Виновным водителем пассажиру причинен вред здоровью средней тяжести можно ли взыскать причиненный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виновным водителем пассажиру причинен вред здоровью средней тяжести можно ли взыскать причиненный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Кириллова В.С. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 23 мая 2016 года гражданское дело по иску Томина Д.П. к открытому страховому акционерному обществу «Ингосстрах», Кудрявцеву С.Ю. о возмещении вреда здоровью, взыскании ущерба, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Кудрявцева С.Ю. на решение Лобненского городского суда Московской области от 4 августа 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2015 года, которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения Кудрявцева С.Ю. и его представителя Фроловой Е.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя Томина Д.П. по доверенности Томиной Н.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

первоначально Томин Д.П. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Атомпромбезопасность» (далее — ОАО «Атомпромбезопасность») о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, и просил взыскать с ОАО «Атомпромбезопасность» понесенные им расходы на лечение, моральный вред и взыскать судебные расходы.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» (далее — ОСАО «Ингосстрах», страховая компания) и Кудрявцев С.Ю.

В обоснование требований Томин Д.П. ссылался на то, что 29 апреля 2011 года по вине водителя Кудрявцева С.Ю., состоявшего в трудовых отношениях с ОАО «Атомпромбезопасность» и управлявшего автомашиной «тойота ленд крузер», принадлежащем на праве собственности ОАО «Атомпромбезопасность», выполнявшего маршрут по заданию работодателя, произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором ему был причинен вред здоровью средней тяжести. ОСАО «Ингосстрах» выплатило ему стоимость восстановительного ремонта скутера в сумме 43 645,14 руб. В период с 29 апреля по 19 мая 2011 года из-за полученной в результате аварии травмы он находился на стационарном лечении в Лобненской Центральной городской больнице с диагнозом … Указанная травма потребовала длительного лечения, в связи с чем в период с 15 по 20 апреля 2013 года он находился на стационарном лечении в федеральном государственном бюджетном учреждении «ЦИТО им. Н.Н. Пирогова», где ему была выполнена операция, стоимость которой составила 79 911 руб. Для послеоперационной стабилизации коленного сустава им были приобретены специализированные чулки, а также медицинские препараты, за консультацию врача уплачено 1500 руб. Для последующего лечения им приобретались медицинские препараты, всего расходы на лечение составили 91 833,50 руб.

Уточнив исковые требования, Томин Д.П. просил взыскать солидарно с ОАО «Атомпромбезопасность», ОСАО «Ингосстрах» расходы, связанные с восстановлением здоровья, в размере 91 833,50 руб., расходы за производство экспертизы — 7000 руб., почтовые расходы — 824 руб., расходы на оплату услуг представителя — 20 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины, а с Кудрявцева С.Ю. — компенсацию морального вреда в размере 400 000 руб.

В судебном заседании 5 сентября 2013 года представители Томина Д.П. — Томина Н.С. и Шишков В.Н. от исковых требований к ОАО «Атомпромбезопасность» отказались.

Определением Лобненского городского суда от 5 сентября 2013 года принят отказ Томина Д.П. от иска к ОАО «Атомпромбезопасность» о возмещении вреда здоровью, взыскании ущерба и компенсации морального вреда, производство по делу в этой части прекращено.

Решением Лобненского городского суда от 4 августа 2014 года исковые требования Томина Д.П. удовлетворены частично. С ОСАО «Ингосстрах» в пользу Томина Д.П. взысканы расходы: по оценке ущерба — в сумме 7000 руб., почтовые — 824 и 291,64 руб., на представителя — 10 000 руб., на приобретение наколенника — 3372,50 руб., специализированных чулок — 1109 руб., лекарственных препаратов — 5941 руб., всего 28 538,14 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований к ОСАО «Ингосстрах» отказано.

С Кудрявцева С.Ю. в пользу Томина Д.П. взыскана компенсация морального вреда в размере 150 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., почтовые расходы — 1253,59 руб., а всего 161 252,59 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований к Кудрявцеву С.Ю. о компенсации морального вреда отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 августа 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Кудрявцева С.Ю. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, в части удовлетворения исковых требований к Кудрявцеву С.Ю. и принятия по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.


В результате ДТП гражданин получил травму. Авария произошла по вине водителя, выполнявшего маршрут на машине своего работодателя по его же заданию.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что компенсация морального вреда в пользу потерпевшего должна взыскиваться не с водителя, а с его работодателя.

Владельцем источника повышенной опасности не признается лицо, управляющее им в силу трудовых отношений с его владельцем (водитель, машинист, оператор и другие). Оно не отвечает перед потерпевшим за вред, причиненный этим источником.

Следовательно, работодатель — как владелец автомобиля — в силу закона обязан возместить не только имущественный, но и моральный вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

Тот факт, что судом был принят отказ от исковых требований к владельцу машины, не является основанием для взыскания компенсации морального вреда с его непосредственного причинителя.

Ее взыскание с виновника ДТП со ссылкой на процессуальные особенности дела является незаконным.

К числу лиц, ответственных за причиненный вред при ДТП, законодатель относит страховщика – организацию, застраховавшую гражданско-правовую ответственность владельца автомототранспортного средства и причинителя вреда – виновника аварии.

В специально предусмотренных законом случаях ответственность может также возлагаться на собственника транспортного средства (статья 1079 ГК РФ) и работодателя (статья 1068 ГК РФ).

Статья в помощь:

Возмещение вреда, причиненного работником при ДТП

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО потерпевшему

Действующее в сфере ОСАГО законодательство в начале 2015 года, претерпело ряд важных дополнений.

Постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150 «О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» внесены некоторые изменения в существовавший ранее порядок.

Суть новаций сводится к следующему.

  1. Предельный размер ответственности страховщика в случаях причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего с 1 апреля 2015 года составляет 500000 рублей.

  2. Устанавливается принципиально новый порядок выплат страхового возмещения в виде фиксированных платежей в зависимости от характера и степени повреждения здоровья.

