Все законы по охране окружающей среды на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все законы по охране окружающей среды на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пункт 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2019, N 49, ст. 6986) изложить в следующей редакции:

«2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);».

Президент Российской Федерации В. Путин

«Горячие» документы — Окружающая природная среда и природные ресурсы

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность); (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

7. Отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

создание и эксплуатация государственного фонда данных; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

1. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Для реализации положений Закона потребуется принятие постановления Правительства РФ, которое установит правила размещения и обновления экологической информации. Мы рекомендуем следить за ходом принятия указанного документа, чтобы иметь возможность подготовиться к грядущим изменениям. Компаниям, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду, необходимо учитывать, что доступность экологической информации широкому кругу лиц может повысить вероятность выявления контролирующими органами нарушений природоохранного законодательства, допущенных компаниями, и предъявления претензий, связанных с такими нарушениями.

Написать комментарий

      Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ

      Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

      Комментарий к статье 25

      1. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

      2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

      Комментарий к статье 26

      В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

      Комментарий к статье 28

      1. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

      2. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

      Комментарий к статье 30

      • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
        • Глава I. Общие положения
        • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
        • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
        • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
        • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
        • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
        • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
        • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
        • Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)
        • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
        • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
        • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
        • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
        • Глава XVI. Заключительные положения
        • Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)
        • Отзывы
        • Форум
        • Все материалы

        Передовые страны стремятся защитить природные объекты от воздействия человека. Для этого разрабатывают безотходные производства, стараются уменьшить количество вредных выбросов. В законодательстве создается правовой отдел по защите природы внутри государства и ведется международное взаимодействие в этой сфере.

        Закон «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7) принят в 2001 году. Правовой акт направлен на защиту всего живого, что нас окружает – почвы, недр, растительности, животных, водоемов, озонового слоя. Он ставит целью государственной политики сохранение, восстановление природных богатств и уменьшение вредного воздействия на природу.

        Основные положения закона:

        • права государственных органов в сфере охраны окружающей среды;
        • обязанности и права граждан;
        • ограничения для предприятий по размеру вредных выбросов в атмосферу;
        • правила определения зон экологического бедствия;
        • меры по защите объектов природы;
        • исследования окружающей среды и просвещение общества;
        • устранение вреда, причиненного человеком;
        • сотрудничество с другими государствами.

        Закон установил перечень объектов, которые охраняются в первую очередь. К ним относятся уникальные природные места, экосистемы, заповедники. Запрещено уничтожать редкие, исчезающие животные, растения, леса и почвы. Они занесены в Красную книгу и охраняются государством.

        Закон дает право знать, в каких условиях мы живем. Граждане могут получать информацию о степени загрязнения воздуха, количестве вредных выбросов, сделанных предприятиями. Для защиты окружающей среды от вредного воздействия можно использовать следующие способы:

        • создавать общественные объединения;
        • направлять жалобы в государственные органы;
        • обращаться в суд;
        • проводить референдумы, собрания, митинги.

        Государство должно содействовать разработке новых передовых технологий, проведению исследований. Для этого выделяются средства из бюджета, предоставляются налоговые льготы.

        Правовой акт ставит достойную цель – сохранить природу и создать благоприятную среду для жизни людей. Вред от работы фабрик, заводов, мусорных полигонов очень велик, поэтому установлены требования к хозяйственной деятельности:

        • соблюдение законодательства при создании и эксплуатации объектов;
        • бережное отношение к природным ресурсам;
        • использование современных технологий, снижающих уровень загрязнения;
        • защита природы, животного, растительного мира от вредного воздействия.

        Установлен приоритет в сохранении существующей экосистемы, биологического разнообразия. Запрещена хозяйственная деятельность, последствия которой непредсказуемы и могут привести к исчезновению животных и организмов.

        • ставки платы за НВОС на уровне тарифов 2018 года (утвержденные постановлением правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913), проиндексированных с учетом коэффициента 1,08;

        Такой же коэффициент применяется и к тарифам платы «за грязь» в 2020 году!

        • в отношении каменного угля ставка платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками составит 61 руб. за тонну.

        Напомним, что в 2020 году применяются аналогичные ставки.

        Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчётность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчётность, изменились коренным образом.

        Посмотрим требования закона:

        Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
        Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
        […]
        2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

        3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

        4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

        5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

        6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

        7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
        […]

        До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

        Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

        Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчётность по отходам. Такую отчётность теперь должны сдавать только объекты III категории.

        При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

        До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

        В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

        Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

        Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

        Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

        Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

        Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
        Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

        Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

        Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
        96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

        Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

        Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

        Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

        Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

        • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
        • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
        • операторы по обращению с ТКО.

        Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

        • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
        • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
        • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

        Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

        Минприроды покушается на Красную книгу

        По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

        Согласно приказу:

        • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
        • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

        Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

        В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

        Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
        Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
        1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

        Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

        Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

        Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
        Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

        • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
        • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

        То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

        Консультация юриста бесплатно

        ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства. Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль.

        Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

        В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г.

        Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

        Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

        В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

        • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
        • 2 категория – умеренное влияние;
        • 3 категория – малозначимое воздействие;
        • 4 категория – практически незаметное влияние.

        Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

        В последней редакции законопроекта содержатся сведения о нормативах вредных выбросов, о документах, которые необходимо оформлять предприятиям, наносящим ущерб экологии, о штрафах, предусмотренных для тех, кто не соблюдает правила, определено понятие загрязняющих веществ, а объекты, оказывающие влияние на окружающую среду, разделены на категории. Вы можете ознакомиться с полным текстом документа и скачать закон об охране окружающей среды по следующей ссылке.

        Читать также: Как усыновить ребенка из дома малютки?

        В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

        • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
        • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

        Кроме того, с 2019 г. будут введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

        05 декабря 2019

        4 декабря Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла проект закона о внесении изменений в КоАП РФ в части введения статьи 20.35.

        Статья 20.

        35 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), включая места массового пребывания людей, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований лицами, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена обязанность выполнения таких требований, если эти действия не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния.

        • на граждан – от 3 до 5 тыс. руб.;
        • на должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет;
        • на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

        Дела по данной категории будут рассматриваться в суде. Составлять протоколы смогут должностные лица:

        • органов внутренних дел (полиции);
        • ФСБ;
        • Нацгвардии.

        Закон не распространяет свое действие на следующие объекты:

        • транспортной инфраструктуры;
        • транспортные средства;
        • топливно-энергетического комплекса,-

        так как для этих объектов установлено отдельное правовое регулирование.

        В действующем законодательстве подробным образом установлены требования к антитеррористической защищенности объектов, включая места массового скопления людей, но не была определена ответственность за нарушения норм права. То есть за отсутствие антитеррористического паспорта физические и юридические лица ранее не привлекались к административной ответственности. Их лишь могли предупредить о неисполнении закона при проведении проверки.

        В конце 2021 года Минприроды России оформило приказами ряд изменений в экологическом законодательстве в 2021 году по вопросам загрязнения атмосферного воздуха:

        • «Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения…» от 22.11.2019 № 794 (вступил в силу 06.01.2020);
        • «Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ…» от 27.11.2019 № 804 (вступил в силу 06.01.2020);
        • «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов…» от 28.11.2019 № 811 (вступает в силу 28.06.2020);
        • «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха…» от 29.11.2019 № 813 (вступил в силу 06.01.2020);
        • «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ…» от 29.11.2019 № 814 (вступил в силу 06.01.2020).

        Перечень дополнен 18 веществами в виде отдельного раздела V (список F). Он содержится в постановлении Правительства РФ «О принятии РФ поправки к Монреальскому протоколу…» от 25.03.2020 № 333. Поправка позволит снизить потребление гидрофторуглеродов (группа сверхпарниковых газов).

        Пункт документа вступит в силу по истечении 90 дней со дня уведомления в установленном порядке Россией (в лице МИД РФ) генерального секретаря ООН о принятии поправки к Монреальскому протоколу.

        В рамках изменений в экологическом законодательстве появится новый вид пользования недрами. Он коснется разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.

        Основаниями возникновения права пользования могут стать (в зависимости от категории участка):

        • решение комиссии уполномоченного органа (Роснедра);
        • конкурсная процедура.

        Нововведение начнет действовать 31.05.2020, когда вступит в силу закон «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах»…» от 02.12.2019 № 396-ФЗ

        Росприроднадзор и его территориальные органы будут производить такой расчет размера вреда с привлечением помощи. Исключение — расчет размера вреда касательно участков местного значения, в случае с которыми помощь привлекаться не будет

        Помогать будут подведомственные ФГБУ, а также иные лица, привлекаемые на основании закона о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд (закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

        Помимо этого, корректируется ряд формул для расчета вреда:

        • повлекшего утрату поставленных на баланс запасов, а также утрату неучтенных запасов полезных ископаемых (такой вред вызван в т. ч. их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами);
        • не повлекшего вышеуказанной утраты, но нарушившего свойства участка недр (невозможно строить/эксплуатировать сооружения под землей, не связанные с добычей);
        • причиненного особо охраняемым геологическим объектам с особым значением (культурным, научным и т. д.).

        Изменения вводятся постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Правила расчета размера вреда…» от 10.03.2020 № 261

        Декларацию составляют для объектов II категории. Она подается в РПН или орган исполнительной власти субъекта РФ. Это зависит от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР. В ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов. А также информация о программе ПЭК. Но вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

        Принят закон об экологической информации

        Объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

        Категории объектов НВОС

        С 2021 года нельзя выдавать разрешение на ввод объекта капитального строительства, если он как объект НВОС относится к областям применения НДТ и если НДТ в нем реализованы не будут.

        Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объектов, в 2021 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

        Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

        Для IV категории не требуется разработка нормативов и лимитов на размещение, не требуется и представление отчетности.

        Кроме того, с 2021 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

        Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

        ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства. Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль. Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

        В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г. Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

        Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

        В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

        • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
        • 2 категория – умеренное влияние;
        • 3 категория – малозначимое воздействие;
        • 4 категория – практически незаметное влияние.

        Парламентарии озаботились разработкой способа, который позволит рассчитать сумму денежного возмещения в случае нанесения ущерба окружающей среде. Сегодня несколько разновидностей загрязняющих выбросов подлежат оплате:

        • загрязнение атмосферы предприятиями и заводами;
        • выбросы в водоемы;
        • распределение утильсырья производства.

        Об охране окружающей среды (с изменениями на 31 июля 2020 года)

        Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:

        • «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
        • «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
        • «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.

        Обратите внимание, что с 1 января 2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:

        • Правила учета в области обращения с отходами;
        • Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
        • Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
        • Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.

        Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.

        При разработке документов по экологии учитывается специфика организации, в статье мы постараемся дать наиболее полный список экологических документов, необходимых на предприятии.

        Приказы о назначении ответственного:

        • за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
        • за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
        • за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.

        Планы. Программы:

        • программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
        • программа повышения экологической эффективности;
        • план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
        • программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
        • план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
        • программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.

        Журналы учета:

        • стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
        • выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
        • работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
        • водопотребления;
        • водоотведения;
        • качества сбрасываемых сточных вод;
        • принятых отходов;
        • переданных отходов;
        • учета в области обращения с отходами.

        Журналы относятся к первичной учетной документации.

        Отчеты:

        • о выбросах вредных веществ в атмосферу;
        • об образовании опасных отходов, их использовании, обезвреживании, размещении;
        • о выполнении нормативов утилизации;
        • об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля;
        • по форме федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух);
        • по форме 2-ТП (водхоз);
        • по форме 2-ТП (отходы);
        • по форме 2-ТП (рекультивация);
        • по форме 4-ОС;
        • по форме 4-ЛС;
        • по форме 18-КС;
        • о реализации плана мероприятий по охране окружающей среды;
        • о реализации программы экологической эффективности;
        • сведения, которые получены в результате учета: объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, объема сброса сточных и (или) дренажных вод, качества сточных и (или) дренажных вод.

        Декларации. Расчеты:

        • о плате за негативное воздействие на окружающую среду (внесение платы за загрязнение окружающей среды предусмотрено Федеральными законами № 7-ФЗ, 89-ФЗ, 96-ФЗ);
        • о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров;
        • о воздействии на окружающую среду;
        • расчет экологического сбора.

        Паспорта:

        • отходов;
        • ГОУ.

        В документах по экологии для предприятий 3 категории должны быть расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов только для высокотоксичных веществ, а также для веществ, которые обладают канцерогенными, мутагенными свойствами. Для отходов, которые образуются на объектах 3 категории, нормативы в обязательном порядке не рассчитываются.

        Документы по экологической безопасности на предприятии также включают разрешение на пользование природными объектами (например, водным объектом для сброса сточных/дренажных вод), на выброс вредных веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам. При пользовании водными объектами обязательно составляется Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод, которая согласовывается с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно-эпидемиологической службы.

          Постоянному хранению подлежат:
        • планы мероприятий по охране окружающей среды;
        • экологический паспорт объекта;
        • экологическое страховое свидетельство (до замены новым);
        • годовые статистические отчеты (квартальные хранятся 5 лет);
        • заключения государственной экологической экспертизы на проекты зданий и сооружений с учетом экологической и радиационной безопасности;
        • схемы, планы, паспорта очистных сооружений и стоков;
        • разрешения на выброс загрязняющих веществ;
        • годовые отчеты по выполнению планов по охране окружающей среды;
        • предельно допустимые нормы на выброс загрязняющих веществ;
        • акты проверки предприятий на соблюдение требований природоохранного законодательства;
        • паспорта опасных отходов и документы на ввоз и перемещение их по территории РФ;
        • технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.

        В течение 10 лет сохраняют акты проверки состояния очистных сооружений и обследования сточных вод. Остальные документы хранятся от 3 до 5 лет.

        • СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства (дата введения 15 августа 1997)
        • СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (дата введения 01 июля 2013)
        • СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (дата введения 01 июля 2017)
        • СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) (с изменениями на 16 сентября 2013 года)


        Похожие записи:

      Добавить комментарий