М.ю. лермонтов анализ завещание

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «М.ю. лермонтов анализ завещание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.

Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.

Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.

Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира. Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

В. Г. Белинский так определил смысл «Завещания» Лермонтова:

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Стихотворение «Завещание» представляет читателям монолог умирающего солдата, ощущение живой разговорной речи создается, прежде всего, с помощью просторечных слов и выражений: «смотри ж», «сказать по правде», «ей ничего не значит».

  • В тексте стихотворения есть всего одна метафора «пустое сердце». С ее помощью герой описывает возлюбленную, которая оказалась не способна понять его чувств. Простая и в то же время емкая характеристика показывает, одновременно, отношение лирического героя ко всему обществу – такому же легкомысленному и лживому.
  • Особенности синтаксического строения стихотворения также помогают изобразить живую речь. Многочисленные паузы, выраженные с помощью многоточий, создают эффект сбивчивого монолога и даже затрудненного дыхания, так что читатель как будто слышит прямую, обращенную к товарищу речь умирающего от ранения солдата.

«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира
    . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни
    и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя
    обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Стихотворение не изобилует художественными средствами, что объясняется системой образов и особенностями изображенной ситуации. Монолог лирического героя прост с точки зрения средств выразительности, но эта простота помогает читателю почувствовать все, что ощущает солдат.

В обращение солдата автор вплел метафору: «пустого сердца не жалей», эпитеты – «плохи лекаря», «родной край», «умер честно». Языковые средства не отличаются оригинальностью, очень приближены к разговорной речи.

Важную роль для воссоздания эмоционального фона произведения играет интонация. В каждой строфе есть оборванные предложения, которые выражают задумчивость лирического героя, его грусть. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает о соседке. В этой части стихотворения используются риторические восклицания.

Печаль лирического героя передается и посредством аллитерации. Во многих строках нанизываются слова с согласными «з», «с», «ж»: «признаться, право, было б жаль мне опечалить их».

Стихотворение было написано в 1840 году, когда Лермонтова второй раз сослали на Кавказ. Все его друзья остались в столице, а он так и не обрел хороших знакомых в ссылке. Его родители умерли, и поэт начал переживать о том, что после смерти о нем никто не вспомнит. Он спокойно воспринимает вероятность смерти в бою.

В 1841 году Лермонтов погибает на дуэли. В стихотворении он упоминал также соседку. Вероятно, это была Варвара Лопухина. К ней он испытывал сильные чувства, но, возможно, в тексте был собирательный образ музы.

Некоторые литературоведы полагают, что стихотворение было написано под влиянием военной службы. Лермонтов неоднократно наблюдал, как умирали солдаты.

Анализ «Завещания» Лермонтова позволяет лучше разобрать детали произведения. Стихотворение написано в жанре послание — герой беседует с другом, открывает перед ним душу и просит выполнить несколько поручений. В тексте также есть и размышления героя. Он признает, что вел себя неправильно, поэтому никто о нем не вспомнит.

Композиция работы очень простая. В стихотворении герой обращается к другу с рядом просьб. Он должен рассказать о смерти только тем, кто спросит и еще любимой девушке. Тема традиционна для литературы XIX века — гибель солдата. Лирический герой понимает, что ему осталось недолго, но он не цепляется за жизнь. Он только честно рассказывает о своей жизни, чувства и мыслях. Ему не хочется расстраивать родителей и если они живы, то он просит друга солгать.

Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — Лермонтов описывает лекарей как плохих, край становится родным, а смерть честной;
  • метафора — у поэта сердце представляется пустым;
  • аллитерация — звуки [С], [Ж], [З] позволяют лучше передавать печальное настроение героя.

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Рассуждения умирающего созвучны мыслям Лермонтова. Он не сразу решается, к кому обратиться через своего посредника. Вся его жизнь и воинские заслуги никого не интересуют. Лирический герой с грустью понимает, что даже его смерть не сможет никого взволновать и вызвать искреннее сочувствие. Во фразе «если спросит кто-нибудь…» заложена огромная горечь. Умирающий получает последний шанс высказаться перед смертью, но вынужден через друга обращаться, по сути, к первому попавшемуся человеку. Герой не описывает подробности своего смертельного ранения, только скромно замечает, что «умер честно за царя». Он жалеет лишь о том, что будет похоронен на чужбине, и просит передать поклон «родному краю».