    Перечень травм и причитающихся по ним денежных сумм подробно регламентирован и сведен в таблицу.

  3. Страховые выплаты будут осуществляться по факту получения травмы.

    При множественности телесных повреждений окончательный размер страхового возмещения будет определяться путем их суммирования.

  4. Для получения страховки потерпевшим не нужно ожидать окончания лечения.

    Новая схема обязывает страховщика произвести выплату по предъявлении потерпевшим медицинского заключения о характере травм и документов, подтверждающих факт ДТП.

  5. Новый порядок предусматривает дополнительные выплаты при ухудшении состояния здоровья потерпевшего, назначении дополнительного лечения или признании пострадавшего лица инвалидом.

Возмещение вреда здоровью при ДТП включает в себя:

  • заработок или иной доход, который утратил потерпевший за время его нетрудоспособности;

  • затраты на лечение, включая дополнительное питание и приобретение лекарственных препаратов, гигиенических и иных средств ухода за больным;

  • расходы на посторонний уход за больным, протезирование, лечение в санаторно-курортных учреждениях;

  • затраты на покупку специальных транспортных средств;

  • расходы по профессиональному переобучению.

Статьи в помощь:

Страховая компания не платит по ОСАГО

Как составить жалобу на страховую компанию по ОСАГО

Российское законодательство, установив в части 1 статьи 1085 ГК РФ перечень подлежащих возмещению затрат понесенных потерпевшими, предусмотрело условия, при которых понесенные расходы признаются обоснованными и необходимыми.

Первым условием является подтверждение нуждаемости в уходе и помощи.

Вторым условием является отсутствие у потерпевшего права на их бесплатное получение.

Часто решение вопроса о возмещении вреда причиненного здоровью потерпевшего в ДТП переходит в область судебного спора.

Основной причиной, из-за которой потерпевшим приходится обращаться в суд, является нежелание страховых компаний и виновников аварии добровольно исполнять свои обязанности.

Статьи в помощь:

Образец претензии к страховой компании при ДТП

Образец иска к страховой компании при ДТП

Важно знать и помнить, что в суде потерпевшему предстоит представить доказательства, подтверждающие исковые требования о компенсации дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья (статья 56 ГПК РФ).

В противном случае требования истца не будут удовлетворены.

Лицам, не имеющим юридического образования и опыта ведения дел данной категории, достаточно сложно выполнить предписания закона о доказывании.

Шансы на выигрыш дела в суде существенно возрастут, если вы будете придерживаться изложенных ниже правил.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

  1. Процессуальное положение ответчика, при несогласии с исковыми требованиями, обязывает его доказать основания, имеющихся по существу иска возражений.

    При оспаривании виновности в ДТП ответчик должен ходатайствовать о назначении независимой автоэкспертизы.

    Статьи в помощь:

    Независимая экспертиза после ДТП

    Как оспорить вину в ДТП

    Отсутствие вины может подтверждаться постановлением ГИБДД о прекращении производства по делу об административном правонарушении, актами судов об отсутствии вины ответчика, свидетельскими показаниями очевидцев.

    Статьи в помощь:

    Как оспорить вину в ДТП

    Порядок обжалования постановления ГИБДД

  2. Если ответчик не согласен с требованиями истца о возмещении расходов на лечение, в виду наличия возможности у потерпевшего получить дополнительную медицинскую помощь в рамках программы ОМС, он представляет в суд соответствующие сведения.

    Информация о лечении пострадавшего может быть истребована из лечебного учреждения по адвокатскому или судебному запросу.

  3. По вопросам организации медицинской помощи по программам ОМС запрос суда направляется в Департамент специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении.

    Ответчикам по делам рассматриваемой категории следует знать о том, что суд не будет собирать доказательства по собственной инициативе.

Уважаемые гости нашего сайта, рассмотрев основные вопросы возмещения вреда здоровью при ДТП, настоятельно советуем координировать ваши действия с профессиональными юристами, специализирующимися по делам данной категории.

  • Все о ДТП и автостраховании

В первую очередь необходимо заметить, что дорожные происшествия бывают разные, и соответственно ответственность за случившееся для виновника аварийной обстановки будет разной. В настоящее время выделяют следующие типы ответственности:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданская.

Стоит отметить, что гражданская и административная ответственность между собой имеют ряд определенных схожих характеристик. Их главное отличие от уголовного преследования состоит в том, что при наступлении ситуация подобного характера, на виновника дорожного происшествия будет возложена материальная ответственность. Это означает, что он будет вынужден компенсировать все расходы и возместить ущерб, который своими действиями причинил пострадавшему.

Что касается уголовной ответственности, то тут все куда сложнее. Ее применяют в качестве наказания водителям за дорожные аварии повышенной опасности. Помимо компенсации ущерба пострадавшему, виновник ДТП также будет обязан уплатить штраф в государственную казну, и в некоторых случаях может как лишиться водительского удостоверения на определенный срок, так и сесть в тюрьму, если авария унесла жизни людей.

Этот тип ответственности считается наиболее щадящим, и применяется лишь в тех случаях, когда в результате аварийной обстановки потерпевший получает травмы легкой и средней степени тяжести. В некоторых случаях, если имело место нарушение установленных ПДД, то водитель также может понести ответственность в соответствии с административным законодательством. Во всех остальных случаях данная норма не действует.

Говоря о нанесении легкого вреда здоровью стоит обратить внимание, что принципы ответственности изложены в ч.1 ст.12.24 КоАП РФ. В соответствии с данным нормативом, водитель, который на официальном уровне был признан виновником произошедшего аварийного события на дороге, будет обязан выплатить штраф в размере 2,5-5 тыс. рублей. В качестве наказания он также может лишиться прав вождения ТС на срок от года до 1,5 лет.

