Закон о управляющих компаниях ЖКХ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о управляющих компаниях ЖКХ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      10 изменений в сфере ЖКХ, которые уже вступили в силу с 01 января 2021 г.

      Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:

      • заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку необходимых ресурсов от имени собственников помещений (в соответствии с правами, предоставленными в рамках договора на управление домом);
      • требовать от собственников помещений своевременной и полной оплаты потребленных ресурсов, а также оказанных услуг;
      • проверять корректность передаваемых сведений по индивидуальным приборам учета с периодичностью раз в полгода;
      • получать доступ в жилое помещение для проведения плановых по осмотру и проверке коммуникаций, ремонтных работ с обязательным предварительным оповещением жильцов;
      • для проведения срочных ремонтов воспользоваться средствами, находящимися в резерве для этих целей;
      • ограничивать потребителей в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с законодательством;
      • взыскивать убытки, возникшие по вине исполнителей работ или самих жильцов.

      Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:

      • по обустройству газонов и клумб, обрезке деревьев и украшению придомовой территории;
      • по проведению ремонтных работ во внеочередном порядке, когда в них нет потребности;
      • по установке систем видеонаблюдения на придомовой территории и в местах общего пользования МКД;
      • по обеспечению охраны парковки и услуг консьержа;
      • по ремонту и обслуживанию домофона.
      • «СТОП. ЖКХ!». Выпуск № 7. Череповец вышел в дорожный «космос» (Подкаст)
        Дождались? С 1 июля начинается перевод учёта расхода электроэнергии в ЖКХ на «умные» счётчики

      Второе, о чем следует сказать, это о том, что прекращает свое действие мораторий на поверку индивидуальных приборов учета, введенный все тем же Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424.

      С апреля 2020 года если у индивидуальных приборов учета истек межповерочный интервал можно было продолжать его использовать, передавать его показания, ну а управляющие/ресурсоснабжающие организации были обязаны показания таких приборов учета принимать. С 1 января 2021 г эта возможность закончилась. И прибор у которого истек срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдет повторную поверку.

      Показания такого прибора учета приниматься не будут. Первые 3 месяца управляющая компания обязана будет считать по среднему за прошедшие полгода. А последующие месяцы – по нормативу на количество зарегистрированных в квартире человек.

      Поэтому, если в 2020 году у вас истекли сроки поверки счетчиков, рекомендуем провести повторную поверку в ближайшие месяцы.

      Также с 1 июля 2020 года вступило в силу важное изменение, касающееся приборов учета электроэнергии. За приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах теперь отвечают гарантирующие поставщики (Энергосбыты). Это означает, что их установка, поверка, замена теперь полностью проводится и, что самое важное, оплачивается за счет средств гарантирующего поставщика (Энергосбыта). Собственники помещений теперь за это не платят. Введено это было Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ.

      Но при этом собственники все также обязаны передавать показания счетчиков электроэнергии каждый месяц до 25 числа.

      Что касается правил получения субсидий, то тут тоже произошли изменения. Как мы знаем, при наличии задолженности по оплате ЖКУ в предоставлении субсидии отказывают. Если раньше в пакете документов требовалось среди прочего приложить справку об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ, или соглашение о реструктуризации задолженности, теперь эта обязанность исключена. Вся информация о долгах должна быть внесена в систему ГИС ЖКХ и именно оттуда её должны брать органы соцзащиты. Более того, долгом при первичной подаче документов теперь считается только задолженность, подтвержденная вступившим в силу решением суда.

      Работать это правило начнет с 1 июля 2021 г, а введено оно было Федеральным законом от 28.11.2018 N 442-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ).

      Интересно, что период, по которому считают доход обратившегося за субсидией гражданина теперь определяется несколько иначе. Если раньше это были полгода предшествующие дате обращения, то теперь это полгода предшествующие полугодовому периоду, предшествующему дате обращения. Таким образом, если гражданин обратится за получением субсидии 11 января 2021 года, то считать ваш доход будут за период с января по июль 2020 года. Введено это было Постановлением Правительства РФ от 29.04.2020 N 604.