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Лермонтов написал «Завещание» в 1840 году, за год до своей гибели, когда был во второй раз сослан на Кавказ. В основу стихотворения легли наблюдения поэта за военным бытом, жизнью и гибелью простых солдат.

Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.

Пронизанное неверием в радости жизни и холодной иронией к условностям общественного устройства, «Завещание» становится закономерным итогом душевных исканий Лермонтова и мучившего его одиночества.

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

По форме «Завещание» — это лирический монолог, исповедь смертельно раненого солдата. Он обращается к оказавшемуся в этот момент рядом товарищу с просьбой выполнить несколько поручений, поговорить с дорогими ему людьми.

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Михаил Лермонтов — Завещание: Стих

Текст стихотворения можно разделить на четыре части или строфы.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Лермонтов верил в судьбу, был фаталистом. Он считал, что все, что будет с человеком в его жизни предначертано судьбой, и от нее не уйти.

В 1840 году поэт создает стихотворение «Завещание», которое на первый взгляд не имеет никакого отношения к его собственной судьбе. В нем автор изобразил молодого солдата, который, умирая, прощается с другом, служившим вместе с ним, и просит того исполнить его последнее желание. Он просит поклониться родной земле и сообщить об его смерти.

Этот момент воспринимается еще более драматично, когда читатель понимает, что умирающий солдат в глубине души осознает, что «его судьбой никто не озабочен». В царской армии служили 25 лет и, исполнив свой военный долг, мало кто заставал своих родителей живыми. Уходя служить совсем молодым, будущий военный не успевал создать семью, а все его сестры к моменту возвращения уже были замужем и жили в доме супруга. Часто солдат возвращался в никуда. Этого и боялся умирающий. Ему страшно не от того, что он живет последние часы, а может и минуты, а от того, что не может попрощаться с близкими, а быть может никто и не сможет узнать о его смерти.

С другой стороны, где-то в сердце теплится надежда, что его старики еще живы. Но тут же становится еще страшнее. Как он может опечалить их? Поэтому он и просит солдата наврать, что он служит далеко и не может писать, что он ленив. Пусть лучше бранятся на него, чем горько плачут по потере.

Лирический герой признается, что когда-то был влюблен в соседку и теперь только ей можно будет рассказать об его смерти. Слишком много времени прошло – бывшая молоденькая девушка выросла, стала женщиной, наверняка, у нее есть муж и дети. А образ далекого возлюбленного давно стерся из памяти.

Пунктуация текста показывает, с какой сложностью произносит последнюю речь умирающий солдат. Он то делает долгие паузы, почти замолкает, то повышает голос, будто стараясь привлечь на себя внимание.

Простые слова, прямое обращение к собеседнику на ты намекает, что умирающий солдат – бывший крестьянин, которому служба сломала жизнь.

Здесь можно прочесть завещание самого Лермонтова, который верил, что скоро должна прийти его смерть, что до старости ему не дожить и будто интуитивно искал смерти. Абсолютно так же, как и у лирического героя, у Лермонтова к тому моменту умерли и отец, и мать, а к бабушке он питал весьма сложные чувства, ее он не считал близким человеком. Что же до образа соседки, то, вероятнее всего, здесь имеется в виду Варвара Лопухина, которая была его Музой до последних дней, хотя Лермонтов и не связал себя с ней узами брака. Он был виновен в разрыве отношений с любимой: находясь на учебе в юнкерском училище он завел роман с Екатериной Сушковой, и все не предлагал руку и сердце ждавшей его Варваре, считая себя бедным и некрасивым, недостойным ее.

Спустя год после написания этого стихотворения поэт погибает на дуэли.