В случае с диагностированием травм средней степени тяжести, наказание будет определено в соответствии с ч.2 ст.12.24 КоАП РФ. Здесь ответственность будет уже более серьезной. В частности, сумма денежного штрафа возрастет до пределов 10-25 тыс. рублей, а срок лишения прав может составить от 1,5 до 2 лет.
На этом административная ответственность заканчивается, и все последующие ситуации будут нести уже уголовную ответственность. Однако довольно сложно определить, чем же отличаются легкий и средний вред здоровью. И какие между ними имеются отличия. Помощь в поисках ответа также может оказать КоАП РФ, где указано, что:

  • легкий вред здоровью — это кратковременное повреждение обычного состояния здоровья человека, которое привело к тому, что общая трудоспособность была частично нарушена;
  • средний вред здоровью — это долгосрочное расстройство здоровья, в результате которого в течении некоторого времени трудоспособность потерпевшего нарушается более чем на треть.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что легкий и средний тип травм отличаются между собой исключительно в сроках лечения больного и характере его повреждений. Стоит отметить, что все причиненные травмы должны быть подтверждены документально.

В сферу легкого вреда здоровью могут попасть ушибы, гематомы и царапины. Кроме того, если человек не сможет выполнять свои профессиональные обязанности в течении 1-20 дней, то это также является показателем легкого причинения ущерба. Если же срок потери трудоспособности превышает 21 день, то ситуация меняется, и тут будет иметь место повреждения средней степени тяжести.

Как известно, в результате неблагоприятной дорожной обстановки могут возникать опасные ситуации, которые повлекут за собой определенные потери. Они могут быть как имущественными (то есть повреждение машины и прочего имущества владельца ТС), так и физическими (то есть получение потерпевшей стороной в результате столкновения травм и вреда здоровью и жизни). Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов нравственную сторону ущерба. При попадании в аварию человек испытывает сильные эмоциональные потрясения, которые неблагожелательно сказываются на общем состоянии его здоровья. Следовательно — он имеет полное право требовать компенсации за моральные страдания.

В соответствии с текущими законодательными нормативами, все автовладельцы обязаны иметь страховой полис ОСАГО. Чтобы оформить страховку, необходимо обратиться в любую страховую компанию и заключить с ней соответствующее соглашение. По его условиям, страховщик будет при наступлении страховых случаев нести материальную ответственность за компенсацию причиненного ущерба. Вполне естественно, что это не бесплатно, и страхователь будет обязан уплатить страховщику определенную денежную сумму, предусмотренную договоренностями.

Обязанность заключения страхового договора предусмотрена п.1 ст.4 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Здесь указывается, что в сложившихся условиях на дорогах, все владельцы ТС обязуются страховать свою гражданскую ответственность. Это даст им возможность избежать излишне больших трат при попадании в аварийное происшествие, и снизит общие риски, если в результате столкновения были нанесены повреждения транспорту, а также здоровью окружающих.

Приобретение полиса ОСАГО дает право получения выплат страхового возмещения в определенных размерах, которые официально установлены действующей законодательной базой. Так, если имеет место имущественный ущерб одному пользователю, то предельная сумма компенсации оценивается в 120 тыс. рублей. Если же вред нанесен нескольким пользователям, то граничный размер компенсации увеличивается до 160 тыс. рублей. Кроме того, если в результате неблагоприятной дорожной обстановки имеют место получение травм и повреждения здоровья пользователей, то устанавливается страховая ответственность на уровне в 160 тыс. рублей.

Получить все причитающиеся компенсационные платежи пользователь может после обращения в свою страховую компанию и уведомления страховщиков о произошедшем ДТП, в результате которого ему был причинен ущерб. Но это еще не означает, что на этом все заканчивается. Выплачивая пострадавшему все причитающиеся ему платежи, его страховщики получают право суброгации. Это означает, что они могут подать судебный иск против страховой компании виновника аварии с требованием о возмещении ущерба.
При этом стоит отметить, что данное право возникает лишь в тех случаях, когда официально установлен виновник произошедшей аварии. Кстати, иск по суброгации может быть подан как на страховую компанию виновника ДТП, так и лично на него.

Помимо полиса ОСАГО, являющегося обязательным для всех владельцев автомобилей, имеется также возможность приобретения полиса КАСКО. Данная страховка не является обязательной, и может быть приобретена исключительно по решению владельца ТС. КАСКО дает возможность автолюбителю получить компенсации за страховые случаи в более больших объемах, нежели это предусмотрено в соответствии с правилами обязательного страхования ОСАГО.

Если же размер причиненного ущерба значительно превышает установленные законодательно пределы страхового возмещения, то в таком случае необходимо будет подавать дополнительный иск в суд на виновника ДТП, который будет обязан погасить разницу в выплатах. Если имело место причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТВ по вине пешехода, то виновник будет обязан выплатить всю сумму компенсации, которая не покрывается страховкой, или же превышает ее размеры.

В ч.1 ст. 1079 ГК РФ указано, что на всех граждан и юридических лиц, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих возлагается ответственность за компенсацию вреда, который был причинен средством повышенной опасности (строительная техника, электричество высокого напряжения и т.д.). Однако все это возможно лишь при наступлении таких ситуаций, в которых нет никаких обстоятельств для признания, произошедшего случайностью из-за действия неопределенных сил или же самого пострадавшего.

Как показывает практика, зачастую все дела относительно страхового возмещения находят свое продолжение в суде. Мирным путем урегулировать ситуацию удается лишь изредка, абсолютное большинство проблем находят свое решение в зале суда. Сразу же стоит обратить внимание на то, что каждая сумма компенсации должна быть подтверждена документально. В противном случае суд может посчитать, что предъявленные требования являются попыткой неправомерного обогащения, и откажет в удовлетворении иска.

Направляя исковое заявление в суд, к нему необходимо прикрепить всю документацию, которая тем или иным образом имеет отношение к произошедшей аварии. В частности, истец обязан прикрепить к заявлению результаты осмотра машины экспертной комиссией, квитанции с СТО об оплате ремонтных работ, калькуляцию ремонта и многое другое. При наличии повреждения здоровью, должны быть представлены данные медицинского осмотра, а также все квитанции на покупку лекарственных средств и оплату услуг врачей.

Причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТП: судебная практика

Оценку телесных повреждений производит судмедэксперт. Также процедура может осуществляться представителем предприятия, оказывающего услуги в сфере медицинской экспертизы. Это возможно при наличии соответствующей лицензии.

Значение длительности расстройства здоровью

Под этим определением понимается срок, на который пострадавший утрачивает способность к полноценному социальному и физическому функционированию. Данный фактор является одним из критериев при оценке тяжести нанесенных телесных повреждений.

Важно знать! Кратковременному расстройству здоровья соответствует патология, протекающая от 6 до 21 дня. Обычно именно за такой срок человек восстанавливается после ущерба легкой степени. О средней тяжести идет речь в том случае, если временной промежуток составляет от 3 недель до 4 месяцев. При более длительном течении расстройств нанесенный ущерб признается тяжелым.

Основными документами, описывающими характер наказания за ущерб, нанесенный участникам дорожного движения, являются КоАП и Уголовный Кодекс РФ. Взыскание грозит автомобилисту вне зависимости от того, какие действия он предпринял после аварии. Немаловажно также учитывать, кто несет ответственность при ДТП – водитель или собственник авто. Согласно действующим нормам, виновником происшествия может считаться только тот человек, который находился за рулем.

Ответственность за нанесение незначительных повреждений регулируется административным кодексом. При отсутствии летальных последствий или тяжелых травм у пострадавшего водитель может не беспокоиться о том, что ему грозит уголовная статья.

За легкий вред здоровью при ДТП предусмотрено такое наказание:

  • Штрафное взыскание (от 2 до 2.5 тыс. рублей)
  • Конфискация водительского удостоверения (от 12 до 18 месяцев)

Следует отметить, что характер наказания за легкий вред здоровью при ДТП не зависит от того, находился ли водитель в состоянии опьянения. Во многих случаях, если авария не была зафиксирована правоохранительными органами, автомобилист может договориться с потерпевшим про компенсацию и, таким образом, исключить необходимость оплачивать штраф.

Ответственность за такой вариант увечий регулируется кодексом об административных правонарушениях. Помимо наказания пострадавшая сторона может обратиться с претензиями о компенсации морального ущерба.

В соответствии с КоАП, за среднюю тяжесть вреда здоровью при ДТП грозят:

  • Штраф (от 10 до 25 тыс. рублей)
  • Конфискация ВУ на 1.5 – 2 года

Законно исключить вероятность несения ответственности практически невозможно. Такой вариант допускается только в том случае, если нанесен легкий ущерб здоровью. В таких ситуациях участники происшествия могут прийти к взаимному решению, при котором пострадавшие откажутся от претензий.

В судебной практике распространены случаи, когда участники ДТП приходят к обоюдному соглашению. Обычно пострадавшие отказываются от обвинения, если вина в происшествии лежит на их родственнике или друге.

Важно знать! Другой вариант, при котором возможно примирение сторон – выплата компенсации. Очень часто людям, попавшим в аварию, значительно удобнее принять материальную помощь от виновника, чем дожидаться вынесения судебного решения. В таких случаях пострадавшие могут отказаться от претензий и тогда водитель сможет избежать наказания.

Степень причиненного вреда определяется по результатам судебно-медицинской экспертизы. Тяжкий вред предусматривает причинение травм, повлекших за собой утерю частей тела, органов потерпевшего.

Список травм, которые квалифицируются подробным образом, утвержден приказом Министерства здравоохранения № 194-н. Вот самые распространенные последствия, позволяющие возбудить уголовное дело за причинение тяжкого вреда здоровью:

  • Существенные проникающие ранения позвоночника, живота, груди, черепа.
  • Ожоги большой поверхности тела.
  • Переломы конечностей, которые повлекли существенную утерю функциональности.
  • Потеря частей тела или внутренних органов (анатомическая или функциональная).
  • Иные травмы, связанные с тяжелыми последствиями для здоровья.

Если в результате аварии пострадавший получает одновременно несколько травм, то степень причиненного вреда оценивается по самой тяжелой.

Самый важный этап при расследовании последствий ДТП – назначение судебно-медицинской экспертизы, в ходе которой медицинские работники устанавливают причинно-следственную связь между аварией и причиненными травмами, а также оценивают степень утраты работоспособности пострадавшего лица.

Медицинский эксперт обязательно входит в состав комиссии и помимо физических повреждений устанавливает наличие у потерпевшего психологической травмы. В результате дается оценка:

  • Как причиненные травмы в дальнейшем скажутся на жизнедеятельности пострадавшего лица.
  • Может ли вред здоровью повлиять на работоспособность и в какой степени.
  • Какое время необходимо для полного восстановления организма.
  • Какой процент потери зрения, слуха, иных органов чувств.
  • Присутствует ли потеря/утрата функциональности внутренних органов.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшему причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело по статье 264 УК РФ. Санкции этой статьи очень разнообразные: от общественных работ до лишения свободы на длительный срок. Все зависит от части (всего их 6) и дополнительных обстоятельств (описаны в двух примечаниях).

В первой части перечисляются виды правонарушений без отягчающих обстоятельств, приведших к причинению тяжкого вреда здоровью. Вторая часть рассматривает случаи, отягощенные рядом обстоятельств. Части 3-5 относятся к ДТП, приведшим к гибели одного человека или большего количества лиц.

Примечание 1 затрагивает ситуации, когда ответственность по статье 264 УК РФ наступает не только для водителя, управляющего транспортным средством, участвовавшим в ДТП, но и для других участников дорожного движения.

Примечание 2 рассматривает случаи, когда обязательное медицинское освидетельствование участников ДТП выявило превышение допустимой концентрации алкоголя.

Это серьезный отягчающий фактор, как и управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения или отказ от обязательного освидетельствования после аварии. Отказ приравнивается к положительному исходу экспертизы, об этом нужно помнить не только виновнику, но и всем участникам ДТП.