      Заметно изменились правила пожарной безопасности в многоквартирных домах.

      Теперь запрещено демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир. Ответственность за сохранность общего имущества и исполнение требований пожарной безопасности лежит на управляющей организации. Штрафовать за нарушение, таким образом, тоже будут их. Именно управляющие обязаны будут взаимодействовать с гражданами если люки заварили/зашили, а лестницу демонтировали.

      За отсутствие подъездных или тамбурных дверей, а также за неработающие доводчики на них также своими деньгами будет отвечать управляющая организация.

      Новшества есть и более радикальные. Они касаются шлагбаумов, откатных ворот, бетонных блоков на проездах во дворах. Теперь к ним предъявляются требования повышенной строгости. В частности, открываться они теперь должны незамедлительно по приезду пожарных. Требуется обеспечить либо круглосуточного вахтера возле шлагбаума, либо домофон, по сигналу с которого 24-часа в сутки была бы возможность ворота открыть. А вот вариант с номером телефона на воротах исходя из требований законодательства больше не работает.

      Новые противопожарные правила были введены Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.

      По долгам ЖКХ можно не платить? С 1 января УК не смогут обратиться в суд

      А вот отключить от подачи услуг управляющие компании жильцов могут. И имеют на это право, но при соблюдении некоторых условий:

      • Задолженность должна иметь срок «давности» 90 дней плюс, то есть при наличии трёх и более неоплаченных платежек. При этом суммы в документах должны соответствовать средним месячным нормам потребления.
      • Уведомление должнику об отключении от ресурса по установленному факту задолженности в письменной форме орган, ответственный за предоставление коммунальной услуги, обязан вручить лично в руки.
      • Перед тем, как УК пойдет на отключение электроэнергии, у должника есть 30 дней, в течение этого периода можно погасить задолженность полностью или частично.
      • Если оплата за услуги ЖКХ в течение 30 дней не поступает на счет УК, то жильцу отправляется второе предупреждение, в котором сообщают, что доступ к ресурсу перекроют через три дня.

      Если управляющая компания отключила свет без предупреждений, вручения уведомлений лично в руки и прочих описанных выше нюансов, отключение электроэнергии будет считаться незаконным. В этом случае должник может обратиться в суд за восстановлением своих прав и даже требовать возместить ущерб.

      Но все-таки самое правильное решение в такой ситуации — постараться погашать просроченную задолженность настолько, насколько позволяет финансовое состояние — хотя бы частично.

      ВАЖНО. Из-за пандемии коронавируса было принято постановление правительства РФ №242 от 02.04.2020 года. Согласно этому документу собственники и пользователи помещений получили право отсрочки в уплате коммунальных услуг. Но надо понимать, что временно не платить коммуналку граждане могут только за период, который начался с 2 апреля 2020 года.

      Переход на непосредственное управление многоквартирным домом регулирует ст. 164 Жилищного кодекса РФ. Возможность такого руководства – гарантия полноценного функционирования общежития граждан. Как показывает практика, в основном собственники жилья напрямую взаимодействуют с поставщиками услуг в сельской местности. В таких условиях часто не предусмотрена масштабная многоквартирная застройка.

      В сооружениях, где количество квартир менее 12, владельцы жилплощади освобождаются от необходимости заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут предоставлять услуги по ремонту и поддержанию нормального состояния МКД.

      Если в доме насчитывается более 12 квартир, осуществление некоторых процедур усложняется. Для одобрения решения нужно собрать более 50% голосов всех владельцев жилья. Только тогда их волеизъявление можно считать легитимным.

      Читатели юридических порталов часто интересуются, сколько квартир должно быть в доме для непосредственного управления. Этот нюанс регулирует ст. 161 ЖК РФ. Чтобы жители МКД могли воспользоваться обслуживанием напрямую, в здании должно быть не меньше 13 квартир, но и не больше 30.

      Руководство домом осуществляется всеми собственниками жилплощади в личном порядке или через посредника. Последний может не проживать в МКД, где предусмотрена непосредственная форма руководства.

