший родственник (в случаи смерти лица, которому полагается вычет, либо доверенное лицо (с генеральной доверенностью, гарантирующей правовую основу подачи документов).

В 2016 году сумма на имущество организаций упорядочена и «привязана» к кадастровой стоимости, а также к остаточной стоимости основных производственных фондов. Упрощена система подачи деклараций по вопросу нелогообложения имущества организаций – теперь ее можно подавать в традиционном бумажном и электронном варианте (исправить и дополнить можно также по электронной почте).

Единственная поправка для онлайн-сдачи документов – наличие цифровой подписи у организации или ее представителя (бухгалтера или руководителя).

Формулы расчетов остались прежними, но изменился коэффициент, зависящий от возраста имущества и длительности его использования одной организацией – теперь он исчисляется не по балансовой стоимости, а по остаточной.

Во второй части налогового кодекса изменений значительно меньше – они касаются земельных правоотношений и упрощенной системы налогообложения (в простонародье – упрощенки).

Теперь это в большей его части платится авансом (поквартально), а последний платеж производится до крайней даты подачи налоговой декларации. Что касается изменений – теперь переход на УСН возможен только 1 раз в год, причем предварительно необходимо выбрать одну из двух программ УСН (додходы с налогом в 6% или доходы минус расходы со ставкой 18%).

  • Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
  • Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
  • Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
  • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
  • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
  • Глава 9. ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА УПЛАТЫ НАЛОГА И СБОРА, А ТАКЖЕ ПЕНИ
  • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
  • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
  • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
  • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
  • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
  • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
  • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ.
  • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  • Глава 22. АКЦИЗЫ
  • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
  • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
  • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ
  • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
  • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)
  • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
  • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ
  • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
  • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
  • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
  • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Налоговый кодекс РФ 2016 — последняя редакция

  • 1 Часть первая[1]
  • 2 Часть вторая[2]

  1. Статья 6.3 КоАП — Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  2. Статья 13.15. КоАП — Злоупотребление свободой массовой информации

  3. Статья 20.6.1. КоАП — Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

  4. Статья 3.18.1 КоАП Москвы

  5. Статья 86-1 КоАП Санкт-Петербурга

  1. Кодекс административного судопроизводства РФ (вступил в силу 15.09.2015)

  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (редакция АПК РФ, действующая по состоянию на 01.10.2015)

    1. Статус разъяснений и писем Минфина

    2. Статус разъяснений и писем ФНС

    3. Как написать претензию

    4. Как написать жалобу

    5. Как написать иск

    6. Расчет пособий в 2021 году

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6 (ред. от 26.12.2017)

      «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15

      «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56

      «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 297-ФЗ

      «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ

      «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  3. Письмо ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/[email protected] (ред. от 05.07.2021)
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 (ред. от 02.07.2021)
  5. Распоряжение Рособрнадзора от 16.07.2019 N 1122-10 (ред. от 02.07.2021)
  6. Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спортивному метанию ножа на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0090001411Я
  7. Приказ Банка России от 10.09.2020 N ОД-1472 (ред. от 01.07.2021)
  8. Постановление ЦИК России от 25.07.2018 N 170/1403-7 (ред. от 01.07.2021)
  9. Приказ Минтруда России от 30.12.2020 N 983 (ред. от 30.06.2021)
  10. Приказ Росстата от 24.07.2020 N 410 (ред. от 30.06.2021)
  11. Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по самбо на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0790001511Я
  12. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 N 25 (ред. от 29.06.2021)
  13. Кодекс устанавливает легальную систему налогов и сборов, определяет общие принципы налогообложения и взимания сборов в государстве.

    Налоговым кодексом регулируются властные императивные отношения в сфере установления, введения и взимания обязательных платежей, отношения, складывающиеся в процессе проведения налогового контроля, отношения по обжалованию действия или бездействия, актов и решений налоговых органов, отношения в сфере привлечения к ответственности за нарушения предусмотренных НК РФ норм и правил.

    НК РФ не регулирует отношения, касающиеся таможенных сборов, страхования по общему правилу. Он может распространяться на них, если только это прямо указано в законе.

    Отношения, регламентируемые НК РФ, строятся на основе подчинения, метод регулирования – императивный.