Кроме мер ответственности за совершенное преступление статья 264 четко определяет состав, объект и субъект преступления. Так, объектом преступления при совершении ДТП становится нарушение действующих правил дорожного движения, повлекшие причинение серьезного вреда здоровью. В качестве дополнительного объекта выступает угроза безопасности, здоровью и жизни человека.

Предмет преступления – автомобиль или иное транспортное средство. Важно отметить, что самоходные мопеды, скутеры и иные средства передвижения попадают под юрисдикцию статьи 268 УК РФ. Кроме того, предметом преступления не может выступать транспортное средство, в котором отсутствует двигатель (например, велосипед). В случае, если расследование выявило наличие у виновника ДТП злого умысла, то это преступление против личности, что является дополнительным отягчающим фактором.

Субъект преступления – это дееспособный гражданин старше 16 лет (ответственность по статье 264 наступает с этого возраста), который управлял транспортным средством. Наличие или отсутствие водительского удостоверения не имеет значения: оно может отсутствовать или быть изъято за ранее совершенные правонарушения.

Наказание за тяжкий вред здоровью в результате аварии зависит от части статьи, по которой квалифицировано преступление.

  • По части 1 – административный арест на 6 месяцев, принудительные работы сроком на 2 года, общественные работы сроком на 3 года, ограничение свободы до 3 лет или лишение свободы сроком до 2 лет.
  • По части 2 – общественные работы сроком до 3 лет, лишение права занимать определенную должность до 3 лет или лишение свободы сроком до 4 лет.
  • По части 3 – мера ответственности аналогична части 2, по усмотрению суда наказание может быть увеличено на 1 год.
  • По части 4 – лишение свободы сроком от 2 до 7 лет.
  • По части 5 – принудительные работы сроком до 5 лет или лишение свободы сроком до 7 лет.
  • По части 6 – лишение свободы сроком до 9 лет.

Как видите, меры ответственности по статье 264 достаточно суровые. Законодательство предусматривает такой механизм ухода от ответственности, как примирение сторон. Он часто используется, если между виновником аварии и пострадавшим существует родственная связь. К примеру, виновником является муж, потерпевшей – жена.

Обязательное условие заключения мирового соглашения и закрытия уголовного дела – компенсация причиненного вреда здоровью, определенная потерпевшим. Если сумма кажется виновнику неподъемной или несоответствующей ущербу, можно не подписывать мировое соглашение и дожидаться решения суда.

В момент выплаты суммы компенсации стороны подписывают специальный документ, в котором указывается желание к примирению и отсутствие взаимных претензий у сторон. Важный аспект: примирение сторон возможно лишь в том случае, если виновник ранее не привлекался к уголовной ответственности за совершение ДТП.

Запишитесь на консультацию к адвокатам нашей компании, и мы поможем добиться объективного рассмотрения дела, смягчить наказание или вовсе уйти от него через примирение сторон.

Опытный адвокат подготовит ходатайства о назначении дополнительных экспертиз, соберет доказательства и документы для суда, возьмется за защиту прав при допросах и других следственных мероприятиях.

Возможно, имело место причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, из-за неисправного транспортного средства, что позволяет рассчитывать на более мягкий приговор суда.

Законом предусмотрено, что за причинение любого вреда виновное лицо должно отвечать. Однако в зависимости от вида и размера причиненного вреда будет зависеть ответственность. Так, за причинение вреда в результате дорожного происшествия возможна административная или уголовная.

Касательно ДТП можно выделить следующие категории ущерба:
  • имущественный, который причиняется автомобилю, недвижимости и любым другим объектам. В этом случае объекты теряют свои свойства, либо повреждаются;
  • вред здоровью, который причиняется исключительно людям. Такой вред может очень сильно варьироваться, в зависимости от чего наступает та или иная ответственность.

Если рассматривать имущественный вред в рамках ДТП, то за него возможно наступление исключительно гражданской ответственности. В таком случае виновное лицо обязано компенсировать причиненные убытки, расходы, возместить весь ущерб. Гражданская ответственность не несет цели наказания или применения санкции.

ВАЖНО !!! За причинение вреда здоровью предусмотрена ответственность. Если рассматривать вред здоровью в рамках дорожной аварии, то это может быть, как административная, так и уголовная ответственность. При этом важное значение имеет тяжесть причиненного вреда.

Не любой вред будет признаваться таковым законом, поэтому привлечь виновное лицо не получится. Так, минимальный вред здоровью в результате ДТП для возникновения административной ответственности – это легкий. Если на основании заключений экспертов будет установлено, что пострадавший не получил такого вреда, водитель не понесет наказание. Однако пострадавшее лицо имеет право на предъявление гражданского иска.

Ключевой особенностью является наличие связи между произошедшим ДТП и причиненным вредом. Если установить ее невозможно, нельзя говорить об ответственности по соответствующей статье для водителя.

Аварии бывают разными, поэтому и размер причиненного вреда может сильно различаться. Пострадавшие могут получить от синяков до тяжких последствий, которые останутся на всю жизнь, не исключена возможность наступления летального исхода. Разделение степени и размера причинённого вреда имеет огромное значение, поскольку от этого зависит квалификация произошедшего и дальнейшее наказание для виновного.

ВНИМАНИЕ !!! В законе выделены следующие виды вреда: легкий, средний, тяжкий. Основным критерием разграничения является размер причиненных неблагоприятных последствий. Рассматриваемая категория является исключительно медицинской, поэтому определением размера могут заниматься только специализированные учреждения.

Для этого проводится экспертиза, которая всесторонне проверяет пострадавшего и на основании этого дает развернутое заключение с обязательным выделением выводов. При этом, чтобы формализовать и стандартизировать отнесение того или иного размера вреда была разработана большая рекомендация, которой должны придерживаться все эксперты. В приказе Минздрава соцразвития утвержден развернутый перечень критериев, на основании которых определяется размер причиненного вреда.

В данном документе подробно распределены конкретные возможные повреждения и заболевания организма человека и степень тяжести вреда. Также имеются и общие характеристики. Поскольку документ обширный и подробный, имеет смысл разобрать каждую категорию по отдельности.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Легкий ущерб здоровью является минимальным для возникновения административной ответственности. В результате ДТП может быть причинен вред здоровью, однако если он не будет попадать под категорию легкого, привлечь водитель по данной статье будет невозможно. Например, небольшие травмы, синяки, царапины, физическая боль и другие незначительные последствия ДТП в отдельности не расцениваются как критерий легкого вреда здоровью.

Определение легкого вреда здоровью происходит исключительно по 2 последним критериям. Поэтому легким будет признаваться вред, в результате которого лицо потеряло не более 10% от общей трудоспособности, а период восстановления занял не более 21 дня. Данные критерии могут существовать как вместе, так и по отдельности.

Вред средней тяжести гораздо серьезнее, однако определяется по тем же критериям, что и в предыдущем случае. Различия заключаются только в количественной характеристике. Так, потеря общей трудоспособности не должна превышать 30%, то есть составлять от 10 до 30%, а период восстановления должен быть более 21 дня, то есть начиная с 22 дня.

Легкий и средний вред здоровью влекут серьезные неблагоприятные последствия для организма, однако в результате его причинения человек не лишается органов, не теряет существенные функции пожизненно.

Тяжкий вред здоровью определяется по первым 4 критериям, при этом для отнесения вреда к таковому достаточно хотя бы 1 из них. Практически любая травма из этой категории с высокой вероятностью может повлечь смерить человека без медицинского вмешательства.

Также тяжкий вред здоровью характеризуется наступлением неисправимых неблагоприятных последствий, которые остаются с человеком до конца жизни. Например, потеря конечности, слуха, либо зрения.

Законом установлена административная или уголовная ответственность. На квалификацию прямое влияние имеет тяжесть причиненного вреда. За легкий и средний наступает исключительно АО и водителю будет грозить крупный штраф с лишением прав до двух лет.

За тяжкий вред здоровью наступает только уголовная ответственность. Статья 264 УК Российской Федерации предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет, в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Судебная практика показывает, что за причинение неблагоприятных последствий здоровью, водитель понесет ответственность практически во всех случаях, поскольку он является ответственным лицом, обязанным соблюдать все правила дорожного движения. Доказать свою невиновность будет очень трудно и для этого понадобятся существенные доказательства. В таком случае наилучшим вариантом будет обратиться за юридической помощью.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Любой вред здоровью, который один человек наносит другому, подразделяется на два вида:

  1. Умышленный. В этом случае человек сознательно наносит увечья, травмы, побои, создаёт условия, в которых потерпевший покалечится или умрёт.
  2. Неумышленный. В этом случае, виновный может по незнанию, в целях самообороны, при ДТП стать причиной увечий, травм, смерти.

Неумышленный вред здоровью бывает:

  1. Лёгкий. Ситуация, когда пострадавший получил ссадины, ушибы, небольшое нервное потрясение. Может быть, вообще отказался от медицинской помощи или его отпоили валерианкой (как пример).
  2. Средней тяжести. Это тип вреда самый «скользкий» и непостоянный. Травмы после ДТП признаются средней тяжести, но очень часто через несколько лет после аварий могут появиться серьёзные последствия травм. В этом случае пострадавший или его близкие имеют право подать в суд снова и требовать признать не средний, а тяжкий вред здоровью. Стоимость лечения будет выплачивать виновный ДТП, исходя из решения суда. Суд, в свою очередь, опирается на неопровержимые доказательства судебных экспертов, которые письменно подтвердят, что проблемы со здоровьем, смерть, спустя долгое время наступили именно из-за аварии. Суд также может пересмотреть дело как уголовное и назначить срок тюремного заключения.
  3. Тяжкий вред. К этой категории относятся повреждения, которые ведут к потере жизни; потеря зрения или слуха; изуродование лица; повреждение и удаление органов (внутренних, в том числе); выкидыш, прерывание беременности на любом сроке; расстройства психики; утрата трудоспособности, в том числе и профессиональной не меньше 30%; смерть пассажира, пешехода, другого водителя, участника дорожного движения.

Это означает, что водитель виновный в аварии, из-за которого кто-либо очень сильно пострадал или умер, стал инвалидом, потерял конечности или внутренние органы, проходит по уголовному делу. И совсем необязательно, чтобы он был пьян.

Если случилось дорожно-транспортное происшествие и есть пострадавшие, водитель должен поступить следующим образом:

  • сразу остановить автомобиль и не продолжать движение;
  • включить аварийку, поставить соответствующий дорожный знак. В пределах города знак устанавливается на расстоянии 15 метров от авто, на шоссе – 30 метров;
  • оценить состояние пострадавших, оказать первую помощь, если это нужно;
  • вызвать ГИБДД и скорую помощь;
  • взять контактные данные свидетелей происшествия;
  • дождаться приезда представителей уполномоченных органов.

Если потерпевший получил тяжкие повреждения, несущие угрозу для его жизни, а также предполагающие вероятность получения инвалидности, дело будут рассматривать по Уголовному кодексу страны. За основу берется 264 статья. Здесь точно расписано, какие могут быть наказания в различных случаях:

  • если здоровью пострадавшего нанесен тяжкий ущерб, виновника ждет ограничение свободы до 3 лет. Могут привлечь к принудительным работам на 2 года. Также могут применить лишение свободы до 3 лет и запретить занимать определенные должности на тот же срок. Иногда виновника наказывают арестом на 6 месяцев;
  • если ситуация, описанная в предыдущем пункте, дополняется фактом нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения, лишить свободы могут на 4 года. Также применяют принудительные работы на срок до 3 лет и запрет занимать определенные должности на тот же период времени;
  • когда случай, описанный первым пунктом, повлек смерть пострадавшего, лишают свободы на срок до 7 лет. Также на три года запрещается занимать конкретные должности.

