Будут внсены изменеия в классификатор видов разрешенного использования земельных участков а 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будут внсены изменеия в классификатор видов разрешенного использования земельных участков а 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Досье на проект

Внести в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2020 г., регистрационный N 61482), изменения согласно приложению к настоящему приказу.

Руководитель О.А. Скуфинский

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
от «____»________2021 г. N

Уточнен классификатор видов разрешенного использования земельных участков

(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 30.09.2015 N 709, от 06.10.2017 N 547, от 09.08.2018 N 418, от 04.02.2019 N 44)

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282, 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7365, 7359, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 30, ст. 4080; 2014, N 26, ст. 3377) приказываю:

1. Утвердить классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

2. Установить, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Министр
А.В. УЛЮКАЕВ

В классификаторе отражены полные данные относительно каждой разновидности использования наделов. В том числе, указывается закодированный символ, присвоенный территории, применяется он в дальнейшем во всей документации, точно описывается участок. Построек и объектов капитального строительства это не касается. Сейчас в рассматриваемом документе отражено 12 разных типов, делящиеся на подвиды. В общем получится насчитать порядка 18 наименований.

Обобщенная разновидности используется в той ситуации, когда не получается установить или узнать направление, в соответствии с которым будет происходить в дальнейшем развитие территории. Если конкретной территории присваивается обобщенный вил, то это дает возможность в дальнейшем использовать уточненные типа, главное – соответствовать назначению. Для каждого ВРИ в обязательном порядке указывается, какие виды линейных объектов можно на нем возвести. К примеру, это разного рода коммуникации. Это дает возможность собственнику участка не получать дополнительные кода на постройки.

Виды разрешенного использования земли в россии 2021

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709

«О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540»

Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2015 N 39397.

В частности, в указанный классификатор включены следующие виды разрешенного использования земельного участка: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стационарное медицинское обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Кроме того, в новой редакции изложены отдельные виды разрешенного использования земельного участка, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, обслуживание жилой застройки, коммунальное обслуживание, здравоохранение.

    Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

    В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

    Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

    1. Земли населенных пунктов (поселений);
    2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
    3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
    4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
    5. Земли лесного фонда;
    6. Земли водного фонда;
    7. Земли государственного запаса.

    Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

    Физическим лицам интересны всего две категории участков – земли, предназначенные для жилых построек и земли сельскохозяйственного значения. Земельные наделы, расположенные в местах проживания граждан, могут применяться для следующих целей:

    • строительство жилого дома;
    • возведение многоэтажного объекта для квартир или офисов;
    • стройка помещений культурного или бытового характеров.

    На участках, расположенных в сельскохозяйственной зоне, разрешается возводить такие здания или помещения, которые необходимы для производственных нужд сельхозназначения.

    Вся территория Российской Федерации поделена на определённые зоны, которым присвоена собственная категория.

    Чтобы более эффективно применять земли без потери их естественных свойств, законодательством РФ введено дополнительное деление на виды разрешённого использования (земли населённого пункта, к примеру, выделяются под ИЖС).

    Участок – особый объект юридической системы, относящийся к юрисдикции определённой области страны.

    Любая земля – исчерпаемый ресурс, её нерациональное применение способно стать причиной потери территорией полезных свойств. Такие участки также перестают быть пригодными для проживания человека.

    Во избежание нерационального использования земель и увеличения эффективности применения территории правительство нашей страны разделило весь земельный фонд Российской Федерации на определённые категории и виды использования.

    Владелец данной территории не может пользоваться объектом недвижимости не по назначению, установленному документально.

    Российское законодательство выделяет 7 следующих категорий, а именно земли:

    • сельскохозяйственного назначения;
    • поселений;
    • спецназначения (к примеру, предназначенные для промышленных целей, обеспечения безопасности страны и т. п.);
    • выделенные под водный фонд РФ;
    • входящие в лесной фонд РФ;
    • особо охраняемые;
    • относящиеся к государственному запасу (резервные).

    Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

    • основное;
    • условно разрешенное;
    • вспомогательное.

    Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным. При условно разрешенном использовании требуется получение согласия органов местного самоуправления. Для этого проводятся публичные слушания, на которых принимается решение.

