Кто может подписывать протоколы об административных правонарушениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может подписывать протоколы об административных правонарушениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с требованиями КоАП РФ, протокол составляется должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дело. При этом, в пределах компетенции органа. Глава 23 КоАП утверждает закрытый перечень компетенций суда, органов и их должностных лиц по рассмотрению дел.

Кроме того, КоАП в ст. 28.3 устанавливает список лиц, уполномоченных составлять протокол о нарушении, когда дело рассматривается судом.

Кто может подписывать протоколы об административных правонарушениях

Срок оспаривания протокола по делу – 10 дней.

Этот срок начинает исчисляться в момент вручения, получения копии протокола.

Кроме того, пропущенный срок обжалование может быть восстановлен. Для этого, в жалобе на постановление необходимо просить восстановления срока и указывать причины его пропуска.

Как правило, причины должны быть оценены как уважительные – болезнь, нахождение за границей и т. д.

ВАЖНО: срок восстанавливается судом или должностным лицом, которое будет рассматривать жалобу.

В жалобе необходимо указать адресата – суд или должностное лицо, которому направлена жалоба. В тексте указывается номер обжалуемого постановления. Необходимо указать причины незаконности вынесенного постановления об административном правонарушении:

  1. Неверно составлен протокол, не учтены некоторые обстоятельства
  2. Лицо, в отношении которого рассматривалось дело, не было уведомлено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
  3. Событие правонарушения отсутствовало
  4. Состав правонарушения отсутствует
  5. Лицо действовало в состоянии крайней необходимости
  6. Отмена нормы, устанавливающей ответственность
  7. Истечение сроков давности привлечения
  8. Недоказанность обстоятельств нарушения
  9. Существенное нарушение процессуальных требований к порядку рассмотрения
  10. Иные основания, которые найдет наш адвокат в деле при защите Ваших прав

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Ст. 28.5 КоАП РФ регулирует сроки составления протокола:

  • сразу после выявления правонарушения;
  • в течение двух суток, как выявлено нарушение, если существует необходимость выяснения каких-либо иных обстоятельств по делу или данных о нарушителе;
  • если есть нужда в административном расследовании, протокол должен быть составлен сразу по окончании расследования.

Скачать для просмотра и печати:

Необходимо внимательно следить за тем, как составляется документ, и какие сведения в него вносятся сотрудником. Любые, даже мелкие, на первый взгляд, нарушения могут помочь в признании протокола недействительным.

Если инспектор не объяснил права гражданину, то в соответствующей графе нужно поставить отметку «не согласен». В судебной практике немало примеров, когда этого хватает для оспаривания протокола.

Совет: все действия сотрудника лучше снимать на видеокамеру или телефон со звуком, а также фотографировать все происходящее, это поможет зафиксировать то, что может ускользнуть от внимания.

В поле для объяснения водителя, необходимо поставить отметку «не согласен» и максимально полно и подробно изложить свою точку зрения и отметить, что в наличии имеются видео, фото и аудиозаписи с места происшествия.

Грубым нарушением являются случаи, когда сотрудник не записывает показания понятых или свидетелей. А также недопустимо привлечение посторонних лиц, которых не было на месте в момент совершения правонарушения в качестве свидетелей.

Все исправления и дополнительные записи должны быть заверены дополнительными подписями сторон, особенно важна подпись задержанного. Таким образом, подтверждается законность внесенных исправлений.

Совет: для доказательства своей невиновности в суде стоит обратиться к грамотному юристу, который лучше обычного обывателя знает законы РФ.

Не всегда при выявлении нарушения составляется протокол. Существуют два случая, когда в нем нет необходимости:

  • штраф или предупреждение назначены на месте, а нарушитель с виной согласен;
  • нарушение зафиксировали камеры.

Составление протокола об административном правонарушении – основная обязанность сотрудника госоргана, выявившего соответствующий факт. Законом установлен ряд требований, предъявляемых к документу. Их нарушение может стать причиной для отказа в привлечении к ответственности.

В зависимости от ситуации выделяют несколько сроков для составления:

  1. В момент выявления нарушения. Выдается в случае установления всех обстоятельства случившегося.
  2. В период до 2 дней. Допускается при необходимости провести уточняющие мероприятия.
  3. После окончания административного расследования. Оно необходимо, когда требуется проведение экспертиз или иных процессуальных действий. Срок расследования не должен превышать 1 месяц. В исключительных случаях допускается его продление до 6 месяцев.

Если документ не оформляется на месте нарушения, он обязательно высылается виновному лицу почтой.