      Оптимальный вариант обслуживания дома – управление МКД до 30 квартир. Большее количество жильцов сложно привлечь к участию в собрании. Еще труднее достигнуть согласия.

      Непосредственная форма обслуживания – одна из самых старых и эффективных. Чтобы обеспечить своевременный и качественный уход за МКД, жителям нужно координировать действия и через уполномоченного представителя заключать договоры с подрядчиками.

      Стоит обсудить сильные и слабые стороны этого варианта эксплуатации МКД. Так, управление собственниками помещений в многоквартирном доме связано с рядом преимуществ:

      • Выполнение оплаты коммунальных услуг напрямую фирмам, которые их предоставляют.
      • Прозрачные расчеты.
      • Задолженность граждан не касается остальных жителей.
      • Дополнительные услуги предоставляются согласно уплаченной сумме.
      • Обслуживающие организации расходуют средства на работы, предусмотренные в договоре, что значит, деньги используются рационально.

      Система управления эффективна лишь при активной позиции жителей дома.

      • Представитель собственников берет на себя руководство. Обычно это бесплатно, зато забот у него более чем достаточно.
      • Отсутствие возможности получить средства на социальные программы: капремонт, обустройство детской площадки и так далее.
      • Расходы на внесение улучшений – наем консьержа, благоустройство подъезда и прочее – ложатся на плечи добровольцев. Несогласные лица могут отказаться от оплаты нововведений.
      • Если в составе МКД есть муниципальное жилье, на собрание приглашаются наймодатели, имеющие аналогичные с жителями права при голосовании.

      Прежде чем перейти к этой форме управления, нужно внимательно изучить перечисленные минусы и плюсы.

      При переходе к новому виду обслуживания нужно соблюдать процедуру. Её можно разделить на три этапа:

      1. Формирование инициативной группы.
      2. Проведение общего собрания собственников (ОСС) жилья. На нем обсуждаются вопросы относительно формы управления, проводится обязательное голосование, избирается председатель совета дома.
      3. Выбор организаций, который будут обслуживать МКД. В течение года нужно заключить прямые договоры с монополистами, подрядчиком.

      Если выбранный способ руководства не реализован жильцами в течение года, городские власти обязаны искать дому управляющую компанию.

      Чтобы дело получило развитие, нужна инициатива. Не является исключением из правила и процедура организации управления домом. Среди жильцов всегда есть лица, готовые представлять интересы остальных собственников квартир. Они составляют так называемый координирующий центр.

      Группа создается по списку владельцев квартир. Параллельно проводятся агитационно-разъяснительные работы, привлекается как можно больше жильцов.

      Информировать о подобных мероприятиях лучше письменно на щите у подъезда. Самый эффективный метод – обход собственников.

      Инициативная группа выбирает по 1-2 представителя из каждого подъезда, готовых организовать процесс и придерживаться условий работы. Эта группа сообщает остальным жильцам суть вопроса, объявляет, где и когда состоится первое ОСС.

      Чтобы форма обслуживания дома была утверждена, нужно зафиксировать волю собственников. Для этого организовывается собрание жильцов или заполнение анкет с перечнем вопросов. Кворум для мероприятия – не менее половины собственников МКД.

      Основные пункты, обсуждаемые на ОСС:

      1. Подтверждение общего согласия на переход к непосредственному управлению.
      2. Выбор кандидатуры официального представителя.
      3. Формирование представительского органа.
      4. Заключение договоров на обслуживание.

      Данная стадия является основной при переходе на новый вид управления домом.

      Интересы владельцев квартир в доме в отношениях с третьими лицами может представлять один из собственников помещения в МКД. Изменения в прошлом году также закрепили, что выполнять эту функцию способно лицо, уполномоченное письменной доверенностью по одобрению большинства жильцов.

      Непосредственное управление многоквартирным домом заключается в том, что владельцы или привлеченные лица выполняют скоординированные действия, направленные на обеспечение комфорта и безопасности жильцов.

      Ст. 164 Жилищного кодекса РФ гласит, что в основе заключенных договоров при подобном способе управления многоквартирным домом лежит решение владельцев квартир, принятое на общем собрании.

      О взаимоотношениях с коммунальными службами (подача и отвод горячей и холодной воды, электричество, газ, отопление и т.д.) жильцы должны позаботиться самостоятельно.

      Использование электронной формы документа предполагает, что гражданин разместит договор в соответствующей системе.

      Потребитель вправе:

      • получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
      • бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
      • участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
      • контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
      • требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
      • требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
      • сверять произведенные платежи;
      • получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.

      Поставщик вправе:

      • требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
      • требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
      • получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
      • свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.

      Жилищный кодекс обязует потребителя:

      • оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
      • вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
      • составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
      • получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
      • оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
      • в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.

      Что изменится в законодательстве ЖКХ с января 2021 года

      Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг.

      И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО).

      Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

      23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

      • вывоз мусора;
      • холодное, горячее водоснабжение;
      • водоотведение;
      • отопление.

      По м авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.

      Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций.

      Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

      Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

      • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате; снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
      • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
      • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

      Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

      Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.

      Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы.

      За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

      Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды.

      Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления.

      Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

      Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.

      У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций.

      Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета.

      Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

      Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

      • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
      • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
      • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

      Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

      В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

      С 3 апреля действует закон о прямых договорах с поставщиками коммунальных ресурсов:

      Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

      Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

      Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД.

      Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа.

      Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

      Документ: Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ (вступил в силу 3 апреля 2018 года).

      Источник: https://mosad.online/novaya-shema-oplaty-uslug-zhkh/

      Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию. Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

      В 2021 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги вырастут в два этапа. Сейчас их повышают раз в год — 1 июля. Со следующего года индексация будет проходить 1 января и 1 июля. При этом в совокупности рост тарифов не превысит уровень инфляции в стране.

      Исходя из принятого закона, у ресурсоснабжающих организаций появляется возможность в одностороннем порядке расторгать существующие договора с управляющими организациями, если задолженность по оплате превысит отметку двух среднемесячных величин, требуемых к обязательному внесению. Минстрой России добавил, что прямой договор с 2021 года начнёт заключаться автоматически, без необходимости внесения подписей. Правда, ведомствами, отвечающими на все вопросы потребителей, продолжают оставаться управляющие компании.

      В последнее время законодательная сфера России меняется с завидной регулярностью. Население государства ещё надеется, что некоторые нововведения чиновников помогут улучшить их жизнь, но на деле всё не всегда получается так радужно, как хотелось бы. Очередная модернизация чиновников – новый законопроект о прямых расчётах в ЖКХ в 2021 году. Суть его предельно проста – решение о заключении договора с поставщиком услуг жильцы теперь будут принимать самостоятельно на общем собрании.

      Сообщение должно быть отправлено до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В противном случае придется заплатить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налогов. С 1 января вступает в силу закон о «налоге на Google», который обязывает иностранные компании с 2021 года платить НДС с продажи в России мультимедийного контента: электронных книг, изображений, музыки, аудиозаписей, игр и компьютерных программ.

      «К сожалению, не все участники рынка смогли справиться с размещением информации в ГИС ЖКХ в установленный законом срок. В министерство поступило большое количество обращений от организаций сферы ЖКХ и региональных органов власти с просьбой перенести сроки административной ответственности.

      • Портал Госуслуг Москвы: Оплата ЖКХ. Каков размер взимаемой банком комиссии при оплате услуг? С размерами комиссий Вы можете ознакомиться на странице оплаты, нажав на кнопку «Уточнить комиссию».
      • Портал Госуслуг Москвы: Оплата ЖКХ.
        Можно ли осуществить оплату по Единому платежному документу не регистрируясь на портале? Нет, не можете, данная услуга доступна только для зарегистрированных пользователей Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
      • Портал Госуслуг Москвы: Оплата ЖКХ. Чем отличается Единый платежный документ от Единого жилищного документа? Единый жилищный документ заказывается для предоставления по месту требования, а Единый платежный документ необходим для оплаты услуг ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

      «Горячие» документы — Жилище. ЖКХ

      Важно! Систему прямых договоров не разработали до конца, данные квитанций еще не занесены в реестр. Если не оплачивать по счетам, долг будет добавляться с каждым месяцем. Более того, штрафы, пени и отключение от системы электричества и других коммунальных благ последует незамедлительно.

      Изменения в законодательство, внесенные в 2021 году также предусматривает ответственность управляющих компаний за нарушение порядка и правил начисления стоимости услуг ЖКХ, если это повлекло увеличение размера коммунальных платежей.

      Также потребитель теперь сможет видеть в своих платежках, сколько исполнитель тратит на обслуживание сетей — из тарифов на коммунальные услуги выделяется плата за абонентское обслуживание — обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем. Раньше эта плата включалась в общий платеж. Теперь эти расходы должны оплачиваться отдельно.

      Новый закон о ЖКУ: права и обязанности потребителей, новации в заключении договоров на предоставление услуг. Идеологические изменения по новому Закону «О жилищно-коммунальных услугах» и защита качественных услуг. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: чего ожидать сособственникам многоквартирных домов? Часть нововведений предполагается запустить еще позже: с 1 января года. Это пункты о том, что:.

      С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Теперь ресурсоснабжающие компании вновь вправе начислять исполнителям коммунальных услуг пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов.

      Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в свою очередь, также вновь получили право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги потребителю при неполной оплате. Рассчитывать на новые отсрочки должникам не стоит, по крайней мере, в ближайшее время.

      Прекращение действия моратория на начисление пени отнюдь не означает, что исполнители коммунальных услуг вправе взыскать с потребителей неустойку за прошлый год: с 6 апреля по 31 декабря 2020 года. Управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям следует учитывать, что неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2021 года.

      Возобновляется право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.

      Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2021 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.

      Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904-7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

      Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2021 года.

      Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ обязанность исполнителей указывать идентификаторы должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа переносится до 1 января 2022 года. Идентификаторы не понадобятся исполнителям коммунальных услуг, региональным операторам, ресурсоснабжающим организациям.

      Таким образом, организации ЖКХ смогут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов, к которым у них нет законного доступа.

      Список нормативных актов, связанных с деятельностью предприятий сферы ЖКХ

      С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2021 года. Это предусмотрено проектом № 938108-7, который уже принят Госдумой РФ и поступил в Совет Федерации.

      С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424, на признание нерасчётными неповеренных ИПУ. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку.

      Показания такого счётчика более приниматься не будут. Первые три месяца управляющая компания обязана будет считать по среднему за прошедшие полгода, а последующие месяцы – по нормативу.

      Возобновляется возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения норматива потребления коммунальных услуг при расчёте платы за ЖКУ является истечение срока поверки прибора учёта. Поэтому, если уже истекли сроки поверки счётчиков, лучше провести повторную процедуру в ближайшее время.

      Очень многие регионы повысили размеры взносов на капремонт.

      Стоит поискать региональный нормативный акт, устанавливающий размер взноса на капремонт в 2021 году для конкретного региона. Обратите внимание, что принять решение о повышении размера взносов власти могли и до 2021 года — сразу на несколько лет вперед.

      Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2021 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827-р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2021 г. — 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2021 г. индексы различаются в зависимости от региона.

      Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней.

      В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи. Это не значит, что проверки будут проходить только в дистанционном формате – решение о целесообразности подобной формы принимают соответствующие контрольно-надзорные органы.

      Все плановые выездные проверки, которые должны проводиться с 1 июля, по решению контролирующих органов могут быть заменены на инспекционный визит. Это визит проверяющего на объект контроля не более чем на один день.

      В ходе инспекционного визита проверяющий имеет право проводить опросы и осмотры, брать письменные объяснения, требовать предоставления необходимых документов и проводить инструментальное обследование. Внеплановый инспекционный визит возможен только по решению прокуратуры.

      Принятое постановление позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролёрами и предпринимателями, что особенно важно в условиях пандемии. На внеплановые проверки ограничения не продлены. А это означает, что для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

      ����苺��� ���衁觓苤�觓�苠: 竄�����虳���� ��苳����虷�� 赲 ��苤 ��苭罈

      • холодное водоснабжение — подача воды в регламентированном количестве и требуемого качества. В случае если многоквартирный дом (МКД) не имеет линии водоснабжения, подача воды осуществляется до водоразборной колонки;
      • горячее водоснабжение — подача воды заданного качества круглосуточно и в требуемом объеме;
      • отведение стоков по канализационной сети — санитарные мероприятия по сбору и отведению сточных вод;
      • обеспечение электроэнергией — бесперебойная подача электроэнергии по сети в регламентированном объеме;
      • газоснабжение — комплекс мероприятий, при которых помещение исправно снабжается газом. Сюда можно отнести и продажу газа в баллонах;
      • отопление — с целью поддержания установленного режима дом должен быть надежно обеспечен теплом в осенне-зимний период. Данная услуга включает реализацию твердого топлива, если потребитель использует печное отопление.

      Объем издержек на общедомовые нужды определяется как сальдо между показателями всех видов приборов учета, установленных на дом, и внутриквартирных счетчиков жильцов. Способ начисления будет зависеть от того, оборудован ли многоквартирный дом необходимыми счетчиками. В случае их отсутствия, объем отчислений устанавливается исходя из площади квартиры пропорционально общей сумме площадей общедомового имущества.

      Внесение дополнений и корректировок в имеющиеся законы и постановления – это обычная процедура. Причинами совершения данный манипуляций могут являться множество факторов.

      Только лишь в начале 2021 года изменения были проведены в нескольких десятках законодательных актов. Одним их таких является ПП РФ 354.

      Стоит в деталях рассмотреть Постановление Правительства РФ 354 с последними изменениям на 2021 год.

      • обновленные коэффициенты, в соответствии с которыми определяются установленные нормативы водоотвода;
      • подробное описание процедуры установки измерительного оборудования;
      • перечень мотивационных мер для установки измерительных приборов;
      • упрощенная схема внесения оплаты за отопление квартир и частных домов;
      • указание на то, что теперь нет необходимости в предоставлении информации со счетчиков;
      • указание на то, что в случае временного отсутствия жильцов в квартире оплачивать за нее коммунальные услуги необязательно;
      • порядок, в соответствии с которым должны выполняться все указанные условия.

      Стоит отметить тот факт, что этому посвящается целый раздел, подробно регулирующий правила расчета платежей в целом ряде ситуаций. В частности, это касается процедуры расчета по показаниям установленных приборов учета, а также в случае их отсутствия или частичного оснащения квартиры. Помимо этого, в разделе указывается еще ряд других ситуаций, в некоторых из которых предусматривается использование формул, указанных в Приложении №2 к данному постановлению.

      «Речь идет именно о прямом договоре. Из этой цепочки выводится управляющая организация, и напрямую идет контакт с конечным потребителем.

      У нас газоснабжение, электроснабжение уже давно по всей стране работают по этой схеме, и, при прочих равных условиях, у них более высокая собираемость», — заявила в ходе выступления в Госдуме автор законопроекта, глава комитета по ЖКХ Галина Хованская.

      Гражданину в данной ситуации нужно обратиться с заявлением к поставщику. Управляющая компания должна рассмотреть его в установленные сроки и в письменном виде передать заявителю отчет.

      Заявитель может подать жалобу в общество по защите прав, суд или в прокуратуру в случае неполучения письменного отчета. В таких ситуациях стороны стараются урегулировать конфликт до суда.

      Собственник может оформить акт о нарушении предоставляемых услуг.

      В соответствии с новыми правилами, начисление размера суммы за коммунальные услуги будет проводиться от общего количества владельцев (собственников), даже если они не проживают в квартире, а не жильцов, пользующимися коммунальными услугами и проживающими на этой площади.

      Федеральный закон о деятельности жкх i коммунальные услуги

      • установлены новые дифференцированные нормативы в отношении отходов;
      • изменился порядок заключения договоров на услуги вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО);
      • исключен термин “сбор ТКО”: теперь операторы отвечают за накопление и транспортировку мусора;
      • площадки для сбора мусора, не входящие в состав общего имущества домов, теперь являются собственностью муниципалитетов.
      • предприятия ЖКХ должны уведомлять граждан с помощью системы ГИС ЖКХ;
      • проверять состояние систем ЖКХ можно в несогласованное с потребителями время в случае обстоятельств непреодолимой силы (аварии);
      • произошло упорядочение работы аварийно-диспетчерских служб, например, ответ на звонок потребителя должен происходить в течение пяти минут;
      • произошло упорядочение работы управляющих компаний, например, УК теперь должны иметь офисы-представительства в тех жилых районах города, где находятся подведомственные им дома.

      Несмотря на то, что деятельность коллекторских агентств регулируется законодателем (в 2021 году был принят Федеральный закон «О защите прав…» от 03.07.

      2021 № 230-ФЗ, устанавливающий правила взаимодействия коллекторов с должниками), методики их работы могут оказать на должников серьезное психологическое воздействие.

      Именно поэтому законодатели решили – давить таким образом на людей, неспособных исполнять свои базовые финансовые обязательства (такие, как оплата коммунальных услуг), нельзя.

      Принципиальное отличие между долгами по «коммуналке» и по кредитным платежам только одно – решение о том, взять кредит, или нет, принимает сам заемщик; услуги ЖКХ ему нужно оплачивать обязательно. Оформляя кредит, заемщик рассчитывает, хватит ли зарплаты на то, чтобы ежемесячно погашать долг; собственник квартиры не может соотнести свою платежеспособность с тарифами на коммунальные услуги.

      ФЗ № 214 состоит из трех статей, в соответствии с которыми меняются:

      • статья 155 и статья 162 ЖК РФ.
      • ч. 4 ст. 1 ФЗ № 230.

      Суть изменений заключается в следующем: управляющие компании, РСО, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) больше не могут передавать право требования долга коллекторским агентствам.

      Если они все же нарушат законодательство и продадут долги коллекторам, заключенный между ними договор будет считаться ничтожным.

      Это значит, что обязательства должника останутся неизменными – платить по счетам ему придется, как и прежде, в адрес управляющей компании или РСО.

      Несмотря на то, что ФЗ № 214 вступил в силу 26 июля 2021 года, недобросовестные коммунальщики продолжают привлекать коллекторов к взысканию долгов с собственников (нанимателей) жилых помещений.

      Организации заключают с коллекторскими агентствами соглашения, согласно которым последние получают процент от взысканного долга, причем формально право требования долга к ним не переходит, а остается за поставщиком коммунальных услуг.

      Чтобы лишить недобросовестных коммунальщиков и этой лазейки, необходимо внести в законодательство дополнительные поправки. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксакова, соответствующий законопроект будет рассмотрен депутатами в ходе весенней сессии.

      Это значит, что уже в 2021 году закон начнет функционировать так, как изначально планировалось законодателем.

      Право на взыскание долга за коммунальщиками останется, однако решать проблему придется более цивилизованным способом – через суд.

      Причем это не значит, что обеим сторонам разбирательства придется участвовать в длительных судебных тяжбах – требование о взыскание задолженности за ЖКУ может быть удовлетворено в приказном порядке (при условии, что сумма задолженности не превышает 500 тыс. рублей) (ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).

      Для этого организации – поставщику услуг необходимо подать соответствующее заявление в суд, приложив к нему документы, подтверждающие факт наличия задолженности. После рассмотрения обращения суд выдаст судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа (ч. 2 ст. 121 ГПК РФ).

      На основании этого приказа служба судебных приставов может взыскать деньги с должника (в том числе и посредством удержаний с зарплаты через работодателя), арестовать его имущество и запретить ему выезд из страны.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий