Обязан ли прокурор принять сообщение о преступлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязан ли прокурор принять сообщение о преступлении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

  • Ошибки, допускаемые следователем при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого
  • Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и возбуждении уголовного дела
  • Некоторые вопросы квалификации вымогательства (ст. 163 УК РФ)
  • Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
  • Критерии и пределы ограниченной вменяемости
  • Реализация правового статуса потерпевшего по уголовному делу, по которому с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве
  • Проблемы, возникающие на практике при применении статьи 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка)
  • К вопросу о применении принудительных мер в уголовно-исполнительной системе и в уголовном праве
  • Наложение ареста на имущество
  • Уголовная ответственность как средство борьбы с преступными сообществами в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

На основании ст.123 УПК РФ действия (бездействие) и решения руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы:

а) в соответствии со ст.124 УПК РФ:

Председателю Следственного комитета Российской Федерации по адресу: Технический переулок, д. 2, г. Москва, 105005

Генеральному прокурору Российской Федерации по адресу: ул. Большая Дмитровка, д. 15а, г. Москва, 125993

Северо-Западному транспортному прокурору по адресу: Невский пр-т, д. 85/13, Санкт-Петербург, 191036

б) в соответствии со ст.125 УПК РФ:

В Калининский районный суд Санкт-Петербурга по адресу: ул. Бобруйская, д.4, Санкт-Петербург, 195009

Кроме того, в соответствии со ст.ст. 123-125 УПК РФ действие (бездействие) и решения других должностных лиц Северо-Западного следственного управления на транспорте могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, надлежащему прокурору либо в суд.

    Справочная информация

    Интервью

    Конкурс на освещение деятельности СК

    Написать комментарий

        Несомненный плюс в том, что после поступления заявления из прокуратуры правоохранительные органы, как правило, более тщательно и скрупулезно относятся к предстоящей проверке и сбору доказательств обвинения. Особенно это касается заявлений, которые стоят на контроле у прокурора.

        Существенным минусом следует назвать потерю времени. После поступления заявления в прокуратуру и его последующей передаче по подследственности в правоохранительный орган, особенно если он находится в другом регионе или районе, может пройти достаточно значительное время. За этот промежуток могут утратиться доказательства, свидетели могут забыть важные моменты, преступник может скрыться и тд.

        Поэтому в заключении хочу отметить, что если в отношении вас совершено преступление, обратитесь к нормам ст.151 УПК РФ, и определите, какой орган вправе возбудить уголовное дело по данному факту. После этого лучше обратиться непосредственно туда, и уже там написать заявление. В этом случае сотрудники предпримут необходимые оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор доказательств и поиск виновного лица.

        При составлении заявления о возбуждении уголовного дела заявитель должен знать, что если обвинение является ложным и это будет доказано следственными органами в процессе рассмотрения материалов на возбуждение уголовного дела, уже в отношении заявителя может быть возбуждено уголовное дело по статье 306 Уголовного кодекса РФ. Это не касается тех случаев, когда потерпевшее лицо добросовестно заблуждалось о совершенном в отношении него преступлении, когда последнего, на самом деле не было. Даная норма УК носит исключительно умышленность действий, когда лицо, заведомо зная о том, что никакого преступления не было, обвиняет в этом совершенно невиновного человека.

        Внесены изменения в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», разработанные в целях исполнения постановления Конституционного суда РФ. Устанавливается возможность выезда несовершеннолетнего гражданина РФ за границу совместно с одним из его законных представителей, если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на такой выезд. В случае если несовершеннолетний выезжает за границу без сопровождения законных представителей, ему надлежит иметь при себе нотариально оформленное согласие одного из них на выезд. Предусмотрен внесудебный порядок отзыва ранее оформленного заявления о несогласии на выезд несовершеннолетнего. Ранее по поручению кабмина МВД разработало новый порядок оформления заявлений о несогласии на выезд за границу. Там предусмотрен механизм отзыва ранее поданного заявления. Кроме того, при подаче заявления родителя обяжут указывать даты начала и окончания периода ограничения выезда, а также названия «запрещенных» стран.