Если вам на уроках вождения твердили, что нужно ездить по правилам, тогда законом будет наказан только тот, кто сделал аварию, – можете забыть эту фразу. В Российской Федерации такого нет. Частичную ответственность и наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями, летальным исходом всегда несёт и тот водитель, в чьей машине пассажир умер, стал инвалидом, получил другие тяжкие увечья. В РФ относительно управляющих транспортными средствами презумпции невиновности нет. Поэтому судьи очень тщательно рассматривают каждый случай и стараются вынести максимально справедливый приговор.

Например:

  1. BMW и Audi столкнулись на перекрёстке.
  2. Обе машины получили повреждения.
  3. Пассажир BMW скончался спустя месяц от полученных травм.
  4. Судом были признаны виновными оба водителя на основании заключения судебной трасологической экспертизы.
  5. Основная вина падала на водителя Audi, но BMW под знаком STOP не притормозил на необходимое время.

В любых спорных ситуациях, когда трудно определить, какая машина виновата, отвечает за «тяжкие» водитель того транспортного средства, где скончался или получил повреждения пассажир. Закон в России не идеален, поэтому суд рассматривает каждое происшествие индивидуально. Учитывается абсолютно всё – вплоть до того, с какой целью была организована поездка, какие характеристики у обвиняемого водителя.

Что грозит виновнику ДТП с пострадавшими: могут ли лишить прав

Сразу отметим, что на выбор меры наказания влияют два фактора – количество пострадавших и степень тяжести полученных травм. Административная ответственность по статье 12.24 КоАП наступает в следующих ситуациях:

  • 1 часть регламентирует причинение легкого вреда здоровью потерпевшего в результате нарушения ПДД, спровоцировавшего ДТП. Под легким вредом понимают незначительное расстройство здоровья и кратковременную потерю трудоспособности. При этом продолжительность лечения не превышает 21 день. По данной части предусмотрено наказание в виде штрафа. Его размер варьируется в пределах 2500-5000 рублей. Также могут лишить права управления транспортом на срок 1,5-2 года;
  • 2 часть текущей статьи рассматривает причинение средней степени тяжести вреда здоровью. Здесь имеет место лечение более 21 дня, достаточно устойчивая утрата трудоспособности. При этом могут иметь место повреждения, несущие угрозу для здоровья человека. Виновника наказывают штрафом в размере 10000-25000 рублей, могут лишить водительского удостоверения на срок 1,5-2 года.

Мы рассмотрели, что грозит виновнику ДТП с пострадавшими, если его дело рассматривается по Административному кодексу.

За тяжкие телесные повреждения при ДТП статья 264 УК РФ разделяет по пунктам каждую возможную ситуацию. Самое строгое наказание ждёт водителя, который был за рулём в нетрезвом виде. Хотя наказание за повреждения и нанесение вреда здоровью человека рассматривается статьями 111,112,115,118 УК РФ, при ДТП основой служит статья 264. В 2018 году утратила силу ст. 265 «Оставление места ДТП».

Нетрезвый водитель – это человек, который употребил спиртное. В юридический термин «в состоянии опьянения» входят не только выпившие люди, но и принимающие наркотики, психотропные, опьяняющие вещества. Все эти лица, употребившие подобные средства и управляющие в таком виде транспортным средством наказываются тюремным заключением до 9 лет.

В других случаях, когда водитель был трезв, могут дать от 1,5 лет условно с лишением права вождения на срок от 1,5 лет.

При ДТП с тяжкими телесными повреждениями следует знать, что грозит водителю в материальном отношении, кроме санкции в виде лишения свободы:

  1. Восстановление повреждённого транспорта, грузов, финансово-экономического ущерба (по ОСАГО страховая компания возмещает потерпевшей стороне страховой случай, но не более 500 тыс. руб.).
  2. Компенсация морального вреда. Измеряется степенью психологического состояния близких родственников и последствий гибели, тяжкого травмирования пострадавшего. Потерпевшие могут затребовать несколько миллионов рублей. Но чтобы их требование было обоснованным, виновному разумнее будет требовать возмещения ущерба через суд. Например, человек сбил дедушку 75 лет, переходящего улицу ночью в неположенном месте. Родственники потерпевшего требуют 3 млн руб. за моральный ущерб. Оправдывают требование тем, что очень любили покойного и его утрата ничем незаменима. Виновный не в состоянии выплатить такую сумму, даже если продаст своё жильё. Он потребовал, чтобы потерпевшие взыскали с него компенсацию за моральный ущерб через суд. В ходе судебного разбирательства, были выяснены обстоятельства того, что пожилой человек ночью скитался один по дорогам, потому что его выгнали из дома родные. Кроме того, старик страдал болезнью Альцгеймера. Исходя их всех данных, суд постановил выплатить за моральный ущерб сумму, покрывающую расходы на ритуальные услуги, годовщину и надгробный камень – в общей сложности 300 тыс. руб. Сам виновный получил условный срок 1,5 года.
  3. Оплата всех расходов на лечение и реабилитацию пострадавшего. Если человек выжил, но находится в критическом состоянии, то виновный компенсирует расходы на лекарства, стационар, лечебный комплекс, инвалидное кресло и т. д. Но только, если есть подтверждающие документы (чеки, квитанции), направления, рецепты, заключения судебных медиков, лечащих врачей о том, что заболевание – это последствие аварии.

Мировое досудебное соглашение во многом упрощает судебный процесс. Если стороны между собой договорились о возмещении морального или другого ущерба, то факт передачи денег нужно зафиксировать в нотариально заверенном документе.

Для подсудимого это важно – вдруг родственники потерпевшего скажут, что им ничего не дали. Доказать обратное будет очень трудно.

В российских судах по делам о дорожно-транспортных происшествиях со статьёй 264 широко используется ст. 73 УК РФ «Условное осуждение». Очень часто водителей, совершивших ДТП непреднамеренно осуждают условным сроком. Судебная практика если причинён тяжкий вред здоровью при ДТП, рассматривает и последствия своего решения – что будет с виновным в дальнейшем, если наказать его незаслуженным по факту максимальным сроком.

