Определён порядок проведения аудита при заключении договора до 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определён порядок проведения аудита при заключении договора до 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/[email protected], аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

  • Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

    • Акционерные общества.
    • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
    • Публично-правовые компании.
    • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

    Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

    • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
    • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
    • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

    В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

    Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

    • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
    • АО «Почта России».

    Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

    • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
    • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
    • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
    • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

    На заметку

    На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

    В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

    Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

    • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
    • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

    Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

    Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

    Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

    Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

    Важно!

    29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

    Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

    Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

    При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

    • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
    • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
    • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
    • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

    Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

    Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

    «Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

    Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

    Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

    Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

    В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

    В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

    В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

    В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

    Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

    Изменения в законодательстве об АО

    Согласно новому закону с 2020 года формировать государственный информационный ресурс будет ФНС (вместо Росстата): двойная сдача бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая аудиторские заключения (АЗ) при обязательном аудите отменяется(!)).

    При этом практически вся сдача будет осуществляться в электронном виде (включая АЗ), что, несомненно, удобно.

    Что качается сроков проведения обязательного аудита и сдачи АЗ – они остаются неизменными (он проводится в течение года, следующего за отчетным).

    Также напоминаем, что широко обсуждаемые изменения в Закон «Об аудиторской деятельности», которые (в числе прочего) должны были повысить критерии для проведения обязательного аудита, до сих пор не приняты (не прошли второго чтения в Госдуме) и опять находятся на согласовании в Правительстве. При этом нельзя с уверенностью говорить ни о каких-либо сроках их принятия, ни о конкретных ожидаемых изменениях.

    Поэтому слухи о кардинальном изменении критериев обязательного аудита на сегодня сильно преувеличены. Более того, уже есть информация, что изменение таких критериев будет (как изначально ожидалось) сопровождаться увеличением (очень существенным) ответственности за непроведение обязательного аудита.

    Что важно для предприятий и организаций, проводящих аудит:

    1. В нашем регионе у некоторых (даже весьма крупных) организаций сложилось в корне неверное понимание этих новаций: аудит никто не отменял (см.выше) и 2018-2019 гг. года мы все работаем в рамках существующей системы.

    Более того, понимая специфику налоговых органов и зная практику их работы, надо ожидать, что сдача АЗ ими будет «поставлена на поток» (думаю, что никто не будет спорить с тем, что ФНС умеет заставить соблюдать законы!) и нарушителей явно будут ожидать все предусмотренные наказания (отметим, что законодательство РФ предусматривает здесь не только штраф…).

    В такой ситуации, как оценивают эксперты, обязательный аудит с 2019 года действительно перейдет в раздел «обязательных».

    2. В чем мы отчетливо видим сложность переходного момента для многих организаций:

    — если аудит за предыдущие отчетные периоды не проводился, в аудиторском заключении делается специальная отметка (раздел «Прочие сведения»). Получив такое АЗ налоговые органы будут четко знать, что имело место нарушение: аудит в предыдущий год (несмотря на то, что он был обязательный) не проводился, и смогут применить соответствующие санкции;

    — как показывает наша практика, при «первом аудите» количество заключений выданных с оговорками (когда в отчетности имеются существенные нарушения и отклонения) достигает 50%. В ситуации 2020 года, получив аудиторское заключение, ФНС сразу будет такие отклонения видеть и, что вполне естественно, захочет спроецировать их на ситуацию с налоговым администрированием (читай – оценит налоговые риски).

    Ответственность за непроведение обязательного аудита и непредоставление заключения в ИНФС, статистику и т.д

    Отвечает Николай Голосов, эксперт
    Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.
    Если организация не провела обязательный аудит и у нее нет аудиторского заключения – это грубое нарушение требований к бухучету и отчетности. Штрафы предусмотрены статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма штрафа для должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб. А при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация от года до двух лет.

    Не опубликовали бухгалтерскую отчетность АО и аудиторское заключение, не представили аудиторское заключение акционерам – вас оштрафуют в соответствии с частью 1 статьи 15.19 и частью 2статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма штрафа составит:
    – для организаций – от 500 000 до 700 000 руб.;
    – для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация до одного года.