Повествование в стихотворении «Завещание» ведется от лица умирающего солдата, он является лирическим героем текста. Сложно однозначно определить историю и происхождение этого персонажа, простой ли это солдат-крестьянин или дворянин, сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет много простых, народных слов и оборотов. С другой стороны, герой наделен чертами интеллигента, он склонен к анализу своего места в жизни, страдает от одиночества. Возможно, Лермонтов стремился создать обобщенный образ, дополнив образ солдата-рассказчика собственными размышлениями и сомнениями.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Образ соседки с «пустым сердцем», которая не смогла понять героя, усиливает трагическое звучание завещания солдата. Одним из прототипов этого образа исследователи называют Варвару Лопухину, в которую поэт долгое время был влюблен.

Для тех, кто родился в январе, феврале, марте, апреле

Завещание – Писать завещание — к потере родственника.

Для тех, кто родился в мае, июне, июле и августе

На вас пишут завещание, — наяву этого не будет, так по соннику трактуется этот сон.

Для тех, кто родился в сентябре, октябре, ноябре, декабре

Вы пишете завещание, — к приобретению ценных бумаг.

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира
    . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни
    и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя
    обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.
История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году. Прошло совсем немного времени, и Лермонтов погиб в неудачной дуэли. Современные литературоведы считают, что бессмертное произведение — это зашифрованное послание человечеству. Что явилось предпосылкой таких выводов? Проведем подробный анализ и попробуем добраться до истины.

Композиция «Завещание» Лермонтова — это литературное произведение, написанное в стихотворной форме. В нем раскрыта характерная для литературы XIX века тема смерти солдата на поле брани. В центре сюжета раненый защитник родины, который высказывает последнюю просьбу другу.

Рассмотрим подробнее сюжет «Завещания» Лермонтова, анализ жанра и проблематику произведения.

Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата, смертельно раненного в бою. Передана его последняя воля, высказанная перед смертью. Предсмертное желание высказывается однополчанам, находящимся рядом.

Подводя итог анализа стихотворения «Завещание» Лермонтова, можно сделать следующие выводы:

✔️ стихотворный размер — это разностопный ямб; ✔️ присутствует перекрестная и параллельная рифмовка; ✔️ произведение состоит из трех строф; ✔️ жанр — послание.

Стихотворение очень простое, не имеет сильных художественных приемов и множества образов. Особенностью изображенной ситуации является простота и правдивость, понятная каждому человеку. Главный монолог героя очень простой и понятный. Это помогает читателю почувствовать все ощущения погибающего солдата. Языковые приемы, использованные автором, очень приближены к обычной человеческой речи, но не лишены метафор и эпитетов:

✔️ метафора — «пустого сердца не жалей»; ✔️ эпитет — «плохи лекаря», «умер честно».

Очень эффектным приемом, передающим боль и страдания раненого, являются короткие, оборванные фразы. Когда молодой человек говорит о соседке, чувствуется риторика, отражающая сильные чувства.

Хорошо передает настроение героя аллитерация, когда используются слова со свистящими согласными, передающими предсмертный хрип раненого. Исследователи считают, что стихотворение было своеобразным предсказанием поэта, чувствующего кончину. Но некоторые исторические факты доказывают, что «Завещание» — память Одоевскому.

Поистине бессмертное произведение великого автора не оставляет равнодушными читателей до сих пор, правдиво передавая чувства и переживания простого парня, отдавшего жизнь за Родину.

«Завещание» Лермонтова, анализ стихотворения

А какую оценку поставите вы?

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

В стихотворении очень мало средств художественной выразительности. Встречается лишь один эпитет («пустое сердце») и несколько распространенных в народе метафор. То, что на первый взгляд кажется бедностью языка, является стилистическим приемом и позволяет передать простоту речи солдата.

В стихотворении много умолчаний, выраженных многоточиями, и восклицаний. Это тоже помогает передать живую простую речь. Все это заставляет читателя посочувствовать герою, поверить в его историю.

Автор: Анастасия Лозенко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

  • Анализ стихотворения Пастернака Свидание

    Борис Леонидович очень много лет потратил на написание романа «Доктор Живаго» более 10 лет. Пастернак в своих произведениях ко всему подходит по философски. Музой столь замечательного поэта являлась его жена.

  • Анализ стихотворения Бунина Мы рядом шли

    У Бунина была непростая жизнь. Первый брак неудачно развалился, после него он уже не хотел заводить романы и тем более женится. Но в жизни произошли большие изменения, в 1906 году мужчина влюбился.

  • Анализ стихотворения Бунина Не видно птиц покорно чахнет

    Стихотворение «Не видно птиц…» И. А. Бунина является одной из его ранних работ. Написано оно в 1889 г, когда автору было всего 19 лет, и вошло в его первый опубликованный сборник. В юности поэт увлекался охотой и любил гулять по лесу.

  • Анализ стихотворения Есенина С добрым утром

    Многие произведения Есенина рассказывают читателю о его детских годах. Когда поэту исполнилось 17 лет, он решил уехать в столицу и все воспоминания о родном городке Константиново, он пронесет с собой на протяжении жизни,

  • Анализ стихотворения Гумилева Память

    Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

  • Асадов
  • Александрова
  • Карамзин
  • Анненский
  • Апухтин
  • Ахмадулина
  • Ахматова
  • Бальмонт
  • Баратынский
  • Барто
  • Батюшков
  • Блок
  • Бродский
  • Брюсов
  • Бунин
  • Вознесенский
  • Гиппиус
  • Гумилев
  • Державин
  • Есенин
  • Жуковский
  • Заболоцкий
  • Лермонтов
  • Майков
  • Мандельштам
  • Маяковский
  • Некрасов
  • Никитин
  • Пастернак
  • Полонский
  • Пушкин
  • Северянин
  • Суриков
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Фет
  • Хлебников
  • Цветаева

Стихотворение было написано в 1840 году, когда поэта уже второй раз сослали на Кавказ. Все друзья автора остались в столице, а на Кавказе он так и не сумел завести близкие связи с кем-либо. Родители поэта уже давно мертвы, и он переживает, что после смерти никто и не вспомнит о нем. Поскольку Михаила Юрьевича сослали на горячую точку, он думал о своей гибели с хладнокровием и определенностью солдата в бою.

Лермонтов умер через год, и некоторые считают это стихотворение пророческим. Возможно, именно так поэт представлял свое будущее.

Стихотворение написано в характерном для Лермонтова направлении — романтизме. Налицо все признаки: грустное настроение, фатализм, мотивы смерти и одиночества.

Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.

Лирический герой – обычный солдат, который получил смертельное ранение и, зная, что умирает, дает несколько распоряжений другу, на словах передавая ему свое своеобразное завещание. Он просит не говорить о смерти отцу и матери, но просит передать эту весть некогда любимой им женщине, которая, как он уверен, не испытывает к нему никаких чувств. Он уверен, что некому будет переживать о его смерти. Вероятно, герой — простой крестьянин, и воинская служба сломала ему жизнь. Возможно, он еще молод, но уже хоронит себя, так как воинский долг не оставляет ему шанса на возвращение.

Несмотря на низкий социальный статус героя, в нем мы узнаем самого автора, который намекает на свой печальный удел. Многие сходятся во мнении, что через лирического героя и его судьбу Лермонтов хотел не просто затронуть сердца читателей, но и передать собственное завещание, так как считал, что и ему уготована похожая судьба. Например, таинственная соседка – это первая любовь Михаила Юрьевича, Варвара Лопухина, которая вышла замуж за богатого помещика. Родители автора уже скончались к тому времени, осталась лишь бабушка, которая из-за преклонного возраста могла не дожить до весточки о кончине внука.