На такое решение влияет ряд факторов:

  1. Возраст обвиняемого. В РФ нет закона, запрещающего садиться за руль пожилым людям, старикам. Если обвиняемому 70 лет, то, скорее всего, это станет одной из причин условного срока.
  2. Общественные характеристики. Кто такой водитель, как он ведёт себя в обществе, насколько уважаем окружающими – ещё один плюс к смягчающему решению суда.
  3. Место работы, должность. Здесь рассматривается всё. Например, если человек работает водителем, то он несёт двойную ответственность за тех, кого возит.
  4. Характеристика с места работы.
  5. Награды, особенно федеральные, грамоты, поощрения.
  6. Ходатайства с места работы, профсоюза, по общественной деятельности.
  7. Ходатайство со стороны потерпевшего. Обычно такое случается, когда в произошедшем есть вина пострадавшего, или стороны урегулировали вопрос примирением, или виновный и пострадавший очень близкие родственники.
  8. Досудебное урегулирование вопроса и отсутствие претензий потерпевшей стороны.

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании.

Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон.

В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО.

Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии.

Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Ответственность при дтп по вине пешехода

Для начала обратимся к правилам дорожного движения и убедимся, что действительно, в пункте 1.

3, сказано, что пешеход, должен и обязан соблюдать требования ПДД, то есть правила дорожного движения, это книжечка не только для водителя и пешеход от части так же является в определенных моментах полноценным участником дорожного движения.

Но пешеходы как мы знаем, не сдают экзамен на знание ПДД в отличие от водителей, но это не освобождает их от обязанности знать и соблюдать элементарные правила дорожного движения.

Так же есть пункт правил дорожного движения под номером 1.5, в котором четко сказано, что участники дорожного движения ни в коем случае не должны создавать опасности для движения и причинять вреда.

То есть их действия на дороге должны быть выстроены таким образом, что никто никому не должен мешать (создавать помех), а при создании такой помехи, лицо создавшее помеху, должно принять все меры для ее скорейшего устранения.

Требования пункта 1.5 ПДД, относится и к пешеходу.

Спорных ситуаций огромное множество, но в любом случае, наличие вины в ДТП пешехода, будет выяснять суд, так как ГИБДД может вынести не верное решение, которое, как правило, не устраивает одну из сторон.

Несомненно, как я говорил выше, у нас в стране действует презумпция виновности водителя, так как на основании статьи 1079 Гражданского Кодекса РФ, вред причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен причинителем вреда. Так как транспортное средство признается источником повышенной опасности, вред причиненный здоровью или жизни пешехода должен быть возмещен в любом случае, даже если пешеход не прав.

Однако, приведу ситуацию, когда водителем был сбит пешеход, вина пешехода была все же признана, однако водителя в рамках гражданского иска обязали возместить вред причиненный здоровью пешехода, однако водитель обратился по КАСКО за возмещением ущерба причиненного автомобилю при столкновении с пешеходом.

Страховая компания в рамках полиса КАСКО восстановила автомобиль и далее вышла в суд на виновника ДТП, которым являлся пешеход, и пешеход так же пострадавший в данном ДТП, но признанный его виновником по суду должен был выплатить страховой в рамках регрессного требования сумму за причинение ущерба автомобилю.

С одной стороны ситуация абсурдная и может показаться многим дикой и несправедливой, однако все по закону и данное решение суда не удалось обжаловать, так как в удовлетворении жалобы было отказано, так как было решение суда по которому пешеход был признан виновником и по основаниям статьи 1064 ГК РФ, причинитель вреда, должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если не докажет, что ущерб был причинен не по его вине.

Каждая ситуация особенная, но скажу сразу, в ситуации когда был сбит пешеход, я настоятельно рекомендую вызвать на место ДТП адвоката, так как он прекрасно понимает какие первые действия нужно совершить, для правильной фиксации обстоятельств ДТП, знает как должны быть составлены процессуальные документы, на месте адвокат соберет все необходимые доказательства и сможет провести опрос свидетелей.

Так же адвокат поможет водителю:

  • Грамотно написать объяснение и правильно изложить все обстоятельства дела;
  • Участвовать в проведении процессуальных действий;
  • Заявлять ходатайства с конкретными требованиями;
  • Произвести фото и видео фиксацию места ДТП;
  • Произвести необходимые замеры.

ДТП — довольно частое явление, происходящее на улицах. В них могут участвовать не только транспортные средства, но также и пешие люди.

В ПДД Российской Федерации учтены необходимые нормы, которые должны соблюдаться всеми представителями дорожного движения.

Но, по многим причинам эти правила игнорируют и, вследствие этого, возникают аварии разного масштаба и с разными последствиями. О главных обстоятельствах, приводящих к наезду на пешего человека, подробнее рассмотрим в статье.

  • Коллегия адвокатов не является стороной в соглашении и не отвечает по обязательствам своих членов
  • Постановление Пленума Верховного Суда о кассации по гражданским делам
  • Постановление Пленума Верховного Суда об апелляции по гражданским делам
  • Знание об отсутствии согласия не является условием для признания сделки недействительной
  • досудебное урегулирования споров, рассматриваемых в гражданском и арбитражном судопроизводстве

Обозначить место аварии на дороге. Прежде всего, шофер обязан поставить знак «аварийная остановка». Это поможет другим заранее увидеть и объехать место аварии.

Вызвать скорую. Участник аварии, в которой пострадали люди, обязан оказать им первую помощь и вызвать скорую. Это сказано в п. 2.6 правил дорожного движения.

Увезти самостоятельно. Водитель обязан отправить пострадавшего в медучреждение, если он в тяжелом состоянии, а скорая не успевает приехать. Можно использовать свою или попутную машину.

Если участник аварии повез пострадавшего на своей машине, он оставляет свои данные свидетелям или другим участникам ДТП. Это могут быть телефон, адрес регистрации, госномер авто и номер СТС.

Вернуться на место ДТП. После того как потерпевший окажется в больнице, водитель должен вернуться на место происшествия.


Похожие записи:

Добавить комментарий