    Если вовремя не сдать в Росстат аудиторское заключение, будет предупреждение или штраф:
    – для организаций – от 3000 до 5000 руб.;
    – для должностного лица (руководителя) – от 300 до 500 руб.

    Такие санкции предусмотрены статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Аналогичные штрафы будут, если опоздать со сдачей бухгалтерской отчетности или сдать ее в неполном объеме (письмо Росстата от 16 февраля 2016 № 13-13-2/28-СМИ).

    Субъектам малого и среднего предпринимательства инспекторы могут заменить штраф на предупреждение, если:
    – нарушение совершили впервые;
    – нет материального ущерба;
    – нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;
    – нет вреда или угрозы жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности России.

    Это следует из части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

    В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

    Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

    Когда подавать аудиторское заключение в Росстат

    Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

     либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;

     либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ.

    Как сдать аудиторское заключение в Росстат

    Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.

    Отправить документ в электронном виде вместе с бухгалтерской отчетностью через оператора связи не получится. Документ Росстат не примет.

    Нужно ли подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию

    Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

    Ответственность за уклонение от обязательного аудита

    Какая ответственность грозит за уклонение от обязательного аудита

    Если организация не провела обязательный аудит и у нее нет аудиторского заключения – это грубое нарушение требований к бухучету и отчетности. Штрафы предусмотрены статьей 15.11Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма штрафа для должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб. А при повторном нарушении – до 20 000 руб. или дисквалификация от года до двух лет.

    Не опубликовали бухгалтерскую отчетность АО и аудиторское заключение, не представили аудиторское заключение акционерам – вас оштрафуют в соответствии с частью 1 статьи 15.19 и частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сумма штрафа составит:
    – для организаций – от 500 000 до 700 000 руб.;
    – для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация до одного года.

    Если вовремя не сдать в Росстат аудиторское заключение, будет предупреждение или штраф:
    – для организаций – от 3000 до 5000 руб.;
    – для должностного лица (руководителя) – от 300 до 500 руб.

    Такие санкции предусмотрены статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

    Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

    • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
    • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

    За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

    Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

    Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

    Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    О представлении аудиторского заключения в налоговую инспекцию

    По результатам проведенного обязательного аудита организации аудиторами были представлены аудиторское заключения и письменная информация. Что мы должны сдать в налоговую?

    В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г. Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Именно оно входит в состав бухгалтерской отчетности организации согласно ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. и должно быть представлено в налоговые органы.

    Как правило, при проведении аудиторской проверки аудиторами формируется Письменная информация по результатам проведенного аудита, содержащее информацию по состоянию внутреннего контроля организации и соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства, а также рекомендации по устранению выявленных нарушений. Такая информация носит конфиденциальный характер и предназначена исключительно для руководства и учредителей организации, являющихся заказчиками аудиторских услуг.

    Обзор с 31 мая по 5 июня 2021

    Уважаемые посетители сайта, информируем о том, что ИП Дудник Е.В. работает без привлечения наемных работников.
    Информация о вакансиях и наборе сотрудников, размещенная от имени ИП Дудник Е.В., является ложной и размещена без ведома ИП Дудник Е.В.

    Обращаться к ИП Дудник Е.В. можно исключительно по контактам, указанным на настоящем сайте.

    Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

    Когда проведение аудита обязательно

    В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

    — открытым акционерным обществом;

    — профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж;

    — негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);

    Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

    — организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);

    — объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

    — сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

    — такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

    Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2013 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

    Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты

    Ответ: нет, не нужно.

    Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

    Так, для организаций, созданных в форме ООО, аудит обязателен, если:

    – объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;

    – сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

    Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

    В рассматриваемом случае организация работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

    Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

    Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

    Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Посмотреть ответ

    Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).

    Чаще всего добровольный аудит проводят , чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.

    Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.

    Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.

    При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.

    Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

    Аудит проходит в несколько этапов:

    1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
    2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
    3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

    Ряд категорий организаций обязаны ежегодно проводить аудит. Это акционерные общества, крупные компании, а также бизнесмены, занятые в отдельных сферах деятельности, например – в финансах.

    Аудиторская проверка в данном случае касается только подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Заключение аудиторов прилагается к отчету и является его неотъемлемой частью. За отсутствие этого документа на компанию и ответственных должностных лиц могут быть наложены штрафы.

    Если владельцы бизнеса хотят, чтобы их организацию проверили более подробно – они могут провести инициативный аудит.

    Также представители среднего и крупного бизнеса часто создают собственные службы внутреннего аудита.

    При проведении инициативного и внутреннего аудита проверяется не только достоверность учета, но и другие бизнес-процессы в компании.

    В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

    • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
    • налоговые декларации;
    • первичная документация;
    • уставные документы;
    • разрешения, лицензии и многое другое.

    Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

    К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

    Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

    Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

    • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
    • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
    • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
    • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

    Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку.

    Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

    Заказать аудит вы можете по телефону

    или заполнить форму заявки и мы сами свяжемся с вами.

    До 31 марта 2021 года все юридические лица обязаны сдать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В чем же новшества (Федеральный закон от 28.11.2021 № 444-ФЗ)?

    1. Аудиторское заключение за 2021 год сдаем в налоговую инспекцию, а не в органы статистики. Теперь все данные отчетности, вместе с аудиторским подтверждением степени ее достоверности, с 2021 года будут размещаться в едином ресурсе в ФНС. Конечно, отчетность и раньше попадала в ФНС.

    Однако можно предположить, что раз налоговое ведомство станет ответственным хранителем данных, внимание к ним станет пристальным. Вся информация аккумулируется в АИС «Налог-3».

    1. Аудит проверяет достоверность отчетности – показывает реальное состояние учета в организации.

    2. Аудит, проведенный до составления отчетности, помогает бухгалтерии и позволяет организации выявить отклонения и ошибки, которые можно своевременно исправить. То есть не привлекать излишнего внимания ФНС. А компании, подлежащие обязательному аудиту, могут получить аудиторское заключение по итогам года без оговорок.

    3. В 93% случаев аудит находит не только скрытые риски, но и финансовые резервы, а значит, возможности не переплачивать и оптимизировать.

    4. Некоторые аудиторские компании предоставляют своим клиентам расширенную страховку от налоговых претензий и юридическое сопровождение проверенного периода. То есть, если за проверенный период организации доначислят налоги, то штрафы и пени выплатит страховая компания.

    Правда такая расширенная налоговая ответственность может быть не в классическом аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности, а только при наличии в договоре (техническом задании) процедур налогового аудита, когда комплексно анализируется и бухгалтерский, и налоговый учет организации.

    1. Бухгалтерии нужно время на внесение исправлений по итогам первого этапа аудита за 2021 год, чтобы успеть подготовить годовую отчетность до 31 марта 2021 года.

    2. Пик сезона загрузки аудиторов всегда приходится на февраль-март. Таким образом, к концу года аудиторов экспертного уровня практически не остается – всех уже зарезервировали. Поэтому хороший шанс начать аудит в декабре-январе, чтобы получить рекомендации по внесению исправлений как раз до начала подготовки годового отчета.

    3. Кроме того, многие компании предоставляют скидки на проведение аудита в декабре – январе, тогда как в марте и феврале действуют самые высокие цены.

    Один из нюансов нашего законодательства заключается в том, что нет какого-либо одного нормативного документа, который говорил бы о том, что обязательному аудиту подлежат организации, которые перечислены в нём.

    То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов.

    Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2021 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ.

    Упомянутым нами Федеральным законом 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ установлен ряд критериев, из которых можно понять, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Но под данную организационно-правовую структуру ведения бизнеса подпадают совсем немногие из них.

    Согласно статье 5 этого ФЗ, подлежащие обязательному аудиту ООО в году, который идёт перед отчётным, имеют:

    1. Выручку от продаж (продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг) свыше 400 млн рублей (без НДС);
    2. Размер активов по бухгалтерскому балансу на конец года перевалил за 60 млн рублей.

    При наличии таких фактов ООО подлежит обязательному аудиту. Он неизбежен, поскольку закон прямо обязывает его проводить.


    Похожие записи:

Добавить комментарий