Стандарты в бухгалтерском учете с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стандарты в бухгалтерском учете с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

Федеральные стандарты бухучета: список основных в 2021 году

  • Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
  • Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
  • Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
  • Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
  • Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ
  • КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
  • Изменения в ФСБУ 5/2019 и его отличия от ПБУ 5/2001
    • Кто может не применять стандарт
    • Запасы для управленческих нужд
    • Что относится к запасам?
    • Учет несущественных активов
    • Учет скидок при приобретении запасов
    • Отсрочка платежа при приобретении запасов
    • Приобретение неденежными средствами
    • Безвозмездное получение запасов
    • Оценка запасов от разбора ОС
    • Исключение из себестоимости запасов
    • Оценка продукции сельского, лесного, рыбного хозяйства, товаров, торгуемых на биржах
    • Оценка товаров в рознице
    • ТЗР при приобретении товаров
    • Фактическая себестоимость НЗП и ГП
    • Резерв под обесценение запасов
    • Оценка запасов при выбытии

Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

ФНС утвердила новую форму уведомления о постановке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. В частности, из него исключено указание на код ОКАТО.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документ: Приказ ФНС России от 24.11.2020 № ЕД-7-14/[email protected]

Бухгалтерский учет

С 2021 года для отражения в учете запасов бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 5/2019. Этот стандарт обязателен для подавляющего большинства организаций. Его вправе не применять только бюджетники и микроорганизации на упрощенке.

Применяется с отчетности за 2020 год.

Документ: Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н.

С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.

Применяется с отчетности за 2020 год.

Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.

Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.

Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.

Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.

В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.

Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Минфин РФ утвердил федеральный стандарт, в котором установлены единые требования к бухучету непроизведенных активов и к раскрытию информации о них в бухгалтерской отчетности.

ФСБУ будут применять при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а при составлении отчетности — с отчетности 2021 г.

Применяя стандарт впервые, организации бюджетной сферы должны переоценить до кадастровой стоимости объекты, относящиеся к группе «Земля (земельные участки)», отражаемые на балансе и внесенные в государственный кадастр недвижимости. Если кадастровая стоимость не определена, объект нужно учитывать по балансовой стоимости до момента проведения кадастровой оценки.

При отсутствии балансовой стоимости нужно будет рассчитать условную оценку одним из способов:

  • по методике расчета рыночной оценки единичного земельного участка, которую применяют органы госвласти (местного самоуправления), уполномоченные распоряжаться государственными или муниципальными участками;
  • исходя из кадастровой стоимости аналогичного земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости.

В действующей Инструкции 157н есть три группы непроизведенных активов: земля, ресурсы недр и прочие активы. Стандартом предусмотрены дополнительные группы водные и некультивируемые биологические ресурсы. Таким образом, активы будут распределять следующим образом, как в таблице 1.

Таблица 1. Что относить к объектам учета
Группы непроизведенных активов Объект учета
Земля (земельные участки) Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
Водные ресурсы Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования.
Ресурсы недр Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами.
Некультивируемые биологические ресурсы
  • Водные объекты (отдельные виды водных биоресурсов, для которых установлен общий допустимый улов).
  • Объекты животного мира (дикие животные), для которых установлены нормативы допустимого изъятия.
  • объекты растительного мира (лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда).

Объекты непроизведенных активов также будут учитывать на счете 103.00, если соблюдаются два условия:

  • можно спрогнозировать, что используемый объект будет приносить экономическую выгоду или иметь полезный потенциал;
  • можно надежно оценить первоначальную стоимость объекта.

Те объекты, которые не приносят выгоды, не будут ее приносить в дальнейшем и не имеют полезного потенциала, учтут на забалансовых счетах. Информацию о таких объектах нужно будет раскрыть в пояснениях к отчетности.

