Движение по обочине если нет разметки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движение по обочине если нет разметки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По обочине могут двигаться велосипедисты в возрасте старше 14 лет. Но лишь в том случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части (пункт 24.2 ПДД РФ). В пункте 24.7 ПДД право двигаться по обочине получил также и водитель мопеда, но лишь в том случае, если он не создает помех пешеходам.

Есть в ПДД пункт 25.2, который разрешает двигаться по обочине гужевым повозкам (саням), верховым и вьючным животным, но только в один ряд и возможно правее. Кроме того, эти категории транспорта не должны создавать помех пешеходам.

Слово «обочина» также встречается в пункте 8.8 ПДД. В нем говорится о том, что водитель автомобиля может заезжать на обочину для разворота вне перекрестка в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Когда можно выезжать на обочину

А что делать, если проезжая часть состоит из одной полосы и обочины и на ней образовалось препятствие?

Сначала определимся с тем, что такое препятствие. Препятствие – это (пункт 1.2 ПДД) неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил, препятствием не является.

В этом случае водитель должен двигаться в направлении объезда, обозначенном предписывающими знаками. Если их нет, следует объехать препятствие по обочине. Если это невозможно, то по встречной полосе.

Может ли внезапно появившийся на месте инспектор ДПС оштрафовать вас по статье, запрещающей двигаться по обочине? Может. В этом случае вам следует заявить, что выезд на обочину был вынужденным из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. Если он продолжает настаивать, заявите, что он сам, нехороший человек, не принял все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия — этого требует Административный регламент МВД в области контроля за безопасностью дорожного движения. Пообещайте, что сообщите начальству о том, что он стоял и бездействовал вместо того, чтобы «на капу жать»… А еще скажите, что в случае наложения штрафа вы обязательно обжалуете его действие через суд. А прямо сейчас вы намерены позвонить в службу собственной безопасности и сообщить о том, как он «беспредельничает»…

Запишите его фамилию, зафиксируйте его данные, требуйте составления протокола и составления подробной схемы места нарушения. Наконец, сфотографируйте место, где присутствует непреодолимое препятствие на дороге.

И последнее. Асфальтированной обочины нет, если она никак не обозначена. Инспектор утверждает, что она есть – только краска стерлась. Не ведитесь на этот развод. В этом случае обочина – это всего лишь расширенная дорога, по которой могут передвигаться любые транспортные средства (в отсутствие соответствующих запрещающих знаков).

В по обочине сейчас наказывается штрафом. При этом размер его немаленький. Однако многие нетерпеливые водители пренебрегают правилами и все равно во время заторов стараются обогнать стоящие автомобили, передвигаясь по обочине.

В есть понятие, что обочина является элементом дороги. Ее начало обычно ограничивается разметкой 1.2.1 или 1.2.2 действующих ПДД. Если разметки нет, то, как правило, обочина отличается от покрытием. Обычно оно грунтовое.

Нужно отметить, что что обочина является элементом дороги, ездить по ней строго запрещено. Движение по обочине ПДД разрешает только в самых редких ситуациях, например, когда проезд полностью был перекрыт из-за серьезного дорожно-транспортного проишествия.

В последнее время инспекторы патрульной службы особенно строго относятся к тем нарушителям, которые, невзирая на правила, все равно продолжают обгонять или передвигаться по обочине.

На самом деле такое поведение инспекторов ДПС вполне объяснимо, если понять, почему обочина была признана элементом дороги и для кого она предназначается.

Движение по обочине разрешено исключительно пешеходам, велосипедистам или мопедистам.

На загруженных дорогах часто встречаются такие ситуации, когда нарушитель, передвигаясь по обочине, видит пешехода и начинает ему сигналить, чтобы тот незамедлительно уступил ему дорогу. Однако в таком случае водитель будет неправ, и если совершит наезд на пешехода, то в таком случае он будет наказан по всей строгости закона.

Езда по обочине — наказание и штрафы

Несмотря на такое строжайшее наказание для водителей автомобилей и на абсолютный запрет на движение автомобилей по обочине, есть категория транспорта, которая имеет право двигаться по этому элементу дороги без страха получить штраф.

К этой категории относятся автомобили дорожно-сервисных служб, а также груженые фуры. Более того, фуры имеют право и останавливаться у обочины, если пункт, куда они везли товар, находится в непосредственной близости от нее.

Также по обочине могут двигаться еще некоторые ТС, если они не создают помехи пешеходам. Среди них:

  • велосипеды, в случае если человек, который им управляет, старше 14 лет;
  • мопеды также могут продолжать движение по обочине, пункт правил 24.7 (ПДД) тому подтверждение;
  • и прочий живой транспорт.

Велосепедисты, которые старше 14 лет, могут передвигаться только по специально отведенным для этого дорожкам. Они называются велосипедными. Если же таких дорожет нет, тогда взрослые велосипедисты могут ездить и по обычной дороге, приняв при этом правое положение. Правила движения велосипедистов по обочине гласят, что передвигаться по этому элементу дороги можно лишь в том случае, если велосипедных дорожек нет, а двигаться по проезжей части невозможно.

Это правило распространяется только на велосипедистов старше 14 лет. Если же водитель младше этого возраста, то он имеет право двигаться исключительно по тротуару или по местам, которые попадают под понятие жилой зоны.

В ситуации, когда водитель выезжает на обочину с левой стороны, за исключением случаев, указанных выше, он нарушает ПДД дважды:

  • выезжая на обочину встречного движения;
  • выезжая на встречную полосу.

За такое нарушение ПДД, КоАП предусматривает штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев.

Не всегда нормы действующего законодательства бывают однозначными и трактовать правила порой можно по-разному.

Вот к примеру, чтобы заехать на обочину для остановки или выехать на дорогу после нее, автомобилист все же проезжает по ней, и в этот момент его маневр могут зафиксировать камеры, либо непосредственно сотрудник ГИБДД. В первом случае будет прислано постановление об административном правонарушении, а во втором протокол будет составлен на месте.

К сожалению, правила дорожного движения не идеальны. Несмотря на то, что в них четко указаны суммы штрафов и процедура их взыскания, технические моменты оставляют простор для интерпретаций, которые в некоторых случаях работают против водителя.

Простой пример: водитель на вполне законных основаниях и в рамках правил заезжает на обочину с целью остановки, а когда выезжает на проезжую часть обратно, то привлекает внимание инспектора ГИБДД. И инспектор, также на вполне законных основаниях, предъявляет обвинение в нарушении ПДД. Происходит такое нечасто, и, как правило, инспекторы предпочитают не заморачиваться, но такая ситуация возможна, и знать о ней стоит.

ПДД при отсутствии разметки на дороге

В ПДД указаны все нюансы, касающиеся нанесения дорожной разметки. Рассмотрим правила, которые должен знать каждый автомобилист:

  1. Пересечение сплошной линии запрещено. Разметка в виде одной или двух сплошных линий присутствует на дорогах с двусторонним движением. Пересекая непрерывную черту, автомобилист выезжает на встречную полосу, нарушая при этом ПДД. Те же правила действуют для дорог, посередине которых проходят трамвайные пути.
  2. Если дорожная разметка отсутствует, занесена снегом или скрыта грязью, водителю следует ориентироваться по указателям. Если знаков нет, то автомобилист самостоятельно определяет полосы движения, обращая внимание на ширину дороги.
  3. На дорогах, имеющих более четырех полос, запрещено осуществлять обгон, выезжая на «встречку». Для выполнения поворота или разворота используется перекресток или те места, где подобные маневры разрешены по ПДД.
  4. Если дорога разделена на полосы, то автомобилисты должны двигаться строго по полосам. Перестраиваясь в другой ряд, водитель может наехать на прерывающуюся линию.
  5. На скоростных трассах автомобилисты должны по возможности двигаться по правой стороне дороги. Левые полосы используются для разворотов и поворотов, а также для движения машин оперативных служб. Поэтому водителям запрещено занимать крайнюю левую полосу таких дорог, если свободны другие.

Выше были описаны основные моменты, связанные с дорожной разметкой. Эти правила чаще всего нарушаются автомобилистами.

Водитель может игнорировать разметку, если на дороге присутствует препятствие, создающее помехи для проезда транспорта. Например, проезд через сплошную линию возможен, если:

  • на дороге произошла авария;
  • на проезжей части находится крупный посторонний предмет;
  • дорожное полотно находится в плохом состоянии (ямы, частичное отсутствие покрытия).

ПДД допускает как постоянную, так и временную разметку. Последняя чаще всего наносится при проведении дорожных работ. В ПДД указано, что дорожный знак, всегда главнее разметки. Поэтому при возникновении несоответствий, водитель должен осуществлять движение согласно указателям.

Если же на дорогу нанесена постоянная и временная разметка, то приоритет имеет последняя.

Совершая обгон, многие водители ориентируются по дорожной разметке. Если она отсутствует, то водитель может выехать на встречную полосу для осуществления маневра.

Обгоняя едущее впереди ТС, автомобилист мог не заметить указатель, запрещающий обгон. Если подобное нарушение произойдет на глазах у инспектора ГИБДД, водитель получит штраф. Рассмотрим, как следует действовать в подобных ситуациях:

  1. Обращаем внимание на знак. Он может быть установлен неправильно. В этом случае инспектор не может наказать водителя за нарушения.
  2. Указатель можно не заметить при наличии плохих погодных условий. Если автомобилист ехал в условиях плохой видимости, то он должен указать это в протоколе.
  3. Необходимо сделать детальные фотографии места, где отсутствует разметка.
  4. Внимательно изучаем протокол. Если в нем присутствуют ошибки, не следует говорить о них сотруднику ГИБДД. Впоследствии они помогут водителю избежать наказания.
  5. Если автомобилист не уверен в своих силах, ему следует обратиться к опытному юристу.

Игнорирование дорожной разметки – одно из наиболее распространенных нарушений ПДД. Несоблюдение правил дорожного движения может быть чревато наложением штрафа или попаданием в аварию. Чтобы этого не произошло, нужно обращать внимание на разметку и дорожные указатели, избегая совершения необдуманных маневров.

Штраф за нарушение рядности движения

Пункт 24.2 ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

Пункт 24.7 ПДД:

24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.

Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
  2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
  3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
  4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Дорожное полотно состоит из нескольких частей. Для движения транспорта предусмотрена проезжая часть. Обочина же примыкает к ней, находится на одном уровне или чуть ниже. Отличить ее можно по типу покрытия и разметки в виде сплошной или прерывистой линий.
Предназначение обочины определено в общих положениях п.1.2 Правил дорожного движения и используется она для:

  • движения спец.техники;
  • передвижения пешеходов при отсутствии тротуара;
  • проезда велосипедов и мопедов при отсутствии велодорожек (с условием отсутствия помех пешеходам);
  • остановки автотранспорта;
  • стоянки автотранспорта.

В ряде случаев обочина отделена от проезжей части бордюром. При его отсутствии может быть выполнена вровень или ниже, но не более чем на 4 см. Превышение уровня обочины над проезжей части запрещено ГОСТом.

Штраф за езду по обочине в 2021 году

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

  • На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

  • Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

В п. 9.9 ПДД РФ исключением является следующий вид транспорта:

  • технике дорожно-эксплуатационных служб;
  • транспорту, осуществляющему подвоз грузов к торговым и иным объектам, находящимся в непосредственной близости к обочине и не имеющих иных путей подъезда;
  • велосипедистам при отсутствии соответствующей специально выделенной полосы (п.24.2, п.24.6);
  • мопедам (п.24.7);
  • гужевым повозкам, верховым и вьючным животным (п.25.2).

Их передвижение по обочине не является нарушением.

Следует учитывать, что двигаться по обочинам в соответствии с Правилами дорожного движения, имею право:

  • велосипедисты, если отсутствую специальные дорожки, выделенные полосы или возможность движения по правой стороне проезжей части
  • мопеды, если маневрирование не создает помех для движения пешеходам
  • пешеходы
  • повозки с вьючными или верховыми животными
  • тихоходные транспортные средства, оборудованные специальным знаком
  • автомобили экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная охрана и так далее)
  • автомобили коммунальных служб
  • коммерческие транспортные средства, занимающиеся доставкой грузов к различным объектам
  • водители иных современных гаджетов (моноколеса, гироскутер, сигвей и так далее)

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.

Некоторые автовладельцы просто паркуются на обочинах, при этом соблюдая все ПДД. Правила четко определяют основные пункты парковки в пешеходных зонах и на тротуарах – перемещение пешеходов должно осуществляться без каких-либо ограничений (им должно остаться после парковки машин достаточно места).

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

П. 9.9 ПДД РФ запрещает движение транспортных средств (ТС) по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них разрешен исключительно для остановки и стоянки (12.1 ПДД РФ), на правой стороне дороги. На левой стороне остановка и стоянка разрешены в населенных пунктах на дорогах:

  • с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине;
  • с односторонним движением (грузовым автомобилям массой более 3,5 т — лишь остановка для загрузки или разгрузки).

По обочине разрешается движение машин

  • коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
  • подвозящих грузы к объектам (в том числе торговым), расположенным непосредственно у обочин, если нет других подъездов.

По обочине допускается не создающее помех пешеходам движение:

  • велосипедистов старше 14 лет, если нет велосипедной и велопешеходной дорожки или возможности двигаться по ним, либо по правому краю дороги (п.24.2, п.24.6 ПДД РФ);
  • мопедов (п.24.7 ПДД РФ);
  • гужевых повозок, верховых и вьючных животных (только в один ряд возможно правее), п.25.2 ПДД РФ.

В России штраф за обочину выписывается как наказание за административное правонарушение и периодически его сумма возрастает. При его оформлении имеется ряд нюансов, которые автомобилистам следует учитывать. Еще недавно размер составлял 500 рублей, а в 2020 году сумма достигла 1500 руб.

Величина финансового наказания для нарушителей за самовольную езду по особо регламентированному участку дороги урегулирована Кодексом об административных правонарушених 30.12.2001 №195-ФЗ. Важно следить за изменением законодательства.

Более строгое наказание ждет водителей, осмелившихся ехать по встречной обочине. В таком случае происходит игнорирование нескольких норм одновременно, включая движение по встречной полосе. Итоговая сумма достигает 5000 руб., а в особых случаях граждане рискуют остаться без прав на 4-6 месяцев.

Попавшимся на подобных деяниях повторно стоит обоснованно ждать лишения прав на 12 месяцев. К такой категории относятся автовладельцы, попавшиеся повторно инспектору или на камеру в течение года. Срок начинает отсчитываться с полной оплаты суммы административного штрафа. Если предусмотрено лишение, то отсчет ведется от дня окончания лишения удостоверения.

  • ограждения в связи с дорожными работами;
  • провал или яма на дороге;
  • машина с выставленным аварийным знаком;
  • упавшее дерево и тому подобное;
  • прочие предметы, которые не позволяют проехать.

Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.

Итак, вы все сделали правильно, пропустили встречный поток машин и объехали препятствие по встречной, так как не было возможности сделать это справа из-за искусственного ограждения. Но тут откуда ни возьмись появляется инспектор ДПС и собирается на вас составить протокол, вменяя вам выезд на встречную. Это называется «развод». Ни о каком лишении водительского удостоверения речи быть не может.

Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.

Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.

И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где «играл в прятки» инспектор.

«По встречной полосе (или обочине) я не двигался, а использовал часть дороги встречного движения для объезда препятствия, так как другого пути объехать не было. Инспектор проявил полное бездействие в организации объезда препятствия. Требую помощи адвоката. Инспектор отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения». (При наличии таковой.)

И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.

Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по «встречке». Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина «Объезд».

Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.

И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:

  • п.9.2 ПДД. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…»;
  • п.15.3. Движение через ж/п: «Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».

Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.

Какое наказание за езду по обочине 2021

  1. Объезд с выездом на полосу встречного движения на четырех- или более полосной дороге;
  2. Объезд на трехполосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу;
  3. Объезд с выездом на полосу встречного движения перед железнодорожным переездом;
  4. Объезд с пересечением сплошной линии разметки, причем даже если она разделяет попутные полосы.
  • Если вы пересекли для объезда сплошную линию разметки, то это штраф 500 рублей (КоАП, 12.16 часть 1);
  • Если вы объехали препятствие по обочине или по левой полосе 3-полосной (или более широкой) дороги при отсутствии интенсивного движения, то штраф 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 1);
  • Если вы выехали на встречную полосу, то штраф 1 000 — 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 3).

Понятие обочина квалифицируется как зона где имеют право передвигаться пешеходы, велосипедисты и водители мототранспорта. В правилах дорожного движения понятие обочина трактуется несколько по-другому. Обочиной считается конкретный участок дороги, который расположен рядом с проезжей частью и отделен разметкой либо отличается видом покрытия. Оба изложенных понятия верны. Таким образом, обочиной считается участок, расположенный близ дороги, при этом на ней могут находиться пешеходы, ездить велосипеды и мотоциклы.

Наиболее распространенные случаи выезда на обочину:

  • объезд пробки;
  • парковка машины;
  • обгон следующих впереди авто;
  • осуществление маневра для выезда на встречную полосу.

Обочина может быть расположена у жилой зоны, однако, согласно Земельному Кодексу между магистралью и границами участка должно быть расстояние минимум 5 метров.