Протокол не составляется:

  1. Возбуждение АП прокурором.
  2. Назначение наказания без протокола. Допускается в случаях наложения санкций в виде предупреждения или штрафа на месте правонарушения. Такое право используется сотрудниками ГИБДД при нарушении ПДД. Гражданин должен быть согласен с нарушением и мерой наказания.
  3. При фиксации нарушения фото- или видеосъемкой.
  4. Происшествие не несет повышенную опасность и не повлекло причинение значительного вреда.

Административный кодекс содержит перечень должностных лиц, имеющих право на составление протокола. При формировании документа лицом, не уполномоченным на это, протокол признается незаконным

Производством по административным нарушениям занимаются лица, назначенные по приказу вышестоящего начальника. Законом предусмотрено, что такими лицами являются сотрудники структур исполнительной власти в соответствии с возложенными на них задачами.

В КоАП РФ перечислены госорганы, уполномоченные привлекать к ответственности по определенным нарушениям:

  1. Органы внутренних дел;
  2. Налоговые инспекции;
  3. Структуры, выполняющие функции надзора за некоммерческими организациями;
  4. Ведомства по контролю в финансово-бюджетной области;
  5. Таможни;
  6. Пограничные органы;
  7. В области санитарно-эпидемиологического надзора и пр.

Важным моментом является срок написания протокола фиксирующего обстоятельства, возникшие при административном правонарушении, а также предваряющие его.

В частности:

  • если должностному лицу известны все факты по определенному делу – протокол составляется им без проволочек;
  • при отсутствии данных, касающихся отдельных моментов, или информации о конкретном гражданине либо организации, уличенных в административном правонарушении, если таковые возможно получить ранее чем через 48 часов, документ оформляется на протяжении двух суток;
  • когда нет информации о всех обстоятельствах, лице, в отношении которого возбуждают дело, свидетелях, и при условии, что на сбор ее необходимо больше 2-х дней, составление протокола откладывается до завершения следственных действий.
  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Вы не обязаны подписывать протокол. В случае Вашего отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

По Вашей просьбе Вам должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения. В случае, если требуется выяснить дополнительные данные, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования, протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Протокол об административном правонарушении: правила оформления

Проведение административного расследования означает, что осуществляются действия, требующие временных затрат, например, экспертиза.

Расследование может длиться не более одного месяца.

В протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для Вас:

  • личные сведения — о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость указания этих сведений связана с тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;
  • сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности (отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством);
  • должны быть указаны сведения о месте и времени правонарушения, указаны суть правонарушения, а также нормативный акт, который Вы нарушили. Подробное описание совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Не редки случаи, когда штраф налагают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое;
  • указывается информация о свидетелях и потерпевших, если они имеются. Обращаем Ваше внимание на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола;
  • в ходе составления протокола Вы можете давать свои объяснения как в устной, так и в письменной форме. Если Вам предлагают дать объяснения, но Вы не готовы, вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснений ответственность не предусмотрена.

Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. В случае наличия свидетелей и потерпевших, желательно, чтобы протокол был подписан также и этими лицами. Очень часто возникает ситуация, когда предприниматель, осознавая неправомерность действий проверяющих, отказывается от подписи документа. Не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов оценки проверки. Проверяющие могут просто сделать надпись, что Вы отказались от подписи, а сам факт отказа будет рассматриваться судом не в Вашу пользу. Рекомендуем свою подпись в обязательном порядке сопровождать следующими словами: «С актом не согласен» (если у Вас есть основания для этого).

  • Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-19395, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие контрольные мероприятия, при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, могут составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены в части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Учитывая изложенное, привлечение общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ являлось неправомерным…
  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-185, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ предусматривает, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 статьи 28.3 КоАП РФ устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. На основании указанных положений Федерального закона № 86-ФЗ и во исполнение требований КоАП РФ Банком России принято Указание…
  • Решение Верховного суда: Определение N 43-АПГ16-15, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция На основании части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа…

1. Все требования заявлять только письменно, устные просьбы будут игнорироваться, а потом вам скажут: вы ничего не требовали и не жаловались. Помните: производство по делу об административных правонарушениях ведется письменно.

2. Требуйте заверения копий документов в соответствии с п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 с указанием времени и даты выдачи.

3. При подаче жалобы оперативному дежурному (ОД) в окошечко требуйте талон КУСП (Приказ МВД от 29.09.2014 №736).

4. Отказывайтесь от подписания протокола, тогда ее вам обязаны направить в течение трех дней копию протокола по почте. Это исключит попытки получения подписи о выдаче копии протокола манипулятивным путем без ее фактической выдачи.

5. Фиксируйте все действия сотрудников полиции на видео, при противодействии, попытке запрета — фиксируйте на аудио.

6. Будьте предельно вежливыми, заставьте сотрудника полиции обращаться к вам на “вы” и по имени-отчеству.

7. Не вступайте в “задушевные” беседы с сотрудником полиции, для вас он не человек, а должностное лицо, функция государства по защите правопорядка. Не надо льстить себе, чтобы сможете “переманить” полицейского на сторону добра.

8. Требуйте от сотрудников полиции разъяснения каждого их действия со ссылками на нормы действующего права.

9. При обнаружении нарушения сразу звоните на горячую линию либо дежурному прокурору и требуйте номер, под которым зарегистрировано ваше устное обращение.

КоАП РФ, статья 25.1
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 5 3-ФЗ «О полиции». Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Статья 6 3-ФЗ «О полиции». Законность
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Статья 53 3-ФЗ «О полиции»
Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

КоАП РФ, статья 27.3. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

КоАП РФ, статья 27.4. Протокол об административном задержании
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

КоАП РФ, статья 27.5. Сроки административного задержания
1. Срок административного задержания не должен превышать три часа (кроме п. 3).
3. Лицо, в отношении которого ведется производство <...>, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

КоАП РФ, статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

КоАП РФ, статья 27.2 Доставление
1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Статья 13 3-ФЗ «О полиции»
1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа полиции с составлением протокола в порядке, установленном частью 14 и частью 15 статьи 14 3-ФЗ «О полиции».

Статья 14 3-ФЗ «О полиции»
14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника или близкого лица задержанного лица.
15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Приказ МВД РФ от 30.04.2012 №389. Сотрудник полиции, исполняющий обязанности дежурного, обязан:
6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП, — выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП — выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

СП 12-95 МВД России, СВОД ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЯ по проектированию объектов ОВД МВД РФ
22) вестибюль;
33) помещения дежурного по разбору с доставленными задержанными;
34) комнаты для задержанных в административном порядке.

Заверение копий документов

п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016
Отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «подпись» и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии.

Пункт 1 №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

Продолжение следует…

Оригинал

1. В комментируемой статье 28.2 КоАП указан порядок составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления, но может быть составлен и в течение двух суток со дня выявления правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Если вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, то протокол составляется по окончании проведения административного расследования.

Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

1) выявление административного правонарушения, в случае если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;

2) оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания;

3) выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;

4) выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

2. Протокол об административном правонарушении, составленный после назначения административного наказания, оспариваемого лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, приобщается к соответствующему постановлению (п. 121 Приказа МВД России от 02.03.2009 N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»), которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, пункт Правил дорожного движения или иного нормативного правового акта, нарушение которого допущено, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

В случае применения специальных технических средств, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении. При этом указывается наименование специального технического средства и его номер.

3. Письменные ходатайства лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, приобщаются к делу и подлежат немедленному рассмотрению сотрудником в пределах своей компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится сотрудником в виде определения. При ходатайстве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, данное ходатайство может быть отражено в протоколе об административном правонарушении.

В словарях приводятся следующие определения понятия «протокол»:

Протокол (фр. protocole, от гр. protokollon — первый лист манускрипта) — официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание). (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, составляемый специально уполномоченным должностным лицом по делу об административном правонарушении на стадии возбуждения производства, имеющий силу доказательства по делу. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и должностными лицами, предусмотренными в специальном перечне КоАП РФ (ст. 28.3). (Большой юридический словарь.- М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.)

Протокол об административном правонарушении — административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом государственного органа или органа общественной самодеятельности. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении, а когда не составляется, а сразу назначается административное наказание?

  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 21 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. No. 01-06/45305)
  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 14 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
  • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

[3]

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении

(гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения

Мелкие правонарушения рассматриваются на месте инспектором ГИБДД, они обходятся без заполнения протокола. Документ, фиксирующий противозаконные действия водителя, составляется в следующих ситуациях:

  • инспектором выявлено серьезное нарушение, которое может стать причиной привлечения автомобилиста к ответственности по уголовному делу;
  • противоправное событие состоялось по вине несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 16 лет;
  • инспектор считает, что задержанный автомобилист нетрезв и для вынесения постановления требуется проведение экспертизы;
  • водитель авто оспаривает действия полицейского и отрицает факт совершенного поступка.