        Теги:

          арбитражный процессновое законодательствоПутинУголовный кодексУПК

        Судя по запросам в сети Интернет, многие обижаются на бездействие полиции и это объяснимо. Заявители иногда месяцами ждут хоть какие-то решения по своим заявлениям и не знают как заставить полицию работать. В этом публикации я делюсь своим опытом работы по подобному делу и буду рад, если он кому-то пригодится для защиты своих или чужих прав.

        История этого скандального дела началась за год до моего участия в нем. Признаться, я сомневался браться ли за него, слишком уж заурядным и неинтересным оно мне показалось поначалу. Два соседа-домовладельца в ссоре, один донимает другого, который пытается найти защиту в полиции.

        Мой интерес к делу вызвало необыкновенно большое безответное количество обращений моего доверителя в полицию с заявлениями о преступлении — за год их было подано 32 штуки! Это только те, которые были зарегистрированы в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП). А кроме них были еще многократные звонки, походы к полицейскому начальству на прием, письменные и устные обращения, просьбы о помощи. Нет ли в этом деле скрытого смысла или преступного замысла, тогда подумал я…

        Бесплатная консультация юриста по подаче заявления в прокуратуру

        Эти данные являются важными источниками информации для дальнейших действий по защите доверителя от злоумышленника. А жалоба на бездействие полиции является лишь одним из многих средств защиты прав.

        Основной этап защиты прав доверителя может состоять из многих вариантов дальнейших действий по использованию полученной информации. Это зависит от конкретных обстоятельств по каждому заявлению, зарегистрированному в КУСП.

        Все описанное здесь в публикации, такой алгоритм защиты вполне может быть применим на практике любым человеком, имеющим базовые юридические познания на уровне средней школы. Защищайте свои права, не опускайте руки!

        Если что-то непонятно или хотите деталировку, спрашивайте!

        Компетенция полиции в общем виде сформулирована в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее — Закон о полиции). Так, согласно ст.2 Закона о полиции к основным направлениям деятельности полиции отнесено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; а также государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

        Основные права полиции регламентированы статьей 13 Закона о полиции, в которой среди прочего названы следующие права:

        • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
        • вызывать в полицию граждан и должностных лиц;
        • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
        • подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
        • запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
        • запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;
        • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
        • производить следственные и иные процессуальные действия;
        • проводить оперативно-разыскные мероприятия.

        Стоит обратить внимание, что каждое предоставленное полиции право имеет очерченные законом рамки реализации. Так, например, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”; следственные и иные процессуальные действия — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

        Кроме того, порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется Министерством внутренних дел России.

        Так, например, приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

        Помимо полиции расследованием уголовных дел в отношении медицинских работников занимается Следственный комитет РФ. Этот орган был образован около десяти лет назад в результате реформирования прокуратуры. Полномочия по расследованию уголовных дел были постепенно выведены из компетенции прокуратуры — сначала был образован следственный комитет при прокуратуре, а спустя несколько лет — самостоятельный орган — Следственный комитет РФ.

        Правовой статус Следственного комитета РФ определен Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ “О Следственном комитете Российской Федерации”.

        Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета (ч.1 ст.5 Закона о Следственном комитете).

        К основным задачам Следственного комитета относятся оперативное и качественное расследование преступлений; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина (ч.4 ст.1 Закона о Следственном комитете).

        Возникает закономерный вопрос: если и полиция, и следственный комитет (а еще и ФСБ) занимаются расследованием уголовных дел, то как определить, какой орган будет расследовать конкретное дело? Для этого существуют правила подследственности, указанные в ст.151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Подробнее о подследственности следственного Комитета можно прочитать в нашей статье «Полномочия следственного Комитета РФ по расследованию преступлений с сфере здравоохранения».

        Также важно понимать, что существует две формы расследования преступлений — следствие и дознание. Например, по уголовным делам о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, по общему правилу производится дознание дознавателями органов внутренних дел РФ (п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ).

        В тоже время по уголовным делам о причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ.

        Кроме того, тяжкие и особо тяжкие преступления в отношении несовершеннолетних расследуются следователями Следственного комитета РФ.

        Однако в строгие правила подследственности может вмешаться прокурор — по его письменному указанию уголовные дела с дознания могут быть переданы для производства предварительного следствия, а по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести вместо предварительного следствия может проводится дознание (части 3,4 ст.150 УПК РФ).