    Налоговый кодекс РФ 2016 последняя редакция

    Кодексом установлены начала и принципы осуществления налоговых правоотношений:

  • Каждый обязан уплачивать налоги сборы, как это предусмотрено конституционными нормами;
  • Налогообложение зиждется на признании равенства налогоплательщиков;
  • Обязанность уплачивать налоги всеобщая;
  • Необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате установленного налога;
  • Недопустимо устанавливать налоги и сборы на основе дискриминации;
  • Не допускаются дифференцированные ставки;
  • Все установленные обязательные платежи необходимо экономически обосновывать;
  • Недопустимо устанавливать обязательные платежи, которые препятствуют реализации конституционных прав, нарушают экономическое пространство, ограничивающее свободу перемещения по государственной территории самих налогоплательщиков, их денег и продуктов их деятельности,
  • Недопустимо налогами ограничивать экономическую деятельность субъектов налогообложения;
  • Нормы об обязанности уплаты налога / сбора должны строиться таким образом, чтобы налогоплательщик понимал, сколько, когда и как ему нужно платить;
  • Сомнения и противоречия должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
    • Глава 2. Система налогов и сборов в российской федерации
    • Глава 2.1. Страховые взносы в российской федерации
  • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях
    • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты
    • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
    • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
    • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
    • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
    • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • Раздел III. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. органы внутренних дел. следственные органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
    • Глава 5. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
    • Глава 6. Органы внутренних дел. следственные органы
  • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 7. Объекты налогообложения
    • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
    • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
  • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
    • Глава 13. Налоговая декларация
    • Глава 14. Налоговый контроль
  • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. соглашение о ценообразовании. документация по международным группам компаний
    • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
    • Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
    • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
    • Глава 14.4. Контролируемые сделки. подготовка и представление документации в целях налогового контроля. уведомление о контролируемых сделках
    • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
    • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
    • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
  • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
    • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. регламент информационного взаимодействия
    • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. мотивированное мнение налогового органа
  • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
    • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
    • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
    • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение

    Изменений, коснувшихся первой части кодекса, не так много. Они все связаны с общим порядком уплаты налогов, страховых взносов и ответственности, которую могут понести граждане за нарушения. Нововведения следующие:

    • Обновлена форма заявления на возврат и зачёт в налоговую
    • Изменены правила заверки документов для налоговой
    • Добавлена возможность для налоговиков получить информацию об организации у её аудитора
    • Добавлена возможность уточнить счёт Федерального Казначейства по вопросу платежей в бюджет
    • Обновлена форма уведомлений о контролируемых сделках
    • Объявлено, что контролируемые сделки следует определять по-новому
    • Рекомендовано обновить формат сдачи отчётов в налоговую
    • Объявлено, что расчёт пени за просрочку уплаты следует рассчитывать иначе в 2019 году

    Все указанные выше изменения были заявлены на январь 2019 года.

    Жизнь, в том числе деловая, не стоит на месте. Контролирующие органы внимательно отслеживают соблюдение законодательства в части поборов и своевременно вносят изменения.

    В основном, изменения касаются непосредственно самих налогов. Изменения вносят с поправкой на применение с 01 января следующего года.

    Рассмотрим основные изменения, которые были в 2018 году.

    Упрощенная система налогообложения (УСН):

  1. С 01 января необходимо отчитаться по новой форме.
  2. Даны права регионам уменьшать ставку налога по упрощенной системе. Как при «Доходы минус расходы», так и при «Доходы».
  3. Увеличен лимит, на котором может, находится «упрощенник».
  4. Введен в действие торговый сбор.
  5. Дано право на создание представительств от организации. Филиалы, по прежнему, запрещены.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — дано права регионам снижать ставку.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ):

Налоговый Кодекс Российской Федерации (части 1, 2)

Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству охвата и кругу лиц.

Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых актов:

  1. Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы.
  2. Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения. Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса.
  3. Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны, направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ.
  4. Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими также уточняется порядок выполнения принятых норм.
  5. Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти. Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики.
  6. Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания) сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или иных сборов с отдельных лиц.
  7. Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.

С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к капиталистической форме экономических отношений при формальных рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы налогообложения.

Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме «дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:

Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных доработок, уточнений и поправок. В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.

В качестве основополагающего законодательного акта, устанавливающего и регулирующего правила функционирования налоговой системы страны, НК РФ решает следующие задачи:

  1. Устанавливает принципы, на которых вводятся новые и прекращают действие устаревшие налоги и сборы на федеральном, региональном и местном уровнях.
  2. Формулирует процедуру и порядок уплаты налоговых начислений.
  3. Регулирует права и обязанности лиц подлежащих налогообложению, а также органов исполнительной власти и специализированных служб, являющихся участниками общественно-государственных налоговых отношений.
  4. Определяет взимаемые в государстве налоги и сборы.
  5. Устанавливает методы регулирования и контроля над начислением и сбором налогов.
  6. Вводит степень ответственности за несвоевременную или неполную оплату налогов, укрывательство и иные преступления в сфере налогообложения, а также меры административного или уголовного преследования по данным основаниям.
  7. Предусматривает механизмы защиты интересов (включая судебные) граждан и организаций в случаях злоупотреблений, неправомерных действий или бездействия представителей налоговых органов и иных должностных лиц, так или иначе вовлеченных в сферу налогового регулирования.

Как уже было указано, под налоговыми отношениями, регулируемыми кодификационным документом, понимается весь комплекс общественно-государственных правоотношений, сформировавшихся между субъектами данных отношений в процессе оценки их налогооблагаемой базы, расчета и начисления налоговой нагрузки, разработки правил и исключений из них при взимании налогов и сборов, а также порядка обжалования неправомерных действий в ходе реализации данных правоотношений.

Исходя из определения, к объектам этого вида общественных отношений относятся взимаемые ставки налогов и сборов.

Субъекты в данной сфере определяются с одной стороны как налогоплательщики, представленные лицами, обязанными в установленный срок и в полном объеме выплачивать надлежащую сумму налоговой нагрузки. С другой стороны – это государство в лице законодательно установленных органов и должностных лиц. К ним относятся:

  • Налоговые инспекции;
  • Таможенные пункты;
  • Иные уполномоченные структуры исполнительной власти (федеральные или местные).

Указанные категории субъектов, согласно должностным обязанностям осуществляют аккумулирование средств налогоплательщиков и перечисление их в бюджет страны или его субъекта исходя из распределения налоговых поступлений, регулируемых бюджетным правилом и иными законодательными актами.

Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции от 01.01.2021

Востребованность Налогового Кодекса в качестве основополагающего акта системы регулирования государственного налогообложения характеризуется тем, что именно исходя из его норм, реализуется такая способность государства как наполнение доходной части бюджета – то есть обеспечение финансирования аппарата управления страной, поддержания ее жизнеспособности и реализация программ направленных на ее развитие.

Вместе с тем, как было отмечено ранее, в отношении системы налогового законодательства Кодексом регламентируются ее структура, а также особенности и функции входящих в нее элементов. Этим объясняется разделение текста документа на две части. Первая состоит из 20 глав, распределенных по 7-ми разделам, вторая: из 13 глав в 5-ти разделах. Всего документ насчитывает 432 статьи.

Общая. Очерчивает правовые рамки и элементы, которыми оперирует система государственного налогообложения, устанавливает перечень объектов и участников данной системы, их прав и обязанностей, формулирует роль государства, в качестве надзорного и контролирующего органа в его взаимоотношениях с лицами, осуществляющими уплату налогов и сборов. Наконец, в ней зафиксированы порядок и методы расчета ставок по налогообложению различных категорий лиц и указаны возможные случаи нарушения законодательства в рассматриваемой сфере общественно-государственных отношений.

Последняя редакция Налогового кодекса РФ, также как и налоговый кодекс, состоит из двух частей, первая из которых вмещает в себе информацию, непосредственно о системе налогообложения, а также лицах, которых принято называть налогоплательщиками. Помимо этого, в данной части кодекса рассматриваются такие моменты, например, как основания, согласно которым полностью или частично перестает действовать обязательство об уплате налогов. Последняя редакция Налогового кодекса РФ также содержит информацию, относительно которой можно узнать о том, когда, как, и каким образом вводятся новые формы налогов, соответственно, отменяются старые и прочие немаловажные моменты.

В 7 пункте раздела статьи 171 ФЗ исчез текст второго абзаца, в котором указывалось, что суммы НДС, касающиеся расходов, упитывающиеся при начислении налогов, подлежат вычетам в соответствии с нормативами.

Вычеты НДС, предусмотренные вторым пунктом статьи 171, могут быть заявлены не позже 3 лет с момента приобретения предприятием товаров, услуг, имущественных прав на территории России, а также продукции, ввезенной им в страну или на другие территории, которые находятся под юрисдикцией РФ.

Новая редакция кодекса определяет право получить вычет, если счет-фактура был передан предприятию после завершения налогового периода, которого касаются приобретения, но до окончания срока, отведенного на подачу декларации за этот период. Это позволяет предоставить вычет в периоде постановки товаров, услуг, работ на учет.

Срок уплаты НДС теперь немного продлен. Уплатить сбор в полном объеме нужно не позже 25 числа месяца (не важно ноябрь это или середина лета), следующего за отчетным периодом (кварталом). Раньше рассчитаться с государством нужно было до 20 числа.

Налоговый Кодекс РФ 2021 — 2020 НК РФ — Москва, Cанкт-Петербург

(Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ)

  • С 1 января 2016 года
    Работодатели должны ежеквартально отчитываться по НДФЛ
    Налоговые агенты обязаны в течение месяца, следующего за первым кварталом, полугодием и девятью месяцами, подавать в инспекцию расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ.

    Расчет за год подается не позднее 1 апреля следующего года.

    В расчете отражается обобщенная информация по всем физлицам: суммы начисленных и выплаченных им доходов, предоставленные им вычеты, исчисленные и удержанные суммы налога, а также другие данные, которые нужны для определения суммы НДФЛ.
    ФНС утвердила форму 6-НДФЛ, по которой подается расчет, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме.

    Расчет подается в электронной форме. Однако если число физлиц, получивших доходы от налогового агента за год, составляет до 25 человек, то он может направить этот документ на бумажном носителе.

  • С 1 января 2016 года
    Вычет на ребенка предоставляют, пока доход работника не превысит 350 тыс. руб.
    С месяца, когда доход сотрудника, исчисленный нарастающим итогом с начала года и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, станет больше 350 тыс. руб., работодатель прекратит предоставлять стандартный вычет на ребенка.
    Ранее согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ лимит составлял 280 тыс. руб. (Изменения предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2015 N 317-ФЗ)
  • С 1 января 2016 года
    Удержанный НДФЛ должен быть перечислен не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода
    Это общее правило установлено в п. 6 ст. 226 НК РФ. Исключение касается отпускных и пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком). Удержанный с них НДФЛ нужно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

    До 2016 года дата перечисления НДФЛ в бюджет зависела, например, от дня получения налоговым агентом средств в банке, перевода с его счета на счет физлица либо фактического получения физлицом дохода.

  • С 1 января 2016 года
    От утверждения авансового отчета о командировке зависит день фактического получения дохода
    Датой получения дохода при расчете НДФЛ считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ). Ранее особых правил для этого вида дохода не было, но разъяснялось, что сумму дохода определяют в момент утверждения отчета.
  • С 1 января 2016 года
    Работодатель предоставляет социальные вычеты на лечение и обучение по заявлению сотрудника
    Кроме письменного заявления сотрудник должен подать работодателю уведомление о подтверждении права получить социальные вычеты, выданное инспекцией. Вычеты на лечение и обучение налоговый агент предоставляет начиная с месяца, когда к нему обратился работник (п. 2 ст. 219 НК РФ).
    Ранее вычеты на лечение и обучение налогоплательщик мог получить, только обратившись в инспекцию. (Изменения предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2015 N 85-ФЗ)
  • С 1 января 2016 года
    Срок для сообщения налоговым агентом в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ увеличился
    Информацию с указанием сумм дохода, с которого не удержан налог, и размера неудержанного НДФЛ необходимо представлять не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 226 НК РФ).
    Ранее эти сведения нужно было подать в течение месяца после окончания года.
    В 2016 году сообщить о невозможности удержать налог в прошлом году нужно по новой форме 2-НДФЛ.
  • С 1 января 2016 года
    Отчетность по НДФЛ можно подать на бумажном носителе, если доход получили до 25 человек
    По общему правилу налоговый агент обязан представлять расчет исчисленных и удержанных сумм НДФЛ и сведения о доходах физлиц в электронной форме (абз. 7 п. 2 ст. 230 НК РФ).
    Ранее для подачи формы 2-НДФЛ на бумажном носителе действовал лимит по числу физлиц, получивших доход за год, — до 10 человек.
  • С 1 января 2016 года
    НДФЛ не уплачивается, если до продажи недвижимость была в собственности не менее 5 лет
    Для освобождения от НДФЛ минимальный срок владения недвижимостью может составлять не пять лет, а три года (ст. 217.1 НК РФ). Это правомерно, например, при продаже квартиры, которая получена в дар от члена семьи, по наследству или в порядке приватизации.
    Для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70% кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70% кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.
    Следует отметить, что субъекты РФ своими законами могут уменьшить установленный Налоговым кодексом РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.
    Положения ст. 217.1 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года. Новые правила, как и действовавшие ранее, не распространяются на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.
    Напомним, доходы физлица — налогового резидента РФ от продажи недвижимости не облагались НДФЛ, если срок нахождения объекта в собственности составлял три года и более. При этом было неважно, каким образом данный объект получен. (И��менения предусмотрены Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • С 1 января 2016 года
      Амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше100 тыс. руб.
      Такое изменение внесено в п. 1 ст. 256 НК РФ. Тот же критерий используется при определении стоимости основного средства для отнесения его к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 257 НК РФ). Эти правила применимы к амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года.
      Напомним, до этой даты для целей налогового учета имущество признавалось амортизируемым, если его первоначальная стоимость превышала 40 тыс. руб.(Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)
    • С 1 января 2016 года
      Стало больше компаний, вносящих только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль
      Это связано с увеличением с 10 до 15 млн руб. лимита среднеквартальной суммы доходов от реализации, определяемого за предыдущие четыре квартала (п. 3 ст. 286 НК РФ). Авансовые платежи следует перечислять не позднее 28 календарных дней с даты окончания отчетного периода. (Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)
    • С 1 января 2016 года
      Увеличена предельная база по пенсионным и «больничным» взносам
      Взносы в ПФР начисляются по меньшему тарифу с того момента, когда суммы, выплачиваемые физлицу нарастающим итогом с начала года, превысят 796 тыс. руб.. Ранее лимит был равен 711 тыс. руб.
      Увеличился и размер предельной базы по взносам в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — с 670 тыс. до 718 тыс. руб. На большую сумму взносы не начисляются. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265)
    • С 1 января 2016 года
      Изменились КБК для перечисления страховых взносов
      Взносы с выплат работникам Вид платежа КБК с 2016 года
      Обычные пенсионные взносы Взносы 392 1 02 02010 06 1000 160
      Пени 392 1 02 02010 06 2100 160
      Штрафы 392 1 02 02010 06 3000 160
      Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1 Взносы 392 1 02 02131 06 1000 160
      Пени 392 1 02 02131 06 2100 160
      Штрафы 392 1 02 02131 06 3000 160
      Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2 Взносы 392 1 02 02132 06 1000 160
      Пени 392 1 02 02132 06 2100 160
      Штрафы 392 1 02 02132 06 3000 160
      Обычные взносы в ФСС РФ Взносы 393 1 02 02090 07 1000 160
      Пени 393 1 02 02090 07 2100 160
      Штрафы 393 1 02 02090 07 3000 160
      Взносы на травматизм Взносы 393 1 02 02050 07 1000 160
      Пени 393 1 02 02050 07 2100 160
      Штрафы 393 1 02 02050 07 3000 160
      Взносы в ФФОМС Взносы 392 1 02 02101 08 1011 160
      Пени 392 1 02 02101 08 2011 160
      Штрафы 392 1 02 02101 08 3011 160
      Взносы с выплат работникам Вид платежа КБК с 2016 года
      Пенсионные взносы Фиксированные взносы в сумме 19 356,48 руб. 392 1 02 02140 06 1100 160
      Взносы по тарифу 1 процент с дохода свыше 300 000 руб. 392 1 02 02140 06 1200 160
      Пени 392 1 02 02140 06 2100 160
      Штрафы 392 1 02 02140 06 3000 160
      Медицинские взносы Взносы 392 1 02 02103 08 1011 160
      Пени 392 1 02 02103 08 2011 160
      Штрафы 392 1 02 02103 08 3011 160
      Добровольные взносы в ФСС Взносы 393 117 06020 07 6000 180

      Стали иными КБК для уплаты, пеней и процентов по взносам в ФСС РФ, а также коды для перечисления взносов по дополнительным тарифам в отношении работников, имеющих право на досрочную пенсию.
      Взносы в ПФР следует перечислять по единому коду. Ранее планировалось, что с 2016 года взносы в отношении выплат, не превышающих предельную величину, и сумм, выплаченных сверх нее, будут перечисляться по разным КБК. (Изменения предусмотрены Приказом Минфина России от 08.06.2015 N 90н,
      Приказом Минфина России от 01.12.2015 N 190н)

    1. С 1 апреля 2016 года
      Сведения персонифицированного учета (форма СЗВ_М) нужно подавать ежемесячно
      Страхователь должен не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, сообщать в ПФР фамилии, имена и отчества работающих у него физлиц, а также их СНИЛС и ИНН.
      (Такая обязанность установлена в новом п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете.)

      Если страхователь эту обязанность не выполнит или выполнит недобросовестно, ему грозит штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо.
      Сохраняется и обязанность страхователя ежеквартально представлять сведения персонифицированного учета в составе расчета по форме РСВ-1. (Изменения предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ)


    Похожие записи:

Добавить комментарий