Инспектор ДПС не рассматривает нарушения, допущенные военнослужащими МО. Событие фиксируется, бумаги направляются в комендатуру, когда незаконное действие совершено:

  • рядовым, сержантом, ефрейтором, старшиной срочной либо контрактной службы;
  • младшим либо старшим офицером;
  • курсантом ВУЗа, находящегося в ведении Министерства Обороны РФ.

Важно знать! В большинстве случаев инспектор составляет протокол непосредственно на месте правонарушения, в присутствии водителя.

Оформляется бланк работником ГИБДД согласно предписаниям регламента. В него обязательно должны быть вписаны:

  1. дата, время, место происшествия;
  2. должность, звание и полное имя служащего, запротоколировавшего событие;
  3. личные данные водителя;
  4. список свидетелей, понятых и потерпевших лиц с указанием их контактных данных и адресов;
  5. описание административного правонарушения с указанием статьи, под которое оно подпадает;
  6. объяснения, данные физическим лицом инспектору по поводу совершенного деяния.

Постановление – это процессуальный акт, вынесенный после рассмотрения административного нарушения, допущенного участником дорожного движения. Оно определяет меру наказания. Если проступок был незначительным, инспектор завершает дело, выписывая штраф. Дальше автомобилист имеет право его обжаловать либо признать, и заплатить деньги в государственную казну.

В чем разница между протоколом и постановлением понимает не каждый автовладелец. Документ составляется, когда нарушение незначительное и за допущенную ошибку водитель может быть наказан только штрафом. В КОАП перечислены все случаи, при которых инспектор выписывает одно постановление.

Сотрудник ДПС определяет, насколько опасным был маневр для других участников движения, выясняет, есть ли у автомобилиста подобные нарушения за последний год. Серьезные ошибки, которые ведут к ДТП на дорогах, наказываются штрафами и лишением прав.

Подростки и административная ответственность

Согласно регламенту, существует определенный порядок вписания информации. Постановление должно содержать следующие данные:

  1. полное имя, должность лица, вынесшего вердикт;
  2. название и адрес судебной инстанции иного органа, в котором происходило рассмотрение дела;
  3. перечень установленных нарушений с указанием статей;
  4. вынесенное решение;
  5. информация о сроках и порядке обжалования вердикта.

Копии материалов дела высылаются автомобилисту по почте, когда факт нарушения ПДД был зафиксирован камерами наружного наблюдения дорожной системы безопасности. Обжаловать постановление можно в течение 10 суток.

Сотрудник ГИБДД руководствуется ст. 29.10 КОАП при определении меры наказания водителю за его проступок. Распорядительный акт заполняется строго по алгоритму, предписанному существующими законами. Инспектор просматривает собранные материалы, а затем, основываясь на фактах, делает выводы и принимает решение:

  • закрыть дело на месте, ограничившись предупреждением;
  • составить постановление.

Важно знать! Если полицейский определил меру наказания в виде наложения взыскания, он должен уведомить водителя, создать документ и передать копию на исполнение нарушителю. Тот имеет право обжаловать действия уполномоченного сотрудника ГИБДД либо спокойно заплатить деньги по квитанции.

Инспектор ДПС должен вынести постановление в течение двух месяцев с момента создания протокола. Если временные рамки, предусмотренные законом, не соблюдены, дело должно быть закрыто. Рассмотрение в суде по факту нарушения ПДД происходит за 90 дней с момента фиксации противоправного события.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ГИБДД определены законом, в случае их несоблюдения расследование считается закрытым, а ответственное лицо может понести наказание, если будет выявлено затягивание процесса по халатности либо умышленно.

Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.

Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.

Основания для составления протокола:

Что прилагается к протоколу об административном правонарушении

Разница между постановление и протоколом ГИБДД заключается в назначении бумаг и правовых последствиях, которые несет их оформление для водителя. Если инспектором был составлен протокол о правонарушении, потребность в уплате штрафа не возникает. Вина водителя еще не доказана.

Во время оформления бумаги человек имеет право выразить свое мнение. Если он не согласен с теми или иными факторами, он может сообщить об этом инспектору, оформившему бумагу. Если при оформлении протокола ГИБДД были допущены серьезные ошибки, ее признают недействительной. Это позволит водителю избежать ответственности за совершенные правонарушения.

Постановление составляется, когда рассмотрение дела завершено. В нем фиксируется наказание, к которому привлечен правонарушитель. Водитель имеет право обжаловать решение в судебном порядке. Если этого не произошло, человек обязан выполнить предписание, содержащееся в бумаге.

Если было совершено небольшое правонарушение, вердикт по делу может быть вынесен на месте. Однако водитель имеет право потребовать от инспектора только задокументировать случившееся составив протокол, а вынесение вердикта осуществить в судебном порядке.

Эксперты советуют настаивать на своем, если в деле присутствует спорные моменты. Разбирательства в суде поможет отстоять свою правоту. Отказаться от фиксации совершенного правонарушения гражданин не может. Решение о необходимости оформления бумаги принимает сотрудник ГИБДД.

Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.

Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.

Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.

На практике существует несколько случаев, при наступлении которых постановление ГИБДД по делу может быть вынесено без протокола. Подобное возможно в следующих ситуациях:

  1. Правонарушение зафиксировано на фото- или видеокамеры.Информация о потребности в оплате штрафа рассылается по почте.
  2. Если гражданин согласен с нарушением, которое вынес ему инспектор ГИБДД.
  3. Если было назначено административное наказание в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения. На выполнение подобного действия имеет право только уполномоченное лицо.
  4. Гражданин не оспаривает наличие правонарушения.

Полный перечень ситуаций составления постановления ГИБДД без протокола закреплен в статье №28.6 КоАП РФ. Копия задокументированного решения предоставляется под расписку лицу, в отношении которого оно было вынесено. Если человек отказывается получать его, бумага отправляется по почте.

Действие осуществляется в течение 3 дней с момента принятия решения по делу.

Чтобы протокол об административном правонарушении был признан действительным, в нём должна присутствовать установленная действующим законодательством информация. Перечень данных, которые должны быть внесены в документе, зафиксированы в ФЗ №195. В список обязательных сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в бумаге, входят:

  • дата и место оформления;
  • должность и ФИО работника ГИБДД;
  • информация о гражданине, который нарушил установленные правила;
  • дата совершения правонарушения и место происшествия;
  • нормы и права, которые предписывают привлечение к ответственности за совершенное действие;
  • иные факты, которые будут полезны во время осуществления разбирательства.

Основные отличия протокола ГИБДД от постановления

Для административных протоколов существует строго регламентированная форма. Она предусматривает внесение в текст протокола следующих данных:

  • Места и даты составления.
  • ФИО должностного лица, составившего протокол, и его должности.
  • Данных нарушителя.
  • Информации о потерпевшем и свидетелях.
  • Описания обстоятельств дела.
  • Время и места совершения нарушения.
  • Ссылки на статью КоАП, в рамках которой назначают санкции.
  • Объяснения подозреваемого.

Если при составлении протокола присутствовали понятые, в тексте протокола указывают их данные, включая данные паспортов. Понятые также вправе вносить в протокол замечания.

При применении спецсредств во время задержания нарушителя, показания для протокола дают сотрудники полиции или иных ведомств, эти средства применившие. Также важно указать название самих средств.

Подписать протокол должен его составитель (должностное лицо) и нарушитель. Нарушитель может отказаться подписывать данный документ, о чём в протоколе должна быть сделана запись.

При необходимости указать информацию, которая формой протокола не предусмотрена, её оформляют виде рапорта, который прилагают к протоколу.

Копию протокола получает нарушитель административного законодательства.

Если верить Кодексу об административных правонарушениях, протокол должен быть составлен уполномоченным должностным лицом в рамках своей компетенции.

Помимо этого, протоколы составляются представители федеральных органов исполнительной власти, а также иные государственные органы, относящиеся к той или иной деятельности.

Интересен один пункт КоАП, согласно которому человек, составляющий протокол, не может в дальнейшем рассматривать это дело и выносить по нему решений.

Этот пункт часто доводит до суда, когда пишется возражение на административный протокол со стороны обвиняемого. Так, если сотрудник ДПС составил протокол на правонарушение, а потом рассматривает данное нарушение, это основание для того, чтобы оспорить написанный ранее протокол в дальнейшем.

Не во всех случаях необходимо составлять протокол. Иногда должностное лицо может выписать штраф или предупреждение на месте совершения правонарушения. Эти виды наказания назначают на основании постановления, без составления протокола. Копию постановления также выдают виновному.

Но если нарушитель не согласен с обвинением, то он вправе потребовать составить протокол, который он впоследствии сможет обжаловать.

Вы не обязаны подписывать протокол. В случае Вашего отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

По Вашей просьбе Вам должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения. В случае, если требуется выяснить дополнительные данные, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования, протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.


Похожие записи:

Добавить комментарий