Закон о судебных приставах в редакции 2021 года: реформа судебных приставов, арест счетов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о судебных приставах в редакции 2021 года: реформа судебных приставов, арест счетов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основным нормативным актом, который ввел множество изменений для ФССП, является Федеральный закон № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ…». Им был изменен и Федеральный закон № 118-ФЗ, который также сменил название – «Об органах принудительного исполнения РФ» (ранее назывался «О судебных приставах»).

Реформа и зарплата в ФССП 2020 — 2021 году: будет сокращение или нет — новости

Основные изменения в законодательстве о судебных приставах можно найти в Законах № 118-ФЗ и № 328-ФЗ. Вот как изменился профессиональный статус приставов после приравнивания их к госслужащим:

  • введеныспециальные офицерские звания и квалификационные звания– они зависят от занимаемой должности, опыта работы, квалификации;
  • пакет социальных льгот и гарантийполностью приравнен к аналогичным мерам поддержки других правоохранительных органов;
  • введен комплект обязательных тестов и проверок при поступлении на службу в ФССП, в ходе текущей работы – например, теперь приставы будут подтверждать физподготовку, регулярно сдавать тесты на алкогольную и наркотическую зависимость;
  • при трудоустройстве и прохождении службы приставы теперь проходят военно-врачебную экспертизу, подтверждают годность по аналогии с военнослужащими;
  • сотрудники ФССП обязаны проходить дактилоскопию, проверки на профпригодность для применения силы, спецсредств и оружия.

Ограничения и запреты для работы в ФССП указаны в ст. 14 Закона № 328-ФЗ.

Нельзя работать приставом при наличии судимости, либо при прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Сотрудники ФССП не могут иметь двоенное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Применяются и другие запреты, установленные для госслужащих по Закону № 79-ФЗ.

Работа в ФССП теперь проходит по контракту. Как и для других категорий госслужащих, стать приставом можно по итогам конкурса должностей.

Исключения предусмотрены только для отдельных младших должностей, либо при переводах внутри ФССП. В процессе работы регулярно проводится аттестация, а отрицательное прохождение обязательных тестов и проверок будет являться основанием для расторжения контракта.

Полномочия приставов фактически приравнены со статусом полицейских, хотя и распространяются только на исполнительное производство и обеспечение деятельности судов. Также введена возможность подачи регрессных исков к рядовым приставам, если их виновные действия причинили ущерб гражданам, государству, имуществу.

Регресс будет подаваться от имени государства после фактического возмещения ущерба. Это должно повысить уровень ответственности, упростить процедуру возмещения ущерба от действия и решений приставов.

Государственная служба судебных приставов, являющаяся подразделением федерального уровня, многими гражданами воспринимается негативно. При этом они забывают, что приставы не только обращаются к долгам по кредитам, но и помогают матерям получить алименты и даже частным лицам по суду вернуть собственное имущество.

Только многие не знают, что это довольно неблагодарная и трудная работа не всегда достойно оплачивается. Реформа ФССП в 2020 году планирует немного модернизировать в лучшую сторону саму деятельность службы, вероятно, как-то это будет связано и с заработной платой.

Если изучить последние новости, касающиеся системы взыскания задолженностей, то можно заметить постоянное наличие изменений различного плана. Работа приставов сложная, временами опасная, влияющая на психоэмоциональное состояние, требующая выдержки и определенного склада ума, в частности при сохранении человеческих чувств сотрудник должен минимизировать жалость к лицам, у которых изымается то или иное имущество.

Многие лица не выдерживают эмоциональной нагрузки, покидая работу пристава спустя короткое время. В ФССП зарегистрирована максимальный уровень текучки кадров. При этом нельзя сказать, что жалование сотрудников ведомства сильно скромное даже на периферии, хотя и большим доход назвать сложно.

Наиболее странным в деятельности приставов является многолетнее отсутствие полноценного юридического статуса сотрудников ФССП. По факту судебные приставы (СП) не относятся к стандартным госслужащим в духе чиновников — последние не имеют права применять силу и не носят оружия.

При этом приставы не являются полицейскими или военнослужащими. Сейчас решено ситуацию поменять, хотя пока это лишь предположения о том, что ждет приставов.

Отметим, что для исключения случаев обращения взыскания на доходы, указанные в упомянутой ст. 101 Закона № 229-ФЗ об исполнительном производстве, уже была внесена норма, предусматривающая, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие принадлежащих ему доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

В том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (Закон от 08.03.2015 № 57-ФЗ).

В итоге, в ходе принудительного исполнения судебных актов возникают ситуации, при которых взыскание обращают на денежные средства, относящиеся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание (см. выше). Речь идёт и о взыскании долгов с пенсии, пособия.

Забрать можно не все. Квартиру, дом, землю можно забрать, только если человек не платит ипотечный кредит на эту квартиру, дом, землю. Не ипотечное жилье не заберут, если оно единственное или стоит намного дороже, чем сумма всех долгов.

Можно ли вернуть имущество, если появились деньги. Можно, но не во всех случаях. Если долг — 100 тысяч, а приставы забрали бытовую технику на 10 тысяч, то, напрямую заплатив эти 10 тысяч, должник свои вещи не вернет.

Надо погасить долг полностью, тогда реализацию приостановят и технику вернут. Или можно отправить родственника выкупить конфискат на общих основаниях.

1. Регламент Федеральной службы судебных приставов (далее — Регламент) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации1, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 13162 (далее — Положение о ФССП России), и устанавливает общие правила внутренней организации Федеральной службы судебных приставов при реализации функций, отнесенных к ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр3.

ФССП России подведомственна Минюсту России4.

3. ФССП России (федеральный орган принудительного исполнения), ее территориальные органы (территориальные органы принудительного исполнения) и их подразделения и подведомственное учреждение входят в систему принудительного исполнения Российской Федерации5.

4. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации6.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями7.

6. Структура центрального аппарата ФССП России утверждается Президентом Российской Федерации8. Штатное расписание центрального аппарата ФССП России утверждается директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации (далее — Директор) в пределах численности и фонда оплаты труда (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению), установленных Президентом Российской Федерации, с учетом перечней должностей высшего начальствующего состава, типовых (нетиповых) должностей старшего и среднего начальствующего состава в центральном аппарате ФССП России и Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»9 (далее — реестр должностей)10.

Структура и штатные расписания территориальных органов ФССП России (далее — территориальные органы) утверждаются Директором в пределах установленных фонда оплаты труда и численности (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов с учетом перечней должностей высшего начальствующего состава, типовых (нетиповых) должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава в территориальных органах, реестра должностей, а также актов, определяющих нормативную численность территориальных органов и их подразделений11.

7. Структура центрального аппарата ФССП России включает в себя руководство ФССП России: Директора, первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации (далее — заместители Директора), а также структурные подразделения по основным направлениям деятельности ФССП России (управления, самостоятельные отделы). В управлениях образуются отделы.

В штатные расписания центрального аппарата ФССП России и территориальных органов включаются должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее — сотрудники), должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

8. Сферы деятельности и компетенция структурных подразделений центрального аппарата ФССП России (далее — структурные подразделения) определяются в положениях об этих структурных подразделениях.

9. Организационное обеспечение деятельности Директора осуществляется его помощниками (советниками).

Указанные должности предусматриваются в штатном расписании вне структурных подразделений.

10. Директор организует работу ФССП России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФССП России функций, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности, организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в ФССП России, представляет ФССП России в отношениях с органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени ФССП России договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

11. Заместители Директора представляют ФССП России по отдельным направлениям ее деятельности, организуют и координируют деятельность ФССП России в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Директора (далее — распределение обязанностей) и иными актами ФССП России, а также поручениями Директора.

12. В соответствии с распределением обязанностей заместители Директора в случае предоставления им соответствующих полномочий могут по отдельным вопросам организации деятельности ФССП России подписывать приказы ФССП России или иные установленные законодательством Российской Федерации виды актов, а также на основании выданных Директором доверенностей подписывать от имени ФССП России договоры и другие гражданско-правовые документы.

13. В приказе ФССП России о распределении обязанностей между руководством ФССП России указываются:

а) исключительные полномочия Директора;

б) полномочия заместителей Директора;

в) структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и подведомственное учреждение ФССП России, координацию и контроль деятельности которых осуществляют соответствующие заместители Директора;

г) схема временного исполнения обязанностей Директора либо заместителей Директора на время их отсутствия в связи с болезнью, отпуском или командировкой.

14. На период временного отсутствия Директора общее руководство деятельностью ФССП России осуществляет его первый заместитель.

При одновременном отсутствии Директора и его первого заместителя порядок распределения обязанностей устанавливается отдельным приказом ФССП России.

15. Заместитель Директора в соответствии с распределением обязанностей и по поручению Директора:

а) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями;

б) координирует и контролирует деятельность курируемых им структурных подразделений, дает поручения их начальникам;

в) взаимодействует (в том числе дает поручения) с территориальными органами;

г) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) рассматривает поступившие в ФССП России обращения, документы и материалы;

е) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись Директору;

ж) согласовывает проекты актов и другие документы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписывает заключения на них;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом, приказами и распоряжениями ФССП России.

Приставы не будут навещать должников до середины 2021 года

16. Руководит структурным подразделением начальник, который в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте, Положении о структурном подразделении, должностной инструкции (должностном регламенте), а также на основании отдельных письменных поручений Директора (заместителей Директора):

а) осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

б) представляет по доверенности или по поручению руководства ФССП России интересы ФССП России в органах государственной власти, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности ФССП России, а также по вопросам, относящимся к компетенции структурного подразделения;

в) осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций (далее — обращения) и подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение должностными лицами структурного подразделения обращений, а также полноту и законность принятых по ним решений;

г) взаимодействует, в том числе ведет переписку с другими структурными подразделениями и с территориальными органами (с учетом особенностей, указанных в абзаце втором пункта 157 Регламента);

д) обеспечивает подготовку проектов актов и других документов ФССП России;

е) обеспечивает рассмотрение поступивших в ФССП России проектов актов и других документов в соответствии с компетенцией структурного подразделения, а также подготовку заключений на них;

ж) распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет служебные обязанности (должностные обязанности) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих структурного подразделения, участвует в подготовке их должностных инструкций (должностных регламентов);

з) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением службы в органах принудительного исполнения должностными лицами структурного подразделения;

и) утверждает положения об отделах структурного подразделения;

к) вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата ФССП России и территориальных органов (по согласованию с их руководителями) в части, касающейся структурного подразделения;

л) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности структурного подразделения, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями, территориальными органами и подведомственным учреждением;

м) вносит предложения в планы Минюста России и работы коллегии Минюста России, планы работы ФССП России и коллегии ФССП России;

н) организует и проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции структурного подразделения;

о) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом, Положением о структурном подразделении, поручениями Директора и его заместителей, иными организационно-распорядительными документами ФССП России.

17. В случае временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника структурного подразделения исполнение его полномочий и должностных обязанностей (служебных обязанностей) возлагается на одного из заместителей начальника этого структурного подразделения приказом ФССП России.

18. ФССП России организует в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, разработку административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФССП России, эффективную работу ее территориальных органов и должностных лиц, реализацию прав граждан.

19. Предоставление государственных услуг осуществляется на основе стандартов государственных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности. До утверждения стандарта государственной услуги ее предоставление осуществляется на основе требований, установленных законодательными актами Российской Федерации.

20. Планирование работы ФССП России по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, планов заседаний Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, плана основных организационных мероприятий и решений коллегии Минюста России.

21. Формирование планов и показателей деятельности ФССП России осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

22. Ежегодный план работы, показатели деятельности и отчет о деятельности ФССП России утверждаются Министром юстиции Российской Федерации (далее — Министр)12.

23. Разработка и представление для утверждения в Минюст России проекта годового плана работы ФССП России, прогнозных значений показателей деятельности, а также отчетов об их исполнении осуществляются в порядке и сроки, устанавливаемые Минюстом России13.

24. ФССП России информирует руководство Минюста России о ходе реализации утвержденного плана в установленные сроки и представляет при необходимости дополнительные предложения.

25. Подготовка предложений в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

26. Организация и координация подготовки предложений ФССП России в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются Финансово-экономическим управлением.

27. Финансово-экономическое управление направляет в установленные сроки в Минюст России согласно графику подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период:

предложения по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части, касающейся федеральных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы;

реестры ведомственных целевых программ;

реестр расходных обязательств и обоснования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и на плановый период на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

Чтобы избежать списания крупной суммы денег или вовремя предпринять меры защиты, желательно знать основные правила наложения ареста на банковский счет. С 2021 года они изменились, так как банкам поручили контроль за источником происхождения средств. Ниже расскажем о действиях, которые выполняет пристав в рамках исполнительного производства.

На законодательном уровне и раньше был установлен перечень денежных средств, которые приставы не имеют право списывать со счетов граждан в счет долгов. К ним относятся:

  • алименты;
  • материнский капитал;
  • детские пособия;
  • пенсию по случаю потери кормильца;
  • выплаты по возмещению вреда здоровью;
  • монетизированные льготы;
  • выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • иные социальные выплаты.

Суть изменений в системе списания средств со счетов в банках заключается в том, что 1 июля 2020 года государственные структуры, которые переводят средства этих выплат на счета граждан, обязаны маркировать (или «окрашивать») назначение переводов. Иначе банки не видят, что деньги нельзя списывать по исполнительному листу.

Приставы в рамках исполнительного производства теперь не имеют права требовать от банков, которые открыли должникам карты, чтобы те списывали социальные и иные, не подлежащие взысканию, средства.

Кроме того, список «неприкосновенных» денег дополнили пособиями, выплачиваемыми в связи с гибелью граждан, причинением вреда здоровью или утратой имущества при техногенных катастрофах.

Но если ПФР или отдел социального обеспечения перевели деньги, не отметив в переводе «социальный» статус денег, то банк вправе списать эти средства в счет уплаты долга. И должнику снова придется идти к приставам и доказывать целевое назначение выплаты. Увы, сбои еще случаются.

Чтобы арестовать имущество и денежные средства должника, сотрудник ФССП обязан возбудить производство. В заявлении взыскатели могут сразу указываться реквизиты счетов и местонахождение имущества — например, если у человека в одном банке и вклад и кредит, по которому он не платит. Это упрощает работу ФССП, но приставы могут запрашивать и дополнительные данные.

Постановление о возбуждении производства может сразу содержать отметку об аресте, запрете на регистрационные действия и операции. За 3 дня, которые даются на проверку документов взыскателя, пристав может запросить информацию в федеральных реестрах, системе мониторинга Центробанка РФ. Впоследствии сотрудник ФССП может запрашивать сведения о других счетах, если они были открыты уже после возбуждения дела.

Копия постановления о возбуждении дела направляется в течение 1 дня следующим адресатам:

  • взыскателю, так как он имеет право знать обо всех исполнительных действиях и контролировать их;
  • должнику, поскольку ему дается время на добровольное исполнение (5 дней);
  • в банк, где открыты счета и вклады неплательщика (если должник является клиентом нескольких банков, пристав направит постановление в каждый из них).

Есть важный нюанс со сроками добровольного исполнения. Арестовать имущество и денежные средства можно сразу после возбуждения дела. Но приступить к списанию можно только по истечении срока, предоставленного на добровольное исполнение. Этот срок считается с момента получения должником копии постановления.

Если заказное письмо с уведомлением не получено, через 30 дней оно вернется в ФССП. Это тоже будет считаться фактом того, что должник уведомлен о начале производства.

На практике если на счет наложен арест, то взыскание начнется незамедлительно, в том числе до истечения срока на добровольное исполнение. Многие приставы не ждут, пока «их клиентам» поступит документ с почты о вручении копии постановления, и сразу передают материалы на удержание в банк.

Получив постановление из ФССП, банк обязан исполнить его в течение 1 рабочего дня. Для этого выполняются следующие мероприятия:

  • проверяется соответствие данных о должнике и о владельце счетов;
  • если счетами и вкладами владеет должник, то по постановлению ФССП банк вводит арест (для этого делаются специальные отметки в программах);
  • если постановление предусматривает удержание, то банк спишет деньги, переведет их на депозит ФССП;
  • о каждом сделанном удержании сотрудники банка направляют уведомление в ФССП;
  • если удержанных средств оказалось недостаточно для полного погашения долга, ограничения и запреты сохранятся. Списания будут проходить автоматически;
  • после каждого поступления денег на счет сотрудники банка вновь будут делать списания, и переводить деньги на депозит ФССП.

Новые инструкции ЦБ, принятые в 2021 году, обязывают банки проверить целевое назначение средств, поступающих на счета их клиентов. Для этого проверяются специальные коды назначения платежа. Проставить код обязан работодатель (в отношении зарплаты), ПФР и другие социальные службы (для пенсий, пособий, социальных выплат). По указанному коду можно понять, в каком размере допускается удержание.

Сейчас новые правила только начали применяться, поэтому допускается много ошибок при удержаниях. Но с 2021 года введена ответственность на незаконное списание средств. Верховный суд осенью 2020 года вынес решение, согласно которому у гражданина нет обязанности предоставлять приставу документы о том, какие его доходы списать можно, а какие — нельзя. Разобраться в этом — дело банков и приставов.

В постановлении не указывается, на какой срок приставы наложили арест. Мера обеспечения будет действовать:

  • до полного погашения задолженности (после этого документы возвращаются в ФССП с отметкой об исполнении);
  • до снятия ареста по новому постановлению ФССП, по итогам рассмотрения жалоб должника;
  • до истечения периода, на который назначались периодические платежи (например, по алиментам на детей периодическое взыскание идет до совершеннолетия);
  • до прекращения договора и закрытия вклада или счета (в этом случае банк также обязан вернуть документы в ФССП с указанием причин).

Факт смерти неплательщика не означает, что арест будет автоматически снят. Сотрудник ФССП проверит, нет ли правопреемников и наследников у должника. Если они есть, то взыскание продолжится с унаследованного имущества и денежных средств.

В законах нет запретов на арест счетов, независимо от целевого назначения средств. Но в некоторых случаях меры обеспечения будут сняты:

  • если весь долг будет выплачен;
  • если сотрудник ФССП передаст на реализацию имущество должника, которого будет достаточно для расчета с взыскателем;
  • если постановление об аресте будет отменено судом или вышестоящим приставом по жалобе должника;
  • если документы будут направлены по месту работы неплательщика для удержания периодических выплат;
  • если производство будет окончено, прекращено или приостановлено.

Приведем пример. Сотрудник ФССП обязан отменить все аресты и запреты, если должник подал на банкротство, а его заявление признано обоснованным. Но если банкротство идет через суд, сразу будет введено новое ограничение по распоряжению деньгами.

Их можно будет снимать и тратить только с разрешения управляющего. Для текущих расходов банкрота управляющий открывает специальный счет, устанавливает лимит по операциям.

Схожий порядок применяется при аресте пенсионного счета. Удержания с него могут составлять до 70%, кроме пенсии по потере кормильца. При переводе очередной пенсии ПФР укажет код назначения платежа. По нему банк рассчитает точный размер удержания, спишет деньги. Если с карты списали всю пенсию, можно подавать жалобу, требовать возврата денег.

Для детских и социальных выплат тоже указываются коды назначения платежей. Если на выплату нельзя обратить взыскание, банк не имеет право списать деньги. Если социальная выплата подпадает по списание, размер удержания не может превышать 50 или 70%.

Обращаем внимание, что все социальные выплаты сейчас перечисляются только на карты российской платежной системы «МИР». Поэтому банк заранее знает о целевом назначении денег. Но это не значит, что все деньги, приходящие на карту «МИР» — это пенсии или пособия. Если при списании допущены нарушения, можно подать жалобу на работу судебного пристава, в суд.

В прошлом году из-за эпидемии государство предусмотрело ряд послаблений для тех, кто не смог справиться со сложностями по объективным обстоятельствам. Людям одобряли кредитные каникулы, которые давали возможность получить временную передышку и не платить по кредиту несколько месяцев на законных основаниях. К сожалению, некоторые заемщики поняли идею превратно и ошибочно решили, что платить не надо совсем: в результате общая задолженность только выросла. Похожая ситуация наблюдается с задолженностями по коммунальным услугам: из-за неверного информирования некоторые решили, что по ним можно не платить. Одновременно были приостановлены процедуры исполнительного производства для отдельных категорий граждан, что дало людям отсрочку и возможность обдумать выход из ситуации. Но в 2021 году запрет отменяется. В общественном пространстве идут разговоры о «кредитной амнистии», но говорить о грядущем списании долгов всем не приходится. Этот вопрос серьезно не обсуждается и продвигается только откровенными популистами. Пока что в 2020 году только упростилась процедура банкротства: ее теперь можно провести во внесудебном порядке.

Что предпримет государство, как поведут себя банки, можно предполагать, но утверждать с уверенностью нельзя. Финансисты думают, что нас ждет совершенствование кредитного законодательства, но не полная амнистия и прощение долгов. Как и всегда, самое надежное решение — по возможности справляться своими силами, а не ожидать необоснованных улучшений. Конечно, стоит наблюдать за изменениями в законах и пользоваться возможными послаблениями, но проверять условия надо внимательно — если понять их неправильно, можно столкнуться с негативными последствиями. В любом случае стоит знать, чего ожидать заемщикам от кредиторов — и от каких именно.

Так же, как и всегда: стараться не паниковать, не совершать необдуманных поступков, и не игнорировать проблемы. Даже из сложной ситуации можно найти выход: об этом говорят тысячи клиентов ЭОС, которые избавились от задолженности с нашей помощью. Относитесь к своим кредитам со всей ответственностью, старайтесь не допускать новых просрочек и погашать те, что уже есть, так быстро, как сможете. Скорее всего, кредиторы будут готовы помочь и предложить особые условия: главное — не бойтесь идти на контакт и помните, что любые проблемы можно решить.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Арест применяется Федеральной службой судебных приставов (ФССП) в качестве законной меры влияния на должника. Это процедура, которая заключается в блокировке или замораживании прав должника на распоряжение своей собственностью.

Например, если под арест подпадает имущество, то должник не может:

  • продать его;
  • подарить;
  • обменять;
  • иным способом распорядиться арестованной собственностью.

Закон предусматривает, что судебные приставы могут осуществлять взыскание в принудительном порядке, если человек не спешит рассчитываться со своими кредиторами.

Вот как это работает:

  1. Кредитор обращается в ФССП по месту жительства должника и пишет заявление. В роли кредиторов могут выступать как представители организаций, так и физические лица.
  2. Далее на основании заявления судебный пристав открывает производство. В результате должник получает извещение об этом (постановление). Оно направляется заказным письмом. Если забрать некому, то письмо лежит на почте 30 дней, и по истечении этого срока будет считаться, что оно было передано получателю.

    Постановление также может быть отправлено через Госуслуги — в этом случае должник считается оповещенным в момент открытия документа.

  3. В постановлении судебный пристав описывает, почему возбуждалось производство, предоставляет должнику срок 5 дней для самостоятельного погашения задолженности и требует представить документы об имуществе, которое не подлежит взысканию.

    В некоторых случаях у должников нет пяти дней на добровольные расчеты. В частности, если по решению суда назначена конфискация имущества или обязательные работы. Также есть имущество, которое не подлежит взысканию:

    • единственное жилье;
    • получаемые алименты;
    • материнский капитал;
    • пособия и другие выплаты.
  4. Далее, если человек не рассчитался с кредитором самостоятельно, судебный пристав начинает предпринимать меры:

    • подает запросы в государственные организации, чтобы получить данные об имуществе, материальном и финансовом положении должника;
    • вызывает человека на прием;
    • вводит ограничения на выезд за границу;
    • осуществляет арест счетов должника;
    • направляет запросы в банки, чтобы принудительно взыскивать денежные средства.

Это неправильная постановка вопроса, потому что приставы честно предупреждают о грядущем взыскании, когда направляют постановление на адрес должника. Далее, по истечении 5 дней пристав волен взыскивать и арестовывать деньги доступными способами.

Частенько человек узнает о списании уже постфактум:

  • ему поступает извещение из онлайн-банкинга;
  • приходят SMS;
  • должник пытается снять деньги через банковский терминал, но не получается;
  • он не может расплатиться картой в магазине или в интернет-сервисе.

Ограничения действуют до тех пор, пока не будут проведены расчеты с кредиторами. В целом по кредитам и штрафам приставы взыскивают до 50% из доходов ежемесячно.

Снятие ареста возможно только на основании двух документов:

  1. Судебного решения о запрете на арест счетов.
  2. Постановления судебного пристава, которое в дальнейшем отправляется в банк.

Ранее перечисленные кредитору деньги возврату уже не подлежат.

Как отменить арест счета? Существует очевидный алгоритм:

  1. Оплачиваем полностью сумму задолженности по исполнительному производству.
  2. Далее контролируем работу пристава: предоставляем ему квитанции о погашении и следим, чтобы тот направил в банк соответствующие распоряжения.
  3. Ждем извещения из банка. Он обязан ответить в течение 3 рабочих дней.

Как быстро приставы снимают арест со счета? Заметим, что в крупных банках (Сбербанк, Тинькофф и др.) стараются выполнить обязательства в течение одного рабочего дня, после человека информируют надлежащим образом.

Чтобы удержать сбор, должны быть выполнены такие условия:

  1. в ФССП поступили документы на взыскание долга;
  2. задолженность не погашена в срок или должник не выполнил другие условия, предписанные судом;
  3. судебные приставы не получили документов о том, что исполнить судебное решение невозможно.

Если гражданин хочет добровольно погасить этот штраф, то нужно просто перевести средства на счет ФССП с указанием своих реквизитов. Сделать это можно в кассе банка, через мобильный банкинг или на почте.

Если человек не оплачивает сбор, то приставы вправе принудительно взыскивать сумму из официального заработка должника, его банковского счета или после реализации имущества. Очередность процедуры следующая:

  1. в ФССП поступают документы на исполнительное производство;
  2. приставы возбуждают дело по конкретному должнику, дают ему положенный срок на добровольное исполнение решения суда;
  3. после того, как человек просрочил уплату задолженности, ФССП выносит решение о взыскании исполнительского сбора;
  4. чтобы получить штраф, приставы имеют право обратиться к работодателю должника, арестовать его имущество и начать реализацию собственности.

После того, как решение о взыскании сбора принято, необходимые средства обязательно должны быть внесены в бюджет. Даже если впоследствии человек в полной мере выполнит распоряжение суда или договорится о мирном решении вопроса с кредитором, штраф перед ФССП все равно останется.

После того, как судебный иск кредитора удовлетворен, у человека есть 5 дней на добровольное выполнение предписаний. В реальности должник получает даже больший срок – исчисление дней начинается не с того момента, когда было вынесено постановление, а с даты получения должником его копии. Обычно гражданину отправляют этот документ Почтой России, заказным письмом. Адресат обязан расписаться в получении извещения, либо отказаться получить письмо, тогда этот факт заверяет представитель почты.

Если приставы выносят постановления о взыскании исполнительского сбора раньше, чем истек положенный по закону срок, то должник может пожаловаться руководителю ФССП на работу его подчиненных.

Гражданин может предоставить доказательства уважительных причин, по которым он не выполнил вовремя предписание суда. Это могут быть:

  • служебная командировка, дальняя и длительная поездка;
  • неполучение извещения из суда по вине работников почты или приставов;
  • серьезная болезнь, лечение в стационаре;
  • другие веские причины.

Если гражданин сумел доказать, что он не злонамеренно пропустил положенный срок, то решение ФССП о начислении исполнительского сбора должно быть отменено. Должнику еще раз предоставят срок для погашения задолженности.

Путин подписал поправки в УПК РФ, которые касаются приставов и предпринимателей

Размер штрафа и порядок его уплаты установлен в законе N 229-ФЗ. Сумма, которую обязан будет выплатить должник, составит 7% от размера задолженности, но не меньше 1000 рублей. Для тех, у кого накопился достаточно большой долг, размер исполнительского сбора будет существенным, например, при задолженности в 1 млн. рублей нужно будет внести в бюджет штраф 70 000 рублей.

В некоторых ситуациях приставы могут взыскивать сбор не одной суммой, а разделить ее на помесячные платежи (например, в ситуации с задержкой алиментов). Минимальный размер исполнительского сбора будет стимулом быстрее уплачивать небольшие долги, например, по мелким правонарушениям. Так, задолженность за нарушение ПДД может составить 1700 рублей, а за задержку оплаты штрафа нарушитель заплатит практически вдвое больше – 2700 рублей.

Обращаться за отсрочкой или уменьшением суммы сбора в ФССП бесполезно. Это государственный орган, который подчиняется общим правилам работы и не может действовать избирательно. Для того чтобы изменить какие-то условия оплаты этого штрафа, нужно обратиться в суд. Здесь должник сможет получить:

  • рассрочку – общая сумма сбора будет поделена на помесячные платежи;
  • отсрочку – при наличии уважительных причин можно сместить сроки оплаты;
  • уменьшение суммы – суд детально рассмотрит ситуацию должника и может вынести решение о снижении размера сбора максимум на четверть.

Все аргументы в суде должны быть подтверждены документально.

Для того чтобы это сделать, должна быть одна из таких причин:

  • человек вовремя и в полном объеме погасил задолженность перед кредитором, но по вине банка деньги пришли позже положенного срока (имеются квитанции об уплате);
  • вынесено положительное решение по жалобе должника на решение ФССП о начислении штрафа;
  • исполнительный документ был признан недействительным, например, если человек его обжаловал;
  • обнаружено процессуальное нарушение – постановление о штрафной санкции выписано неправильно;
  • несвоевременная оплата долга произошла по уважительным или не зависящим от должника причинам и это подтверждается документами.

Чтобы отменить решение ФССП, можно обращаться к приставам или в суд.

Для взыскателя данное нарушение чревато тем, что он не сможет потребовать возбудить дело и, как результат, в принудительном порядке удержать задолженность. Поэтому мы рекомендуем кредитору:

  • Заберите ИЛ сразу же после вынесения решения, даже просрочка в пару месяцев может пойти на руку неплательщика.
  • Не ждите добровольного возвращения денег заемщиком: если он не делал этого до суда, вероятность, что отдаст сразу после него очень мала.
  • Когда вы отдаете документы в какой-либо орган (в ФССП, банк или по месту работы неплательщика) всегда берите второй экземпляр заявления с отметкой от получателя и датой, подписью.
  • Если судебный пристав окончил дело, проверяйте, по какому основанию, и правда ли ситуация соответствует действительности, а при явной «отписке» СПИ пишите на него жалобу.

Многие заемщики же, наоборот, воспринимают просрочку как подарок. Но стоит помнить, что трехгодичный период может растянуться, и все это время взыскатель будет производить розыск имущества. Чтобы не скрывать свои доходы и не бояться описи собственности, лучшим выходом станет признание несостоятельности. Сразу после банкротства производство будет остановлено. Процедуру помогут провести специалисты из компании «Форма права», где работают опытные юристы по кредитам. Кроме того, есть некоторые уважительные причины, которые могут стать основаниями для возобновления ИП даже после завершения срока годности, например:

  • Серьезное заболевание, которое делало невозможным реализацию взыскателем своих прав, например, пребывание на стационарном лечении.
  • Заграничная командировка.
  • Военная служба по призыву – в России и за ее пределами.
  • Прочие обстоятельства, серьезность которых может быть признана в судебном порядке.

Также приставы будут направлять уведомления гражданам через личный кабинет на портале Госуслуг. Учитывая, что сегодня личный кабинет на данном портале имеют почти 100 млн россиян, данная мера будет весьма актуальной.

Через личный кабинет можно будет:

  • Проинформировать участников исполнительного производства о ходе процедуры взыскания
  • Направлять сторонам постановления и иные документы судебного пристава
  • Подать жалобу на действие или бездействия судебных приставов

Что касается инструментов, которыми могут пользоваться приставы для взыскания задолженности, то здесь пока особых изменений нет. Как и ранее приставы, могут объявлять в розыск гражданина и его имущество. Они имеют право получать все необходимые документы по должнику, в том числе путем отправки запросов в различные организации и ведомства. Даже сотрудники ГИБДД оказывают помощь приставам, отслеживая на дорогах машины должников с помощью специальных программных устройств.

Приставы могут входить в квартиру должника или в жилые помещения, которые занимает неплательщик. Таким образом, если гражданин полагает будто его дом – это незыблемая крепость, то он ошибается.

Приставы могут накладывать арест на любое ценное имущество граждан, даже, если это единственная квартира должника. Продать ее приставы не могут, но зато могут существенно ограничить неплательщика в праве использования жилища. В частности, после ареста гражданин не сможет продать квартиру, обменять ее, подарить. Будет невозможна регистрация на жилплощади иных лиц.

Важным инструментом в руках приставов остается запрет на заграничные поездки. Если гражданин является должником по алиментам, то оставить его без отдыха за рубежом могут уже при задолженности от 10 тыс. рублей. Если неплательщик задолжал по кредитам, штрафам, коммунальным услугам, то запрет может вступить в силу после достижения долга отметки в 30 тыс. рублей.

Как показывает практика, запрет на выезд является эффективной мерой. Многие граждане мгновенно выплачивали многолетний долг, когда узнавали, что не смогут пересечь государственную границу.

Также есть отдельная мера воздействия на должников по алиментам. Приставы могут запретить им садиться за руль. Впрочем, если гражданин докажет, что машина является единственным источником пропитания для его семьи, то запрет могут снять.

Согласно данным доклада ФССП, за первое полугодие 2019 года приставам удалось завершить фактическим исполнением 17,4 млн производств, взыскав почти 350 млрд рублей. Благодаря усердной работе приставов бюджет страны получил около 125 млрд рублей.

В рамках каждого 26 исполнительного производства приставы осуществили выезд по адресу должника. Арест на имущество был наложен в рамках 284 тыс. дел. Госслужащие вынесли 4 млн постановлений, которые запретили россиянам покидать страну.

Понравилось? Нравится!

13

Многое заемщики не желают тратить время на поиск выгодных кредитных предложений, не интересуются у консультантов условиями кредитования и, к сожалению, не читают кредитный договор.

Для повышения эффективности работы ФССП в Кремле разрабатывается новая реформа. Она вступит в силу в новом году. Все сотрудники подвергнутся аттестационной проверке. На основании результатов проверки будут внесены изменения в расчет зарплаты.

Особенно неприятное изменение ожидает в области количества сотрудников. Путин принял решение внедрить совершенно новые механизмы деятельности ФССП, поэтому текущее количество сотрудников не потребуется.

Предварительная квалификационная проверка выявит сотрудников, не соответствующих занимаемой должности. Но в первую очередь под сокращение попадут те, кто не имеет высшего экономического или юридического образования. Последнее требование является обязательным. Реформа ФССП 2021 года предъявляет их ко всем сотрудникам.

Новое в законодательстве о судебных приставах

Глава ФССП поставил на очередном заседании вопрос о взаимодействии своего ведомства с другими органами исполнительной власти. Нагрузка на ФССП, по его словам, растет семимильными шагами, а сотрудников не хватает. Поэтому он предложил привлекать к помощи частные структуры.

В настоящий момент 710 организаций по стране занимаются коллекторской деятельностью. Из них 210 расположены в крупных областных центрах, а остальные – в региональных и районных. В обязанности сотрудников ФССП входит и отслеживание законности их действий. А ведь число подобных организаций неуклонно растет.

Слухи о внедрении нового законопроекта ФССП в 2021 году распространялись давно. Этот вопрос был не единожды поднят на заседаниях Госдумы. Дело в том, что законодательный акт, регулирующий работу ведомства, со дня своего принятия в 1997 году не изменялся.

Реформа ФССП 2021 года, как говорят последние новости из Госдумы, заденет почти все сферы деятельности ведомства. У руководителей подразделений возникают в связи с сокращением штата сомнения. Если количество сотрудников снизится, то нагрузка возрастет. Многие просто не сумеют справиться со своими обязанностями.

Власти считают иначе, прогнозируя только положительные результаты. Внедрение новых технологий и методов работы должно сделать ведомство современным и привлекательным для специалистов.

Хоть официальный источник и рисует радужные перспективы, но реформа служебных приставов вызывает здоровые опасения, основными из которых являются расформирование региональных подразделений и сокращение штата.

Также многие сотрудники не верят в повышение окладов. Правительство обещает, что зарплата будет увеличена на 50-100 %, но даже эксперты-аналитики прогнозируют, что увеличение возможно только на 5-6%.

Повышение квалификации сотрудников только увеличит текучку кадров ФССП, где и так наблюдается большой процент увольнений. При этом, если правительство не сдержит своих обещаний в области увеличения окладов, но уволит больше половины сотрудников, то и «подходящие» уйдут, так как просто не справятся с нагрузкой.

Специалисты считают, что изменения необходимы, но не столь радикальные. Большинство проблем будут выявлены только после внедрения, что только усугубит ситуацию.

Стимулирующим факторов для приставов будет то, что зарплату и поощрения они будут получать из фонда взыскания средств с должников. Это заставит их действовать более жестко.

Но, если реформа ФССП России не будет достаточно продуманной, то и отношение к ведомству и от обычных жителей, и внутри ФССП будет негативным.

Июнь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Арест счета в банке судебными приставами

Вред может возникнуть из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей приставами, например, продано имущество, которое нельзя изымать или по заниженной цене.

Чаще всего взыскание ущерба с судебных приставов связано с:

  • несвоевременным снятием ограничения выезда за пределы страны;
  • бездействием приставов;
  • ненадлежащим хранением арестованного имущества.

Если должник, оплатив всю задолженность, купил туристическую путевку, билет на самолет, заказал гостиницу, а уже в аэропорту его не выпускают из-за запрета ФССП, потому что пристав просто забыл передать пограничникам постановление о снятия ограничения.

В такой ситуации должникам обязаны возместить стоимость билетов, путевок и бронирования. Обычно доказать связь между неправомерным поведением пристава и ущербом в таких делах несложно (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу № 33-15629/2016; Решение Московского районного суда г. Калининграда по делу № 2-3425/2017, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.07.2019 по делу N 33-23996/2019, Апелляционные определение Курганского областного суда от 16.08.2018 по делу N 33-2623/2018).

Еще одна популярная категория дел – возмещение реального ущерба в связи с гибелью или имущества в результате неподобающего хранения. Например, приставы забрали машину и передали на ответственное хранение. Она была исправна, без повреждений, что подтверждается описью и картой осмотра. Когда торги не состоялись, один из кредиторов согласился забрать машину себе, но увидел, что она сильно повреждена. Стоимость необходимых деталей и ремонта посчитал эксперт (Решение Ленинского районного суда г. Костромы по делу № 2-1936/2017).

В другом деле имущество также передали третьему лицу, при этом пристав не контролировал его сохранность, и оно было утрачено. Передача изъятого имущества в целях его хранения не влечет освобождения ФССП России от ответственности за ущерб по причине его утраты или повреждения (Определение ВС РФ от 08.02.2021 по делу N А07-28014/2019).

Пристав изъял у компании норковые шкурки и передал на ответственное хранение. В последствие компания обанкротилась, арест был отменен, но при вскрытии контейнера обнаружилось, что шкурок нет. Компания взыскала более 30 миллионов рублей ущерба с казны РФ, так как пристав неоднократно передавал имущество от одного хранителя к другому, при этом контейнер не вскрывал, шкурки не пересчитывал, опись не составлял (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2018 года по делу N А21-8914/2016)

Самые сложные дела — это дела о взыскании убытков, причиненных незаконным бездействием судебных приставов-исполнителей.

Приставы сами не исполняют судебные акты, уплата денежных сумм, выполнение определенных действий является обязанностью должника за счет его средств, государство не должно расплачиваться за должника, если тот ничего не имеет. Задача приставов — обеспечить принудительное исполнение должником решения суда. Поэтому не каждое неисполнение влечет возмещение ущерба.

Если пристав предпринял все необходимые действия, но денежные средства так и не были взысканы по причине отсутствия их у должника, то и ответственности пристав нести не может. Возместить причиненный вред он должен только тогда, когда будет доказано, что у должника имелось имущество для взыскания, и что именно вследствие бездействия пристава от этого имущества или денежных средств должник избавился, в результате чего взыскатель не смог ничего получить.

При этом имейте в виду, доказывать, что возможность исполнения не утрачена должна доказать именно ФССП (Определение ВС РФ от 05.02.2019 N 5-КГ18-294).

Например, решением Арбитражного суда Омской области от 27.06.2017 года по делу А46-1383/2017 были удовлетворены требования компании о взыскании более 3 миллионов рублей с РФ в лице ФССП. Истцу удалось убедит суд в том, что невозможность взыскать долг с должника возникла в результате несвоевременного принятия судебным приставом-исполнителем необходимых мер. Пристав не установил наличие счетов должника в кредитных организациях, не наложил на них арест. Должник вывел со счета более 5 миллионов рублей, этой суммы было достаточно, чтобы погасить все долги. Позже должник был признан банкротом. Бездействие пристава привело к невозможности взыскать полную сумму долга, банкротству юридического лица — должника, тем самым имущественным интересам взыскателя был причинен ущерб.


Похожие записи:

Добавить комментарий