Непроизведенный актив может быть списан, если:

  • прекращены имущественные права, в том числе, при продаже, безвозмездной передаче (дарении);
  • объект больше не используется по назначению из-за порчи, изменения качественных характеристик и др.;
  • актив передан другой организации бюджетной сферы;
  • есть иные основания.

Выбытие актива отражают в учете при наличии ряда критериев:

  • у субъекта учета нет контроля над активом, отсутствуют расходы по нему, нет права получения экономических выгод (извлечения полезного потенциала), которые связаны с его распоряжением (владением, пользованием);
  • субъект учета не распоряжается (не владеет, не пользуется) выбывшим объектом или не использует его в той степени, которая предусматривалась при признании такого объекта в составе непроизведенных активов;
  • величина дохода (расхода) от выбытия объекта непроизведенных активов имеет оценку;
  • прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, а также прогнозируемые или понесенные затраты (убытки), связанные с выбытием актива, имеют оценку.

Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 2021

Применяться новый Стандарт будет при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также при составлении бюджетной и бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности за указанный год.

Стандарт предусматривает деление активов на две подгруппы:

  • НМА с определенным сроком полезного использования;
  • НМА с неопределенным сроком полезного использования.

Обратим внимание, стандарт не будет использоваться в отношении определенных объектов бухгалтерского учета (например, финансовых активов и вложений, результатов интеллектуальной деятельности, приобретенных для перепродажи, прав пользования активом, возникающих по договорам аренды).

Учреждение признает НМА, которые ранее не признавались, а отражались за балансом, по справедливой стоимости. Она будет балансовой стоимостью.

Финансовый результат от признания НМА, ранее не признававшихся в учете и отчетности, учитывают в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором объекты признаны впервые. Результаты этой корректировки однократно раскрывают в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При первоначальном признании НМА признаются любые накопленные убытки от обесценения, которые были связаны с такими объектами. Сравнительную информацию по НМА за годы, предшествовавшие первому применению стандарта, не пересчитывают.

Объекты НМА, которые ранее отражались на забалансовом счете, учитываются на соответствующих балансовых счетах по справедливой стоимости в случае, если они отвечают критериям признания актива. Финансовый результат от признания таких объектов НМА признается в качестве корректировки начального сальдо финансового результата прошлых отчетных периодов в том периоде, в котором произошло их первоначальное признание. Результаты корректировки однократно раскрываются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 49, 50 СГС «Нематериальные активы»).

С точки зрения применения ФСБУ 5/2019 все коммерческие организации можно разделить на три группы.

Микропредприятия, которые используют упрощенный бухучет, имеют право вообще не применять новый стандарт. Такие компании могут сразу списывать все купленные запасы на затраты (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Но пользоваться правом отказа от нового ФСБУ целесообразно далеко не для всех компаний, которые относятся к «микробизнесу». Ведь если списывать запасы сразу, то это означает, что у компании фактически не будет учета материальных ценностей.

Руководство организации не сможет контролировать остатки на складе, провести анализ материальных затрат на продукцию и т.п. Поэтому для производства и торговли такой вариант в большинстве случаев не подойдет. Кроме того, если компания отражает списание материалов в налоговом учете, то возникнут налоговые разницы.

Поэтому отказываться от учета материалов целесообразно, в первую очередь, «микропредприятиям» из сферы услуг, которые работают на «упрощенке».

Малые предприятия, которые ведут упрощенный бухучет, должны пользоваться ФСБУ 5/2019, но могут не применять некоторые из его положений. Представители микробизнеса входят в категорию малых предприятий. Поэтому, если такие компании решат не отказываться от учета запасов, то они тоже могут использовать ФСБУ 5/2019 в сокращенном формате. Подробно об этом расскажем ниже.

Средние и крупные компании обязаны использовать ФСБУ 5/2019 в полном объеме, за одним исключением. Запасы, предназначенные для управленческих нужд все организации, вне зависимости от масштаба, могут списывать сразу. К таким запасам относятся, например, различные канцтовары, расходные материалы для оргтехники и т.п.