        Таким образом, расследованием уголовных дел в отношении медицинских работников могут заниматься как следователи и дознаватели органов внутренних дел, так и следователи Следственного комитета РФ в соответствии с правилами подследственности.

        Стоит отметить, что, если Следственный комитет РФ занимается именно расследованием уголовных дел, то компетенция МВД России намного шире. Это ведомство, например, может проверить в медицинской организации соблюдение требований по обороту наркотических и психотропных лекарственных препаратов и соблюдение миграционного законодательства при найме иностранных работников.

        В настоящее время прокуратура не занимается непосредственно расследованием уголовных дел, полномочия следователей прокуратуры переданы в Следственный комитет РФ. Тем не менее, прокуратура является одним из самых популярных органов, в который обращаются граждане за защитой своих прав. Причина этого, с одной стороны, кроется в том, что пациенты не всегда разбираются в многообразии органов контроля и не понимают, кому и на что можно пожаловаться, и действуют по принципу “не знаешь, куда идти, — иди в прокуратуру”.

        Прокуратура действительно принимает от граждан жалобы практически по всем вопросам, поскольку она осуществляет от имени государства общий надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и надзор за исполнением законов (см. ст.1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре Российский Федерации”). Однако при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, о чем специально упомянуто в п.2 ст.26 Закона о прокуратуре.

        Согласно п.1 ст.10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

        Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утверждена приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

        Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб пациентов значительно отличаются от полномочий органов государственного контроля.

        Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

        • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
        • требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в установленные сроки, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
        • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

        Прокурор или его заместитель возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (п.2 ст.22 Закона о прокуратуре).

        При осуществлении функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор также:

        • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
        • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
        • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

        При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п.2 ст.27 Закона о прокуратуре).

        В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (п.3 ст.27 Закона о прокуратуре).

        В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (п.4 ст.27 Закона о прокуратуре).

        Рассмотрение прокурором жалобы пациента на медицинскую организацию может завершиться вынесением одного из актов прокурорского реагирования:

        • предостережение о недопустимости нарушения закона;
        • представление об устранении нарушений закона;
        • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

        Таким образом, прокуратура имеет самые широкие полномочия при рассмотрении жалоб граждан, в том числе жалоб пациентов на медицинские организации.

        Порядок проверки сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела

        Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

        В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

        Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

        Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

        Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

        В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя – стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

        Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

        Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

        Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

        В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

        Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

        • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
        • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
        • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
        • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

        [3]

        Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело. Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства. Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.

        В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

        1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
        2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).

        В целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

        1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

        1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

        1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения.

        Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

        1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

        Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления. Пресекать необоснованное проведение процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.

        Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 УПК РФ.

        При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

        В случае нарушения по указанным материалам следователями Следственного комитета Российской Федерации конституционных прав участников уголовного судопроизводства учитывать, что положения пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ не исключают возможность передачи этих материалов в уполномоченный орган предварительного расследования в соответствии с требованиями, установленными статьей 151 УПК РФ.

        Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

        По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

        Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

        • заявление о преступлении;
        • явка с повинной;
        • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
        • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

        Явка с повинной представляет собой добровольное, обращен­ное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии.

        Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются:

        1. наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК;
        2. отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).

        При решении вопроса о возбуждении уголовного дела необ­ходимо проверить, нет ли обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК), если эти обстоятельства, очевидны (например, наличие свидетельства о рождении, позволяюшее утверждать о недостижении возраста привлечения к уголовной ответственности). Если для установления обстоятельства, исключающего возбуждение уголовного дела, необходимо производство следственного действия (например, назначение и производство экспертизы), то принимается решение о возбуждении уголовного дела. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей ст. 141 Кодекса.

        Полномочия прокурора, реализуемые в данном направлении прокурорского надзора, представляют собой совокупность прав, предоставленных государством органам прокуратуры для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.В соответствии с положением ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющимидознание, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и иными федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, является властями – императивными, контролирующими процессуальную деятельность органов дознания. Этим они отличаются от полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознаниями и предварительного следствия, относящихся к надзорным полномочиям.

        Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях

        Должностные компетентные лица должны принять все сообщения о преступлении. Но уголовные дела они могут возбуждать исключительно в пределах своей компетенции и только с согласия прокурора .

        Но это не является поводом к возбуждению дела . В такой ситуации возможны лишь проверки сведений, которые содержатся в анонимном заявлении.

        Стадия возбуждения является первой в уголовном процессе.

        Согласно ст. 144 УПК РФ уполномоченные лица должны принять и проверить все сообщения о любых преступлениях . Вместе с уголовным делом прекращается и уголовное преследование . Копия постановления об отказе в возбуждении дела должно быть направлено прокурору и заявителю в течение 24 часов со времени его вынесения. К этому виду поводов относятся сообщения, содержащиеся в разных СМИ и иных источниках , о преступлении, которые уже произошли или готовятся к совершению.

        Эти сообщения органам следствия, дознания и прокуратуры не адресуются. Но несмотря на это их работники обязаны проверить содержащиеся в них сведения.

        Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась в качестве действенного инструмента укрепления режима законности во всех сферах общественной жизни, в том числе, в сфере уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор за органами предварительного расследования играет большую роль в укреплении законности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и позволяет оперативно устранить нарушения законности при расследовании уголовных дел.

        На сегодняшний день законодатель значительно сократил пределы прокурорского надзора и соответствующие полномочия прокурора. Пределы осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия были сокращены до проверки соответствия этой деятельности закону. Таким образом прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органами предварительного следствия.

        В литературе по этому поводу отмечается, что передача некоторых полномочий прокурора руководителям следственных органов привела к дисбалансу между ведомственным и судебным контролем, прокурорским надзором [5, с. 99]. Несмотря на то, что, начиная с 2010 года, прокурору последовательно возвращается ряд процессуальных прав в связи с очевидным негативным влиянием их отсутствия на эффективность уголовного преследования, значительным числом ученых-юристов изменения признаются недостаточными [9, с. 16]. Одновременно отмечается, что положение прокурора применительно к надзору за деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания неодинаков [5, с.112]. «Различный объем полномочий прокурора в отношении следствия и дознания не способствует поддержанию единства уголовно-процессуальной формы, не содействует равной степени защищенности прав и законных интересов участников досудебного производства по делам, расследуемым в форме предварительного следствия или дознания, не обеспечивает общего режима правоприменения и целостности надзорной прокурорской практики как юридического феномена» [4, с. 5]

        Следует отметить о наличии иной позиции, преобладающей преимущественно у представителей следственных органов. В частности, А.М. Багмет говорит о том, что полномочие по направлению уголовного дела в суд должно принадлежать исключительно руководителю следственного органа [2, с. 48]. Другие ученые предлагают сократить объем контрольно-надзорных полномочий по ряду процессуальных вопросов руководителя следственного органа в отношении следователя [8, с 139-141].

        Представляется верной позиция о том, что субъекты, осуществляющие предварительное расследование, по отношению к прокурору должны иметь равный правовой статус, так как защита прав и законных интересов потерпевших, а также защита личности от незаконного обвинения и ограничения ее прав и свобод, являющаяся назначением уголовного судопроизводства, в том числе на стадии досудебного производства, существует вне зависимости от форм предварительного расследования.

        Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» ч. 1 ст. 140 УПК дополнена п. 4, в соответствии с которым еще одним, четвертым по счету поводом для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

        В статье раскрывается смысл новеллы УПК, которая предусматривает еще один, четвертый по счету, повод для возбуждения уголовного дела — постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК).

        См.: Рыжаков А. Сумма минимального ущерба для возбуждения уголовного дела 2021? П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002.

        С. 362 — 363; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. П. Верина, В. В. Мозякова. М.: Экзамен, 2004.

        С. 357; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д. Н. Козак, Е. Б. Мизулина. 2-е изд.

        М.: Юристъ, 2004. С. 336 — 337; и др. В связи со сказанным возникает вопрос: в чем же смысл новеллы законодательства, что изменилось? Суть произошедших изменений заключается, во-первых, в придании постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, во-вторых, в придании ему по отдельным вопросам особого значения, выделяющего его среди других поводов. Обретя статус самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, как и всякий иной законный повод, представляет собой юридический факт, с которым закон однозначно связывает возникновение у дознавателя, органа дознания, следователя юридической обязанности разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, т. е. принять одно из следующих решений: 1) возбудить уголовное дело; 2) отказать в возбуждении уголовного дела.