  1. Основная тема – смерть. В ней автор видит закономерный итог своей жизни, которая никому не нужна. Он говорит о гибели спокойно и даже равнодушно, как будто ему наплевать на то, чем закончится очередной бой. При этом он иронично замечает, что «честно умер за царя». Почему иронично? Да потому, что сам царь послал его на бойню, и воинское дело поэт ненавидел, поэтому не имел никакой охоты им заниматься и уж тем более погибать во имя монарха, с которым у автора отношения не сложились. Сам Николай Первый после смерти Лермонтова сказал: «Собаке собачья смерть». Таким образом, в стихотворении поэт описывает не героическую жертву во имя родины (не за отечество он умирает, а именно за правителя), а казнь, на которую его обрек приказ царя.
  2. Тема одиночества. Солдат говорит о том, что никого не заинтересует его судьба, разве что отца и мать, а они, скорее всего, уже мертвы. Также он просит передать весть о его смерти соседке, которую он любил, и которая уже позабыла его. Все это говорит о том, что солдат не дорожит жизнью, потому что его никто не ждет. Ему незачем беречь себя, разницы нет, придет он домой или не придет. Это страшное ощущение становится главной причиной его смерти, ведь человек, который знает, что его любят, сделает все возможное, чтобы вернуться к семье. А тот, кто одинок, безропотно позволит себя убить.

Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.

В стихотворении очень мало средств художественной выразительности. Встречается лишь один эпитет («пустое сердце») и несколько распространенных в народе метафор. То, что на первый взгляд кажется бедностью языка, является стилистическим приемом и позволяет передать простоту речи солдата.

В стихотворении много умолчаний, выраженных многоточиями, и восклицаний. Это тоже помогает передать живую простую речь. Все это заставляет читателя посочувствовать герою, поверить в его историю.

Автор: Анастасия Лозенко

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание

Стихотворение «Завещание» следует отнести к ролевой лирике. Оно написано от лица воина, который умирает на чужбине и просит другого человека (возможно, земляка) выполнить несколько поручений. Образ умирающего весьма таинственен. Среди ученых нет общего мнения о том, солдат это или дворянин, возможно, разжалованный и сосланный на Кавказ. С одной стороны, речь героя имеет немало черт «простого» разговора, «народной» речи: «лекаря», «сказать по правде» и прочее. В то же время он обладает и чертами интеллигента: трудно предположить, что крестьяне ждали от сына частых писем («скажи, что я писать ленив…»), заметно стремление героя к анализу своего места в жизни, ощущение одиночества, выброшенности. Можно предположить и стремление заглянуть в душу простого солдата, придать его психологическому облику черты своей личности, и стремление создать некий всеобъемлющий «общий» образ героя, показать, что такое горе внесословно.

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

Основными темами стихотворения «Завещание» становятся темы одиночества, обособленности героя от мира и неспособности найти свое место в обществе.

  • Обособленность героя от мира
    . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни
    и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя
    обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

Текст «Завещания» окрашен в холодные, ироничные тона, за которыми скрывается глубокий трагизм этого разочарования и невозможности быть понятым даже самыми близкими людьми.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

Лермонтов верил в судьбу, был фаталистом. Он считал, что все, что будет с человеком в его жизни предначертано судьбой, и от нее не уйти.

В 1840 году поэт создает стихотворение «Завещание», которое на первый взгляд не имеет никакого отношения к его собственной судьбе. В нем автор изобразил молодого солдата, который, умирая, прощается с другом, служившим вместе с ним, и просит того исполнить его последнее желание. Он просит поклониться родной земле и сообщить об его смерти.

Этот момент воспринимается еще более драматично, когда читатель понимает, что умирающий солдат в глубине души осознает, что «его судьбой никто не озабочен». В царской армии служили 25 лет и, исполнив свой военный долг, мало кто заставал своих родителей живыми. Уходя служить совсем молодым, будущий военный не успевал создать семью, а все его сестры к моменту возвращения уже были замужем и жили в доме супруга. Часто солдат возвращался в никуда. Этого и боялся умирающий. Ему страшно не от того, что он живет последние часы, а может и минуты, а от того, что не может попрощаться с близкими, а быть может никто и не сможет узнать о его смерти.

С другой стороны, где-то в сердце теплится надежда, что его старики еще живы. Но тут же становится еще страшнее. Как он может опечалить их? Поэтому он и просит солдата наврать, что он служит далеко и не может писать, что он ленив. Пусть лучше бранятся на него, чем горько плачут по потере.

Стихотворение Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет собой исповедь героя перед смертью. Из слов лирического героя мы понимаем, что он – воин, погибающий на чужбине от страшного ранения: «…навылет в грудь Я пулей ранен был». Зная историческую ситуацию, мы можем предположить, что действие стихотворения происходит на Кавказе. Перед смертью герою необходимо высказаться – он рассказывает обо всей своей жизни товарищу: Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Эти слова звучат трагично – герой наверняка очень молод. Но, как мы понимаем из дальнейших слов, вся его жизнь была трагичной. Лирический герой очень одинок: «… моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен». Он предполагает, что, пока он служил, его родители умерли. Но, рассуждает молодой человек, это и к лучшему – что может быть хуже, чем огорчить отца и мать страшной вестью? Поэтому, на всякий случай, герой предупреждает своего товарища: Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Была у лирического героя и «сердечная зазноба». Однако и здесь все печально – молодой человек уверен, что он нелюбим и забыт: Соседка есть у них одна. Как вспомнишь, как давно Расстались. Обо мне она Не спросит… Поэтому слова молодого человека звучат цинично и жестоко: все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет — Ей ничего не значит! Но, несмотря на все удары судьбы, герой стихотворения превыше всего ставит порядочность, достоинство, собственное доброе имя. Смыслом своей жизни он считает службу царю и отечеству: «Что умер честно за царя». Таким образом, герой стихотворения — типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой и таким же мироощущением. Он, несмотря на свой большой потенциал, не обретает счастья, находится в разладе с окружающим миром и собой. Именно поэтому, как это всегда бывает у Лермонтова, герой погибает «во цвете лет». Форма исповеди, повествование от 1-го лица помогает раскрыть внутренний мир героя, глубже «проникнуть» в его характер. Стихотворение состоит из 4 восьмистиший с перекрестной и смежной рифмовкой. На мой взгляд, оно бедно лексическими средствами выразительности: здесь встречаются лишь эпитет («пустое сердце»), обращение («брат», которое подчеркивает интимность интонации стихотворения) и устойчивые метафорические выражения («застать в живых», «ранен навылет», «поклон посылаю», «жить на свете»). В синтаксическом плане в стихотворении довольно много восклицательных предложений и умолчаний, что помогает передать живую непосредственную, эмоциональную речь («На свете мало, говорят, Мне остается жить!»; «Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. » и т. д.) Таким образом, на мой взгляд, стихотворение «Завещание» — типичное произведение для романтической лирики Лермонтова. Типичен лирический герой произведения, вступивший в трагическую схватку с судьбой и проигравший ее. Типичны художественные средства, которые поэт использует в этом стихотворении. На мой взгляд, «Завещание» отчетливо перекликается с поэмой Лермонтова «Мцыри», продолжая «главную» тему поэта — о дисгармонии человека с окружающим миром и собой.

0

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Завещание.

История создания – произведение было написано в 1840 г незадолго до гибели поэта, впервые вышло в печать в 1841 г. в журнале «Отечественные записки».

Тема стихотворения – приближение смерти солдата.

Композиция – Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из трех строф.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – разностопный ямб, в стихотворении использована перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка.

Метафоры«пустого сердца не жалей».

Эпитеты«плохи лекаря», «родной край», «умер честно».

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Можно предположить, что основой для создания произведения стала военная служба Лермонтова, во время которой ему не раз пришлось наблюдать, как умирают сослуживцы.

Впервые произведение опубликовали в журнале «Отечественные записки», изданном в 1841 г.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Он признается брату-сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Все, же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Лирический герой вспоминает родителей. Он не хочет их печалить, поэтому просит друга не рассказывать правду. А чтобы отец и мать не волновались, что от сына нет вестей, придумывает историю о походе.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.


Похожие записи:

Добавить комментарий