Но и этим правом удобно пользоваться не всем. Ведь налоговый учет «управленческих» запасов все равно необходим. Поэтому у тех, кто использует ОСНО и платит налог на прибыль (а это все средние и крупные компании), неизбежно возникнут налоговые разницы.

А вот малые предприятия на УСН могут без особых проблем отказаться от учета запасов, предназначенных для управления. Списание затрат на «упрощенке» происходит по факту оплаты, к тому же в малом бизнесе «управленческие» материальные расходы, как правило, невелики.

Кто относится к микро-, малому и среднему бизнесу, а также при каких условиях малые предприятия могут вести упрощенный бухучет — читайте здесь.

Далее будем говорить просто «малые предприятия», подразумевая, что речь идет о компаниях, которые имеют право на упрощенную бухгалтерию.

Запасы — это активы, которые «оборачиваются» в течение среднего операционного цикла компании, либо используются за период меньше 12 месяцев. Критерий, связанный со временем — новый, в прежних правилах работы с запасами (ПБУ 5/01) его не было.

Как и раньше, к запасам относятся товары, готовая продукция, сырье, материалы, топливо, инструменты.

Кроме того, теперь в запасы включены несколько новых категорий (п. 3 ФСБУ 5/2019):

  1. Незавершенное производство (НЗП), т.е. затраты на изготовление продукции, произведенные до окончания всех технологических процессов или до приемки изделия. Также к НЗП относятся затраты на работы и услуги до их завершения и подписания заказчиками актов.
  1. Объекты недвижимости, которые организация купила, построила (или строит) для перепродажи.
  1. Объекты интеллектуальной собственности, которые организация создала (или создает) для перепродажи. Это могут быть, например, компьютерные программы или произведения искусства.

Чтобы к запасам можно было отнести активы из п. 2 и 3, торговля недвижимостью или интеллектуальной собственностью должна относиться к обычным видам деятельности компании.

Кроме того, из запасов исключена одна «специфическая» категория — малоценные основные средства (ОС). Речь идет об основных средствах, которые стоят меньше определенного лимита, установленного в организации. Так как одна из характеристик основного средства — срок использования свыше 12 месяцев, то их теперь в принципе нельзя отнести к запасам, вне зависимости от стоимости.

По «старому» ПБУ 6/01 «Основные средства», которое еще действует в 2021 году этот лимит может составлять до 40 тыс. руб. Новые правила бухучета ОС (ФСБУ 6/2020) позволяют компаниям определить любой «порог» для отнесения актива к основным средствам.

ФСБУ 6/2020 будет обязательным к применению с 2022 года, но добровольно его можно использовать и в 2021 году. Однако в любом случае, основные средства, стоимость которых ниже установленного компанией лимита, с 2021 года нельзя относить к запасам. Стоимость приобретения таких объектов нужно сразу списать на затраты (п. 5 ФСБУ 6/2020 или п. 3 ФСБУ 5/2019).

Новые правила учета запасов с 2021 года. Применение ФСБУ 5/2019

В новом стандарте подробно расписан порядок оценки запасов, которые организация создала сама (п. 23 — 27 ФСБУ 5/2019). Речь идет о готовой продукции (ГП) и незавершенном производстве (НЗП).

При оценке ГП и НЗП следует учитывать, как прямые затраты, которые можно отнести на конкретные изделия, так и косвенные, которые распределяются по выбранному организацией способу.

В массовом и серийном производстве допускается использовать упрощенные способы оценки ГП и НЗП:

  1. Только по прямым затратам без учета косвенных.
  2. На основе плановых затрат.

При единичном производстве НЗП следует оценивать только по фактическим затратам.