        Естественно, деятельность органов прокуратуры по выявлению нарушений закона, в том числе содержащих признаки преступлений, свернута не была. Более того, сотрудники прокуратуры обращали и обращают пристальное внимание не только на сами нарушения уголовного закона, но и на то, какие меры были приняты по материалам осуществленной проверки. Это в полной мере соответствует положениям ст. 21 Закона о прокуратуре, определяющей предмет надзора, а также полномочиям прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

        Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

        Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим актом, порождающим уголовно-процессуальные отношения. С его появлением у компетентных органов и должностных лиц возникает юридическая обязанность принять поступающую информацию о любом совершенном или готовящемся преступлении, рассмотреть ее, при необходимости провести предварительную проверку, после чего в установленные законом сроки принять соответствующее процессуальное решение и уведомить о нем заявителя и иных заинтересованных лиц. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

        Для того чтобы понять права и обязанности прокурора, необходимо заглянуть в историю.

        Указом 12 января 1722 года Петр 1 учреждает прокуратуру Российской империи. Она была создана для осуществления контроля и надзора за соблюдением закона во всех областях государственной власти. Работа проводилась гласно, в отличие от службы фискалов. Учредив прокуратуру и наделив ее контрольно-надзорной функцией, правитель вызвал к жизни систему специальной правовой нормы, которая регулирует отношения в обществе.

        Путин подписал законы, которые касаются мировых судей, прокуроров и следователей

        Прежде чем рассматривать права и обязанности прокурора, необходимо узнать значение этого слова. У Ушакова оно (прокурор — от латинского procuro, т.е. «надзираю») многозначно:

        1. Представитель прокуратуры, является ее главой. Имеет полное право, а также обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике.
        2. Государственный обвинитель в судебном разбирательстве (вне зависимости от сложности и типа дела).

        Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:

        1. Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
        2. Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
        3. Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
        4. Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
        5. Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.

        Когда мы слышим слово “прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.

        Однако ее работа заключается не только в расследовании уголовных дел. Основная задача прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на нашей территории.

        Прокуратура работает на основании ст. 129 Конституции РФ и Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

        В Федеральном Законе (статья 11) она представлена следующим образом:

        1. На вершине стоит генеральная прокуратура России.
        2. После идет прокуратура субъектов.
        3. Образовательные и научные учреждения.
        4. Юридические лица, которые относятся к редакции печатных изданий.
        5. Ключевым завершением является прокуратура района и города.

        Кроме того, в структуру прокуратуры России входит Следственный комитет при прокуратуре. Но он образует собственную систему органов. Стоит отметить тот факт, что несколько лет назад СК Российской Федерации был отдельной структурой. Однако проведенная реформа позволила объединить две организации, что не только упростило, но и улучшило правоохранительные органы.

        Как заставить полицию работать

        Арбитражный процесс рассматривает дела, которые связаны непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Обычно бытовая сфера предметом рассмотрения в таком суде не является. В арбитражном процессуальном кодексе в статье 52 указано, что прокурор:

        1. Имеет право обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов (а также правовых).
        2. Признать недействительной сделку.
        3. Потребовать изъять государственное имущество у чужого незаконного владения.

        В данной статье будут рассмотрены особенности защиты лица, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия в рамках ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее по тексту – УПК РФ), для решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 2 или ч. 3 ст. 146 Уголовного кодекса РФ (далее по тексту – УК РФ).

        Что же такое доследственная уголовно-процессуальная проверка (далее по тексту также – доследственная проверка). В действующем УПК РФ нет такого юридического понятия, однако есть понятие «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», регламентированный ст. 144 УПК РФ. Данная процедура и называется доследственная уголовно-процессуальная проверка, так как проводится последняя до возбуждения уголовного дела и несет в себе цель – установить юридически значимые обстоятельства, необходимые для принятия соответствующего решения (вынесения постановления о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела).

        Общая характеристика рассматриваемого этапа.

        1. Права лица, в отношении которого проводится доследственная проверка.

        Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

        Таким образом, применительно к статье 146 УК РФ, на данном этапе лицо, в отношении которого проводится проверка, вправе:

        – Давать объяснения либо отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ.

        – Пользоваться услугами адвоката.