    Основные виды устанавливаются новым классификатором ВРИ. В нем не только упорядочили имеющуюся информацию, но и внесли новые виды:

    • малоэтажная квартирная застройка;
    • земли для строительства гаражей;
    • участки для строительства поликлиник и больниц;
    • территории, предназначенные для строительства детских садов и школ;
    • земли для строительства высших профессиональных учебных заведений различных уровней;
    • земли для оборудования метеослужб.

    Согласно законодательству ВРИ земельного участка, не предусмотренные классификатором, в кадастр вноситься не будут. Изменение вида разрешенного использования осуществляется также в соответствии с классификатором. Изменение считается оформленным с момента внесения сведений в государственный кадастр.

    Основные ВРИ расположены в документе по разделам, характеризующимся целевым назначением участка. Это земли:

    1. сельскохозяйственного назначения;
    2. жилой застройки;
    3. для осуществления предпринимательской деятельности;
    4. рекреационные;
    5. производства;
    6. транспорта;
    7. предназначенные для обороны и безопасности;
    8. охраняемые государством;
    9. лесов;
    10. водных объектов;
    11. общественного использования.

    Отличительной особенностью условно разрешенного вида является получение разрешения у соответствующих органов.

    Порядок закреплен в Градостроительном кодексе:

    • собственник земельного участка, желающий изменить основной ВРИ или получить разрешение на условно разрешенный, письменно оформляет заявку, которую направляет в уполномоченный орган местной администрации (совет, комиссия и т.д.);
    • проведение публичных слушаний об изменении ВРИ и подготовка заключения;
    • в случае положительного решения готовятся рекомендации по использованию земли, при неудовлетворительном ответе предоставляется письменный отказ с обоснованными причинами;
    • занесение сведений в кадастр недвижимости.

    Пример условно разрешенного вида — установка временного сооружения для торговли на территории земель, предназначенных для жилой застройки.

    Вспомогательные виды направлены на дополнение функционала и обслуживания основных и условно разрешенных ВРИ.

    К ним относятся:

    • проезды общего пользования;
    • объекты, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг;
    • парковки, стоянки, гаражи, предназначенные для обслуживания основного и условно разрешенного вида;
    • спортивные и детские площадки;
    • площадки, предназначенные для бытового обслуживания;
    • общественные туалеты;
    • объекты торговли, общественного питания;
    • вагончики, предназначенные для временного пребывания;
    • иные объекты.

    Для перевода земли из одной категории в другую потребуются следующие бумаги:

    • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Если собственников несколько, то паспорта всех;
    • Доверенность, если один из собственников действует через доверенное лицо;
    • Нотариально оформленное согласие на изменение целевого назначения участка;
    • Кадастровая документация на участок (паспорт и план);
    • Выписка из реестра недвижимости;
    • Документ, на основании которого осуществляется владение землей (аренда, купчая, дарственная и т.д.);
    • Заявление.

    Алгоритм действий:

    • Написать заявление в органы местного самоуправления о переводе земли из одной категории в другую.
    • Если собственников несколько, то при переводе свое желание должны изъявить все. Как правило, перевод осуществляется из сельскохозяйственных в земли поселений. В обратном порядке изменение также осуществляется, но реже.
    • Одновременно с заявлением предоставляется папка необходимых документов.
    • В пределах месячного срока администрация обязана дать ответ. В случае положительного ответа соответствующее решение выдается на руки заявителю и направляется в кадастр для внесения информации в базу данных. Если ответ отрицательный, то выдается документ с письменным обоснованием отказа. В случае несогласия заявитель вправе обратиться в суд.

    Смотрите также: Определение границ земельного участка

    Перевод осуществляется только гражданами страны. Иностранцы и лица без гражданства не вправе участвовать в процедуре.

    Важно: изменение целевого назначения не осуществляется в отношении земель водного и лесного фонда, а также особо охраняемых территорий. В остальных случаях перевод осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.

    Роль прежнего Классификатора в наведении порядка при разработке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) несомненна. Она не утратила своей злободневности со вступлением в силу нового перечня наименований видов разрешённого использования ЗУ.

    Виды использования ЗУ устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с ПЗЗ. Правоообладатели земельных наделов могут делать выбор ВРИ из состава:

    1. основных
    2. вспомогательных

    без получения дополнительных разрешений и согласований.

    Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.

    Если же будущий правообладатель участка получает первичный надел, то он также может самостоятельно выбрать основной и вспомогательный виды использования. Помощь Классификатора ВРИ в этом вопросе незаменима.

    С введением нового Классификатора ситуация в плане выбора вида использования для владельцев участков не изменилась. Она даже улучшилась по причине обилия этих видов. Но вот для муниципалов работы прибавилось. В срок до 1 января 2020 года им необходимо внести изменения в действующие ПЗЗ и привести наименований ВРИ ЗУ в соответствие с классификатором.

    Соответствие Классификатору может быть установлено решением органа местного самоуправления и по заявлению самого правообладателя земельного участка. И это решение о присвоении нового кода ВРИ будет основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешённом использовании земельного участка.

    О взаимосвязи Классификатора ВРИ (2019) и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.

    Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:

    1. рациональное использование и управление ЗУ
    2. выполнение оценки земель
    3. ведение учёта и регистрации прав собственников
    4. определение допустимых действий по распоряжению землёй

    Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:

    1. максимально допустимый размер участка
    2. ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
    3. нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
    4. имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
    5. субсидирование
    6. другие параметры

    Так, согласно пунктам 12, 13 статьи 34 названного федерального закона до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

    Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2021 г. N 540 был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. До его издания органы самостоятельно определяли наименование вида.

    1. у местных органов власти — при комплектации видов использования участков для градостроительных регламентов территориальных зон при градостроительном зонировании
    2. у собственников — при выборе ВРИ для конкретного земельного участка.

    Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.

    В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.

    Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.

    Разрешенный вид использования – это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.

    Каждый участок, находящийся на территории Российской Федерации, имеет вид разрешенного строительства(ВРИ), согласно которому собственник в праве использовать свой земельный участок только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. От вида разрешенного использования напрямую зависит, что вы сможете сделать с землей и какие постройки сможете на ней построить.

    Согласно ст.4 Федерального закона от 29.12.2021 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2021) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой принимается главой местной администрации. Исключением могут быть случаи изменения на другой вид разрешенного использования, если такое изменение предусматривает жилищное строительство, а также некоторые другие ситуации, регулируемые Градостроительным кодексом.

    • Земельный участок имеет ВРИ сельскохозяйственного назначения, и его хотят использовать под строительство жилого дома. Участки этого вида предназначены только для ведения садоводства, а не для строительства.
    • При продаже земельного участка изменение вида разрешенного использования может повысить стоимость объекта в несколько раз. Рынок недвижимости показывает, что стоимость земельного участка СНТ (садовое некоммерческое товарищество) ниже стоимости участка ИЖС (участки для этого вида строительства располагаются только на землях населенных пунктов).
    • Смена вида разрешенного использования земельного участка может происходить частично: в таком случае в него добавляются дополнительные способы использования.
    • Благодаря смене вида разрешенного использования имущества наблюдается значительное изменение налоговых выплат собственником объекта, что позволяет экономить затраты на налоги. В зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

    Каждый земельный участок имеет свое назначение, и использовать его можно строго по этому назначению. Между тем довольно часто приходится проводить изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка. Чаще всего это происходит, если собственник хочет начать строительство на землях, для этого не предназначенных. Такую возможность рассматривают чиновники на местном уровне, процедура эта хотя и не сложная, но требует наличия свободного времени.

    Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.

    Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами. Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.

    Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.

    Помимо этого потребуются:

    1. Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
    2. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
    3. Если землевладелец – юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
    4. Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
    5. Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
    6. Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
    7. Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
    8. Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
    9. Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.

    Скачать образец заявления на изменение вида разрешенного использования земельного участка

    Этот перечень – основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.

    В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

    В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.

    Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.

    Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере – нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.

    Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

    Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.

    Существуют два способа поменять ВРИ земли:

    • Простая подача заявления в администрацию с перечнем подтверждающих документов — смена ВРИ на вспомогательный вид, предусмотренный местным ПЗЗ.
    • Общественные слушания — открытие нового ВРИ, не предусмотренного ПЗЗ территории или смена ВРИ на условно-разрешенный.

    Документ необходим при невозможности заявителю самостоятельно представлять свои интересы при получении государственной услуги. Нотариальное заверение доверенности для граждан не требуется, но для предотвращения возможных разногласий необходимо проставить в документе следующие реквизиты:

    • Наименование документа и номер.
    • Место составления и дата.
    • Паспортные данные заявителя и уполномоченного лица.
    • Подробный перечень полномочий.
    • Период действия.
    • Подписи с расшифровкой.

    В качестве документации устанавливающей права на участок можно предоставить:

    • Договора
    • Свидетельства.
    • Решения суда.
    • Акты госорганов власти.
    • Постановление (распоряжение) муниципалитета о выделении земельного участка.
    • Картографический материал, позволяющий точно позиционировать местонахождение участка и его положение по отношению к соседним объектам.

    Вступивший в законную силу в 2014 году классификатор, содержащий перечисление видов, учитывает такие критерии земли, как: наименование, описание, код. Оформлен документ в качестве приложения к постановлению от 01.09.2014г. Министерства экономического развития РФ.

    Наименования в перечне заключены в скобки, по несколько объединённых между собой видов. Это говорит об их единстве и возможности применять в соответствии с разрешением, распространяющимся на весь пункт.

    Что такое разрешенное использование земельного участка: виды

    Эта разновидность требует строгого соблюдения регламента в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и его правовых актов. В перечне классификатора основная группа определяется полным цифровым кодом.

    На примере пункта 1, разрешающего проведение сельскохозяйственных работ, они будут ограничены подпунктами 1-18, следующими за основным кодом пункта. Для остальных пунктов всего их 13) действует то же правило.

    Владелец надела с основным типом разрешённого пользования обязан ответственно соблюдать резолюции организационно-распорядительной документации хозяйствующего субъекта, определённых для исполнения на близлежащих землях. Личные намерения владельца участка при этом не учитываются, а проведение не регламентированных работ на участке, находящемся в собственности, будет запрещено.

    Регламент использования надела этой группы разрешения является более расширенным. Он ограничен рамками одного пункта перечня, но его подпункты могут трактоваться в зависимости от личных интересов собственника территории.

    На примере пункта 1, который разрешает ведение сельского хозяйства, можно понять, что обязательной к соблюдению является только первая часть числового кода, а остальные 18 подпунктов могут заменяться и мигрировать между собой.

    Так, разрешённые на участке постройки могут ограничиваться определёнными региональными особенностями, но допускается привнесение в них творческих элементов.

    Виды деятельности, входящие в эту группу, не наделены юридической силой и выступают дополнением к видам основной или условно разрешённой группы. Этими видами можно расширить спектр функций участка, дополнить его определёнными нюансами, без потери основных его характеристик, не нарушая требований нормативных актов.

    В качестве примера можно рассмотреть территорию с разрешением на сельскохозяйственные работы, на которой располагается пастбище. Территория отдалена от мест проживания населения и строительство на ней ИЖС для нужд собственника запрещено.

    Чтобы узнать какой тип использования надела доступен собственнику, необходимо обратиться в отделение кадастрового учёта и картографии муниципального образования и запросить данные из кадастровых документов.

    Заявитель должен иметь при себе оригиналы и копии кадастрового и гражданского паспортов. Подать соответствующее заявление можно при личном посещении ведомства, либо воспользоваться почтовыми услугами, отправив заявление и копии документов, заверенные нотариусом.

    Под целевым назначением земельной территории подразумевается её использование в общем контексте земельного массива. В перечне же насчитывается 13 пунктов с указанием вида разрешённых работ, которые в свою очередь разделены на подпункты, насчитывающие до 18 наименований видов.

    Пользование территорией по её целевому назначению – это общее, глобальное определение проводимой на ней деятельности. А в классификации видов акцент делается на детальное уточнение всех сторон её использования, реконструкции, извлечения выгоды и преимущества. Это даёт больше достоверности при учёте и контроле земляных ресурсов.

    Важно! Числовым кодом обозначается только вид разрешённых действий на территории.

    Такая необходимость обусловлена многочисленностью видов и возможностью создания эффективной структуры землепользования в соответствии с градостроительными регламентами и местными нормативными актами. Кодовые обозначения позволяют безошибочно составлять и применять документацию на землепользование.

    Никакие другие критерии категории земли не предусматривают использование числовых обозначений. Это обусловлено:

    • отсутствием правовой основы;
    • отсутствием в них необходимости;
    • отсутствием требований расположения категорий земли в определённой последовательности;
    • целесообразностью их использования в виде наименований.

    РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

    Земли сельскохозяйственного назначения и для садоводства: законодательство и практика. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

    Интерес к сельскохозяйственным землям вновь усилился с последними изменениями о них: постановления Правительства РФ от 21.09.20 № 1509 о разведении и использовании лесов на сельскохозяйственных землях, в том числе не для сельского хозяйства; от 18.09.20 № 1482 с новым признаками неиспользования сельскохозяйственных земель. В результате изменений законодательства с 2020 года наметился более-менее ясный порядок действий для оформления рыбоводства в прудах на сельскохозяйственных землях. В тот же период вступили в силу новые нормативные положения о садовых участках и домах. Невозможно назвать однозначно решёнными и некоторые другие вопросы о сельскохозяйственных землях, по которым нормативные акты в последние годы не изменились. Актуальные и проблемные вопросы о сельскохозяйственных землях обсуждаются на данном семинаре.

    Право, Строительство

    К списку статей

    • земли числятся в собственности Федерации – в данном случае, перевод осуществляется Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти Федерации);
    • если земельные участки числятся во владении физлиц, включительно с землями сельхозпредназначения, находящимися во владении муниципального органа – за перевод отвечает исполнительная власть;
    • участки пребывают во владении муниципальных органов, помимо участков сельхозназначения – изменение проводится территориальными органами;
    • участки, владельцами которых выступают обычные физлица либо юрлица:
    • по отношению к землям сельхозназначения – изменения проводят исполнительные органы госвласти;
    • по отношению к землям иных целевых назначений – муниципальные госорганы.
    • для использования в сельскохозяйственных целях;
    • для организации сельхозпроизводства (здесь речь идет о пашнях, пастбищах, сенокосах, участках, на которых произрастают многолетние насаждения – виноградники, сады и прочее);
    • в целях организация фермы/крестьянского хозяйства;
    • для обеспечения своего подсобного хозяйства;
    • используемые в дачном строительстве – это такие земли, которые выделены гражданам либо приобретенные последними с целью отдыха (на таких землях разрешено возводить жилые дома и регистрироваться в них, возводить строения хозяйственного назначения, а также заниматься выращиванием различных культур: бахчевых, плодовых, овощных, ягодных, а также картофеля для обеспечения личных нужд);
    • для использования в садоводстве – данный вид участков, приобретенных гражданами или предоставленных им, применяется с целью высадки на них различных культур, к которым можно отнести: бахчевые, ягодные, овощные, плодовые, а также картофель, и с целью организации отдыха (при этом сохраняется право строительства на этой территории жилых строений, однако, без возможности регистрации в них);
    • используемые для животноводства;
    • эксплуатируемые с целью выпаса скота и заготовки сена;
    • для использования в огородничестве;
    • угодья для охоты;
    • земли для организации пчеловодства и прочее;
    • используемые с целью создания лесных массивов защитного значения;
    • применяемые для учебной, научно-исследовательской и другой цели (непосредственно связанной с сельхозпроизводством);
    • предназначенные для рыбного промысла;
    • для организации хозяйства по выращиванию форели;
    • прочие варианты.
    1. Населенных пунктов (поселений);
    2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
    3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
    4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
    5. лесного фонда;
    6. водного фонда;
    7. государственного запаса.

    Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

    Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

    • ИЖС (2.1):
      • име­ет под­вид — мало­этаж­ная мно­го­квар­тир­ная ЖЗ (2.1.1);
    • ЖЗ для веде­ния ЛПХ — код 2.2;
    • бло­ки­ро­ван­ная ЖЗ — 2.3;
    • пере­движ­ное жилье — 2.4;
    • сред­не­этаж­ная ЖЗ — 2.5;
    • мно­го­этаж­ная ЖС (“высот­ка”) — код 2.6;
    • обслу­жи­ва­ю­щие поме­ще­ния — 2.7:
      • гара­жи — 2.7.1.
    • сель­ско­го хозяй­ства;
    • жилых зда­ний;
    • обще­ствен­но­го исполь­зо­ва­ния;
    • пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти;
    • рекре­а­ци­он­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с отды­хом;
    • про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства;
    • транс­порт­но­го сооб­ще­ния и инфра­струк­ту­ры;
    • обо­ро­ны и без­опас­но­сти;
    • осо­бой охра­ны и изу­че­ния при­ро­ды;
    • лесо­поль­зо­ва­ния;
    • при­вя­зан­ных к вод­ным объ­ек­там;
    • тер­ри­то­рий обще­го поль­зо­ва­ния;
    • ЗУ обще­го назна­че­ния.

    Вопрос 1: Как применять классификатор вида разрешенного использования?

    В зоне с видом раз­ре­шён­но­го исполь­зо­ва­ния 9.0 запре­ще­ны дру­гие виды дея­тель­но­сти, кро­ме охран­ной, позна­ва­тель­ной и рекре­а­ци­он­ной (созда­ние и охра­на запо­вед­ни­ков, пар­ков, памят­ни­ков исто­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го насле­дия и т.д.).

    С использованием кодов категорий участков земли контролировать их применение стало проще и процесс максимально прозрачен.
    Итак, какие категории земли существуют?
    Согласно ст. 7 Земельного Кодекса существует всего 7 категорий земли:

    1. Участки для возведения больниц и поликлиник;
    2. Земли специально для возведения гаражей;
    3. Территории для детских садов и школ, высших профессиональных заведений разных уровней;
    4. Земли, где можно оборудовать метеослужбы.

    С 2021 года вступает в силу ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором решаются некоторые спорные вопросы и уточняются недостающие моменты.

    Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов

    В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

    Для индивидуального строительства, в соответствии с классификатором, подходят следующие участки.

    На участках с кодом разрешенного использования:

    • 2.0. – жилая застройка;
    • 13.2. – ведение садоводства;
    • 13.3 – ведение дачного хозяйства (в соответствии с ФЗ N217, который вступает в силу с 2021 года).

    Что такое вид разрешенного использования (ВРИ) земель?

    С 2021 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.

    Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность.

    Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента, который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).

    Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.

    Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.

    Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования, которые можно легко сменить.

    • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
    • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — читать здесь
    • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
    • С особенностями подключения к электричеству в СНТ в ОНТ с 2021 года можно ознакомиться здесь

    В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2010, № 30, ст. 3998), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7.19) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3052; 2020, № 7, ст. 855), приказываю:

    2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный № 33995).

    В соответствии с приказом новый классификатор видов разрешенного использования утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 и вступает в силу 5 апреля 2021 года. Разработанный нормативный акт не вносит никаких правок в наименование и описание видов, кодов разрешенного использования, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Изменения касаются исключительно смены субъекта нормативно-правового регулирования в связи с передачей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении земельных отношений от Минэкономразвития России в ведение Росреестра.

    Действующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014
    № 540, утрачивает силу 04.04.2021 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12.02.2021 № 68 «О признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 0.09.2014 № 540, от 30.09.2015 № 709, от 06.10.2017 № 547, от 04.02.2019 № 44 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в части совершенствования правового регулирования в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 09.08.2018 № 418».

    Вышеуказанный приказ вступает в законную силу 5 апреля 2021 года и это означает, что действующий классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 признается утратившим силу 4 апреля 2021 года.

    Виды разрешенного использования земельного участка — классификатор в 2021 году

    На основании статей 36 и 37 Градостроительного кодекса использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

    Регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных
    с установлением, изменением видов разрешенного использования земельных участков предусматривается проектом федерального закона № 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года).

    В этой связи обращаем внимание, что перечень поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации по итогам ежегодной пресс-конференции Президента России, состоявшейся 17 декабря 2020 года, включает поручение в адрес Минэкономразвития России, Минфина России совместно с ФНС России обеспечить проведение мониторинга финансового состояния и состояния расчётов с бюджетом субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых граждан. При выявлении негативных сценариев развития ситуации необходимо оперативно докладывать в Правительство России, при необходимости с проектами соответствующих нормативных правовых актов.

    Реестр предоставляет оперативную информацию об оказанных мерах поддержки, кем и когда они были оказаны, какие результаты принесли, без дополнительных затрат со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, что открывает новые возможности для анализа эффективности предоставления государственной поддержки. Содержащиеся в реестре сведения можно получить через сервис реестра на сайте ФНС России либо с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) или в виде набора открытых данных.

    Согласно части 4 статьи 8, статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, сведения о виде разрешенного использования земельных участков, могут быть внесены в ЕГРН на основании соответствующего решения (акта), принятого уполномоченным органом государственной власти (органом местного самоуправления), направленного в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 218-ФЗ и Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее — Правила).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) правообладатель земельного участка вправе выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из числа основных или вспомогательных видов, установленных градостроительным регламентом, что не предполагает необходимости издания каких-либо актов со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления (пункт 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года). В то же время в соответствии со статьей 39 ГрК РФ заинтересованное лицо вправе получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, предусмотренном данной статьей, что, в свою очередь, предусматривает необходимость принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения.

    • плату за изменение ВРИ – сумму, которая уплачивается собственником земельного участка за смену ВРИ; или
    • арендную плату в увеличенном размере за находящийся в госсобственности земельный участок в связи с изменением порядка расчета размера арендной платы за земельный участок после смены ВРИ, выплачиваемой девелопером-арендатором такого участка.

    Постановлением Правительства Москвы № 2019-ПП от 19 ноября 2020 года (далее – «Постановление № 2019») были скорректированы механизмы расчета связанных с изменением ВРИ платежей для каждого из указанных случаев. Таким образом, изменения различаются в зависимости от того, находится ли застраиваемый земельный участок в частной или государственной собственности.

    Обновленный классификатор имеет 13 разделов, который включает 137 подвидов и подразделов для каждого основного направления. Земельные участки имеют цифровое обозначение, подробное описание, но не представлены категорией земельного надела. В последнем случае ожидается опубликование официального регламента, который будет дополнение к Классификатору ВРИ.

    В случае отсутствия замечаний со стороны муниципалитета, заявитель получит разрешение на осуществление запрашиваемого вида работ. В случае отказа, собственник имеет право потребовать мотивировать его в соответствии с существующими нормативными актами и правилами.

    Не редки случаи, когда нецелевое использование объекта осуществляется со стороны третьих лиц, не являющихся собственниками участка. В этом случае ответственность несёт основной владелец, поэтому в его интересах осуществлять постоянный контроль и защиту территории от несанкционированного использования.

    Онлайн классификатор видов разрешенного использования участков в 2021 году

    • ОКОФ в ОКОФ2
      Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
    • ОКДП в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
    • ОКП в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
    • ОКПД в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
    • ОКУН в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
    • ОКВЭД в ОКВЭД2
      Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
    • ОКВЭД в ОКВЭД2
      Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
    • ОКАТО в ОКТМО
      Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
    • ТН ВЭД в ОКПД2
      Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
    • ОКПД2 в ТН ВЭД
      Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
    • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
      Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
    • Классификатор ЕСКД
      Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
    • ОКАТО
      Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
    • ОКВ
      Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
    • ОКВГУМ
      Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
    • ОКВЭД 2
      Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
    • ОКГР
      Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
    • ОКЕИ
      Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
    • ОКЗ
      Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
    • ОКИН
      Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
    • ОКИСЗН-2017
      Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
    • ОКОГУ
      Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
    • ОКОК
      Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
    • ОКОПФ
      Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
    • ОКОФ 2
      Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
    • ОКП
      Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
    • ОКПД2
      Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
    • ОКПДТР
      Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
    • ОКПИиПВ
      Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
    • ОКПО
      Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
    • ОКС
      Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
    • ОКСВНК
      Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
    • ОКСМ
      Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
    • ОКСО 2016
      Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
    • ОКТС
      Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
    • ОКТМО
      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
    • ОКУД
      Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
    • ОКФС
      Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
    • ОКЭР
      Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
    • ОКУН
      Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
    • ТН ВЭД
      Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
    • КУВЭД
      Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
    • Классификатор ВРИ ЗУ
      Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
    • КОСГУ
      Классификатор операций сектора государственного управления
    • ФККО
      Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
    • КСР
      Классификатор строительных ресурсов
    • Классификатор
      Классификатор правовых актов РФ
    • ББК
      Библиотечно-библиографическая классификация
    • УДК
      Универсальный десятичный классификатор
    • МКБ-10
      Международная классификация болезней
    • АТХ
      Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
    • МКТУ-11
      Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
    • МПК
      Международная патентная классификация
    • МКПО-10
      Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
    • ЕТКС
      Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
    • ЕКСД
      Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
    • Профстандарты
      Справочник профессиональных стандартов
    • Должностные инструкции
      Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов
    • ФГОС
      Федеральные государственные образовательные стандарты
    • Вакансии
      Общероссийская база вакансий Работа в России
    • Кадастр оружия
      Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему
    • Правила по охране труда
      Действующие правила по охране труда Минтруда РФ


    Похожие записи:

    Добавить комментарий