Законодательное обеспечение налогообложения физических лиц в РФ в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательное обеспечение налогообложения физических лиц в РФ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2020 год был годом множества драматических событий; как обычно, изменения в налоговом законодательстве. В этой статье рассматриваются наиболее важные изменения, влияющие на налогообложение физических лиц, и определяются основные моменты, которые следует учитывать при планировании вашей будущей деятельности. Это включает:

1. Индивидуальный подход: 1 февраля ФНС России создала новую инспекцию по работе с налогоплательщиками с годовым доходом более 500 млн рублей.

2. Повышенные ставки: с 1 января была введена повышенная ставка НДФЛ в отношении годового дохода физических лиц, превышающего 5 млн рублей (с 13% до 15%).

3. Подоходный налог с населения по процентам по вкладам: с 1 января доходы от вкладов, превышающие необлагаемую налогом сумму процентов, стали облагаться НДФЛ. Сумма, не подлежащая налогообложению, рассчитывается как 1 млн руб., Умноженный на ключевую ставку Банка России на 1 января (в 2021 г. сумма необлагаемых налогом процентов составит 42 500 руб.). Впервые вкладчики за 2021 год должны будут уплатить этот налог только в 2022 году.

4. Фиксированная ставка для контролируемых иностранных компаний: появилась новая возможность применять фиксированную ставку подоходного налога с физических лиц к прибыли контролируемой иностранной компании (CFC). Мы рассмотрим основные положения и оценим перспективы применения этого режима.

5. Отмена налоговых льгот по начисленным процентам: с 2021 года начисленные проценты по всем облигациям подлежат обложению НДФЛ по ставке 13 процентов для налоговых резидентов Российской Федерации. Все предыдущие стимулы для держателей облигаций отменены, но есть альтернативные варианты.

6. Новые возможности для продажи акций иностранных компаний: льготы, позволяющие освобождать от налогообложения прибыль от продажи акций, могут применяться к акциям иностранных компаний.

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

ФНС России объявила, что с 1 февраля 2021 года в структуре налоговых органов создается новая специализированная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам-физическим лицам (Межрегиональная инспекция ФНС России по крупным налогоплательщикам №10).

Инспекция предназначена для администрирования налогоплательщиков-физических лиц с крупными доходами (более 500 млн руб.) С учетом таких дополнительных критериев, как КИК, зарубежные операции, счета за рубежом и налогооблагаемые инвестиционные операции.

Необходимость новой инспекции в Федеральной налоговой службе оправдана тем, что администрирование лиц с большим доходом требует особой компетенции из-за сложности финансовых операций и применения международных налоговых соглашений.

В то же время ожидается, что специализированная инспекция будет лучше анализировать налоговые обязательства таких лиц, а также обеспечивать лучшее соблюдение требований налогового законодательства.

Остается неясным, какие критерии следует использовать для включения конкретных лиц в эту инспекцию и зависит ли такое назначение от воли налогоплательщиков или требует от них дополнительных действий. Будем надеяться, что данная инициатива позволит налогоплательщикам рассчитывать, что налоговые органы будут более грамотно разбираться в специфике операций и поможет упростить процесс взаимодействия с налоговыми органами, а не наоборот.

21 июня 2020 в своём послании президент России Владимир Путин предложил изменить подоходный налог, который раньше для всех был единым — 13% на 15% для богатых людей, то есть для тех, чей годовой доход более 5000000 рублей. Это предложение было превращено в законопроект и уже подписан и принят.

Что это значит теперь? Это значит, что если ваш доход более 416 000 в месяц, то для вас налоговая ставка составляет 15%. Эти деньги от обеспеченных людей власти планируют тратить на дорогостоящее лечение тяжелобольных детей. Данный новый налог на НДФЛ увеличит поступление в казну на 64 миллиарда рублей больше, чем раньше.

Законодатели ввели с 1 января 2021 года повышенную ставку НДФЛ в отношении годового дохода физических лиц в размере более 5 млн рублей (с 13% до 15%).

Эта процедура должна применяться к так называемой «основной налоговой базе», которая включает широкий диапазон доходов (например, индивидуальная заработная плата, дивиденды, начисленные проценты по облигациям, иностранный доход, доход от ценных бумаг — в том числе от их продажи — доход. от хозяйственной деятельности и т. д.), за исключением доходов, относимых на отдельную налоговую базу.

Ставка налога остается неизменной для доходов физических лиц (налоговых резидентов РФ) от продажи их имущества или долей в нем, для доходов, полученных в дар, для налогооблагаемых доходов, полученных физическими лицами в виде страховых или пенсионных выплат, а также для доход, для которого предусмотрена другая ставка (например, 35% или 9%).

Чтобы применить 15-процентную ставку к соответствующему доходу, необходимо рассчитать «совокупную налоговую базу» для определения того, был ли превышен порог в 5 миллионов рублей. Если, например, годовой доход составляет 6 миллионов рублей, то НДФЛ будет взиматься по 13-процентной ставке с 5 миллионов рублей (650 000 рублей) и по 15-процентной ставке с оставшегося миллиона (150 000 рублей).

С 1 января доходы от депозитов в банках на территории Российской Федерации стали облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов, независимо от резидентства (вместо 35 процентов для резидентов и 30 процентов для нерезидентов). . Однако налоговая база рассчитывается иначе.

Налогооблагаемый доход будет определяться как разница между суммой дохода в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем российским депозитам (остаткам на счетах), и порогом, рассчитанным как 1 млн руб., Умноженным на ключевую процентную ставку ЦБ РФ действует на первый день налогового периода.

Следовательно, он будет рассчитываться следующим образом:

• начисление и суммирование всех процентов по вкладам (совокупный процентный доход);

• (совокупный процентный доход) минус (1 млн руб. × ключевая ставка ЦБ); а также

• умножение результата на 0,13.

Теоретически с учетом эффективной ключевой ставки 4,25% (по состоянию на декабрь 2020 г.) любой процентный доход (в том числе в разных банках), превышающий 42 500 рублей, будет облагаться налогом по ставке 13%.

Однако такие изменения не распространяются на рублевые депозиты с годовой процентной ставкой 1 процент и менее или на счета эскроу.

До изменений существовало общее правило, согласно которому налогообложению подлежали только проценты, превышающие размер процентов по ключевой ставке ЦБ РФ на 5 процентов.

Несмотря на то, что такие изменения вступят в силу с 2021 года, налогообложение по новым правилам будет происходить только в 2022 году.

Согласно новым правилам, банки обязаны уведомлять налоговый орган по месту регистрации о процентах, выплаченных физическим лицам в течение отчетного периода, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, то есть начиная с 2022 года.

Вся информация, полученная налоговым органом, будет обобщена для расчета налога и отправки соответствующего уведомления налогоплательщику. Указанный налог должен быть уплачен физическим лицом до 1 декабря года, следующего за годом получения дохода в виде процентов.

С 1 января 2021 года отменяются льготы по налогообложению начисленных процентов по некоторым видам облигаций. Ранее от налогообложения освобождались следующие категории доходов:

• Доходы от государственных казначейских обязательств, облигаций и иных ценных бумаг бывшего СССР, государств-членов Союзного государства, субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решениям представительных органов местного самоуправления;

• доход от обращающихся облигаций российских компаний, выпущенных с 1 января 2017 года и номинированных в рублях, если начисленные проценты не превышают ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов (и только сумма, превышающая порог, облагалась НДФЛ по ставке 35%); а также

• доход в виде дисконта, полученный при погашении обращающихся облигаций российских компаний, номинированных в рублях и выпущенных после 1 января 2017 года.

С этого года эти льготы больше не действуют. Ставка теперь составляет 13% для налоговых резидентов РФ и 30% для нерезидентов. Однако не имеет значения, когда были приобретены акции (то есть до или после 2021 года). Важен только доход, выплачиваемый после 1 января 2021 года.

Несмотря на то, что эти изменения имеют отрицательный эффект, следует помнить о налоговых льготах для инвесторов, которые остаются в силе и могут использоваться в качестве альтернативы .

• Льготы для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС):

— Отчисления типа B (для дохода) позволяют освобождать доход от налога в отношении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (включая начисленные проценты и дисконт);

— Отчисления типа А (для взносов) позволяют удерживать НДФЛ до 52 000 рублей ежегодно; вместе с покупкой на ИИС таких консервативных инструментов, как облигации федерального займа (ОФЗ), это также позволяет совокупный доход, превышающий доходность банковского депозита; а также

— Отчисления за долгосрочное владение отдельными видами ценных бумаг (более трех лет), что позволяет освобождать полученную прибыль от налога.

• Перенос убытков на будущие периоды, позволяющий вычесть убытки, понесенные по ценным бумагам и производным инструментам, из будущей прибыли.

• Освобождение от налога на прибыль от продажи акций российских компаний, находящихся в собственности более пяти лет (с 2021 года это освобождение распространяется также на акции иностранных компаний).

Доход от продажи акций российских компаний после пяти лет непрерывного владения не облагается налогом. Благодаря новым правилам это освобождение теперь распространяется на иностранные акции.

Для использования этой опции должны быть соблюдены следующие условия:

• лицо должно владеть акциями не менее пяти лет;

• недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, может составлять не более 50 процентов активов соответствующей иностранной компании; а также

• постоянный зарегистрированный адрес такой компании не должен находиться на территории государства, включенного в «Список оффшорных зон» Минфина России.

Похоже, что эти новые правила — одни из немногих нововведений, которые можно оценить как положительные и дающие дополнительные возможности для налогоплательщиков. Таким образом, этот вариант может быть полезен для владельцев КИК, физических лиц, получивших соответствующие акции бесплатно (например, от работодателя) более пяти лет назад, и других.

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

  • НДФЛ не облагается:
  • возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;

До 2021 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.

  • оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
  • материальная помощь на рождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
  • Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов».
  • По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
  • имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2020 года.
  • Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
  • По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.

С 2021 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.

Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России.

  • По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
  • Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания уплачивается исходя из среднегодовой стоимости, если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
  • В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.

Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.

  • По НДС:
  • Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
  • Новый счет-фактура с 1 июля 2021 года. Изменения и образец заполнения
  • Ответы на вопросы про новый счет-фактуру
  • Дайджест № 64. НДС и налог на прибыль: новые законы. Важные письма по налогам
  • Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
  • Дайджест № 63. Новое по НДС и НДФЛ

Одним из важнейших изменений стала возможность применять льготу по НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК (п. 1 ст. 1 Закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ)). Но освобождение от НДС коснется передачи прав на компьютерные программы и базы данных, которые включены в российский реестр программного обеспечения. Прочие услуги в IT-сфере от НДС не освобождаются.

Помимо этого, законодатели сократили перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Согласно п. 6 ст. 3 Закона от 06.04.2015 № 83-ФЗ внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20%.

В системе Tax Free также отмечаются нововведения, а именно переход на электронный документооборот. Согласно Закону от 20.07.2020 № 220-ФЗ чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде. Что касается порядка самого документооборота, то его утвердит ФТС.

Платить по-новому: изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

В налоге на прибыль появилось важное нововведение. Законодатели закрепили в НК РФ порядок распределения прибыли при обособленных подразделениях и разных ставках налога на прибыль. Данные меры отражены в п. 9 ст. 1 Закона от 13.07.2020 № 195-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ организации с обособленными подразделениями, которые вправе по ряду операций платить налог на прибыль по пониженной ставке, для расчета региональной части налога на прибыль каждую налоговую базу должны распределять между обособленными подразделениями. В письме Минфина от 14.05.2020 № 03-03-07/39124 говорится о применении аналогичного порядка.

Наряду с НДС IT-компании получили льготы и по налогу на прибыль. Теперь для данной сферы деятельности установили льготные налоговые ставки: 3% — для налога, поступающего в федеральный бюджет, 0% — для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Льготные ставки вправе применять те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты и разработчики изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Однако следует обратить внимание, что льготы вправе применять IT-компании, у которых доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере (работ и услуг, связанных с проектированием и разработкой электронных изделий) не менее 90% от общего объема доходов и среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Также п. 6 ст. 259 НК РФ, который позволял не амортизировать электронно-вычислительную технику, отменили (Закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

Одной из главных изменений в сфере бухучета стало объединение отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2021 г. Теперь сведения о доходах физлица будут подаваться в отдельном приложении расчета 6-НДФЛ (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Также законодатели утвердили новые перечни медицинских услуг по медицинской эвакуации, паллиативной помощи и дорогостоящего лечения по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов и услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи для социального вычета по НДФЛ (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458).

Льготы IT-компании получили и по страховым взносам (Закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ). Бессрочные пониженные тарифы страховых взносов установлены в размере 6 % на ОПС, 1,5 % на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1 % на ОМС. Также важным условием применения пониженных тарифов станет категория работодателя, а именно: те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты, а также те, кто является разработчиком изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Законодатели установили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. За истекший год организации обязаны заплатить налог не позднее 1 марта следующего года. Срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это закреплено в п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Платить налоги в 2021 году физ лицу

Согласно закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ по УСН установлены новые ставки и увеличены лимиты по упрощенке. УСН теперь смогут применять те организации, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.

Также на упрощенке организации смогут применять налоговые каникулы до 2024 года согласно Закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ. Обязательные условия — в регионе принят закон о каникулах, а ИП ведет деятельность в льготной отрасли и зарегистрирован после принятия данного закона.

ФНС утвердила образец доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика подписывать декларации. Также будет установлен порядок отправки электронной доверенности по телекоммуникационным каналам. Положение вступит в силу с 1 июля 2021 г.

Уполномоченный представитель предпринимателя или физлица вправе действовать на основании электронной доверенности, подписанной электронной подписью.

Кроме того, скорректирована и сама норма о доверенности, выдаваемой налогоплательщиком-физлицом. В законе указано, что правила одинаковы для индивидуальных предпринимателей и для граждан, не зарегистрированных в качестве таковых. Это положение вступило в силу 23 декабря 2020 г. Напомним, что теперь в Налоговом кодексе РФ говорится только о физических лицах, без указания, считаются ли они индивидуальными предпринимателями.

С 23 декабря 2020 г. с 3 тыс. до 10 тыс. руб. повысился порог для обращения ФНС в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам (п. 1 ст. 48 НК РФ). Это значит, что теперь налоговые органы вправе взыскать через суд суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества должника, только если задолженность составляет 10 тыс. руб. и более.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат производится только после зачета переплаты по налогам в счет погашения недоимки. Заявление о зачете или возврате этой суммы может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты.

При этом с 23 декабря прошлого года отменен заявительный порядок перечисления процентов, начисленных налогоплательщику за несвоевременный возврат инспекцией переплаты по налогам. Налоговая будет перечислять такие проценты сама, заявление подавать больше не потребуется.

1. Освободили от НДФЛ законодательно предусмотренные компенсационные выплаты, связанные с:

  • бесплатным предоставлением физлицам жилых помещений, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости или выдачей натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.

2. Расширен перечень сумм, освобожденных от налогообложения.

С 1 января 2021 г. ст. 217 НК РФ дополнена следующими необлагаемыми налогом выплатами:

  • доходы работников медорганизаций, стационарных отделений, организаций социального обслуживания и иных лиц, подвергающихся риску заражения коронавирусом;
  • возмещение расходов на уплату курортного сбора сотрудника, направленного в командировку;
  • единовременная выплата работодателями сотрудникам в случае установления опеки над ребенком. Такая выплата не включается в базу по НДФЛ, если в сумме не превышает 50 тыс. руб. на ребенка в течение первого года после установления опеки над ним. Заметим, что подобные суммы не облагаются НДФЛ, если выплачиваются при рождении, усыновлении или удочерении ребенка (абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ);
  • оплата выходных дней для ухода за детьми-инвалидами родителям (опекунам, попечителям), сотрудникам органов внутренних дел, органов принудительного исполнения РФ, военнослужащим, служащим по контракту.

Тут поясним: п. 78 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ среднего заработка за выходные, которые предоставляются сотрудникам для ухода за детьми-инвалидами на основании ст. 262 ТК РФ. При этом дополнительные выходные дни упомянутым выше категориям физлиц предоставляются не по ТК РФ, а в соответствии с иными федеральными законами: сотрудникам органов внутренних дел – на основании п. 12 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ; сотрудникам органов принудительного исполнения – на основании п. 11 ст. 53 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ; военнослужащим, в том числе проходящим службу по контракту, – на основании п. 2 ст. 32 Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

3. Разъяснен порядок удержания НДФЛ с оплаты северянам проезда к месту отпуска за границей.

Еще до принятия последних налоговых поправок не облагалась налогом оплата работодателями сотрудникам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: стоимости проезда в пределах территории России к месту отпуска и обратно, стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Также освобождается от налогообложения стоимость проезда и провоза багажа неработающих членов семей таких работников (п. 1 ст. 217 НК РФ). Указанная оплата в базу по НДФЛ не включается, если осуществляется не чаще одного раза в два года (ст. 325 ТК РФ).

В случае использования отпуска за пределами России не подлежит налогообложению стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работник и члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через госграницу РФ.

4. Уточнены условия освобождения от НДФЛ доходов от продажи недвижимости, приобретенной на стадии строительства.

Уже несколько лет действует правило, согласно которому доход от продажи имущества освобождается от НДФЛ, если недвижимость находилась в собственности физлица в течение минимального предельного срока владения имуществом. Такой срок зависит от основания приобретения права собственности и категории недвижимости. Он составляет: три года – по объектам, соответствующим требованиям п. 3 ст. 217.1 НК РФ; пять лет – по иным объектам (п. 4 ст. 217.1 НК РФ). При этом региональным законом для всех или отдельных категорий физлиц либо в отношении определенных объектов недвижимости указанный срок может сокращаться до нуля (п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Поправками был установлен порядок исчисления минимального предельного срока владения недвижимым имуществом, приобретенным по следующим договорам: по договору об участии в жилищно-строительном кооперативе, по договору участия, инвестирования и другим договорам в долевом строительстве, по договору уступки прав требования по договору в долевом строительстве (п. 2 ст. 217.1 НК РФ). Если гражданин реализовал недвижимость, приобретенную по договору уступки прав требования, минимальный срок владения ею рассчитывается с даты полной оплаты прав требования. В остальных перечисленных случаях срок владения имуществом рассчитывается с даты полной оплаты стоимости жилого помещения или долей в нем.

Какие налоги вступят в силу в 2021 году? Краткий обзор

Ранее если налоговые органы допускали ошибку при расчете транспортного налога, они выставляли к доплате недополученные суммы. Причем перерасчет можно было осуществить за три предшествующих налоговых периода. Теперь же будет действовать запрет на перерасчет транспортного налога, ухудшающий положение налогоплательщика.

Изменился порядок исчисления транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства в результате пожара, аварии, стихийного бедствия и т.д. Исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено. Ранее автовладельцы вынуждены были уплачивать налог до даты снятия ТС с учета.

Кроме того, сумма налога исчисляется налоговыми органами в том числе на основании сведений о недвижимом имуществе, которые представляют органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество6. Эти данные передаются в налоговые органы в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

В случае уничтожения объекта недвижимого имущества он снимается с государственного кадастрового учета с внесением об этом записи в ЕГРН7. Для этого необходимо представить акт обследования, в котором кадастровый инженер после осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение его существования8. В дальнейшем в налоговые органы передаются сведения о снятии объекта недвижимого имущества с кадастрового учета, а также о госрегистрации прекращения права на этот объект и расположенные в нем помещения.

Июль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Совокупность налогов и сборов образует налоговую систему. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система, в соответствии с которой налоги поступают в бюджеты трех уровней власти: федеральный, региональный и местный. Исходя из этого, каждый налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.

Российское налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, которые вносят в него дополнения и изменения.

Налоговый кодекс устанавливает общие принципы налогообложения:

  1. виды налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации;
  2. основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. порядок расчета и уплаты федеральных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов.

Порядок расчета и уплаты региональных и местных налогов и сборов устанавливают законодательные акты субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты муниципальных образований.

Все налоги подразделяются на две группы: прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются доходы и имущество физических и юридических лиц. К этим налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, ресурсные платежи, налог на имущество организаций.

Косвенные налоги представляют собой налоги на потребляемые товары и услуги и включаются в цену товара или услуги. Формально плательщиком налога выступает продавец, однако фактически налог платит покупатель в момент реализации товаров или услуг. К числу косвенных налогов относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы.

«Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран – Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение данных стран различно, однако у них есть общая черта – участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов».6

«Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговая ставка;
  4. налоговый период;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты».7

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность уплачивать налоги. Кроме того, на работодателей возлагается функция налогового агента. Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату своим сотрудникам, обязаны вести учет исчисленных и выплаченных налогоплательщику доходов, исчислять, удерживать и перечислять налоги в налоговую инспекцию по месту своего учета. Такое же правило действует и в отношении дивидендов, которые компания выплачивает своим учредителям – физическим лицам.

Контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах с 2004 года возложен на Федеральную налоговую службу России. Свои функции ФНС России исполняет через систему территориальных органов.

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Декларацию о доходах в налоговый орган предоставляют:

  1. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
  2. нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
  3. физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  4. физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
  5. физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, – исходя из сумм таких доходов;
  6. физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов;
  7. физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, – исходя из сумм таких выигрышей.

«Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди плательщиков НДФЛ, поскольку, с одной стороны, являются самостоятельными плательщиками данного налога, а с другой – налоговыми агентами, то есть, уплачивают налог как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и со своих доходов».9

Транспортный налог уплачивают физические лица, которые владеют транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Налоговой базой для расчета налога на автомобили служит мощность двигателя.

Земельный налог уплачивают физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности без трудового договора с работодателем. Такими доходами Налоговый кодекс РФ признает:

  1. доходы, полученные от предпринимательской деятельности;
  2. доходы, полученные частнопрактикующими лицами (нотариусы, адвокаты и т. п.);
  3. доходы, полученные от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера;
  4. авторские вознаграждения, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
  5. Чтобы реализовать право на профессиональный налоговый вычет, физическое лицо может подать декларацию о доходах и заявление на возврат излишне уплаченного налога. Также можно подать заявление налоговому агенту – источнику дохода, который при исчислении НДФЛ уменьшит налоговую базу на сумму понесенных расходов.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме, потраченной налогоплательщиком на благотворительность, образование и медицинские услуги – себе и своим детям. Эти вычеты предоставляются по факту расходов налогоплательщика с определенными ограничениями по сумме.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в двух случаях:

  1. при продаже имущества – недвижимости, транспортных средств, долей в предприятии;
  2. при покупке жилья – в размере фактически произведенных расходов на строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, а также земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, или для индивидуального жилищного строительства.

Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

  1. Состав и социально-экономическ ое значение налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации

Налоги с физических лиц имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а следовательно, и вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

В налоговой системе Российской Федерации выделяют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ),
  • налог на имущество физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,
  • транспортный налог,
  • земельный налог,
  • государственная пошлина.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, другие физические лица в случаях, предусмотренных законодательством РФ, могут выступать плательщиками иных налогов, установленных для юридических лиц (НДС, акцизов, единого социального налога, водного налога, единого налога при упрощенной системе налогообложения и т.д.).

Состав и социально – экономическое значение налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Особенности исчисления и уплаты физ. лицами государственной пошлины.

Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность и значение.

Порядок и условия предоставления социальных налоговых вычетов.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Цель параграфа: ознакомить студентов с составом и социально-экономическим значением налогов с физических лиц в России.

Наиболее важные вопросы: значение налогов с населения, классификация налогов с физических лиц, общая характеристика налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, государственной пошлины.

Значение налогов с населения. Налоги с населения имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через эти налоги государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а, следовательно, вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

В налоговой системе Российской Федерации присутствуют следующие налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог, государственная пошлина. Кроме того, индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, другие физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, могут выступать налогоплательщиками НДС, акцизов, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налога на игорный бизнес, единого налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В российском законодательстве о налогах и сборах отсутствует какой-либо один закон, регулирующий налогообложение физических лиц. Взимание каждого из этих налогов регулируется специальными главами Налогового кодекса.

  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  3. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.
  4. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
  5. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

Для того чтобы правильно пройти процедуры освобождения от налогообложения на имущество необходимо понять из чего складывается сам налог.

Поэтому стоит разобраться в основных понятиях:
  • средства от уплаты ННИ перечисляются в казначейство местного органа власти;
  • ставка по ННИ – это процент, который собственник уплачивает в зависимости от стоимости имущества.

Об изменениях в налогообложении физических лиц резидентов РФ с 01.01.2021 года

Чтобы избавиться от уплаты имущественного налога, необходимо соблюсти следующие условия:
  • собственность не используется в целях, направленных на получение дохода;
  • имущество во владении собственника;
  • льгота выделяется исключительно для одной категории имущества.

Физ. лица, обладающие разными категориями собственности, могут заявить на получение освобождения от уплаты ННИ по обоим.

Является государственной мерой поддержки физических лиц в 2021 году. Законодательством предусмотрено осуществление порядков расчета ННИ на основании кадастровой стоимости объекта. Предусмотрена возможность применять льготу в качестве налогового вычета, который выраженного в уменьшении суммы к оплате.

Налог, рассчитывается по трехуровневой ставке:
  • жилые помещения, гаражи и частные дома, квартиры 0,1%;
  • недвижимость стоимостью более 300 млн. рублей 0,5%;
  • для хозяйственных объектов 0,2%.

ВНИМАНИЕ !!! Налоговый вычет помогает получить веское преимущество. Если совершается сделка купли продажи недвижимости, то продавец выплачивает 13% налога. Если принять во внимание цены на жилье, то с помощью вычета можно существенно сэкономить.

Для организаций имущественный налог устанавливается в соответствии с нормативными актами и предусматривает несколько категорий льгот.

Федеральные

Федеральные льготы устанавливаются и регулируются в соответствии с НК РФ. Действие льгот направлено на все субъекты РФ. Налоговый кодекс предусматривает несколько категорий организаций, которые могут освободиться от ННИ:

  • органы УИС,
  • религиозные объединения,
  • всероссийские объединения,
  • компании, чья деятельность связана с оказанием нотариальных и юридических услуг.
Региональные

Имущественный налог для юридических лиц относится к типу регионального и регулируется органами местного самоуправления. Таким образом, местная власть имеет все полномочия для установки дополнительных преференций для организаций. Для того чтобы узнать какие льготы полагаются организациям в определенном субъекте РФ необходимо обратиться в территориальные учреждения ФНС.

Объекты имущества, которые не подлежат освобождению от уплаты ННИ:
  • торговые центры;
  • стоимость объектов, превышающая 300 млн. рублей.

Индивидуальные предприниматели оплачивают налоги, в таком же порядке, как и физические лица на основании уведомления от ФНС. Но есть некоторые причины для освобождения от имущественного налога. Одна из таких возможностей – это изменение спецрежима. Если ИП изменит этот пункт, то за некоторые объекты недвижимости платить ННИ не потребуется.

ВНИМАНИЕ !!! Для того чтобы получить освобождение от налогообложения предпринимателю необходимо составить специальное заявление и подать его в ФНС, где ИП стоит на учете. Заявление составляется в свободной форме, дополнительно прикладываются документы, такие как: договор аренды, свидетельство государственной регистрации права.

Таким образом освободиться от уплаты ННИ может почти каждый гражданин России, и попадающий под действие Федеральных законов, регулирующих налогообложение. Достаточно подать соответствующее уведомление в налоговую службу по месту жительства. Кроме этого, стоит отметить, что полностью освобождена от налогообложения социально-незащищенная категория граждан.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Как мы будем платить налоги в 2021-м

  • Пособие для беременных женщин
  • Пособие на детей от 8 до 17 лет
  • Выплаты на школьников
  • Льготная ипотека под 7%
  • Ипотека для семей с одним ребенком
  • Повышение тарифов на услуги ЖКХ
  • Поступление в вуз
  • Запись в первый класс
  • Уплата НДФЛ за 2020 год
  • Отсрочка по онлайн-кассам
  • Карты «Мир» для пенсий и пособий
  • Осмотр имущества должников
  • Углубленная диспансеризация
  • Туристический кэшбэк
  • Коронавирусные ограничения

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.


Похожие записи:

Добавить комментарий