        – Заявлять ходатайства и отводы лицу, в производстве которого находятся материалы доследственной проверки.

        – Приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

        2. Срок доследственной проверки. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой ст. 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

        Таким образом, максимальный срок проверки составляет 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении. После истечения указанного срока лицо, в производстве которого находится материал проверки, должно принять одно из трех решений, указанных в ст. 145 УПК РФ, а именно: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ.

        Однако истечение 30 суточного срока вовсе не означает, что проверочных мероприятий больше осуществляться не будет, так как прокурор, руководитель следственного органа может отменить вынесенное постановление в пределах своих полномочий и направить материал на дополнительную проверку.

        3. Лицо, уполномоченное на проведение доследственной проверки. Как правило, уголовно-процессуальную проверку по рассматриваемому деянию с признаками преступления, может проводить как следователь, так и сотрудник органа дознания (применительно к материалу по ст. 146 УК РФ вероятнее всего проверку будет проводить сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями либо сотрудник отдела по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации).

        Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

        Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

        Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий. Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации и ч.2 ст.37 УПК. Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности.

        Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

        Данное полномочие прокурора установлено ч. 4 ст. 146 УПК РФ и направлено на восстановление конституционных прав лиц, незаконно и необоснованно вовлеченных в уголовное судопроизводство без наличия достаточных оснований к возбуждению уголовного дела или уголовного преследования.

        Утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу. Возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

        Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными и подлежат безусловному исполнению в установленный срок.8.

        Решение об отстранении дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае нарушения процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания. Рассмотренные в данной работе, полномочия прокурора являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение.

        Регламент законодательного акта определяет полномочия прокурора УПК РФ:

        1. Затребовать для проверки нормативы исполнений актов ФЗ при приеме сведений, сообщений об административных нарушениях, преступлениях.
        2. Вынести постановление о передаче материалов по делу в органы следствия, дознания по последующему решению вопроса об уголовном преследовании. В частности, постановление может касаться фактов нарушений, выявленных должностным лицом в ходе проверки.
        3. Требовать устранения нарушений законов РФ, допущенных в ходе следственных, процессуальных действий.
        4. Передавать дознавателям указания в письменной форме с разъяснениями по направлению расследований, выполнения действий процессуального порядка. Это касается следующих пунктов:
        • изменений в части избрания меры пресечения, процессуального действия, вынесенных на основании решения суда;
        • проверка соответствия законам РФ, наличие обоснованности решений следователя, отказавшего в возбуждении уголовных дел, а также при приостановлениях, прекращении дел уголовного порядка;
        • принятие решений по делам уголовного порядка в соответствии с Кодексом;
        • рассмотрение и принятие решений о заключении досудебных соглашений в части сотрудничества с обвиняемым, с последующим ходатайством перед вышестоящим должностным лицом;
        • порядка и правил при заключении добровольного сотрудничества и соглашений с обвиняемым;
        • вынесение постановлений о порядке изменений, прекращений действия соглашения – в порядке, предусмотренном Кодексом.

        Обращение к статье важно в части ведения предварительного расследования и осуществления процессуальных судебных действий. В соответствии с п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ, прокурору представляется проверить правильность ведения дел и ознакомиться с документами по возбужденному уголовному делу. В процессе рассмотрения хода судопроизводства по определенным делам прокурор обязан поддерживать государственного обвинителя, гарантируя законность и обоснованность обвинений.

        выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

        Официальное извинение реабилитированному.

        Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда.

        Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

        требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия;5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;12. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

        • Обратиться за консультацией через форму.
        • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
        • Позвонить: По всей России: +7

        Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов: 7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

        Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].

        Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

        С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства [2]. О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст.

        7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

        Уголовное производство возбуждается лишь при наличии серьезных и обоснованных причин, ведь речь идет о возможности применения достаточно сурового наказания. Возбуждение уголовного дела допустимо на основании ряда поводов, четко определенных законодателем. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует оперативному проведению следственных мероприятий и обеспечивает защиту пострадавшей стороны от противозаконных действий. В данной статье будет разобран процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, поводы и основания к выполнению подобных действий, а также причины отказа в возбуждении. Кроме того, будут изучены стадии возбуждения уголовного дела.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий