Какие обязанности возлагаются на работодателя при заключении коллективного договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие обязанности возлагаются на работодателя при заключении коллективного договора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.

Заключение коллективного договора должно быть инициировано, и по закону право на это имеют работники или работодатель. Обязать заключить коллективный договор при отсутствии такой инициативы не может ни трудовая инспекция, ни фонды, ни другие административные органы.

Конечно, чаще всего, предложение о заключении коллективного договора подают работники, по естественным причинам – улучшить условия труда и его оплату. Если в трудовом коллективе создан профсоюз, то работники (в случае, когда инициатива исходила от них) должны сообщить о начале коллективных переговоров и включить представителей профсоюза в состав переговорщиков.

Присоединиться к коллективным переговорам другая сторона должна в семидневный срок со дня получения предложения.

Как мы уже упоминали выше, работодатель, отказывающийся от участия в переговорах, может подвернуться административным санкциям – до 3 тысяч рублей. К слову, аналогичная норма ответственности для работников не предусмотрена.

В ответ на полученное предложение заключить коллективный договор вторая сторона должна дать письменное согласие, указав в нем своих представителей, дату, место, время начала переговоров. Если эти подробности в письме отсутствуют, то переговоры назначаются на следующий день после получения ответа.

Для ведения переговоров, разработки проекта и заключения коллективного договора представители работников и работодателя объединяются в общую комиссию. На заседаниях комиссии обсуждаются предложения сторон по улучшению трудовых отношений и другие важные для работников и работодателя вопросы. Лица, входящие в комиссию, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период участия в переговорах и подготовке коллективного договора.

Проект коллективного договора должен быть передан для ознакомления и обсуждения всем работникам, и их замечания и дополнения должны учитываться при подготовке окончательной редакции.

Как долго стороны могут обсуждать условия коллективного договора? Законом установлен максимально возможный срок — не более трех месяцев. Если согласия по всем положения договора достигнуто не было, то стороны все равно должны подписать коллективный договор, а условия, по которым согласия не найдено, вписать в протокол разногласий. Эти несогласованные моменты могут впоследствии стать причиной трудового спора (статья 398 ТК РФ).

Коллективный договор заключается на срок до трех лет, с правом продления на такой же срок. В течение семи дней после подписания работодатель должен зарегистрировать договор в соответствующем органе по труду (статья 50 ТК РФ). Это может быть орган в региональной администрации или департамент по труду и занятости. В Москве, например, это Комитет общественных связей города Москвы.

Как и другие соглашения, коллективный договор может впоследствии дополняться и изменяться, и порядок внесения изменений должен быть прописан в его тексте. Все новые соглашения к договору тоже должны быть зарегистрированы в органе по труду.

Коллективный договор: право или обязанность?

В соответствии с правилами делопроизводства листы коллективного договора должны быть прошиты и пронумерованы. На титульном листе обычно указывается общая информация:

  1. Полное название предприятия;
  2. Название документа;
  3. ФИО, подписи лиц, заключивших договор;
  4. Печати;
  5. Отметка регистрирующего органа с указанием номера и даты регистрации.

Приложениями к договору оформляются объёмные и требующие строгого регламента вопросы. К ним относятся:

  • Правила ВТР;
  • Положение о премировании и оплате труда;
  • Инструкции по охране труда;
  • Порядок проведения СОУТ.

В зависимости от специфики организации приложениями могут оформляться и другие документы на усмотрение сторон.

При необходимости из коллективного договора могут делаться выписки для предоставления вышестоящим органам и т.п. При оформлении выписки копируется необходимая часть договора, на которой дублируются реквизиты, указанные в титульном листе (исключая подписи). Кроме того, листы выписки прошивают, нумеруют и заверяют подписью уполномоченного работника.

При условии того, что коллективный договор составлен грамотно и в соответствии с требованиями трудового законодательства, за счёт его наличия можно значительно оптимизировать работу с документацией, уточнить права и обязанности сторон.

Если вы не можете решить, нужен ли коллективный договор в ООО, имейте в виду, что ответственные работодатели предпочитают иметь в организации такой документ, хотя и не обязаны этого делать. Если колдоговора на предприятии нет, вся деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства.

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами (статья 41 ТК РФ).

Образец грамотного коллективного договора

Существует ряд особенностей коллективного договора.

ТК РФ в ст. 8 предоставляет работодателям (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) право осуществлять локальное нормотворчество, принимая локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Однако нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению.

В коллективном договоре учитываются отраслевые нормы и правила.

Статья 68 ТК РФ предусматривает обязанность ознакомления работника со всеми локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью работника, под роспись.

Например, для ознакомления с локальными актами возможно:

  • приложить к локальному нормативному акту листы ознакомления, на которых работники будут проставлять визы ознакомления, включающие в данном случае личную подпись работника (его собственную роспись), дату визирования (при необходимости — время) и расшифровку личной подписи работника (два инициала перед фамилией без скобок);
  • оформить специальный журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами (в крупной организации с большим движением кадров может быть оформлено несколько журналов по видам документов);
  • составить перечень локальных нормативных актов, с которыми должен быть ознакомлен работник;
  • довести до сведения работника каждый документ;
  • оформить визы ознакомления под названиями локальных актов.

Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).

Существуют также особенности коллективного договора, вытекающие из судебной практики.

Оплата расходов до аэропорта может быть не предусмотрена в коллективном договоре. В Определении Верховного Суда РФ от 25.01.2016 N 8-КГ15-18 суд пришел к выводу о том, что коллективный договор и локальные нормативные акты обязанности работодателя по компенсации расходов по доставки работников в аэропорт не предусматривают.

Согласно части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в частях первой — седьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны).

Виды соглашений, отражающие уровень и «охват» масштабов социально-трудовых связей, характеризуются законодателем таким образом:генеральное соглашение регулирует вопросы труда и оплаты на федеральном уровне, межрегиональное – в масштабе 2-х (и более) регионов РФ, региональное – это уровень одного субъекта РФ, территориальное регулирует условия труда, гарантии, льготы, компенсации – на территории отдельного муниципального образования.

Отраслевое и межотраслевое соглашение относятся к условиям труда отрасли (отраслей). Оно может быть принято на всех указанных уровнях, от федерального до уровня муниципального образования, территории.

Все названные соглашения могут заключаться один раз в трехстороннем порядке.Трехсторонний порядок означает следующее: соглашения, в которых содержатся обязательства, предполагающие расходование бюджетных средств, принимаются при участии органов госвласти, местного самоуправления. Они выступают одной из сторон соглашения.

В качестве примера можно обратиться к действующему Генеральному соглашению, принятому совместно объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ.

Нередко на практике вопрос обязательности порождает путаницу. Является ли заключение и следование нормам принятых документов правом участников рынка труда или обязанностью?

Начнем с коллективного договора. Его заключение не является обязательным, иначе говоря, если администрация и работники не желают заключать документ, можно обойтись без него. Такой вывод следует из ст. 21, 22 ТК РФ. В то же время работники наделены правом инициировать подписание колдоговора, уведомив об этом работодателя. В таком случае он обязан вступить в переговоры по колдоговору. Такое же право есть и у самого работодателя (ст. 36 ч. 2 ТК РФ).

Согласованный и принятый документ обязателен к исполнению подписавшими его сторонами.

Более сложная ситуация с соглашениями. В ст. 48 ТК РФ говорится, что соглашение обязательно исполняется работодателями:

  • имеющими членство в объединении, которое подписывало соглашение;
  • уполномочившими это объединение выступать вместо себя;
  • присоединившимися к нему позднее;
  • госорганами, иными властными структурами, по положениям, фиксирующим их обязательства.

Однако соглашения в сфере труда по большей части относятся к федеральному уровню. В таком случае федеральные власти (обычно Минтруд) предлагают письменно, через прессу, не присоединившимся руководителям фирм и компаний сделать это. Если в течение 30-дневного срока работодатели не предоставят мотивированный отказ, документ начинает действовать также и в отношении этих работодателей.

У работодателя, «не заметившего» предложения Минтруда и на это основании игнорирующего соглашение, существует риск реальных санкций.Однако, если отказ оформлен законно, заставить исполнять соглашение нельзя (Апп. опред. СК по гражданским делам ВС Респ. Коми от 4/02/13 по д. № 33-735/2013).

Правонарушения, связанные с заключением колдоговоров и соглашений наказываются согласно КоАП. Могут применяться ст. 5.28, 5.29, 5.30, 5.31. За уклонение от переговоров, затягивание сроков подписания, сокрытие необходимой информации, немотивированный отказ от подписания документов, нарушение взятых по колдоговору, соглашению обязательств либо невыполнение их этими статьями устанавливаются различные штрафы от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. Работодатель, не выполняющий своих обязательств по соглашению или колдоговору, кроме того, может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности (ст. 419 ТК РФ).

В соответствии с нормами ст. 50 ТК РФ, коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем или его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

В соответствии с законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», ответственность предусматривается главным образом в отношении должностных лиц, представляющих в договоре работодателя.

Эта ответственность выражается преимущественно в форме штрафа и носит административно-правовой характер.

Она устанавливается за следующие нарушения:

      • уклонение от участия в переговорах;
      • нарушение и невыполнение коллективного договора;
      • непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров.

Ответственность лиц, представляющих работодателя, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению договора или нарушили установленный семидневный срок начала переговоров, выражается в штрафе, исчисляемом в размере до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда. Такая же ответственность устанавливается за необеспечение работы комиссии по переговорам в определенные сторонами сроки. Указанный штраф налагается в судебном порядке.

За нарушение и невыполнение коллективного договора лица, представляющие работодателя, подвергаются штрафу в размере до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда, также налагаемому в судебном порядке.

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются условия коллективного договора.

Наиболее распространенной формой юридической ответственности руководителей государственных предприятий и других должностных лиц из числа администрации, виновных в указанных нарушениях, является дисциплинарная ответственность. Она наступает за нарушение таких колдоговорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя.

  • Контактная информация
  • Написать обращение (жалобу)
  • Приём граждан
  • Вопросы и ответы

Колдоговор содержит нормы трудового права, которые действуют в организации, заключившей с работниками это соглашение. Согласно ТК данный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с установленным законодательством, поэтому колдоговор должен быть подвергнут тщательной проверке. В связи с этим коллективный договор подлежит регистрации.

В ст. 44 ТК РФ указано, что порядок заключения колдоговора устанавливается самими сторонами согласно положениям ТК и иных законов федерального уровня.

Анализ указанных положений позволяет выделить следующие этапы:

  • сторона-инициатор направляет другой стороне предложение об организации коллективных переговоров;
  • сторона, получившая предложение, направляет инициатору ответ на предложение с указанием своих представителей, которые будут участвовать в переговорах;
  • в определенном сторонами порядке проводятся колпереговоры;
  • разрешаются возникающие разногласия;
  • стороны подписывают колдоговор;
  • коллективный договор направляется на уведомительную регистрацию;
  • вступление документа в силу.

Согласно ст. 50 ТК РФ для регистрации колдоговор направляется в орган по труду. Имеется в виду орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам труда и занятости. Порядок проведения данным органом уведомительной регистрации устанавливается на уровне субъекта РФ в соответствии с федеральным трудовым законодательством.

Например, в Московской области регистрация колдоговоров осуществляется Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области на основании Положения от 26.11.2002, утв. Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Не позднее семи дней с даты подписания колдоговор направляется работодателем на регистрацию. Документ должен быть сброшюрован, прошит, листы – пронумерованы. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Эти требования относятся ко всем экземплярам договора. Как правило, колдоговор представляется на регистрацию в трех экземплярах (на один больше, чем участников соглашения).

Срок проведения проверки договора устанавливается актом, регулирующим порядок регистрации в данном регистрирующем органе. Например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Выявление условий, ухудшающих положение работников, не является основанием для отказа в регистрации. Такие условия признаются недействительными и не должны применяться.

По результатам регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление.

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения (ст. 40 — 51)

Основные вопросы, связанные с коллективным договором, разрешаются в гл. 7 ТК РФ. Она закрепляет официальное определение данного договора, как он должен выглядеть, порядок его разработки, а также заключения, изменения и регистрации и другие положения, в том числе вступление в действие коллективного договора.

Исходя из ст. 40 ТК РФ данной главы, коллективный договор – это правовой акт, регулирующий отношения в социально-трудовой сфере в конкретной организации или у конкретного предпринимателя, заключаемый между работодателем и его работниками в лице представителей.

Данное соглашение входит в систему актов, содержащих нормы трудового права, наряду с:

  • Трудовым кодексом РФ;
  • федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • указами Президента РФ;
  • постановлениями и другими актами исполнительных органов власти;
  • актами органов местного самоуправления;
  • локальными актами организации.

Договор между работодателем и работниками решает вопросы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью в конкретной организации. При этом положения колдоговора не должны противоречить ТК РФ. Если таковые присутствуют в договоре, они не должны применяться.

ТК не обязывает работодателя заключать колдоговор с работниками. Заключение коллективного договора – это всегда чья-то инициатива, а именно работников или работодателя. Такая инициатива выражается в направлении другой стороне письменного предложения начать коллективные переговоры для разработки и заключения соответствующего договора. Сторона, которая получила предложение, обязана вступить в переговоры не позднее семи дней с момента получения письма.

В связи с этим ответить на вопрос, обязан ли работодатель заключать коллективный договор, можно следующим образом: обязан, если представители работников выступили с таким предложением.

В данном случае отказ работодателя от заключения колдоговора недопустим и может повлечь назначение административного наказания в виде предупреждения или штрафа в размере 3 – 5 тысяч рублей (ст. 5.20 КоАП РФ ). Также будут признаваться административными правонарушениями:

  • уклонение от переговоров (ст. 5.28 КоАП РФ );
  • нарушение срока заключения договора (ст. 5.28 КоАП РФ );
  • непредоставление необходимой информации (ст. 5.29 КоАП РФ ).

В этих случаях работодателя ждет наказание в виде предупреждения или штрафа в сумме 1 — 3 тыс. руб.

Несмотря на то, что изначально обязанность по заключению коллективного договора у работодателя отсутствует, невыполнение обязательств, предусмотренных колдоговором, который был все-таки заключен, наказывается по КоАП РФ (ст. 5.31 КоАП РФ ) предупреждением либо штрафом в размере 3 – 5 тысяч рублей.

Если же ни одна из сторон не выступила с инициативой заключить колдоговор, никто не может обязать их сделать это.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации, независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза (ст. 3 Закона о профсоюзах).

Профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Коллективный договор имеет специфическую форму принятия — проведение коллективных переговоров.

Декларация Международной Организации Труда от 18.06.1998 «Об основополагающих правах и принципах в сфере труда» в числе одного из основополагающих принципов закрепляет право на свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров.

Порядок ведения коллективных договоров закреплен в ТК РФ. Всю процедуру ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора можно разделить на определенные этапы.

Обратите внимание! В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон

Согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению либо изменению коллективного договора или соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Таким образом, каждая из сторон может проявить инициативу на заключение коллективного договора, направив письменное уведомление о начале коллективных переговоров другой стороне.

Такое уведомление направляется со стороны работодателя руководителем или иным представителем организации либо, если коллективный договор заключается в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — руководителем данного подразделения или лицом, наделенным соответствующими полномочиями руководителем организации в соответствии с частью 1 ст. 33 ТК РФ.

Со стороны работников уведомление работодателю может быть направлено:

  • первичной профсоюзной организацией, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. Данная организация имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа;
  • единым представительным органом, сформированным двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя. Формирование единого представительного органа проводится на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган;
  • при отсутствии указанных выше первичных профсоюзных организаций (объединяющих самостоятельно или в совокупности более половины работников данной организации) иной первичной профсоюзной организацией, определенной общим собранием (конференцией) работников тайным голосованием, либо иным представителем (представительным органом), избранным общим собранием (конференцией) работников из числа работников организации и наделенным соответствующими полномочиями.

На нашем предприятии действует несколько профсоюзов, единого представительного органа нет. Сейчас один из профсоюзов выступает с инициативой проведения коллективных переговоров. Должен ли профсоюз совершить какие-либо дополнительные действия, помимо направления письменного уведомления представителю работодателя?

Представители работников в этой ситуации обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) уведомления о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Индивидуальный предприниматель и коллективный договор

Принятие коллективного договора трудовых отношений осуществляется на добровольных началах: никто не может принудить заключать рассматриваемый вид соглашения. Тогда зачем он нужен?

КТД применяется для закрепления прав и обязанностей предпринимателя и сотрудников, а также для учета взаимных интересов сторон в сфере регулирования трудовых отношений работодателя или работников, строящихся на критериях социального партнерства. Квинтэссенцией такого партнерства является равноправие сторон, логически связанное со всеми другими принципами из ст. 24 ТК РФ.

Действие документа распространяется на весь персонал, в т. ч. на совместителей, надомников и сотрудников, работающих по срочным договорам. Заключать КТД можно в фирме, отдельном филиале/подразделении.

Кто контролирует исполнение коллективного договора

Чтобы любой документ был работоспособным, необходимо прописывать конкретные условия и сроки его выполнения, а также назначить ответственных лиц, в обязанности которых будет вменено осуществление контроля выполнения поручений. Касательно коллективных договоров контроль осуществляется:

  1. Работодателем. Является стороной коллективного договора, на которую возложены определенные обязательства. На практике осуществляет контроль не только за выполнением обязательств другой стороны (профсоюзов) но и своевременного выполнения собственных обязательств. Обычно такие полномочия делегируются нескольким подразделениям по профилю их работы (эксплуатация, охрана труда, социальная и кадровая сфера).
  2. Профсоюзами. Вторая сторона коллективного договора, в обязанности которой входит следить за тем, чтобы работодатель своевременно выполнял возложенные на него функции, а в случае выявления каких-либо отклонений осуществлять его информирование для принятия определенных мер. С этой целью могут создаваться как собственные, так и общественные комиссии, группы, наделяться полномочиями отдельные представители.
  3. Органы, осуществляющие контроль за выполнением условий труда определенного уровня. Все коллективные договоры в обязательном порядке проходят уведомительную регистрацию и один оригинальный экземпляр такого документа хранится у независимого арбитра. В случае если кто-либо из работников усомниться в добросовестности профсоюзов и администрации по части отстаивания его интересов, он всегда может обратиться в инспекцию по труду либо прокуратуру для выполнения соответствующей проверки.

Помните, коллективный договор может содержать отличительные от установленных на законодательном уровне условия, только если они улучшают по сравнению с имеющимися условия оплаты, работы, обеспечения, защиты, стимуляции сотрудников. Условия, ухудшающие положения работников по сравнению с законодательством, признаются недействительными.

КТД регулируется гл. 7 ТК РФ. В трудовом законодательстве содержится более 40 статей, допускающих урегулирование трудовых отношений между руководителем и сотрудниками в части коллективных договоров. Порядок их заключения установлен ч. 2 ТК РФ.

Рассматриваемый вид договора относится к срочным: действует 3 года с момента подписания сторонами. Если документ не продлить на основании ст. 43 ТК РФ еще на 3 года, то персонал не сможет воспользоваться закрепленными в нем гарантиями.

Для обеспечения контроля за исполнением КТД на основании ст. 51 ТК РФ формируется специальная ведомственная комиссия. Контроль коллективного трудового договора осуществляется непосредственно работодателем, сотрудниками, их представителями, профсоюзом работников и инспекцией по труду.

В ходе проведения коллективных переговоров может утверждаться перечень сведений, которые стороны соц. партнерства предоставляют друг другу в целях контроля за исполнением положений договора. Информация может предоставляться в форме аналитической справки. Состав сведений, которые содержатся в справке зависит от положений договора, а также от воли сторон социального партнерства.

Например, в коллективном договоре может устанавливаться обязанность работодателя предоставлять комиссии по контролю за выполнением коллективного договора в определенные сроки, аналитическую справку, в которой содержатся сведения об исполнении условий договора.

Форму справки можно разработать самостоятельно, поскольку требований к ней закон не предъявляет. Например, она может выглядеть как таблица (чек-лист), в одной графе которой указаны обязанности, которые работодатель должен выполнить, а в другой, — сведения о их исполнении.

***

Таким образом, в каждой организации может быть создан свой порядок осуществления контроля за выполнением коллективного договора. Единственное императивное требование содержится в ст. 51 ТК РФ, согласно которой стороны соц. партнерства вправе истребовать друг у друга информацию о соблюдении положений коллективного договора и получать сведения в месячный срок. За невыполнение обязанности по предоставлению информации предусмотрена административная ответственность для работодателя.

Контроль за соблюдением локального документа начинается с момента его регистрации в органе, регулирующем трудовые отношения. Там рассматривают представленный колдоговор на вопрос того, нет ли в нем положений, которые ухудшают условия для работников по сравнению с условиями трудового законодательства. Эти пункты будут признаны недействительными. Об этом будут направлены уведомления в организацию и в гострудинспекцию.

Действие коллективного договора, порядок его разработки и дополнения

Для эффективной организации процесса целесообразно создать комиссию по контролю за выполнением коллективного договора. Целью ее деятельности является наблюдение за выполнением колдоговора; информирование сторон о ходе дел; периодическое подведение итогов, которые предлагаются на рассмотрение на профсоюзных собраниях; принятие мер по прекращению нарушения колдоговора.

После подписания соглашения, сотрудники и их начальники обязаны строго соблюдать его условия в период действия КТД — т. е. в течение лет. Нарушения повлекут ответственность работодателя по ст. 5.31 КоАП РФ в виде:

  • предупреждения;
  • штрафа в сумме 3-5 тыс. руб.

Работник, нарушивший соглашение, может быть привлечен к материальной или дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, в зависимости от степени его вины, тяжести и обстоятельств совершения проступка.

В начальной части рассматриваемой статьи определяется продолжительность колдоговора – подчёркивается, что она не может превышать трёхлетний срок. Также указывается, что колдоговор начинает свой действие двумя способами:

  • со дня его подписания участниками;
  • или с определённого дня, оговорённого участниками переговорных процессов.

Дополнительно указано, что участники колдоговора имеют возможность продлить его действие, но на срок не больше трёх лет.

В следующей части прописано, на кого распространяются положения колдоговора:

  • на всех сотрудников организации или ИП;
  • на персонал обособленного подразделения (если колдоговор заключён на уровне филиала или представительства).

Далее указано, в каких обстоятельствах колдоговор сохраняет свою законную силу. Он сохраняет актуальность при:

  • переименовании организации-нанимателя;
  • изменении типа государственного или муниципального учреждения;
  • преобразовании организации-нанимателя;
  • прекращении трудового договора с главой организации-нанимателя.

Также подчёркивается, что при смене собственника колдоговор сохраняет силу на срок три месяца от даты перехода права собственности.

Далее в статье оговаривается продолжительность колдоговора при реорганизации нанимателя в следующих форматах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение.
  • Указано, что в данных ситуациях колдоговор сохраняет силу на всё время реорганизационных процессов.
  • Отдельно говорится, что при реорганизации или смене формы собственности нанимателя любая из сторон вправе направить другой предложение оформить новый колдоговор или попробовать договориться о продлении прежнего на срок до трёх лет.
  • В заключительном абзаце указывается, что при ликвидации организации-нанимателя колдоговор сохраняет свою актуальность на всём временном отрезке проведения ликвидационных мероприятий.
  • Итак, данная статья подробно разбирает продолжительность действия колдоговора, а также его актуальность при различных изменениях организации-нанимателя.

Во второй части данной статьи указывается, что участники могут продлевать колдоговор, но как часто это может происходить?

Действующее законодательство не содержит ограничений по данному вопросу. Отметим, что в международной практике трудового права это является обычным вариантом.

  1. На какой правовой основе действует эта статья?
  2. Её основные положения вытекают из утверждённой в 1951 году Рекомендации МОТ №91, которая как раз посвящена параметрам действия колдоговоров.
  3. Колдоговор сохраняет силу, если меняется глава организации-нанимателя?

Да, о чём и говорит рассматриваемая статья. Ведь комплекс обязательств по колдоговору несёт именно организация-наниматель, а не конкретное должностное лицо. То же правило действует и со стороны персонала: если выбранный ими представитель, подписавший от их имени колдоговор, уходит с работы, то на параметры документа этот момент никак не влияют.

Когда именно наступает момент перехода права собственности?

При определении этого срока нужно ориентироваться на ст. 223 ГК, в которой прописано, что переход собственности происходит после окончания процедур государственной регистрации.

Если колдоговор заключён на три года, а в середине этого срока началась реорганизация нанимателя, то когда заканчивается срок его действия?

Как указано в ст. 43 ТК, он действует лишь на срок проведения реорганизационных мероприятий. После их окончания колдоговор утрачивает силу, независимо от того, какова его оставшаяся продолжительность.

Но в этой статье также оговорено, что текущий колдоговор может быть продлён по согласию сторон, а также вместо него может быть заключён новый. Также можно отметить, что простое продление существующего в данном случае колдоговора является редкой практикой, т.к. при реорганизации меняется организационная структура, число сотрудников и т.п.

Всё это приводит к тому, что заключение нового колдоговора является наиболее предпочтительным вариантом для работодателя и его персонала.

Введение коллективного договора в действие должно осуществляться по закону. Инициативная группа разрабатывает проект договора, который затем утверждается на общем собрании. Все положения этого документа разрабатываются на основе информации, предоставляемой работодателем.

Отказ от предоставления данных, как и отказ от составления коллективного договора, является нарушением закона. Ответственность за это была ранее установлена законодательством. Оно предусматривает административное и дисциплинарное взыскание.

Законодательство РФ установило определенный срок, когда действует коллективный договор.

И он не может быть более 3 лет. Естественно, стороны могут заключить его и на меньший срок. Законодатель при этом указывает на то, что заключать коллективный договор на срок менее 1 года не целесообразно.

Действие коллективного договора заканчивается спустя три года после его заключения, если не было факта продления документа. Если нет нового договора, то коллективный договор прекращает свое действие через три месяца после окончания срока.

А организация может пользоваться соглашениями, принятыми на региональном или федеральном уровне.

При этом если договор был заключен на срок менее 3 лет, то его действие может быть потом автоматически продлено, если нет нового коллективного договора.

Коллективный договор

Вступление коллективного договора происходит в двух случаях – с момента его заключения или с даты, указанной в самом документе. Как показывает практика, чаще всего стороны не указывают в договоре определенную дату.

При этом договор после заключения необходимо регистрировать в соответствующем органе власти. Но трудовой договор считается действительным и до государственной регистрации, которая занимает около 7 дней.

Что касается продления срока действия документа, то это возможно сделать на период, не превышающий 3 лет.

Также важно знать, что законодатель не установил никаких ограничений, поэтому продлевать срок действия документа можно много раз.

Но делать это автоматически не получится, поэтому важно заранее позаботиться о том, как именно будет осуществляться продление срока. Продление всегда происходит в порядке, установленном трудовым законодательством или самим коллективным соглашением. К примеру, оно может осуществляться, как необходимое внесение в договор обычных изменений.

Заключение коллективного договора в любой организации подразумевает, что под его действие попадет определенное количество работников. Это соглашение может действовать на всех сотрудников без исключения.

Нет разницы в том, состоит ли работник в профсоюзе, какова его должность и т. д.

Действие коллективного договора распространяется на работников, которые трудятся в организации по срочному трудовому договору или совместительству.

Точно таким же образом действует этот документ, если он принят в отдельном структурном подразделении. Что касается руководителя организации, то действие коллективного договора на него определяется в самом документе.

Дело в том, что он выступает и как работник, и как работодатель. Кроме этого, действие коллективного договора всегда распространяется и на тех лиц, которые стали сотрудниками предприятия после заключения договора.

Любая организация может быть реорганизованной или ликвидированной.

А что же при этом происходит с внутренними нормативными документами, которые были заключены ранее? Если происходит любой вид реорганизации, например, слияние или присоединение, то коллективный договор свою силу не утрачивает. Скорее, наоборот, он действует в течение всего времени, пока процедура реорганизации не закончится.

Но как только процесс завершится, происходит автоматическое прекращение срока действия документа. И сторонам необходимо заключать новый договор в порядке, установленном законодательством. Срок действия коллективного договора при ликвидации предприятия также сохраняется на весь период ликвидации. Как только процесс закончится, необходимость в этом документе отпадет сама собой.

Каков порядок действия коллективного договора в ситуации, когда происходит приватизация? В случаях, когда предприятие подлежит приватизации, следует придерживаться установленных правил.

Эти нормы содержит закон, который создан для того, чтобы дать работникам этих организаций социальные гарантии.

В соответствии с ним, коллективный договор сохраняет свое действие на всех субъектов и в случае приватизации.

Действие коллективного договора продолжается еще в течение 3 месяцев. Затем новое руководство в лице совета директоров или представители работников (профсоюза) должны поставить вопрос о разработке и принятии новых соглашений. Комиссия может пересмотреть старый договор и внести лишь незначительные изменения или составить новый документ.

1. Методические рекомендации разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, принятию, подписанию и регистрации коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.

2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.

3. Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.

4. Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.

5. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).

6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые Нанимателем.

7. Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.

8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:

8.1. равноправие сторон;

8.2. соблюдение норм законодательства;

8.3. полномочность принятия обязательств;

8.4. добровольность принятия обязательств;

8.5. учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

8.6. обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

8.7. отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8.8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Зачем нужен коллективный договор в организации?

9. В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и Наниматель или уполномоченный им представитель.

10. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

11. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома.

12. Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

13. В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению и изменению коллективного договора.

14. Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, а, следовательно, и подготовки нового проекта коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь ввиду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора до окончания срока действующего коллективного договора.

15. Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь). Примерная форма требования приведена в приложении 1.

16. Статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает для ведения коллективных переговоров создание на равноправной основе комиссии из равного числа уполномоченных представителей сторон.

17. Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть не менее трех человек.

18. Персональный состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюза утверждается на заседании профсоюзного комитета. Пример оформления протокола заседания профсоюзного комитета приведен в приложении 2.

19. В случае подготовки к заключению первого коллективного договора (вновь созданная организация, профсоюзная организация или коллективный договор не заключался) и распространения его действия на всех работников полномочия на ведение переговоров профсоюзному комитету необходимо получить на собрании (конференции) работников организации.

20. Руководитель организации в свою очередь принимает меры по созданию комиссии – издает приказ о назначении представителей Нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

21. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров.

22. На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

23. На заседаниях комиссии функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.

24. На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.

При этом следует иметь ввиду, что согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

25. Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.

26. Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется предусматривать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, тарифного и местного соглашений.

27. Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:

27.1. проведение разъяснительной работы в структурных подразделениях о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;

27.2. организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т. д.);

27.3. анализ и систематизация поступивших предложений работников;

27.4. подготовка проекта коллективного договора;

27.5. обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;

27.6. доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;

27.7. проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора;

27.8. принятие коллективного договора на собрании (конференции) работников (членов профсоюза);

27.9. подписание коллективного договора.

Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и принятию коллективного договора приведен в приложении 4.

28. В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Республики Беларусь проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.

29. Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организ��ции.

30. Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.

53. Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.

54. Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания (конференции) со стороны Нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профкома.

В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.

55. Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.

56. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) Нанимателя.

57. В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь для регистрации коллективного договора Наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

57.1. заявление в письменной форме с просьбой о регистрации
(с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации, в том числе профсоюзной организации; наименования вышестоящего профсоюзного органа);

57.2. коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;

57.3. копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

На практике встречаются случаи проставления печатей организации на подписи сторон, что не является нарушением, однако и не является обязательным требованием.

58. Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.

Практика выявила многочисленные факты представления на регистрацию документов профсоюзами как более заинтересованной стороной.

59. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему должны вноситься после принятия на собрании (конференции).

60. Согласно части первой статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор распространяется на Нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.

61. Коллективный договор, стороной которого в организации выступает соответствующий профсоюз, получивший полномочия на его заключение от работников организации – членов профсоюза, может включать норму о распространении его только на членов профсоюза.

62. В некоторых организациях часть работников не являются членами профсоюза или может быть не один профсоюз. Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме, а также при условии согласия сторон, подписавших данный договор (данное условие необходимо включить в коллективный договор).

63. В соответствии со статьей 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года и вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное.

64. Согласно статье 375 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

65. Согласно статье 374 Трудового кодекса Республики Беларусь информирование работников об исполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие.

66. Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению.

67. Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, ежеквартально подводит итоги выполнения, которые рассматриваются на расширенных заседаниях профкома, а один раз в год – на собрании (конференции) работников (членов профсоюза) организации.

68. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию. Согласно части второй статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от Нанимателя, государственных органов.

69. Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора.

При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать от стороны коллективного договора устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»). О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе выдать стороне коллективного договора рекомендацию по устранению установленных нарушений коллективного договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»; подпункт 15.8 пункта 15 Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, подпункт 23.12 пункта 23 Положения о правовой инспекции труда, утвержденных постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 августа 2010 г. № 180).

О принятом решении сторона, получившая рекомендацию, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

70. В случае отказа Нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними разногласия рассматриваются в соответствии с установленным законодательством Республики Беларусь порядком.

71. Одним из основных принципов социального партнерства является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

72. Согласно статье 376 Трудового кодекса Республики Беларусь за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором.

73. При разработке проекта коллективного договора профсоюзу необходимо установить в коллективном договоре конкретные меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности за невыполнение его положений. Такими мерами могут быть: привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде; лишение полностью или частично надбавок, премий и других персональных выплат; расторжение трудового договора (контракта) с руководителями, не обеспечившими выполнение обязательств коллективного договора, заслушивание Нанимателя на заседании профсоюзного комитета.

74. Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрены определенные гарантии работникам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Республики Беларусь за работниками сохраняется средний заработок в случае участия в рабочее время в коллективных переговорах в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, а при их отсутствии – по соглашению между сторонами коллективных переговоров.

75. Статья 24 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» предусматривает, что в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора, привлечение к дисциплинарной ответственности профсоюзных работников, уполномоченных профсоюзом на участие в комиссиях по коллективным переговорам, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа.

76. В коллективном договоре могут предусматриваться и другие гарантии и компенсации представителям работников: в период ведения коллективных переговоров они не могут быть переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе Нанимателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа профсоюза.

Интересуясь, как составить коллективный договор, требуется учитывать, что соглашение должно содержать определённые сведения. Какая должна быть структура документа, в законодательстве не указано, стороны на своё усмотрение определяют, какие положения необходимо включить в него. Однако, как правило, колдоговором обычно регулируются следующие моменты:

  • особенности оплаты труда (с обязательным указанием сроков произведения выплат);
  • условия и размеры выплачиваемых пособий и компенсаций;
  • повышение квалификации, обучение трудящихся;
  • предоставление основных и дополнительных отпусков;
  • предоставление различных льгот работающим;
  • положения по охране труда и здоровья трудящихся;
  • время отдыха и рабочие часы;
  • гарантии деятельности профсоюзов;
  • другие вопросы, определённые сторонами.

Действие документа распространяется на всех сотрудников, которые числится в штате предприятия. Начинается действие с момента подписания соглашения и длится на протяжении периода, указанного в документе.

Если посмотреть пример коллективного договора, то можно проследить тенденцию, что такой документ заключается не более, чем на три года (требования законодательства). Его также можно продлить, но, опять-таки не дольше, чем ещё на три года.

Вместе с тем, нет запрета на заключение соглашения на год, именно такой срок часто прослеживается на практике.

Соглашение сохраняет сове действие даже в условиях изменения некоторых условий труда, таких как название фирмы, собственник предприятия или в случае проведения реорганизации.

При этом если меняется форма собственности, колдоговор продолжает действовать ещё на протяжении трёхмесячного срока.

Стороны, либо одна из них, имеют право выступить с предложением, заключить новое соглашение ещё до того, как истечёт срок действия предыдущего.

По волеизъявлению профсоюзной организации либо по инициативе нанимателя в документ могут вноситься изменения или дополнения. Это удобный способ, чтобы не принимать новое соглашение, а просто дополнять его нужными положениями. Процедура принятия изменений и дополнений полностью идентична той, что предусмотрена для колдоговора.

При этом изменения и дополнения представляют собой отдельный документ. Но они считаются неотъемлемыми частями колдоговора. все дополнения также согласовываются всеми сторонами процесса и утверждаются приказом начальника. В такой бумаге обязательно должны быть указаны следующие данные:

  • реквизиты коллективного договора, в который вносятся такие изменения или дополнения;
  • название организации, являющейся нанимателем;
  • список представителей сторон;
  • основания внесения изменений;
  • текст самих изменений или дополнений;
  • порядок вступления новых пунктов в силу.

Все коллективные договора на предприятии должны пройти уведомительную регистрацию в уполномоченном органе по труду. Обычно такая функция относится к полномочиям органов исполнительной власти на местах. К примеру, в столице это Департамент труда и социальной защиты населения. Подать документы на регистрацию необходимо в течение 7-ми дней после утверждения документа сторонами.

Наличие штампа об уведомительной регистрации никак не влияет на юридическую силу колдоговора. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо с момента, оговорённого самим документом.


Похожие записи:

Добавить комментарий