Правила по русскому языку 2 класс сказуемое

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила по русскому языку 2 класс сказуемое». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Кто?) Девочка (что дела­ет?) рису­ет.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

(Кто?) Щенок (что дела­ет?) спит.

(Кто?) Сестра (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Занятие»Права ребёнка», 2 класс

Данное занятие было представлено на районном семинаре уполномоченных по правам детства. Материал рассчитан на детей 2 класса….

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова. Обучение применению правила (2-й класс)

На уроке формируются навыки правописания слов с безударной гласной, умения находить проверочные слова. Развивается умение ставить ударение, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова. …

Методическая разработка классного часа «Твои права, ребёнок!» 3 класс

На данном классном часе дети знакомятся с основными правами ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка, получают общее понятие о Конвенции ООН. При обсуждении в группах различных ситуаций…

Тире между подлежащим и сказуемым

Односоставные и двусоставные предложения

Виды предложения по цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Сказуемое в предложении: типы сказуемых в русском языке, примеры

Еще во 2 классе ребята учатся разбирать предложения и убеждаются, что предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого вполне информативно. Например, «Наступил вечер» или «Праздник закончился». Мы получаем полное представление о том, что хотел сообщить нам автор высказывания. И примеров нераспространенных предложений, вполне выполняющих коммуникативную функцию, немало в нашей речи.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура

Правила по русскому языку для 2 класса

  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Примерысолн­це, небо, синее, взо­шло.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ет само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с дру­гом.

На синее небо взо­шло солн­це.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Зима. Холодно.

Пришла зима. На дво­ре очень холод­но.

ОпределениеПредложение — это сло­во или несколь­ко слов, кото­рые выра­жа­ют закон­чен­ную мысль.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои назва­ния:

  • под­ле­жа­щее
  • ска­зу­е­мое

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие.

Предложение – это важнейшая синтаксическая единица, без которой общение стало бы невозможным. Независимо от количества слов, из которых оно состоит (одно или несколько), в каждом случае предложение отражает какую-то часть окружающей действительности.

Данная синтаксическая единица характеризуется смысловой и интонационной завершенностью и формируется из слов, выполняющих определенную семантико-синтаксическую функцию. Такие слова называются членами предложения и связаны друг с другом грамматически и по смыслу.

Грамматическая связь слов устанавливается с помощью предлогов и окончаний.

Главные члены — это самостоятельные части речи, которые могут быть двух типов:

  • главные;
  • второстепенные.

Первая группа включает подлежащее и сказуемое. Наличие хотя бы одного из них – это обязательное условие для построения любого предложения.

В группу второстепенных членов входят:

  • дополнение;
  • определение;
  • обстоятельство.

Предложением не будет являться:

  1. Перечисление слов, не связанных по смыслу. Например: печка, гайка, дом.
  2. Группа слов, которые не выражают завершенную мысль. Например: дерево растет в.

Если в предложение присутствуют и подлежащее, и сказуемое, то его называют двусоставным. Например: Огонь горит. При наличии только одного главного члена предложение будет называться односоставным. Например: Темнеет. Рассвет.

Данную синтаксическую конструкцию составляют сказуемое и подлежащее, так как именно главные члены выражают основное значение любого предложения. Именно в грамматической основе заключается тот или иной фрагмент окружающего мира. При этом он может быть как реально существующим, так и нереальным — желательным, возможным или необходимым.

Реальный фрагмент действительности мы видим на примере: Сегодня рыба хорошо клюет.

Здесь, напротив, отражается желательный либо возможный фрагмент действительности: Я бы тоже хотела разделить этот праздник с тобой.

А в этом случае грамматическая основа выражает побуждение к действию: Спи спокойно, моя радость.

Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет речи – то, о чем или о ком говорится в предложении (например, о том, кто действует, испытывает то или иное состояние, имеет определенные характеристики). Подлежащее отвечает на вопросы кто? и что? и в большинстве случаев представлено существительным либо местоимением в форме именительного падежа.

Например: в предложении Зима была снежная подлежащим является слово «зима».

Очень часто подлежащее выступает субъектом действия, которое называет сказуемое. Последнее при этом характеризует подлежащее, то есть тот объект или субъект, который совершает действие или испытывает какое-то состояние.

Подлежащее связано со сказуемым по смыслу и грамматически.
Для выделения подлежащего на письме используется одинарное подчеркивание: Снег кружится, мерцают звезды.

Как уже было сказано, в большинстве случаев этот член предложения выражается существительным в именительном падеже. Нередко в качестве подлежащего выступают местоимения, например:

  • кое-кто рассказал твой секрет (неопределенное местоимение);
  • почему ты плачешь? (личное местоимение);
  • никто не захотел остаться (отрицательное местоимение);
  • кто виноват в случившемся? (вопросительное местоимение).

Помимо существительного в именительном падеже и местоимения, подлежащее, представленное одним словом, может выражаться:

  • прилагательным (Впереди нас ожидало только хорошее);
  • числительным (Семеро одного не ждут);
  • причастием (Учащиеся вернулись с каникул);
  • глаголом в форме инфинитива (жить по-настоящему – значит всегда быть в центре событий);
  • наречием (Завтра уже наступило).

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: что делает? каков (какой)? что такое? кто такой? что происходит?

Сказуемое обычно согласуется с подлежащим в числе, лице или роде.
Чаще всего выражается глаголом. В некоторых случаях это могут быть и имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Также могут быть и другие части речи в именных сказуемых.

Все сказуемые можно поделить на две группы:

  1. Простое глагольное (ПГС) Например: Ехали(что делали?) медведи на велосипеде.
  2. Составное. В таких конструкциях грамматическое значение вспомогательной частью, смысл сказанного заключается в основной. Для сравнения: Она заговорила (ПГС). – Она начала говорить (СГС). Он учился шесть лет (ПГС). – Он был учеником шесть лет (СИС).

Составные сказуемые, в свою очередь, делятся на типы:

  1. Составное глагольное (СГС). Такое сказуемое формируется из глагола и инфинитива (глагола в неопределенной форме). Например: Вика учится играть (что делает?) на гитаре. Мячик (что делает?) начал сдуваться.
  2. Составное именное (СИС). Выражается глаголом или другой частью речи – наречием, существительным, местоимением, причастием. Например: Холод был (каков?) жуткий. Собака (какова?) – лучший друг человека. Мои друзья стали (каковы?) учеными.

Ранее в статье несколько раз упоминалось о таком явлении, как нулевая связка в предложении. Рассмотрим такую ситуацию подробнее, ведь именно с ней связана одна из важнейших в русском языке орфограмм – наличие тире между подлежащим и сказуемым.

Выделяют следующие случаи постановки тире между главными членами предложения:

  1. Если оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, количественным числительным или инфинитивом.
    Например: Воскресенье – последний день недели (воскресенье и день – это имена существительные). Дважды два – четыре (дважды и четыре – это количественные числительные). Беречь природу – любить родину (беречь и любить – это глаголы в неопределенной форме).
  2. Если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – инфинитивом или количественным числительным.
    Например: Расстояние от Москвы до Владивостока – девять тысяч километров.
  3. Если перед сказуемым стоит указательная частица это (вот, это есть), а также слово «значит».
    Например: Штиль – это полное безветрие. Выпить кофе – это лучший способ взбодриться. Создать настоящую дружбу – это мастерство, а сохранить ее на всю жизнь – это великое достижение.
  4. Тире нужно ставить между подлежащим-инфинитивом и сказуемым-наречием, которое оканчивается на -о, если между главными членами присутствует пауза.
    Например: Нехорошо это – обманывать.
  5. Тире должно быть при подлежащем, если оно выражено личным местоимением, а сказуемое представлено существительным в именительном падеже при соблюдении одного из условий:
    • если есть логическое подчеркивание (Он – дилетант);
    • если предложения параллельны друг другу (Они – народ тихий, покорный. Мы – свободолюбивые граждане);
    • при наличии инверсии (обратный порядок слов в предложении). Например: Виновник сегодняшнего торжества – ты.
  6. Тире также ставится перед сказуемым, которое выражено причастием, прилагательным, местоимением, если:
    • части предложения имеют смысловое разделение (Твои секреты – только твои. Вся добыча – моя);
    • есть однородные сказуемые (Работа моя – интересная, сложная, разнообразная);
    • части предложения структурно разделены (День – солнечный, небо – чистое, трава – зеленая).

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

  • Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

    Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

    Для примера рассмотрим предложение:

    Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

    1. Чья семья? — Наша.

    2. Кто переезжает? — Родня.

    3. Когда переезжает? — Зимой.

    4. Семья что делает? — Переезжает.

    5. Откуда переезжает? — Из дома.

    6. Куда переезжает? — В квартиру.

    Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

    Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

    Рассмотрим предложение:

    Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

    1. Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

    2. Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

    • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
    • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
    • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
    • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

    Подлежащее и сказуемое — это… (правило, примеры)

    Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения — это слова, которые составляют грамматическую основу предложения или его суть. В каждом предложении заложена определенная мысль, связанная с определенным объектом, который совершает действие. Эта мысль называется главной мыслью предложения. Все остальные члены предложения являются лишь дополнением, нюансами, более полно раскрывающими главную мысль и называются второстепенными членами предложения.

    Сказуемое и глагол не одно и тоже, хотя чаще всего, именно глагол является в предложении и сказуемым. Но иногда, есть предложения без глагола, но в котором есть сказуемое. Это возможно, когда сказуемое является составным именным сказуемым.

    Например,

    Моя мама — врач.

    В этом предложении подлежащее «мама», а сказуемое «врач». То есть сказуемое не глагол, а существительное.

    Наши ребята — лучшие в мире.

    Здесь сказуемое уже будет прилагательным.

    Карточка 1

    Разделить текст на предложения.

    Подружилась мышка с лягушкой раз мышка пришла в гости к лягушке лягушка жила на болоте она сидела на листке кувшинки и звала мышку к самой воде мышка оступилась и упала в воду она очень испугалась с тех пор не ходит мышка в гости к лягушке.

    Карточка 2

    Разделить текст на предложения. Выделить главные члены предложения.

    На крутом берегу ласточки свили гнёзда ходил по берегу кот Василий захотел он из гнёзд птичек достать стал он ползти к гнёздам ласточки всей стаей начали его клевать кот сорвался и упал в воду долго он потом зализывал ранку на лапке.

    Карточка 3

    Разделить текст на предложения.

    Утром мы с Петькой лежали на тёплом камне и смотрели в воду подлетела птица испить воды с шумом поднялись из кустов утки вода стала мутной нам показалось, что сам водяной поднялся со дна реки это была коряга.

    Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия

    1. Сказуемое состоит из одного или двух слов?
    2. Одного. Какой частью речи является слово?
    3. Глагол. Вывод: перед нами ПГС
    4. В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
    5. Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
    6. Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС

    Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

    Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с дру­гом.

    А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

    Сравним:

    Пришла зима. На дво­ре очень холод­но.

    Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои назва­ния:

    Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие.

    Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

    Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии нахо­дит­ся.

    (Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

    (Кто?) Сестра (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .

    Разбор предложения по членам – одна из самых неприятных тем в начальной школе. В этой статье поговорим о том, как научить ребенка правильно разбирать предложения по членам.

    Главные члены предложения

    Нам, взрослым, кажется, что все достаточно просто. Подлежащее – это имя существительное. Глагол – сказуемое. И мы искренне не понимаем, в чем сложность.

    Бывает так, что мама говорит, что занимается с ребенком, она ему подсказывает, а ребенок все равно не может найти в предложении подлежащее. Спрашиваю, как мама подсказывает. Она говорит: “Где в предложении существительное?”.

    Поэтому ребенок и не понимает. В предложении может быть несколько имён существительных.

    Когда мы ищем подлежащее, то задаём вопрос: “О чём (или о ком) это предложение?”

    И от подлежащего задаём вопрос к сказуемому.

    Иногда дети сначала находят сказуемое. Как правило, его найти легче. Но это неправильно. Сначала нужно найти подлежащее.

    Например , нам нужно разобрать по членам предложение Кошка спит в кресле .

    Спрашиваем у ребенка, о ком говорится в этом предложении. О кошке. Задаём вопрос к слову кошка. Кто? Кошка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Кошка что делает? Спит. Спит- это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

    Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Почему? Потому, что без них предложения не будет. Возьмём предложение. Кошка спит в кресле.

    Если мы уберем из предложения все слова, кроме подлежащего и сказуемого, то получится предложение Кошка спит. Это предложение? Да. Потому, что это это законченная мысль. Нам понятно, что речь о кошке и что она спит.

    Если же мы уберем из этого предложения подлежащее и сказуемое, то получится ” в кресле”. Являются эти слова предложением? Нет.

    Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения потому, что в них содержится основная мысль. Без них предложения не получится. Поэтому их ещё называют грамматической основой предложения. Хорошо, когда ребенок понимает все 3 формулировки и умеет с ними работать.

    Если с главными членам предложения проблем к 3 классу, как правило, не бывает, то со второстепенными членам все сложнее.

    Тем не менее, запомнить их не так уж и сложно. Смотрите. Определение выражено именем прилагательным или местоимением.

    Дополнение отвечает на вопросы всех косвенных падежей. Т.е. на вопросы всех падежей, кроме Именительного. Если ребёнок знает падежи, то он знает и вопросы дополнения.

    Таким образом, остаётся выучить только вопросы обстоятельства.

    Предложение. Главные члены предложения

    Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно понять, о ком или о чем идет речь (задать вопросы кто? что? ), что говорится об этом объекте (задать вопросы что делает? каков он? ).

    Как выделить подлежащее и сказуемое. Примеры

    Море третий день волнуется .
    Что? Море . Это подлежащее.
    Море что делает? Волнуется . Это сказуемое.

    Дед снова был невесел .
    Кто? Дед . Это подлежащее.
    Что о нем говорится? Был невесел. Это сказуемое.

    Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

    Чаще всего это субъект действия – тот, кто что-то делает. Например: Федор Иванович уволился с работы .
    Но если глагол стоит в страдательном залоге, то подлежащее – объект чужого действия: Федор Иванович был уволен с работы.

    Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже, а также любой частью речи в значении имени существительного – прилагательным, причастием, числительным, даже междометием.

    Подлежащее, выраженное разными частями речи. Примеры
    Папа был доволен . (Существительное)
    Они думают. (Местоимение)
    Хромой улыбнулся . (Прилагательное)
    Отдыхающие вернулись в гостиницу . (Причастие)
    Ко мне подошли двое . (Числительное)
    Раздалось дружное ах . (Междометие)

    Подлежащим может быть сочетание числительного с существительным: Три собаки бежали за мной. Четверо друзей гуляют в парке.

    Синтаксически неделимое словосочетание также может выступать в роли подлежащего: Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся поэт. Анютины глазки – мои любимые цветы.

    Подлежащим может быть инфинитив, неопределенная форма глагола: Играть в шахматы – его любимое занятие.

    Правила по русскому языку, 2 класс «Это мы должны знать!»

    Составитель: Сабитова Лилия Ильсуровна

    Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

    Слова в предложении связаны по смыслу.

    Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.

    В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо или о ком – либо спокойно сообщается.

    Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)

    Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)

    По цели высказывания предложения бывают:

    Повествовательные: Я читаю интересную книгу.

    Побудительные: Надо читать книги.

    Вопросительные: Ты прочитал эту книгу?

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

    В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

    Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

    а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

    я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

    или обозначают 2 звука.

    Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

    Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

    В русском языке 36 согласных звуков.

    В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

    Согласный звук может быть:

    — твёрдым или мягким;

    — звонким или глухим;

    Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

    Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

    Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

    Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

    ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

    В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

    ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

    ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

    СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

    Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

    ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

    Определение подлежащего и сказуемого сводится к поиску слов, которые отвечают на вопросы «что?», «кто?» и «что делать?», «что сделать?». Как определить, какое слово на какой вопрос отвечает? Это несложно. Вы просто произносите каждое слово вслух по порядку и задаёте вопросы. То слово, которое «подходит» под вопрос «что?» или «кто?», и есть возможное подлежащее.

    Всегда можно себя проверить, правильно ли вы его нашли, ответив на вопрос: «о чём или о ком говорится в предложении?». Если вам кажется, что это что-то или кто-то — не главное «лицо» в повествовании, это легко исправить — просто продолжайте задавать вопрос, и вы обязательно найдёте его. Чаще всего это существительное или местоимение, может быть, имя собственное.

    Правила по русскому языку, изучаемые во 2 классе

    Почему есть главные члены? Потому что про них говорится в первую очередь, собственно, о них идёт речь. Если убрать их оба или хотя бы один из них, предложение потеряет смысл. Остальные члены предложения называются «второстепенными». Без них смысл сильно не изменится, грубо говоря. Если коротко, смысловая основа любого предложения — вот главенствующее начало.

    При разборе по составу подлежащее подчёркивается одной прямой чертой, сказуемое — двойной прямой чертой. В учебной программе для второго класса это выделяется для изучения как отдельная тема. Приводятся примеры, в которых нужно найти главные члены и подчеркнуть их.

    Во втором классе по учебной программе учащиеся с помощью вопросов должны устанавливать связь между словами.

    • Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи в русском языке.
    • Предложения с деепричастными оборотами в русском языке.
    • Некоторые особенности согласования в русском языке.
    • Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ в русском языке.

    Следующие учебники и книги:

    • Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений в русском языке.
    • Осложнённые типы составных сказуемых в русском языке.
    • Тире между подлежащим и сказуемым в русском языке.
    • Составное именное сказуемое в русском языке.

    Предыдущие статьи:

    • Подлежащее в русском языке.
    • Общая структура простого предложения. Грамматическая основа в русском языке.
    • Определение и его разновидности в русском языке.
    • Дополнение и его разновидности в русском языке.

    1. При оборотах указанного типа, образованных сочетанием «именительный падеж плюс творительный падеж с предлогом с» сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа.

    Форма множественного числа сказуемого показывает, что в роли подлежащего выступает все сочетание, т.е. действие приписывается двум взаимосвязанным равноправным субъектам, например:После обеда Лось с Русаковым пошли посмотреть склады и магазины (Т. Семушкин); Встали и Вбропаев с Корытовым (П. Павленко).

    Форма единственного числа сказуемого показывает, что подлежащим является только существительное в именительном падеже, а существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, обозначая лицо, сопутствующее производителю действия, например: Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л. Толстой); …Пришел Разметнов с ДемкойУшаковым (Шолохов).

    Выбор одной из двух возможных форм согласования сказуемого зависит от смысловой соотнесенности действия и его производителя. Иногда на решение этого вопроса влияет лексическое значение слов, входящих в сочетание, например: Мать с ребенком пошла в амбулаторию; Старший брат с сестренкой уехал в деревню. Ср.: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (Пушкин).

    В других случаях играет роль лексическое значение сказуемого, например: Мать с дочерью долго не могли успокоиться и вспоминали случившееся (оба действия могут производиться при равноправном участии субъектов действия); Коля с Петей поступили в одну и ту же школу; Брат с сестрой возвратились порознь. Ср.: Клычков с Чапаевым разъехались по флангам… (Фурманов).

    Иногда играет роль порядок слов в сочетании. Ср.: Муж с женой пошли в театр. – Жена с мужем пошла в театр (обычно в рассматриваемых конструкциях при различной родовой принадлежности существительных на первом месте фигурирует более сильный в грамматическом отношении мужской род, например: отец с матерью, дед с бабкой, мальчик с девочкой; поэтому выдвижение на первое место существительного в форме женского рода подчеркивает его роль, а отсюда согласование с ним сказуемого).

    2. При наличии в конструкции слов вместе, совместно употребляется форма единственного числа сказуемого, например: Операцию делал профессор вместе с ассистентом; Режиссерсовместно со своими помощниками подготовил новые мизансцены в спектакле. Ср.: Еще мальчиком Русаков вместе со своим отцом уехал от безземелья с переселенцами в Сибирь (Т. Семушкин).

    3. В рассматриваемое сочетание могут входить личные местоимения, например: Он с сестрой сообща наметили маршрут поездки, Она с ним подружилась. При наличии местоименийя или ты сказуемое ставится в форме единственного числа, например: Ты с Олей будешь в одной камнате пока что… (Чехов).

    4. Согласование по смыслу (со всем сочетанием, а не с первым словом в форме именительного падежа) встречается при конструкциях, состоящих из существительного в именительном падеже, предлога за и того же существительного в творительном падеже, например: Медленно проходят день за днем; Падали капля за каплей; Лист за листом устилали землю желтым шуршащим покровом.

    ↑ Cодержание ↑

    Виды сказуемых в русском языке

    1. При подлежащем – вопросительном местоимении кто глагол-сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде, независимо от числа производителей действия и их принадлежности к мужскому или женскому полу, например: Кто присутствовал на последнем занятии? Кто из сотрудниц нашего отделазаписался в кружок кройки и шитья?

    В конструкциях типа Кто из лыжниц пришла первой? используется форма обратного согласования (см. §189): глагол в прошедшем времени ставится в форме женского рода, так как неудобно сказать «пришел первым из лыжниц» или «пришел первой» (получился бы разрыв между формой мужского рода глагола и формой женского рода числительного в составе единой конструкции сказуемого).

    В предложении Кто, как не семья, воспитала юношу эгоистом… на согласование сказуемого влияет оборот с существительным в форме женского рода. Такие конструкции встречаются в ненормативной разговорной речи.

    2. При подлежащем – относительном местоимении кто (в функции союзного слова в придаточном предложении) сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа, например:

    а) Все, кто не потерял еще головы, были против (Сергеев-Ценский); …Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко);

    б) Тут эти люди, кто по неразумию своему малодушно положили оружие, узнали стыд… (А.Н. Толстой); В полку служат теперь те, кто десять лет назад были пионерами, бегали в школу, играли в снежки (Б. Полевой).

    Форма множественного числа, возможная при условии, что в главном предложении соотносительное слово и сказуемое тоже стоят во множественном числе, подчеркивает множественность производителей действия. Ср. разные формы согласованиям одном и том же сложном предложении: Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто остановились, решали сами с собой, что им надо былоделать (Л. Толстой).

    Конструкции типа первые, кто пришли; последние, кто записались (с субстантивированным прилагательным-подлежащим в главном предложении) являются разговорными.

    3. При относительном местоимении что сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главном предложении стоит во множественном числе, например: Те, что ушли вперед и забрались на гору, все еще не теряли надежды захватить неприятельские обозы (Фурманов).

    4. При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени глагола – в форме мужского рода, даже если речь идет о лице женского пола), например: Некто под инициалами A.M. (это оказалась корреспондентка одной из лондонских газет) писал следующее…; Кто-то измосквичек-конькобежек неудачно выступил на соревнованиях; Никто, даже лучшие спринтеры, не мог улучшить поставленный рекорд.

    В разговорной речи встречаются отступления от указанного правила.

    При конструкции «не кто иной, как» на согласование сказуемого в числе и роде может оказать влияние порядок слов. Ср.:

    а) Этот дерзкий налет совершил не кто иной, как местные бандиты. – Не кто иной, как местные бандиты, совершили этот дерзкий налет;

    б) И на этот раз помог не кто иной, как медсестра. – Не кто иной, как медсестра, помогла и на этот раз.

    Вторые варианты в каждой паре, отражающие согласование по смыслу, встречаются чаще в разговорной речи.

    ↑ Cодержание ↑

    1. При подлежащем, выраженном субстантивированной неизменяемой частью речи, глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени – в форме среднего рода, например: Раздалось тихое «ах»; Его категорическое «нет» меня обескуражило.

    2. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с его грамматическим родом, например:

    а) Пальто как в воду кануло (Чехов); Метро работало (Эренбург); Кофе подан;

    б) Шимпанзе взобрался на верхушку дерева; Кенгуру скрылся из виду; Иваси шла густым косяком; Цеце смертельно укусила спящего мальчика;

    в) Маленький Рене заболел; Вошла смеющаяся Мари;

    г) Миссисипи разлилась; Капри спал; Батуми вырос за последние годы; Рядом шла нарядная Прадо (улица) (Маяковский);

    д) «Юманите» опубликовала заявление ряда прогрессивных деятелей Франции.

    3. Если сложносокращенное слово (аббревиатура) склоняется, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу, например: В прошлом году наш вуз выпустил сотни молодых специалистов; Нэп был переходным периодом; Только что ИТАР-ТАСС передал последние сообщения.

    При несклоняемости аббревиатуры сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования, т.е. ставится в той форме, в какой оно стояло бы при полном наименовании, например: ООН (Организация Объединенных Наций) выступила с новыми инициативами.

    Колебания в форме согласования наблюдаются в связи с тем, что некоторые аббревиатуры, несклоняемые в официальной речи, склоняются в разговорном языке, например: ВАК (Высшая аттестационная комиссия) утвердил утвердила…; ТЭЦ (тепловая электроцентраль) обеспечил обеспечила

    4. При подлежащем – иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу, например:

    ЮНЕСКО прислало (прислала) своего представителя (вторая форма согласования связана с мысленной подстановкой слова «организация»); ФИДЕ (Международная шахматная организация)утвердила (утвердило) состав участников турнира.

    5. При подлежащем – условном названии применяется принцип грамматического согласования, например: «Известия» увеличили свой тираж; «Воскресение» было впервые опубликованоЛ.Н. Толстым в журнале «Нива».

    Если условное название – несклоняемое слово, то сказуемое согласуется с ним или как с субстантивированным словом (т.е. ставится в форме среднего рода), или по смыслу (т.е.согласуется с родовым наименованием по отношению к данному слову). Например:

    1) «Накануне» помещено в третьем томе собрания сочинений И.С. Тургенева;

    2) «Вперед» (линкор) вышел в открытое море.

    Второй принцип согласования обычно применяется при иноязычных несклоняемых наименованиях промышленных компаний, акционерных обществ, спортивных организаций и т.п., например: «Дженерал моторс корпорейшн» (компания) выплатила акционерам огромные дивиденды; «Тре крунур» (спортивная команда) проиграла нашим хоккеистам оба матча;«Панасоник» (фирма) наладила выпуск видеомагнитофонов новой модели.

    6. При подлежащем, выраженном нерасчленимой группой слов (составным наименованием), форма сказуемого зависит от состава этой группы:

    1) если в этой группе имеется ведущее слово в форме именительного падежа, то сказуемое согласуется с ним, например: «Приключения, почерпнутые из моря житейского» составилицикл произведений писателя А.Ф. Вельтмана;

    Согласование связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого (так называемое обратное согласование) чаще всего встречается в следующих случаях:

    1) при наличии в составе подлежащего имени существительного собирательного с количественным значением, например: Большая часть между ними были довольно добрые люди(Герцен) (ср. §183, п. 3. подпункт 6); Большинство участников выставки были люди приезжие;

    2) при логическом подчеркивании сказуемого, например: Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны (Л. Толстой). Ср. у него же: Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное единственное желание: Первое помещение за дверьми была большая комната со сводами и железными решетками; Так приезд Пьера было радостное, важное событие.Следует учесть, что подобные конструкции с именительным падежом в составном сказуемом (так называемым именительным предикативным, или вторым именительным) придают высказыванию оттенок книжности, иногда архаичности;

    3) при подлежащем, выраженном местоимением это, например: Я случайно посмотрел на эту книгу; это была хрестоматия… (Гл. Успенский).

    ↑ Cодержание ↑

    1. При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) – форма единственного числа. Например:

    а) Жара и засуха стояли более трех недель (Л. Толстой);

    б) До Райского и Марфиньки долетел грубый говор, грубый смех, смешанные голоса, внезапно притихшие… (Гончаров); Появилась ломота во всех членах и мучительная головная боль (Тургенев); Нессятяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги… (Серафимович); По земле, истомленной в зное, разливалась свежесть, прохлада и неизъяснимая легкость… (В.Солоухин).

    Указанные положения не носят категорического характера, постпозитивное сказуемое может стоять в форме единственного, а препозитивное – в форме множественного числа(особенно часто в технической литературе).

    Форма множественного числа препозитивного сказуемого подчеркивает множественность предметов, например: Слышатся кашель и стук (Чехов); Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арсеньев). Обычно такая форма согласования бывает, когда подлежащие обозначают лиц, например:Арестованы Букин, Самойлов, Сомов и еще пятеро (Горький). Но если сказуемоевыражено глаголом бытия или состояния, то оно может ставиться в форме единственного числа, например: Кроме нее, в комнате находился ее муж да еще некто Увар ИвановичСтахов (Тургенев) (влияет присоединительный характер второго подлежащего).

    2. Согласование сказуемого зависит от формы связи между однородными подлежащими.

    Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами и, да или только интонацией, то действуют правила, указанные выше, п. 1. При повторяющемся союзе сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: И тот и другой способны на это.

    При наличии союза ни возможна двоякая форма согласования, например:

    1) Ни он, ни она слова не промолвили (Тургенев) (принадлежность подлежащих к различному грамматическому роду); ни он, ни я не искали этой встречи (Б. Полевой) (влияет значение лица);

    2) Ни сжатие, ни охлаждение не помогло; Ни отсутствие одних, ни присутствие других не изменило хода дела (подлежащие выражены отвлеченными существительными); И никакой ни черт ни дьявол не имеет права учить меня… (Чехов) (смысловая близость подлежащих и влияние слова никакой).

    Если между однородными подлежащими стоят разделительные союзы, то возможна двоякая форма согласования:

    1) сказуемое ставится в единственном числе, если не возникает необходимость согласования в роде или если подлежащие относятся к одному грамматическому роду, например: В немслышится то Дант, то Шекспир (Гончаров): Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурманов); Не то туман, не то дымокутывал всю рощу (Пришвин);

    2) сказуемое ставится во множественном числе, если возникает необходимость согласования в роде и подлежащие принадлежат к разному грамматическому роду, например: ...Ни одно государство или группа государств не должны получить военное преимущество; Действие или признак субъекта (подлежащего) выражены сказуемым; Статья в целом или отрывок из неепредставили бы интерес для читателей сборника.

    Если между однородными подлежащими стоят противительные союзы, возможна двоякая форма согласования:

    1) постпозитивное сказуемое согласуется с подлежащим, обозначающим реальный (не отрицаемый) предмет, например: Не ты, но судьба виновата (Лермонтов); Роман, а не повесть будет опубликован в журнале; Не роман, а повесть будет опубликована в журнале;

    2) препозитивное сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим (независимо от того, является ли оно утверждаемым или отрицательным), например: Меня угнетала не боль, а тяжелое, тупое недоумение (Горький); Опубликован роман, а не повесть, Опубликован не роман, а повесть; Это была не разведка, а настоящее сражение.

    Если между однородными подлежащими стоят сопоставительные союзы, то в зависимости от их типа возможна двоякая форма согласования:

    1) при союзе как… так и (близком по значению к повторяющемуся союзу и… и) сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Как наука, так и искусство в своем развитии отражают развитие общества;

    1. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

    Цв…точки, м…лыш, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый

    1. Подчеркни главные члены предложения. Укажи части речи.

    По берегам извилистой реки растут ивы.




    Похожие записи:

Добавить комментарий