Индексация по аренде земли в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексация по аренде земли в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Практика показывает, что интересы обеих сторон прямо противоположны:

  1. Арендодателю выгодно повышать плату регулярно, исходя из ситуации, сложившейся в экономике.
  2. Для арендатора предпочтительней закрепить суммы платежей на длительный срок, либо иметь четкое представление о рамках, в которых возможно повышение расходов на аренду помещения в будущем.

Следовательно, возможны следующие варианты:

  1. Неизменность ставки арендной платы и ее корректировка исключительно по дополнительному соглашению обеих сторон;
  2. Изменение арендной платы арендодателем в одностороннем порядке путем уведомления арендатора.

Первый вариант не выгоден для арендодателя, но и несет для арендатора риск того, что арендуемые площади могут быть переданы другому арендатору по истечению срока аренды.

Второй вариант более гибкий и может учесть интересы обеих сторон договора. Поэтому рассмотрим именно его.

Кабмин придумал украинцам новый налог на землю

В договоре может быть прописан порядок вычислений с помощью формул, коэффициентов, тарифов или других данных, которые будут согласованы обеими сторонами.

Кстати, нормативными документами Российской Федерации в некоторых случаях предусмотрен обязательный порядок индексации. Например, при аренде земель, находящихся в собственности государства или муниципальных органов власти.

Так, согласно Постановлению Правительства России от 16.07.2009 № 582 при заключении договора аренды земельного участка арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции.

А если в аренду сдается имущество коммерческой организации? Тогда в договоре аренды может быть указана формула расчета арендной платы.

При составлении формулы могут использоваться любые показатели, соответствующие специфике отношений сторон, например:

  • определенные сторонами твердые величины (в рублях, штуках, килограммах);
  • ставки и коэффициенты, устанавливаемые органами власти (могут быть определены в договоре в виде ссылки на соответствующий нормативный акт);
  • показатели инфляции (общие, отраслевые, региональные);
  • несколько твердых величин, каждая из которых применяется при наступлении определенных в договоре обстоятельств.

Вот пример условия договора об индексации:

«Арендная плата определяется путем умножения базовой части, которая составляет _______ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей, на индекс потребительских цен, установленный в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.03.2002 № 23, действующий на момент оплаты».

В формулу расчета арендной платы могут быть включены показатели, значение которых периодически изменяется. Это может быть курс валюты, уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России.

Если стороны согласовали размер платы подобным образом, он может изменяться неоднократно в течение срока действия договора. В некоторых случаях размер арендной платы может оказываться различным по каждому сроку ее внесения.

При таком согласовании фактическое изменение размера арендной платы означает исполнение сторонами условия о порядке его расчета, а не изменение условия договора. Поэтому правило статьи 614 о запрете на изменение размера платы чаще одного раза в год в данном случае применению не подлежит.

Напомним, что упомянутая выше статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит:

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Изменение размера платежа НЕ может быть признано недействительным, поскольку условия договора не меняются, меняется лишь показатель, используемый для расчета платежей (размер инфляции).

Арендатор не сможет отказаться от внесения арендной платы в новом размере, даже если фактическое изменение размера арендной платы происходило чаще одного раза в год.

Вместе с тем следует учитывать, что для изменения самой формулы расчета (например, исключения из нее одних показателей и включения других) должно быть заключено дополнительное соглашение. В его отсутствие арендодатель не вправе требовать внесения арендатором арендной платы в новом размере.

В судебной практике отмечают, что в условиях нынешнего экономического кризиса, постоянного изменения цен и валютной инфляции, стоит отдавать предпочтение договорам, где заранее прописана возможность изменения размера платы с учетом инфляции. В таком случае, не будут возникать споры и разногласия в цене за аренду. Сумма автоматически будет исчисляться по прописанному в договоре механизму.

Изменение платы за арендуемое помещение в твердой сумме возможно только по соглашению сторон, даже если наблюдается инфляция в стране. Арендатор вправе отказаться от такого повышения, если оно не прописано в первоначальном договоре аренды. В случае не разрешения проблемного вопроса, спор переходит в суд.

Часто арендодатели предлагают подписать дополнительное соглашение. Но арендатору стоит иметь в виду, что такое соглашение может предоставить собственнику помещения право на изменение арендной платы в одностороннем порядке.

Будьте аккуратны с официальными документами и консультируйтесь у специалистов!

Принятие закона имеет и положительные стороны. Ранее из-за отсутствия законодательного урегулирования суды принимали на себя функцию решения вопросов в сфере перехода прав на землю в случае отчуждения недвижимости.

Теперь позиция Верховного суда, в соответствии с которой к новому владельцу недвижимости – с момента перехода права собственности на недвижимость – переходят все права и обязанности предыдущего землепользователя закреплена на законодательном уровне.

«Такое положение является гарантией для покупателей недвижимости, которые, покупая недвижимое имущество, будут уверены, что они имеют право пользоваться земельным участком», – заметил нам Евгений Ковтуненко.

Также позитивом является возможность оформления права собственности на земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства. У приобретателя есть тридцать дней для обращения, а пропуск такого срока не является основанием для отказа.

«Для людей, желающих заключить брак, нужно принимать во внимание, что теперь если даже покупка земельного участка состоялась до брака, а постройка недвижимого имущества на этом участке состоялась в браке, вторая половина имеет право собственности на часть такого участка под недвижимостью», – отметил управляющий партнер МЮК «Kodex».

Названа цена на земли в случае открытия рынка в июле 2021 года

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Плата за землю – общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.14.1.147 ст.14 НКУ). Плательщиками платы за землю согласно ст.269 НКУ являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и постоянные землепользователи1 (бессрочное пользование землей). Кроме того, уплачивать земельный налог необходимо собственникам нежилых помещений (их частей) в многоквартирном жилом доме за площади под такими помещениями (их частями), с учетом пропорциональной доли придомовой территории (п.287.8 ст.287 НКУ).

1 Сноска


1Согласно пп.14.1.73 ст.14 НКУ землепользователи – юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствие с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.


От уплаты земельного налога освобождаются:

  • плательщики единого налога – за земельные участки, которые используются ими для осуществления хозяйственной деятельности (п.4 п.297.1 ст.297 НКУ);
  • плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога – за земельные участки, которые используются ими для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (п.«б» п.307.1 ст.307 НКУ, пп.282.1.10 ст.282 НКУ).

Плательщиками арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности являются арендаторы земельных участков (п.288.2 ст.288 НКУ).

  • земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании (пп.270.1.1 ст.270 НКУ);
  • земельные доли (паи), находящиеся в собственности (пп.270.1.2 ст.270 НКУ).

Объектами налогообложения при взимании арендной платы являются земельные участки, предоставленные в аренду (п.288.3 ст.288 НКУ).

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Что ждет владельцев паев после запуска рынка земли

Ставки земельного налога установлены ст.272 – 280 НКУ. На размер ставки налога существенное влияние оказывает наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. Помимо этого, ставки налога зависят также от местонахождения земельных участков, а также к какой категории они относятся (см. Таблицу 1). Ставки земельного налога выражаются:

  • для оцененных земель – в относительных величинах (в процентах от НДО);
  • для земель, по которым денежная оценка не проведена, – в абсолютных величинах (грн. за единицу площади).

Льготы по земельному налогу, установленные в НКУ, можно разделить на три группы:

  • налогоплательщики – физические и юридические лица, – освобожденные от уплаты налога (ст.281-282 НКУ);
  • земельные участки, которые не подлежат налогообложению (ст.283 НКУ);
  • налогоплательщики, которые временно освобождены от уплаты земельного налога (подраздел 6 раздела ХХ « Переходные положения » НКУ).

В Таблице 2 приведены все три группы «льготников».

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка (ст.288 НКУ).

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. В тоже время, п.288.5 ст.288 НКУ предусмотрены ограничения на размер арендной платы (см. Таблица 3).

Для определения размера земельного налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков.

Данные о НДО оформляются в виде выписки из технической документации , которая выдается плательщику платы за землю соответствующими органами исполнительной власти по вопросам земресурсов.

Нормативная денежная оценка земли, исходя из которой рассчитывается сумма платы за землю и арендной платы, подлежит индексации. Ежегодно центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов обязан рассчитывать величину коэффициента индексации НДО земель, на который индексируется НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года, по формуле приведенной в п.289.2 ст. 289 НКУ. В расчете коэффициента учитывается индекс потребительских цен за предыдущий год. Согласно п.289.2 ст. 289 НКУ, в случае если индекс потребительских цен не превышает 110 %, такой индекс следует применять со значением 110. В соответствии с п.289.3 ст. 289 НКУ ежегодно не позднее 15 января информация о коэффициенте индексации НДО земель должна быть доведена до органов ГНС, землевладельцев и землепользователей.

Коэффициент индексации НДО земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО земель. Т.е., общий (кумулятивный) коэффициент индексации по каждому участку рассчитывается как произведение ежегодных коэффициентов индексации, начиная с коэффициента за тот год, в котором получена такая справка (выписка), и заканчивая годом, предшествующим отчетному.

Арендная плата гос-, комземли — 2021

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

С 2021 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным, тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2021 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Сначала необходимо понять, можно ли перевести участок из арендуемого в собственный. Первый и главным требованием выступает использование земли по правильному назначению. Например, если надел предоставлен под ИЖС, на нем нельзя заниматься ведением сельского хозяйства.

Второе условие – определенный вид землепользования. Действующий Земельный кодекс и дополняющие его нормативно-правовые акты разрешают оформление земли в собственность после аренды, если она предназначена:

  • под ИЖС;
  • для ведения ЛПХ;
  • для занятий с/х;
  • СНТ или ДНТ.

Некоторые категории земель не подлежат переводу из аренды в частную собственность. К ним относятся:

  • участки, изъятые из оборота для госнужд и потребностей муниципалитета;
  • полигоны, опасные дли жизни и здоровью человека из-за заражения потенциально вредными материалами или веществами;
  • земли заповедников и отнесенные к двум фондам водному и лесному;
  • территории, подведомственные Минобороны;
  • земли садов и парков, расположенные в пределах городской черты;
  • территории в охранной зоне очистных сооружений и водозабора.

Внимательное изучение приведенной выше информации поможет определить, можно ли перевести аренду земли в собственность. При утвердительном ответе на вопрос следует переходить к обязательным условиям для такого перевода.

Самый очевидный ответ на вопрос, как оформить аренду земельного участка под ИЖС в собственность, достаточно очевиден. Нужно возвести жилую постройку. Она должна быть капитальной и предназначаться для проживания в течение круглого года. В качестве обязательного условия выступает официальная регистрация постройки в качестве объекта недвижимости и внесение в ЕГРН.

Дополнительные требования к земле и жилому зданию:

  • размещение на участке одного дома, который предназначен для одной семьи;
  • количество этаже постройки – не более трех;
  • пригодность строения для регулярного проживания.

Перечень требований к участку для личного подсобного хозяйства определяется с учетом его расположения. При размещении в границах населенного пункта, разрешается строительство частного капитального дома.

При расположении за пределами населенного пункта, допускается осуществление исключительно сельхоздеятельности. Использование надела по прямому назначению в течение трех лет предоставляет возможность оформления земли в собственность.

На территории земель СНТ и ДНТ разрешается возводить дачные домики, бани и различные хозяйственные постройки. Наличие любого из строений позволяет обратиться к местным властям с ходатайством о переводе земли в собственность.

Важно помнить, что на землях под огородничество возведение жилых домов запрещено. Допускается строить сооружения, функциональное назначение которых – складирование, хранение и переработка сельхозпродукции.

Для арендуемой земли, принадлежащей муниципалитету, предусмотрено два варианта перевода в частную собственность. Первый – это приватизация, которая проводится бесплатно и исключительно для физических лиц. Второй – проведение аукциона, победитель которого получает право собственности на землю, выставленную на торги. Участвовать в аукционе могут как граждане, так и юридические лица.

Главное преимущество такого способа оформления собственности заключается в отсутствии необходимости нести финансовые расходы. Но бесплатная приватизация предусматривает обязательного выполнения нескольких условий, в числе которых:

  • арендный договор составлен на срок 20 лет или дольше;
  • арендатор имеет постоянную регистрацию на территории региона в течение, как минимум, 5 лет;
  • землепользование участком на протяжении 3 или более лет;
  • отсутствие собственности на другие земельные участки;
  • возведение на земле капитального дома или использование надела по прямому назначению.

Еще одним немаловажным нюансом становится однократная возможность воспользоваться правом на приватизацию земли. Второй раз запустить бесплатную процедуру оформления не получится.

Последовательность действия по переводу земли из аренды в собственность выглядит следующим образом:

  • возведение дома или трехлетнее целевое использование земли;
  • регистрация недвижимости в Росреестре;
  • подача заявления в муниципалитет на приватизацию участка. К заявлению прилагается комплект документов, включающий: арендный договор, кадастровую документацию, копию паспорта заявителя;
  • получение постановления об успешном переводе участка в личную собственность и одновременном расторжении договора на аренду;
  • регистрация объекта путем включения его в ЕГРН.

Последний пункт требует дополнительной расшифровки. Дело в том, что включение земельного участка в ЕГРН требует предоставление обширного перечня документов, которые подается либо непосредственно в подразделение Росреестра, либо в МФЦ. Альтернативный вариант – использование функционала портала Госуслуги.

Независимо от способа подачи, в комплект необходимой документации входят:

  • заявление на проведение регистрационных действий;
  • разрешение местных властей на перевод земли из арендуемой в собственную;
  • набор кадастровых документов, включающий техпаспорты и на участок, и капитальное здание;
  • документы, подтверждающие право владения жилым домом.

Срок оформления права собственности на объект недвижимости – 5 дней. По их истечении заявитель получает выписку из ЕГРН. Этот документ подтверждает успешное завершение перевода земли из аренды в собственность.

Право принимать решение о выставлении земельного участка на торги имеют муниципальные органы власти. Ходатайствовать о проведении аукциона имеют право арендаторы земли – как организации, так и физические лица.

Решение о проведении торгов должно быть публичным и приниматься заблаговременно. В качестве подготовительных на участке осуществляется ряд мероприятий, в числе которых:

  • подведение подъездных путей;
  • проведение инженерных коммуникаций;
  • выполнение межевания и определения границ, в том числе – с выносом в натуру.

Размер первоначальной стоимости определяется муниципальной властью. Обычно он принимается равным годовой аренде. Подача заявок на участие в аукционе начинается за 25 дней до даты торгов. Каждый из участников оплачивает обеспечение заявки, величина которого составляет 10% от первоначальной стоимости выкупа земли.

Правила проведения аукциона определяются тендерной документацией, которая является публичной и находится в свободном доступе. Основаниями для отказа в приеме заявки становятся:

  • некомплектность предоставленных документов;
  • ошибки или неточности при оформлении документации;
  • отсутствие оплаты обеспечения заявки.

Перевод земли из статуса арендуемой в собственную для арендатора после проведения торгов может быть приостановлен или отменен по трем причинам. Первая – невыплаты установленной суммы выкупа. Вторая – нецелевое использование надела. Третья – принятие решения вывести землю из оборота, принятое на государственном или муниципальном уровне для нужд органов власти.

Четкое следование описанной процедуре позволит быстро и без проблем оформить арендуемый участок в личную или корпоративную собственно. Для увеличения вероятности успешного проведения мероприятия целесообразно обратиться к профессиональным юристам.

Несмотря на начатую в 90–х годах земельную реформу по передаче земель государственной собственности в частную (паи земель колхозов и совхозов между их членами, индивидуальная приватизация, выкуп, др.), полноценное право на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения ее владельцы до сих пор не получили.

Начиная с 2002 года был введен мораторий на отчуждение определенных видов с/х земель, который со временем претерпел существенных изменений, направленных на недопущение его обхода.

На сегодняшний день действие моратория распространяется на отчуждение земель следующих видов:

  • земли товарного с/х производства;
  • земельные участки, выделенные из земельных долей (паев);
  • земельные доли (паи) и
  • все земли с/х назначения государственной и коммунальной собственности,

что в комплексе составляет львиную долю всех сельскохозяйственных земель Украины.

Кроме того, запрещено и изменение целевого назначения упомянутых видов земель, находящихся в частной собственности.

Закон вводит поэтапную отмену действующего запрета на отчуждение земельных участков с/х назначения частной собственности с рядом ограничений, которые в основном сводятся к ограничению их приобретения определенными субъектами, а также ограничению концентрации земли до определенной площади в «одни руки».

В частности, Законом предусмотрены следующие основные сроки запуска оборота права собственности на с/х землю:

  • в период с 1 июля по 1 января 2024 года – между гражданами Украины, государством, территориальными общинами;
  • с 1 января 2024 года – с участием юридических лиц, созданных по законодательству Украины, с определенными ограничениями;
  • после принятия решения на референдуме – с участием иностранных юридических лиц и граждан.

В то же время, запрет отчуждения земель государственной и коммунальной собственности остается в силе. Исключением будут земли крестьянского (фермерского) хозяйства государственной и коммунальной собственности, принадлежащие гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения. Такие лица имеют право их выкупить с рассрочкой оплаты до 10 лет.

Условия приватизация земель государственной и коммунальной собственности остаются неизменными. Кроме того, земельный фонд государственной и коммунальной собственности в дальнейшем возможно будет получить в аренду на земельных торгах.

Важным изменением является также отмена запрета на изменение целевого назначения земель в установленном порядке, что позволит удовлетворить потребности других отраслей.

Иностранные юридические и физические лица, кроме резидентов государства–агрессора или оккупанта, других государств, находящихся под санкциями, смогут приобрести в собственность земли с/х назначения при условии принятия такого решения на референдуме.

Если такое решение будет принято, Закон предоставляет в дальнейшем почти равные возможности иностранцам по сравнению с отечественными субъектами хозяйствования.

В таком случае инвесторы смогут осуществлять свою деятельность через юридическое лицо, созданное по законодательству Украины.

Наряду с этим, напомним, что приобретение иностранными субъектами земельных участков в аренду остается неизменным, – последние имеют право арендовать с/х земли на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины.

Подготовка земельного участка к продаже

Договор купли–продажи земельного участка должен содержать все существенные условия, перечисленные в статье 132 Земельного кодекса Украины, в том числе, кадастровый номер, целевое назначение, состав угодий, существующие ограничения и т. п.

Поэтому, до момента заключения следует провести предварительную проверку регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре, а также проверку регистрации права собственности на него в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, корректность всех данных, содержащихся в реестрах и, при необходимости, принять соответствующие меры по такой регистрации/ корректировке.

На практике, к сожалению, мы видим немало ситуаций, при которых, кроме уже стандартных на сегодняшний день вопросов по регистрации земельного участка или права собственности на него, также прилагаются имеющиеся технические ошибки в данных, внесенных в Государственный земельный кадастр, отсутствие таких данных (например, состава угодий, адреса земельного участка) и т.д., что в дальнейшем является основанием переноса сделки до исправления таких ошибок.

Как действовать, если предметом интереса покупателя является земельная доля (пай)

Без внимания Закон оставил условия регулирования оборота земельных долей (паев), лишь продлив запрет их отчуждения в пользу юридических лиц до 1 января 2024 года. Наряду с этим условия по ограничению консолидации, структуры собственности на земли с/х назначения относятся именно к земельным участкам, что очевидно создаст немало дискуссий по этому поводу. В этом вопросе мы придерживаемся консервативной позиции и рассматриваем определенные в Законе изменения к статье 130 Земельного кодекса Украины как такие, которые в том числе распространяются и на земельные доли (паи).

Более того, анализ действующего законодательства и изменений, которые вводятся, дают основания сделать вывод, что приобретение в собственность земельных долей (паев) по договорам купли–продажи будет возможным после их выделения в натуре (на местности).

Целесообразность прохождения такой процедуры до приобретения актива также обусловлена ​​существующими рисками данной категории актива, учитывая неопределенность его границ на местности, что на практике создает немалые риски в фактической реализации последующего выделения пая в натуре (на местности).

Преимущественное право выкупа

Сейчас преимущественное право выкупа земельных участков имеют их совладельцы и арендаторы, кроме определенных исключений. Однако, фактически такое право можно будет реализовать гражданами Украины и юридическими лицами на равных условиях только с 1 января 2024 года. Дополнительно закон предусматривает отдельный механизм уступки первоочередного права выкупа очень простым способом – путем уведомления собственника.

Окончательные выводы о субъектах, которые будут иметь преимущественное право выкупа, процедуры его применения, можно будет сделать после принятия законопроекта № 2194, рассмотрение которого ожидается в ближайшее время.

Поэтому, в любом случае до приобретения земельного участка следует выполнить условия по обеспечению реализации преимущественного права на его приобретение упомянутыми субъектами. В противном случае новый собственник рискует потерять такой актив в будущем.

Влияет ли смена собственника на действующие договоры аренды или эмфитевзиса

Приобретая земельный участок следует также учесть возможное наличие прав третьих лиц на пользование им. Смена собственника земельного участка, выделение в натуре (на местности) земельной доли (пая) с ее последующей продажей не прекращают действие уже заключенных договоров аренды, эмфитевзиса, как и не является основанием для внесения изменений в них.

Учитывая указанное, перед приобретением актива следует внимательно проверить действующие договоры на предмет пользования земельными участками, земельными долями (паями) и оценить дальнейшие перспективы реализации актива, который приобретается.

Дополнительные требования к договорам купли–продажи

К сделкам по отчуждению земельных участков будут установлены следующие дополнительные требования:

  • Все оплаты должны проводиться в безналичной форме;
  • Приобретатель актива должен пройти финансовый мониторинг и подтвердить источник получения средств;
  • Цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре с земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативной денежной оценки.

Следует отдельно напомнить, что для целей налогообложения перед заключением договора купли–продажи земельного участка между физическими лицами следует также провести его экспертную оценку. Для юридических лиц такое требование не является обязательным.

Другие действия, которые следует предпринять, готовясь к получению актива

Безусловно, длительная история земельной реформы обусловила многочисленные нарушения в ходе правоотношений, сложившихся с момента первоначального приобретения права собственности на земельный участок, долю (пай) до сих пор, в том числе нарушения условий действующего моратория, заключение соглашений, ограничивающих право пользования земельным участком, несоответствие фактических границ земельного участка границам, закрепленным в документации по землеустройству и т. п.

Поэтому, перед приобретением прав на земельные участки мы рекомендуем в любом случае проводить их правовую и техническую проверки («due diligences»). Также напоминаем о необходимости по��учения агрохимического паспорта, в т. ч. для проверки состава и качества почвы земельных участков.

Закон на первых этапах создает благоприятные условия для агробизнеса по привлечению кредитных средств, учитывая отсутствие запрета банкам обращать взыскание на такой актив. Кроме того, к такому обращению не применяются условия консолидации (ограничение в площади). Однако, наряду с этим Законом установлено требование об отчуждении банками земельных участков в течение следующих 2–х лет, что значительно снижает привлекательность такого имущества под залог, учитывая ограниченный круг субъектов, которые смогут его приобрести, по крайней мере, в течение следующих трех лет.

Закон предусматривает достаточно жесткие меры к нарушителям условий оборота земель сельскохозяйственного назначения в виде конфискации земли или признании сделок недействительными.

Конфискация земельных участков (чрезмерно приобретенной их площади) будет проводиться на основании решения суда по искам Государственного геокадастра. Собственник земельного участка, допустивший нарушение, будет иметь право на получение компенсации стоимости земельного участка, определенной по результатам земельных торгов (за вычетом расходов на их проведение).

Декларація складаться з шапки і трьох розділів. Для звітування із земподатку слід вірно заповнити шапку декларації а також розд. І та ІІІ.

Шапку декларації заповнити доволі просто. Оскільки там в основному вказуються всім відомі дані, а саме реквізити платника та податкового органу, до якого подається декларація, а також код КОАТУУ території, на якій розміщено землі, щодо яких нараховується земподаток.

Із особливостей заповнення виділимо тільки правила заповнення ряд. 1 шапки, а саме:

— у полі «Порядковий номер за рік за видом декларації» слід вказати номер, який дорівнює послідовно наростаючому числу поданих відповідних декларацій. Декларації з позначкою «земельний податок» нумеруються окремо від декларацій з позначкою «орендна плата» і окремо проводиться нумерація по типу декларацій («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча»);

— при звітуванні із земподатку позначку «Х» слід вказати навпроти того виду плати за землю (в нашому випадку — «земельний податок»), з якого подаєте декларацію, а також у полі 01 «Звітна», оскільки подаємо звітну деклацію;

— зазначаєте в полі «за 20__ рік» період, за який подаєте декларацію. При цьому, якщо подаєте річну декларацію, то вам слід заповнити лише це поле. Якщо ж ви вибрали варіант із щомісячним звітуванням, то крім цього поля вам слід заповнити і поле «за _ місяць». У цьому полі слід вказати номер місяця, за який звітуєте. Порядковий номер місяця проставляється арабськими цифрами (для чисел з однієї цифри в першому полі проставляється «0»).

Після заповнення шапки слід переходити до заповнення основної частини декларації, а саме розд. І та ІІІ. Саме в цих розділах відбувається нарахування податкових зобов’язань.

У розд. І декларації юрособа нараховує податок за кожною окремою земділянкою. Правила заповнення розд. І для місячних і річної декларацій один і той самий.

Нагадаємо його у таблиці.

Порядок заповнення розд. І декларації з плати за землю

Номер колонки

Назва колонки

Правила заповнення

2

Категорія земельних ділянок

Зазначають чотирьохзначний код (формат XX.XX) щодо категорії / цільового призначення земель. Цей код має відповідати інформації, зазначеній у правовстановлюючих документах на земділянку або довідці про НГО. Шукати такі коди слід у Класифікації земель

3 — 4

Документи, які засвідчують/ підтверджують право власності/ користування

Відображають інформацію, взяту у правовстановлюючих документах на земділянку, а саме:

— у к. 3 вказують вид права власності : 1 — власність, 2 — постійне користування;

— у к. 4 зазначають серію та номер документа, який підтверджує право власності чи користування землею, тобто серію і номер держакту на землю або свідоцтва про право власності

5 — 6

Державна реєстрація прав власності/ користування (у разі наявності)

Тут вказують інформацію про реєстрацію речових прав на землю. Беруть їх із Свідоцтва про реєстрацію речових прав на нерухомість.

У к. 5 вказуєте дату реєстрації у форматі «дві цифри місяця, чотири цифри року».

Коэффициент индексации по арендной плате за земельный участок

  • «Щодо питання правомірності перебування у Реєстрі неприбуткових організацій комунальних некомерційних підприємств закладів охорони здоров’я у разі отримання та розподілу орендної плати за оренду майна таких підприємств, закріплених за ними на праві оперативного управління», лист Мінфіну України від 20.07.2020 № 11210-09-10/21871
  • «Про затвердження Змін до додатка до Порядку заповнення та подання податковими агентами Податкового розрахунку сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь фізичних осіб, і сум утриманого з них податку», наказ Мінфіну України від 26.05.2020 № 241
  • Оподаткування доходів за орендовані земельні ділянки (ІПК від 04.09.2018 р. № 3833/6/99-99-13-01-01-15)

Всі документи

Если власть и в дальнейшем будет двигаться так же медленно, как это было в течение предыдущего года, то даже законодательно она не успеет обеспечить запуск рынка земли с 1 июля.

Ведь, представляя публично в конце января 2021 года «дорожную карту» земельной реформы, новый министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко признавал, что за пять месяцев нужно принять как минимум еще четыре закона, разработать три новых законопроекта и утвердить около 40 постановлений Кабмина и других нормативно-правовых актов.

То есть с апреля 2020 по февраль 2021-го парламент принял лишь четыре земельных закона, а за предстоящие четыре месяца надо утвердить еще семь. Правда, четыре из них уже одобрены в первом чтении.

Это следующие проекты:

  • об усовершенствовании управления в сфере земельных отношений (№ 2194),
  • о продаже земельных участков на электронных торгах (№ 2195),
  • о Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве (№ 3205-2),
  • о праве государственных работников на земельный пай (№ 3012-2).

Но не надо забывать, что два из них поданы в Верховную Раду еще в 2019 году и до сих пор не стали законами. Мало того, один из этих проектов лежит «под сукном» у законодателей уже 15 месяцев и не подает никаких признаков продвижения в сессионный зал. А один из проектов, зарегистрированных в 2020 году, ждал рассмотрения в первом чтении около семи месяцев. Но еще надо дождаться второго чтения…

Об этом сообщили в Государственном комитете по земельным ресурсам.

Коэффициенты индексации нормативной денежной оценки земель составляют:

1996 год – 1,703;

1997 – 1,059;

1998 – 1,006;

1999 – 1,127;

2000 – 1,182;

2001 – 1,02;

2005 – 1,035;

2007 – 1,028;

2008 – 1,152;

2009 – 1,059;

2010 – 1,0;

2011 – 1,0;

2012 – 1,0;

2013 — 1,0;

2016 – 1,034;

2017 – 1,005;

2018 – 1,082;

2019 – 1,044;

2020 год – 1,14.

Отмечается, что нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004, 2006, 2014, 2015 годы не индексировалась.

Мораторий на продажу земли имел в виду возможность наличия участка в частной собственности и запрет на его продажу. Получить земельный участок до прекращения действия моратория можно было следующими способами:

  • при бесплатной передаче ее государством, на что имеет право каждый украинец;
  • при приватизации земли, которая ранее была передана в частное пользование с целью ведения крестьянского хозяйства, что было предусмотрено условиями государственной бесплатной программы по приватизации;
  • получение земельного пая вследствие прекращения деятельности колхозов;
  • получение земельного участка в качестве подарка или при оформление договора дарения.

В начале 2020 года под запретом на продажу находилось около 96% сельхозугодий. При этом ни для кого не секрет, что нелегальный рынок земли был и продолжал действовать до момента прекращения моратория.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году?

Первое рассмотрение закона состоялось в конце 2019 года. После этого было внесено многочисленное количество поправок. До марта этого года некоторые поправки остались без рассмотрения. Ускорить процесс изучения документа помогло опасение не получить денежной помощи от МВФ. В конце марта этого года Закон вступил в силу. Поэтому, плата за землю в 2021 году в Украине стала другой.
Несмотря на препятствия, возникшие при запуске закона, его принятие является значительным шагом вперед, достижением в экономическом развитии страны.

Процедура купли-продажи земельного участка иная по сравнению с другими товарами. Есть 3 нововведения, с которыми покупатель должен быть ознакомлен в обязательном порядке:

  • покупатель будет подвергаться проверке, порядок проведения процедуры утвержден КМУ;
  • оформление договора купли-продажи возможно при улове безналичной формы расчета;
  • при расчете с продавцом покупатель должен документально подтвердить легальность денежных средств, направленных на приобретение земельного участка.

Стоимость формируется рыночной экономики с учетом договоренности между сторонами. Чтобы участок не был приобретен по заниженной стоимости, в документе прописано, что вплоть до 01.01.2030 года земля не может быть продана ниже законодательно установленной на данный момент нормативной оценки земли. Оценка проводится Государственным геокадастром на основании ценности ресурсов, климатический условий в данном районе, места дислокации. Для предоставления достоверной информации специалистами планируется создание открытой для покупателей базы.

При определении стоимости земельного участка покупателей интересует вопрос индексация земли в 2021 году. Они считают, что после ее проведения цена изменится не в лучшую для них сторону. На сегодняшний день коэффициент индексации земли не установлен и думать об этом раньше. Стоит подождать начала первого этапа, чтобы понять, насколько нормы документа являются реалистичными.

В нормативно-правовом акте указан перечень субъектов хозяйствования, которым введен запрет на владение землей. К ним относятся:

  • физлица, граждане других государств;
  • юрлица-иностранцы;
  • юрлица, акционеры и собственники, граждане стран-агрессоров;
  • юрлица, реальные собственники которых зарегистрированы в зонах оффшора и их достоверность и правомерность установить не представляется возможным;
  • лиц, занимающихся или ранее занимавшихся терроризмом;
  • юрлица, зарегистрированные в черных списках государства.

Жесткие меры по продаже земли определены для лиц, желающих приобрести участок в пределах 50 км перед государственной границей. Указанные меры считаются обоснованными, поскольку целостность границ и независимость Украины предусмотрена Конституцией. Тем не менее, стать владельцем возможно, но ими могут быть коренные украинцы и юрлица с украинским гражданством. Иностранцы также могут претендовать на указанную территорию, но после проведения референдума. Стать полноценными владельцами они никогда не смогут.

Закон о возможности продажи купли/продажи земли подписан. Вступление его в силу даст о себе знать в июле 2021 года, когда некоторая часть юр – и физлиц станут их владельцами. Ознакомление с документов позволит узнать перечень лиц, которые могут покупать землю, и которым запрещено. Положительным моментом со стороны правительства запрет на продажу участков иностранцам земель, расположенных в непосредственной близости к границам и ОРДЛО. Такое положение дел позволит нормализовать ситуацию в стране, сохранить ее целостность.

Как перевести земельный участок из аренды в собственность в 2021 году

Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не менее 0,3% и не более 1% от НГОЗ.

Если НГОЗ не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идет об участках, размещенных вне населенных пунктов.

Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может быть:

  • более 5% от НГОЗ по области;
  • для сельхозземель — не менее 0,3%;
  • не более 5% от НГОЗ соответствующей области.

Кроме пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, не достигших 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей.

К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:

  • инвалиды 1,2 гр.;
  • ветераны войны;

Освобождаются от налогообложения пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).

Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно исчислять размер земельного налога, то используется формула расчета земельного налога. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны направить налогоплательщику до 01.07. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты.

Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика независимо от того, живет ли он по адресу или нет.

Если уведомление-решение не получено в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это не освободит.

Узнать как рассчитать земельный налог, а также конечную сумму на землю можно путем обращения в налоговую службу с заявлением о сверке информации, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога.

Если между вашими данными и данными налоговой будут разногласия, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в высшую налоговую инстанцию или в суд.

Размер налога на землю в 2021 году останется на уровне 2020 года. Общая денежная сумма зависит от места расположения участка и утвержденных ставок органов местного самоуправления.

В новом году останутся льготы для отдельных категорий украинцев, в которые входят и пенсионеры. Вместе с тем, льгота распространяется только на 1 земельный участок по одному целевому назначению в пределах установленных законом норм.

Физическим лицам (то есть не предпринимателям) не нужно самостоятельно высчитывать размер налога, за них это делает налоговая служба, отправляя плательщику письменное решение с расчетом налога. О налоге на землю 2021 для юридических лиц и нововведениях можно узнать обратившись в налоговую службу, расположенную по месту нахождения участка.

Мораторий на продажу земли имел в виду возможность наличия участка в частной собственности и запрет на его продажу. Получить земельный участок до прекращения действия моратория можно было следующими способами:

  • при бесплатной передаче ее государством, на что имеет право каждый украинец;
  • при приватизации земли, которая ранее была передана в частное пользование с целью ведения крестьянского хозяйства, что было предусмотрено условиями государственной бесплатной программы по приватизации;
  • получение земельного пая вследствие прекращения деятельности колхозов;
  • получение земельного участка в качестве подарка или при оформление договора дарения.

В начале 2020 года под запретом на продажу находилось около 96% сельхозугодий. При этом ни для кого не секрет, что нелегальный рынок земли был и продолжал действовать до момента прекращения моратория.

Некоторые категории украинцев не морочат голову, что такое денежная оценка земли и налог на землю нужно платить. Они обходят налоговое законодательство с помощью запрещенных схем.

Главными из них являются следующие:

  • изменение основного назначения земельного участка;
  • заключение договора на длительную аренду с последующей незаконной продажей корпоративных прав;
  • изъятие земельного участка с целью погашения фиктивной задолженности владельца.

Анализ этого и предыдущих лет показал, что арендная плата за землю снизилась, а количество земель, находящихся в нелегальном использовании увеличилась. Сделанные из космоса снимки являются подтверждением указанному факту. На сегодняшний день геокарта не является совершенной, но из полученной информации можно сделать выводы, что работы у специалистов кадастровиков и земельных ресурсов в 2021 году увеличится.

Первое рассмотрение закона состоялось в конце 2019 года. После этого было внесено многочисленное количество поправок. До марта этого года некоторые поправки остались без рассмотрения. Ускорить процесс изучения документа помогло опасение не получить денежной помощи от МВФ. В конце марта этого года Закон вступил в силу. Поэтому, плата за землю в 2021 году в Украине стала другой.
Несмотря на препятствия, возникшие при запуске закона, его принятие является значительным шагом вперед, достижением в экономическом развитии страны.

Стоимость формируется рыночной экономики с учетом договоренности между сторонами. Чтобы участок не был приобретен по заниженной стоимости, в документе прописано, что вплоть до 01.01.2030 года земля не может быть продана ниже законодательно установленной на данный момент нормативной оценки земли. Оценка проводится Государственным геокадастром на основании ценности ресурсов, климатический условий в данном районе, места дислокации. Для предоставления достоверной информации специалистами планируется создание открытой для покупателей базы.

При определении стоимости земельного участка покупателей интересует вопрос индексация земли в 2021 году. Они считают, что после ее проведения цена изменится не в лучшую для них сторону. На сегодняшний день коэффициент индексации земли не установлен и думать об этом раньше. Стоит подождать начала первого этапа, чтобы понять, насколько нормы документа являются реалистичными.

В нормативно-правовом акте указан перечень субъектов хозяйствования, которым введен запрет на владение землей. К ним относятся:

  • физлица, граждане других государств;
  • юрлица-иностранцы;
  • юрлица, акционеры и собственники, граждане стран-агрессоров;
  • юрлица, реальные собственники которых зарегистрированы в зонах оффшора и их достоверность и правомерность установить не представляется возможным;
  • лиц, занимающихся или ранее занимавшихся терроризмом;
  • юрлица, зарегистрированные в черных списках государства.

Жесткие меры по продаже земли определены для лиц, желающих приобрести участок в пределах 50 км перед государственной границей. Указанные меры считаются обоснованными, поскольку целостность границ и независимость Украины предусмотрена Конституцией. Тем не менее, стать владельцем возможно, но ими могут быть коренные украинцы и юрлица с украинским гражданством. Иностранцы также могут претендовать на указанную территорию, но после проведения референдума. Стать полноценными владельцами они никогда не смогут.

Президент Владимир Зеленский в середине октября подписал указ о передаче 2 млн. га сельхозземель объединенным территориальным общинам (ОТО/ОТГ). То есть эта государственная земля стала коммунальной. Он заявил, что это – важный шаг в рамках программы децентрализации, которая началась еще в 2018 году с передачи сельхозземель в собственность теробщин. В общей сложности, ОТО получили уже почти 4 млн. га земли.

Какое это имеет отношение к земельной реформе? Самое прямое: в свое время местные власти смогут продавать коммунальную землю. Пока общины могут использовать ее для своих нужд или сдать в аренду фермерам. Но потом смогут и продавать. И, к слову, механизм этой продажи пока не очевиден.

Читай также: Эксперт: Теневой рынок зерна в Украине достигает 50% в год

А еще Зеленский заявил, что около 5 млн. га сельхозземель в Украине украдено. Аналогичную цифру озвучивал и глава Госгеокадастра Роман Лещенко. По его словам, землю приватизировали. То есть вывели из-под моратория и продали. Эту площадь можно тоже списывать со счетов. Также Лещенко сообщил, что земля постоянно деградирует из-за интенсивной эксплуатации, и порядка 6,5 млн. га непригодны для земледелия.

Таким образом, в частной собственности находится где-то 31 млн. га, большая часть из которых сданы в аренду. Еще 4,5–5 млн. га – в государственной/коммунальной собственности и 5 млн. га якобы приватизированы не вполне законными способами. В сумме как раз и получается 41 млн. га, которые по кадастру подпадают под действие моратория.

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

Сумма оплаты по земельному налогу рассчитывается исходя из:

  • Денежной оценки надела.
  • Категории.
  • Расположения на карте.

Коэффициент земельного налога в Украине устанавливается от нормативной стоимости участка:

  • 1-3% – для земель общего назначения.
  • 0,3-1% – сельскохозяйственные наделы.

Важно! Владельцы участков, в собственности которых располагаются земли субъектов хозяйствования, помимо относящихся к коммунальным и государственным, должны оплачивать не более 12% от цены участка.

На сайтах в интернете пользователям предлагают удобный онлайн калькулятор который подскажет как рассчитать налог на землю в Украину в 2021 году.

Участки, расположенные за пределами населенных пунктов, не имеющие документального подтверждения нормативной оценке, облагаются налогом в размере 5 %.

Как рассчитать земельный налог для физических лиц в 2021 году, какие группы лиц обладают скидками? Льготы по налогообложению предлагаются следующим категориям физических лиц:

  • Жертвы аварии на ЧС.
  • Ветераны ВОВ.
  • Инвалиды 1,2 группы.
  • Многодетные родители.

Также не будет взыматься налог на землю в Украине для пенсионеров.

Для земель, находящихся в собственности юридических лиц, организаций, коммерческих компаний, государственных учреждений также государством предусмотрены льготы на налогообложение.

Освобождаются полностью от перечисления суммы налога, категории юридических лиц, к которым относятся оздоровительные, лечебные учреждения, санатории, общественные организации инвалидов и реабилитационные центры.

Относительно обществ инвалидов, стоит понимать, что льготы на налоги имею законные основания, если количество инвалидов не менее 50% в списках и фонд оплаты труда составит приблизительно 25% от общего количества расходов.

Если в контролирующие органы будут поданы неправдивые данные или нарушены требования сумма налога будет проиндексирована и назначен штраф.

Также льготы будут предоставлены следующим группам лиц:

  1. Учреждения олимпийской подготовки, параолимпийских резервов, физической культуры и спорта.
  2. Школы, дошкольные базы обучения, интернаты.
  3. Заведения культуры и науки.
  4. Объекты здравоохранения и соцзащиты.
  5. Государственные санаторно-курортные, оздоровительные детские учреждения.

Данные учреждения содержатся за счет местных и общегосударственных средств.

Если налог на землю будет уплачен не вовремя или вовсе не оплачен, государством согласно действующего закона будет назначен штраф. В таком случае физические лица вынуждены будут заплатить:

Если оплата задержана на 30 суток – 10% от суммы долга.

Задержка более 30 суток приведет к штрафу в 20% от стоимости долга. Также наложена пеня в размере 120% ставки за 1 сутки просрочки.

С плательщиками налога мы уже разобрались: ими являются собственники земли, а также землепользователи (как физические, так и юридические лица).

Объектами налогообложения являются:

  • земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании плательщиков;
  • земельные паи.

Размер налога может определяться исходя либо из нормативной денежной оценки земельного участка (с учетом коэффициента индексации) либо исходя из площади участка, если его нормативная денежная оценка не была проведена.

Ставки земельного налога зависят не только от наличия от денежной оценки, но и от категории земель, а также их местонахождения.

Ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения)

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов от их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования — не более 1 процента от их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 1 процента от их нормативной денежной оценки.

Ставка налога устанавливается в размере не более 12 процентов от нормативной денежной оценки земельных участков, находящихся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности).

Ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Центральные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере строительства ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также по запросу соответствующего контролирующего органа по местонахождению земельного участка подают информацию , необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Плательщики платы за землю – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

По вновь отведенным земельным участкам или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В случае изменения в течение года объекта и / или базы плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором про��зошли такие изменения.

Начисление физическим лицам сумм налога производится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые присылают (вручают) плательщику по месту его регистрации до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога.

Законодательством установлены льготы при уплате земельного налога. От уплаты освобождаются следующие категории граждан Украины:

  • инвалиды I и II группы
  • физические лица, воспитывающие 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и граждане, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • граждане Украины, которые пострадали в результате катастрофы на Чернобыльская АЭС.

Также ряд юридических лиц могут не платить земельный налог:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов, предприятия и организации, основанные организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов;
  • спортивные базы по олимпийской и паралимпийской подготовки;
  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, соцзащиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет государственного и местных бюджетов;
  • государственные и коммунальные детские санаторно-курортные учреждения и учреждения оздоровления и отдыха, которые на балансе неприбыльных предприятий, учреждений и организаций.

Первый законотворческий полушаг к созданию законодательного поля земельной реформы, Зе-команда сделала еще в ноябре 2019 года, проголосовав в первом чтении основополагающий земельный законопроект №2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». Символическую тональность и ритм дальнейшего развертывания земельной реформы было задано именно во время данного голосования.

Напомним, что во время обсуждения проекта закона депутат от фракции «Слуга народа» Никита Потураев сопроводил принятие земельного документа показательным образцом парламентской истерично-исступленной филиппики.

Статья актуальна на 2021 год

В Украине пользоваться землей можно на основаниях предусмотренных законодательством, (естественно, если речь об официальном пользовании).

Одним из таких оснований является договор аренды земельного участка, который может быть заключен как в отношении земли, которая пребывает в частной собственности, так и в отношении государственной или коммунальной земли.

Об особенностях договора аренды между физ лицами, о том, в каком размере можно прописать арендную плату и какие налоги платятся при аренде земли в 2020 году, пойдёт речь в данной статье.

Особенностями договора субаренды можно назвать следующие:

  • заключается при наличии письменного согласия владельца земли на передачу участка в субаренду или же если такое право арендатора прямо предусмотрено в договоре аренды;
  • договор подлежит государственной регистрации, а по согласию сторон еще и нотариально заверяется;
  • размер субарендной платы согласно со статьей 288 Налогового Кодекса Украины не должен превышать размер арендной платы.

Если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то арендаторы таких участков могут поменяться участками путем заключения договоров субаренды. Опять же такой обмен возможен с согласия владельца (арендодателя) или если такое право арендаторов предусмотрено заключенными с ними договорами аренды.

Договор аренды земли может быть заключен в простой письменной форме, его нотариальное заверение не является обязательным, однако возможно по желанию сторон.

Обязательной для такого вида договоров является государственная регистрация права аренды (субаренды) вне зависимости от того, заверяется ли договор нотариально.

Для государственной регистрации необходимо обратиться к государственному регистратору (находятся в центрах предоставления административных услуг, также государственными регистраторами являются нотариусы) в пределах области или г. Киева по месту нахождения участка.

Нотариальное удостоверение договора удобно тем, что при его осуществлении право аренды сразу же регистрируется нотариусом, к которому вы обратились, поэтому дополнительно куда-либо ходить не нужно. Однако стоимость такого оформления договора естественно увеличиться на стоимость нотариальных услуг (конкретные расценки стоит узнавать у нотариусов).


Похожие записи:

Добавить комментарий