Передвижение по обочине регламентируется, как нарушение КоАП (статья №12.15). Минимальный размер штрафа за езду по обочине составляет 1500 рублей. Протокол может быть составлен если факт нарушения зафиксирован сотрудниками ГИБДД либо ваше авто попало в поле зрения прибора видеофиксации.

Если, кроме данного нарушения были обнаружены и другие нарушения ПДД, то протокол об административном правонарушении выписывается на общую сумму штрафов. Размер штрафа за езду по обочине должен быть указан в постановлении, в этом же документе должна указываться статья, которая была нарушена. Если вследствие выезда автомобиля за пределы дорожного полотна был сбит пешеход, то водитель понесет уголовную ответственность. Наказание зависит от степени тяжести причиненных травм пострадавшему. Чаще всего после таких аварий водителя лишают прав на длительный период времени.

В ситуации, когда автомобилист пытается объехать пробку по обочине, при этом он позднее пытается встроиться в начало колонны. При таких маневрах может случиться новая авария, ведь кто-то в момент встраивания этого авто в очередь сможет притормозить, а кто-то, напротив, подрежет наглеца. Возможно, человек, решившийся на обгон и выиграет 20-30 минут времени, но иногда вместо этого можно получить разбитую машину.

Езда по встречной обочине вызывает массу споров, в законе нет определенного наказания за это нарушение. Стало быть, такое правонарушение должно расцениваться, как просто передвижение по запрещенному участку (штраф 1500 рублей), однако, это не совсем так.

Существует несколько исключений, когда штраф за выезд на обочину не предусмотрен:

  1. Когда обочина используется в качестве стоянки автомобиля.
  2. В случае если выезд на обочину необходим для погрузки или разгрузки (например, при доставке товара в магазин).
  3. Разрешен съезд на обочину автомобилям коммунальных служб.

Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение?

Если проанализировать ситуацию: есть дорога на 2 полосы, автомобиль после разворота выезжает на встречную сторону, при этом совершая обгон 2-х машин. В таком случае водитель нарушил правила несколько раз: выехал на обочину, обогнал движущиеся впереди автомобили в неположенном месте. Обгон автомобилей разрешается делать на магистралях при соблюдении конкретных правил, обочина не является участком где разрешено передвижение на авто, а тем более опережать другие автомобили. При фиксации такого правонарушения нарушителю грозит штраф размером от 4 до 5000 рублей либо лишение водительского удостоверения сроком от 4 до 12 месяцев.

Существуют некоторые лазейки в законе, зная которые можно оспорить штраф. Итак, в статье 12.15 КоАП говорится что автомобиль может стоять на обочине, но не ехать.

Многих водителей ловят именно во время заезда или выезда с дорожного полотна. При этом сотрудникам ГИБДД доказывать, что вы планировали оставить машину либо только отъезжали с места парковки практически бесполезно. В таком случае логичен вопрос: как же тогда попасть на обочину чтобы припарковать автомобиль, если заезжать нельзя? Ответ один — необходимо настаивать на своей правоте. Попросите инспектора разъяснить подробнее правонарушение, возможно процитировать статью КоАП также можно поискать свидетелей, которые имели возможность наблюдать за вашим авто в момент выезда.

Если на самом деле ситуация обстоит так, что касаемо водителя уже оформлено постановление о правонарушении, то можно попытаться его обжаловать. На обжалование постановления предоставляется 10-дневный срок. Жалоба может быть подана в ГИБДД или же в суд. Разбирательство на местном уровне (в ГИА) происходит также в течение 10 дней, после чего о результате уведомляют заявителя. Как правило, жалобы относительно штрафов за езду на обочине в суд не подаются, большинство считают, что лучше оплатить штраф в 1500, чем нанимать адвоката и тратить время на сбор доказательств.

Сумма штрафа за движение по обочине зависит в первую очередь от стороны, на какой передвигается водитель.

Итак, если нарушитель решил проехаться по обочине справа, то в таком случае инспектор, увидев это нарушение, будет готов выписать ему штраф в размере 1 500 рублей.

Есть и такие лихачи, которые, несмотря на опасность, стараются обогнать едущие автомобили и по левой обочине, то есть по встречке. Такой вызов инспектор может расценить как нарушение правил обгона и как выезд ТС на встречную полосу. Штраф за обочину в этом случае будет более серьезным. Может даже дойти и до лишения прав.

Сейчас стоит обратить внимание на мопеды и скутеры, водители которых вообще не следуют никаким поставленным правилам. Итак, как написано в правилах дорожного движения, которые не так давно вступили в силу, водители мопедов обязаны передвигаться только по проезжей части и только прижавшись в правую сторону.

Движение мопеда по обочине также не запрещено правилами, однако это можно делать только в самых крайних случаях и только в том случае, если на обочине нет пешеходов и их передвижению мопед мешать не будет.

На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

В ПДД детального описания, почему водителям запрещается выезжать на обочину – нет. Но эту информацию во время обучения рассказывают в автошколе. При выезде за пределы проезжей части автомобиль создает препятствие для движения пешеходов, других участников дорожного движения передвигающихся на данный момент по тротуару или обочине. Вместе с этим, покрытие данного участка не предусмотрено для больших нагрузок. Нередко там же имеется песок, гравий, а при проезде через них создается пыльная завеса. И это тоже может стать причиной создания аварийной обстановки для других участников дорожного движения!

  • Что такое обочина
  • Можно ли по ней ездить
  • Кому разрешено
  • Можно ли объезжать пробку по обочине
  • Когда выпишут штраф
  • Какой штраф
  • Объезд препятствия
  • Штрафы за обочину на МКАД
  • Есть ли скидка
  • Где проверить и оплатить

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок

Выезд на обочину — это нарушение ПДД, за него возможен штраф. Если водитель объезжал пробку в попутном направлении, он получит за обочину 1500 рублей административного штрафа. Если обгонял по встречной обочине, получит штраф 5000 рублей или инспектор лишит его прав на полгода.

Когда можно получить штраф

Чтобы шофер получил штраф, должны совпасть три условия:

  • выехал за линию, которая отделяет дорогу от обочины;
  • это заметила камера или инспектор;
  • случай не является исключением, например, когда машина коммунальщиков едет по обочине и убирает снег.

Езда по обочине: штраф в 2016 году

Объезд препятствия по обочине

Этот маневр запрещен. За него оштрафуют минимум на 1000 рублей или лишат прав до полугода.

Штрафы за обочину на МКАД

На Московской кольцевой автодороге действуют те же правила, что и на любой другой. Штраф за езду по обочине в нарушение ПДД — от 1500 до 5000 рублей. Сумма зависит от ситуации:

  • штраф за обгон по обочине справа — 1500 рублей;
  • водитель ехал во встречном направлении, чтобы объехать препятствие — до 1500 рублей;
  • обгонял по обочине встречного направления — 5000 рублей или лишение прав.

Здесь будет учтен штраф за движение по обочине, а также особенности его наложения. В соответствии с действующими правилами дорожного движения дорога предназначена для движения транспортных средств. Часть его не закрывает плечо – поэтому он не может по нему двигаться. Это правило распространяется на большинство транспортных средств: от машины до велосипеда.

Для начала стоит определиться, что считать бордюром. Это важно, чтобы избежать проступков и нести ответственность. В соответствии с правилами дорожного движения ширина колеи отделена от главной дороги сплошной линией дорожной разметки. Также обочина состоит из другого покрытия (это должен быть не асфальт, а гравий, щебень или трава). Бордюр не следует путать с тротуаром или пешеходной зоной – эта зона предназначена только для пешеходов. Существует полный запрет на вождение и остановку, за что предусмотрено еще более суровое наказание.

Как упоминалось ранее, проезд на бездорожье запрещен. Движение в обратном направлении будет разрешено останавливаться на правой стороне дороги. Парковка слева разрешена только в черте города и только на дороге в том же направлении. Грузовики могут останавливаться только для разгрузки.

Законом не запрещается движение по обочине:
    Автомобили аварийно-спасательных служб для ликвидации последствий аварии или оказания помощи людям; грузовики, доставляющие товары на коммерческие объекты. Важно, чтобы других маршрутов не было. Также они могут передвигаться по обочине дороги, уступая дорогу и не подвергая опасности пешеходов: Велосипедисты в возрасте до четырнадцати лет при отсутствии обозначенной полосы движения или дороги поблизости. Велосипедисты старшего возраста из-за отсутствия специальной инфраструктуры вынуждены ездить по общей дороге, сохраняя за собой право передвигаться; мопеды; вагоны, запряженные животными. Движение должно быть только в конвое.


Похожие записи:

Добавить комментарий