В новом стандарте отдельно регламентирован порядок оценки запасов, которые могут «появиться» у организации в результате демонтажа или ремонта основных средств (п. 16 ФСБУ 5/2019). В этом случае в качестве себестоимости полученных запасов нужно принять наименьшую из двух величин:

  1. Стоимость таких же запасов, которые организация покупает или создает в рамках обычной деятельности.
  2. Сумма балансовой стоимости списанных ОС и затрат на демонтаж и извлечение материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.

Стандарт ФСБУ 5/2019 ввел новое правило — переоценку запасов. В общем случае бизнесмены должны на каждую отчетную дату сравнивать две стоимости запасов (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019):

  1. Себестоимость по данным учета.
  2. Предполагаемую цену, по которой эти запасы можно было бы продать в рамках обычной деятельности компании.

Если предполагаемая цена окажется меньше, чем стоимость по данным учета — имеет место обесценение запасов. Такая ситуация может возникнуть, например, при моральном устаревании активов, их порче, снижении рыночных цен. Сумму обесценения нужно списать за счет специального резерва.

Малые предприятия могут не переоценивать запасы и в течение всего периода хранения отражать их в учете по первоначальной себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019). Значит — им не нужен и резерв под обесценение запасов.

Некоммерческие организации (НКО) также могут не проводить переоценку запасов, которые они используют для основной деятельности (п. 33 ФСБУ 5/2019). Но если НКО одновременно ведет и коммерческую деятельность, то запасы, используемые в ней, нужно переоценивать на общих основаниях.

Порядок списания стоимости запасов в новом стандарте принципиально не изменился. Компании так же, как и ранее, могут выбирать один из трех методов:

  1. Оценивать себестоимость каждой единицы запаса отдельно.
  2. Списывать запасы по средней себестоимости.
  3. Использовать метод ФИФО, т.е. начинать списывать запасы по ценам активов, приобретенных ранее всего. В этом случае условно предполагают, что для производства и иных целей в первую очередь используют запасы, купленные раньше других.

Появилось новое условие для списания запасов. Теперь их можно списывать не только при продаже или ином выбытии, но и в случае, когда организация решит, что от конкретного вида активов в будущем нельзя ожидать экономической выгоды (пп. «в» п. 41 ФСБУ 5/2019).

Организация может использовать один из двух методов перехода на новый стандарт бухучета (п. 47 ФСБУ 5/2019): перспективный или ретроспективный.

Если выбрать перспективный метод, то положения ФСБУ 5/2019 будут затрагивать только те операции, которые произведены, начиная с 01.01.2021 года. Данные за прошлые периоды пересчитывать не нужно.

Ретроспективный метод означает, что стоимость все «переходящих» остатков запасов нужно пересчитать так, как будто бы положения ФСБУ 5/2019 уже применялись на момент их покупки (создания) в прошлых периодах.

В этом случае на 01.01.2021 нужно сделать корректирующие проводки в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

  1. Списать ценности, которые больше не входят в запасы, например — малоценные ОС или «управленческие» материалы

ДТ 84 — КТ 10

  1. Скорректировать оценку товаров и готовой продукции, чтобы довести ее до справедливой стоимости

ДТ 41 (43) — КТ 84 или ДТ 84 — КТ 41 (43)

  1. Скорректировать размер резерва под снижение стоимости запасов

ДТ 84 — КТ 14 или ДТ 14 — КТ 84

Проводки из пунктов 2 и 3 будут актуальны в основном для средних и крупных компаний. Малые предприятия, как было сказано выше, в большинстве случаев могут не определять справедливую стоимость и не создавать резерв под обесценение запасов.

5 апреля 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н, которым утверждена новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 – 2023 гг. (далее – Программа). Программа на 2019 – 2021 гг., утв. приказом Минфина России от 19.03.2019 № 45н, утратила силу (приказ Минфина России от 27.11.2019 № 204н).

Разъяснения по обязательному применению ФСБУ 5/2019 «Запасы» с 2021 года

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

  • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

  • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

  • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

  • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

Минфин изменил требования к первичным учетным документам 2031 25.06.2021

Новый стандарт бухучета вводит понятие «оправдательные документы» и разрешает в определенных случаях использовать их в качестве первичных учетных документов.

Минфин предупредил об изменении правил хранения бухгалтерских документов 1841 23.06.2021

Новый стандарт бухучета не ограничивает компании в выборе информационных технологий и технических средств, позволяющих хранить базы данных бухгалтерского учета на территории России.

Для документов и документооборота введен новый бухгалтерский стандарт 3325 08.06.2021

Минфин ввел новый федеральный стандарт бухгалтерского учета «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (ФСБУ 27/2021).

Минфин внесет поправки в стандарт бухгалтерского учета непроизведенных активов 339 29.04.2021

Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Минфин внес изменения в стандарт бухучета для бюджетных организаций 456 01.04.2021

Минфин внес изменения в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Минфин подготовил новый стандарт бухгалтерского учета для бюджетников 426 26.02.2021

Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Утвержден бухгалтерский стандарт по учету биологических активов 460 02.02.2021

Новый стандарт предназначен для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Бухгалтерские стандарты с 2021

ФСБУ 5/2019 признает за организацией право самостоятельно устанавливать и в дальнейшем изменять единицу учета запасов при условии обеспечения полной и достоверной документально подтвержденной информации с целью надлежащего контроля за наличием и движением запасов.

В зависимости от вида запаса, способа его приобретения/изготовления или использования (потребления, продажи) единицей учета запасов может быть:

  1. инвентарный (складской) или номенклатурный номер — как правило, такие номера присваиваются запасам, предназначенным для производственного потребления;
  2. партия или однородная группа — такая единица учета характерна для учета затрат на производство,
  3. отдельный объект или штучная единица — для учета готовой продукции или товаров для перепродажи.

Для учета запасов всегда важно, чтобы установленная количественная единица учета использовалась одинаково как при оприходовании запасов, так и при их выбытии (списании).

(Сложности при оприходовании запасов, полученных от поставщиков, могут вызывать разные единицы измерения одних и тех же запасов по документам от разных поставщиков.)

ФСБУ 5/2019 регламентирует правила и способы оценки запасов при их поступлении и отдельно при списании.

Новшеством в ФСБУ 5/2019 стало то, что запасы теперь придется оценивать дважды — при признании запасов и после признания. Причем правила оценки различных видов запасов, учитываемых на разных счетах бухгалтерского учета, будут существенно отличаться друг от друга.

Все запасы в учете нужно учитывать по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов, учитываемых по счету 10 или 41, состоит из стоимости приобретения этих запасов у продавца (без налога НДС), а также сопутствующих расходов, связанных с доставкой и доведением до состояния, пригодного к использованию собственными или привлеченными силами при наличии таких расходов.

Если запасы получены безвозмездно или расчеты с их поставщиком осуществлены неденежными средствами, то запасы необходимо оценить по справедливой стоимости.

Запасы должны проверяться на их обесценение, поэтому на отчетную дату они должны оцениваться по наименьшей из следующих величин:

  1. по фактической себестоимости
  2. или по «чистой стоимости продажи».

Чистая стоимость продажи запасов — это всегда предполагаемая стоимость.

Для запасов, учитываемых на счетах 20 и 43, чистая стоимость продажи запасов определяется исходя из того, по какой цене организация может продать эти запасы в том виде, в котором обычно продает их в ходе обычной деятельности без учета предполагаемых затрат (на производство, подготовку и осуществления продажи).

Для запасов, учитываемых на счетах 10 и 41, за чистую стоимость продажи запасов, может быть принята цена, по которой возможно приобрести аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату.

Чистая стоимость продажи запасов
равна
Фактической себестоимости запасов
за минусом
(Текущей рыночной стоимости
+ Затрат на производство
+ Затрат на подготовку к продаже
+ Затрат на продажу)

Если фактическая себестоимость запасов больше их чистой стоимости на отчетную дату, тогда имеет место обесценивание запасов вследствие устаревания, утраты первоначальных свойств и так далее. В этом случае организация создает и отражает в учете резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи.

При этом балансовой стоимостью запасов считается их фактическая себестоимость за вычетом данного резерва.

В случае, если чистая стоимость продажи запасов, по которым было признано обесценение, наоборот — повышается, то балансовая стоимость таких запасов увеличивается до их чистой стоимости продажи путем восстановления ранее созданного резерва (но не выше их фактической себестоимости!).

Изменения в бухгалтерском и налоговом учёте с 2021 года

Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).

На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).

Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

Это содержащий информацию о факте хозяйственной жизни документ, на основании которого в первичный учетный документ включают обязательные реквизиты (ранее определение не формулировалось).

Оправдательными документами являются, в частности, документы:

  • оформляющие гражданско-правовые отношения с контрагентами, работниками, госорганами;
  • используемые для управления компанией.

Например, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, судебный акт, торговый товарный счет.

В отличие от первичного учетного документа оправдательный документ не предназначен для оформления факта хозяйственной жизни и не содержит все обязательные реквизиты.

В первичный учетный документ, обязательные реквизиты которого указаны на основании оправдательного документа, включают информацию, позволяющую идентифицировать оправдательный документ (ранее такое требование не формулировались).

Составленный или полученный в процессе деятельности оправдательный документ можно использовать в качестве первичного при условии, что первый содержит все обязательные реквизиты первичного учетного документа (ранее такая возможность не формулировалась). То есть, документ, не являющийся изначально первичным, но содержащий все обязательные реквизиты первичного, можно использовать в качестве первичного для целей бухучета. При этом оформлять на его основе специальный первичный учетный документ не нужно.

Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции

\n\n

По общему правилу суммы в регистрах бухучета указываются в рублях, независимо от места ведения деятельности и от того, какая валюта используется в операции. Но если стоимость объектов бухучета выражена в иностранной валюте, то записи в регистрах делаются одновременно и в валюте, и в рублях (п. 7 ФСБУ 27/2021).

\n\n

Датой составления первичного документа считается день его подписания лицами, совершившими сделку, операцию и ответственными за ее оформление, либо лицами, ответственными за оформление совершившегося события. В документе обязательно указывают дату совершения факта хозяйственной жизни, если она отличается от даты составления (п. 8 ФСБУ 27/2021).

\n\n

Также в новом стандарте прописан порядок исправления ошибок в «первичке» и регистрах.

\n\n

Так, если документ составлен на бумаге, то нужно зачеркнуть чертой неверный текст или сумму и сверху указать корректные сведения. При этом зачеркивать необходимо так, чтобы можно было прочитать неправильный текст или сумму. Замазывать и стирать записи нельзя.

\n\n

В скорректированном документе нужно написать «Исправлено», проставить дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный документ или ответственных за ведения регистра. Также надо указать их должности, фамилии и инициалы, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц (п. 19, 21 ФСБУ 27/2021).

\n\n

\n\n

Электронный первичный документ допускается исправлять путем составления нового документа. При этом нужно указать, что он заменяет первоначальный. Также скорректированный документ должен содержать дату исправления и электронные подписи лиц, которые его составили, с указанием реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п. 20 ФСБУ 27/2021). При этом дополнительно установлено, что «средства воспроизведения нового документа должны обеспечить невозможность использования его отдельно от первоначального».

Согласно стандарту, документы бухучета составляются на русском языке. Если первичный документ написан на иностранном языке, то он должен содержать построчный перевод. Исключение — ситуация, когда в месте ведения деятельности за пределами РФ законодательство обязывает составлять документы на языке данной страны. В таком случае только регистр бухучета должен содержать построчный перевод (п. 5, 6 ФСБУ 27/2021).


Похожие записи:

Добавить комментарий