Чрезвычайное обстоятельство это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чрезвычайное обстоятельство это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      1. Транспортные аварии (катастрофы):
      • аварии товарных поездов;
      • аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;
      • аварии речных и морских грузовых судов;
      • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
      • авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;
      • авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;
      • аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы)
      • аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;
      • аварии на магистральных трубопроводах.
      1. Пожары, взрывы, угроза взрывов:
      • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
      • пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
      • пожары (взрывы) на транспорте;
      • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
      • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, куль­турного назначения;
      • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
      • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
      • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;
      • утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).
      1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
      • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
      • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;
      • образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начав­шихся в результате аварии;
      • аварии с химическими боеприпасами, утрата источников ХОВ.
      1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):
      • аварии на АС, атомных энергетических установках производственного и ­исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;
      • аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;
      • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установка­ми или грузом РВ на борту;
      • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
      • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
      • утрата радиоактивных источников.
      1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
      • аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);
      • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
      • утрата БОВ.
      1. Внезапное обрушение зданий, сооружений:
      • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
      • обрушение производственных зданий и сооружений;
      • обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.
      1. Аварии на электроэнергетических установках:
      • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом элект­роснабжения всех потребителей;
      • аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;
      • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
      1. Геофизические опасные явления:
      • землетрясения;
      • извержение вулканов.
      1. Геологические опасные явления:
      • оползни;
      • сели;
      • обвалы, осыпи;
      • лавины;
      • склоновый смыв;
      • просадка лессовых пород;
      • просадка (провал) земной поверхности в результате карста;
      • абразия, эрозия;
      • курумы;
      • пыльные бури.
      1. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:
      • бури (9-11 баллов);
      • ураганы (12-15 баллов);
      • смерчи, торнадо;
      • шквалы;
      • вертикальные вихри;
      • крупный град;
      • сильный дождь (ливень);
      • сильный снегопад;
      • сильный гололед;
      • сильный мороз;
      • сильная метель;
      • сильная жара;
      • сильный туман;
      • засуха;
      • суховей;
      • заморозки.
      1. Морские гидрологические опасные явления:
      • тропические циклоны (тайфуны);
      • цунами;
      • сильное волнение (5 баллов и более);
      • сильное колебание уровня моря;
      • сильный тягун в портах;
      • ранний ледяной покров и припай;
      • напор льдов, интенсивный дрейф льдов;
      • непроходимый (труднопроходимый) лед;
      • обледенение судов и портовых сооружений;
      • отрыв прибрежных льдов.
      1. Гидрологические опасные явления:
      • высокие уровни воды (наводнения);
      • половодье;
      • дождевые паводки;
      • заторы и зажоры;
      • ветровые нагоны;
      • низкие уровни воды;
      • ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.
      1. Гидрогеологические опасные явления:
      • низкие уровни грунтовых вод;
      • высокие уровни грунтовых вод.
      1. Природные пожары:
      • лесные пожары;
      • пожары степных и хлебных массивов;
      • торфяные пожары;
      • подземные пожары горючих ископаемых.
      1. Инфекционная заболеваемость людей:
      • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
      • групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;
      • эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;
      • эпидемия;
      • пандемия;
      • инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.
      1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):
      • катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за вы­работки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности чело­века;
      • наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
      • интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;
      • кризисные ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
      • критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.
      1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмо­сферы (воздушной среды):
      • резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
      • превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмо­сфере;
      • температурные инверсии над городами;
      • «кислородный» голод в городах;
      • значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
      • образование обширной зоны кислотных осадков;
      • разрушение озонового слоя атмосферы;
      • значительные изменения прозрачности атмосферы.
      1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):

      Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:

      I – сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;

      II – связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;

      III – на транспортных коммуникациях;

      IV – военно-политического характера;

      V – вызванные стихийные бедствиями.

      К I группе ЧС, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:

      • аварии на атомных электростанциях;
      • утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;
      • аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;
      • аварии на ядерных установках научно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
      • аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
      • падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
      • незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при повреждении источников ионизирующих излучений, авариях на транспорте, пере­возящем радиоактивные препараты;
      • аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;
      • аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые зна­чения.

      II группа ЧС:

      • пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
      • взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в том числе при падении летательных аппаратов);
      • взрывы в жилых домах.

      III группа – ЧС ситуации на транспортных коммуникациях:

      • аварийные катастрофы;
      • столкновения и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метро­политене);
      • аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество чело­веческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных терри­торий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
      • аварии на трубопроводах, вызванные выброс большой массы транспортирую­щих веществ и загрязнение ими окружающей среды;
      • аварии на энерго- и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нор­мальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных фак­торов.

      Масштаб чрезвычайного происшествия оценивается по размеру нанесенного ущерба, количеству пострадавших и по территориальному признаку (величине охваченной им территории).

      ЧС считается локальной, если:

      • ее зона находится в пределах территории определенного объекта;
      • число получивших значительный ущерб здоровью или погибших не превышает 10 человек;
      • материальный ущерб (в том числе окружающей природе) не превышает 240 тысяч рублей.

      К подобным муниципальным ситуациям относятся те, у которых:

      • зона находится в пределах одного поселения (района) или внутри города;
      • число пострадавших в результате ЧС более 10-ти, но не превышает 50 человек;
      • материальный ущерб исчисляется суммой свыше 240 тысяч рублей, но не превышающей 12 млн рублей.

      Показатели межмуниципального вида ЧС:

      • затронута территория не менее двух поселений, районов или территорий внутри городов или между ними;
      • число погибших или получивших значительный ущерб для здоровья не превышает 50 человек;
      • материальный ущерб (включая нанесенный природным ресурсам) не превышает 12 млн рублей.

      Региональная ситуация имеет следующие признаки:

      • зона ЧС находится внутри одного субъекта РФ, не выходя за его пределы;
      • пострадало от 51 до 500 человек;
      • материальный ущерб лежит в пределах от 12 млн до 1,2 млрд рублей.

      Межрегиональная ЧС отличается от региональной тем, что зона, на которой произошла чрезвычайная ситуация, принадлежит одновременно нескольким субъектам РФ (не менее, чем двум).

      Основные признаки такой федеральной ситуации:

      • число погибших и получивших увечья, значительный вред здоровью, превышает 500 человек;
      • размер причиненного материального ущерба исчисляется суммой более 1,2 млрд рублей.

      ЧС могут также иметь национальный характер (охватывать государство целиком) и глобальный (когда они затрагивают сразу несколько государств).

      По этому признаку все чрезвычайные ситуации делятся на 2 группы:

      1. Те, которые относятся к неумышленным (непреднамеренным) — техногенные аварии и катастрофы, различные бедствия стихийного происхождения.
      2. Относящиеся к умышленным (преднамеренным) — теракты, военные, социальные, национальные конфликты.

      По данному признаку все чрезвычайные ситуации подразделяют на:

      1. Имеющие затяжное течение (к ним, в частности, относятся те, которые вызывают загрязнение окружающей природы).
      2. Имеющие кратковременный характер.

      Характер чрезвычайной ситуации, в зависимости от скорости ее распространения, принято считать:

      1. Плавным (большинство экологических ситуаций, когда загрязнение природы происходит постепенно).
      2. Умеренным.
      3. Быстро распространяющимся.
      4. Стремительным (большая часть стихийных бедствий, техногенных аварий, вооруженных конфликтов, включая военные).
      5. Взрывным.

      ЧС может оказаться:

      1. Прогнозируемой (ожидаемой) — среди них обычно экономические, политические и социальные ситуации.
      2. Непрогнозируемой (внезапной) — в основном стихийные бедствия.

      Прогнозирование чрезвычайных ситуаций специальными службами имеет важное значение, так как позволяет подготовиться к вероятной опасности, осуществить своевременное предупреждение населения и органов МЧС, предусмотреть грамотные действия по ликвидации последствий, минимизировать потери, избежать случайных жертв, а иногда и предотвратить саму ЧС.

      Статья 1. Основные понятия

      В зависимости от сферы своего происхождения, все ЧС подразделяются на имеющие один из характеров, описанных ниже.

      К ним относятся ЧС, связанные с изменением:

      1. Состояния биосферы (массовая гибель и исчезновение животных, растительности; потеря способности к возобновляемости природных ресурсов).
      2. Состояния гидросферы (загрязнение водной среды, влекущее нарушение хозяйственной деятельности; истощение или загрязнение водных ресурсов, ведущее к нехватке питьевой воды).
      3. Свойств и состава атмосферы (кислотные осадки, кислородная нехватка в городах, температурные инверсии).
      4. Состояния суши (загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами; опустынивание, заболачивание почв; истощение природных ископаемых; загрязнение почв вредными веществами сверх нормы; оползни и обвалы в результате выработки недр и пр.).
      1. Природные пожары (подземные, торфяные, степные, лесные).
      2. Гидрогеологические и гидрологические (в том числе морские) опасные явления. Связаны с уровнем грунтовых и обычных вод, сильными волнами, ледоставом, обледенением, тайфунами, цунами.
      3. Метеорологические опасные явления (сильные заморозки, снегопад, метели, гололед, град, ливни, шквалы, ураганы, торнадо, бури, засухи, жара и т.д.).
      4. Геологические и геофизические опасные явления (извержение вулканов, землетрясения, пыльные бури, лавины, обвалы, сели, оползни и т.д.).
      5. Инфекционные заболевания людей (пандемии, эпидемии, эпидемические вспышки и групповые случаи опасных ИЗ), сельскохозяйственных животных (панзоотия, эпизоотия, энзоотия и т.д.); поражение сельскохозяйственных растений (панфитотия, эпифитотия, распространение вредителей в массовом масштабе).
      1. Аварии на объектах жизненного обеспечения: на очистных сооружениях или в коммунальных системах (газопроводах, системах водоснабжения, на тепловых сетях, в канализационных системах).
      2. Аварии на гидродинамических сооружениях, если они: привели к отложению наносов или смыву плодородных почв; повлекли за собой прорывной паводок; образовали катастрофические затопления.
      3. Обрушение (внезапное) эксплуатируемых сооружений и зданий.
      4. Аварии с выбросом: биологически опасных веществ; радиоактивных веществ; химически опасных веществ.
      5. Пожары, взрывы (или их угроза) на всех опасных или любых значимых для жизнедеятельности людей объектах.
      6. Все виды транспортных аварий и катастроф (автомобильные; авиационные; морских и речных судов — как грузовых, так и пассажирских; поездов — метро, пассажирских, товарных).

      feniks.help — Скорая помощь студентам

      Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

      1. транспортные аварии и катастрофы:
        1. автомобильные,
        2. железнодорожные,
        3. авиакатастрофы,
        4. на речных или морских судах;
      2. пожары (кроме бытовых) и взрывы (угроза взрыва);
      3. обрушение зданий различного назначения, сооружений;
      4. аварии с выбросом (или его угрозой) опасных веществ:
        1. химических,
        2. биологических,
        3. радиоактивных;
      5. аварии на объектах жизнеобеспечения:
        1. энергетических,
        2. газовых,
        3. коммунальных (водообеспечение, водоотведение, теплоснабжение).
      Кирилл

      На примере Швеции и Белоруссии я не могу сказать, что самоизоляция что-то замедлила, у нас рост численности заразившихся не меньше чем в этих двух странах, а вот экономический ущерб от этой самоизоляции огромен, да и многие люди остались без средств к существованию из-за ограничений по многим видам деятельности.

      Дмитрий

      Кирилл: Швеция лидер по количеству смертей от ковида на душу населения. Это по Вашем стоило тех двух процентов ВВП, которые им удалось отыграть ( в Европе в среднем упал ВВП на 10 процентов, а у них на 8)? Дешево же Вы жизни людей цените?

      В России же ВВП еще меньше упал, чем в Швеции. Тут Ваша логика вообще не катит. Успокойтесь — все делали правильно. Плохо сейчас всем (всему миру).

      Валерий

      Полностью согласен с Кириллом, дело не в смертности, а в скорости распространения вируса и если при самоизоляции скорость распространения не ниже чем без самоизоляции, то встаёт вопрос, а к чему городили весь этот огород?

      Что касается смертности, то я читал в МК, что за первое полугодие 2020 года в России умерло на 25 тысяч больше человек, чем за первое полугодие 2019 года, причем в июне умерло 90 процентов от этих 25 тысяч, вот такая аномалия вырисовывается.

      Дмитрий

      Валерий: а откуда Вы знаете, какая была бы скорость распространения без самоизоляции? Вы способны проникать в паралелльные вселенные?

      Не читай МК и будет Вам счастье.

       — разведку маршрутов движения и участков работ;

       — локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

      - подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

       — поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

       — оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;

       — вывоз (вывод) населения из опасных зон;

       — санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

      Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

      Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

       прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

       локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

       укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

       ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

       обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

       ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;

       санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;

       первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

      ЧС делят на несколько групп по разным признакам. Основными являются: характер катастрофы, причина, масштабы, ущерб. В зависимости от того, что стало причиной, различают ЧС:

      • Природного характера (землетрясения, торнадо, пожары, обвалы, бури и т.п.);
      • Техногенного характера (на промышленных объектах):
        1. биологические;
        2. химические;
        3. радиационные;
        4. гидродинамические.

      Важно! Также к второй категории относят взрывы, пожары, транспортные происшествия.

      • Экологического характера (опустынивание, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т.п.);
      • Биолого-социального характера (эпидемии людей, животных, растений).

      Для каждой ЧС существует поражающий фактор. Он становится причиной того, почему она произошла. Они отличаются по характеру:

      • Механический — из-за действия кинетической энергии. Пострадать могут живые организмы, объекты, природа. К этой группе относят ударные волны, толчки земной породы, обвалы или заносы снега, крушение конструкций и т.п.
      • Тепловой — из-за слишком высоких температур. Это сгорание, ожоги, удушение.
      • Химический — травмирование и отравление химическими веществами организма, природы, пищи, нарушения, имеющие долгосрочное влияние.
      • Радиационный — разрушение организмов ионизирующим излучением, лучевой болезнью, генетические изменения, а также загрязнение окружающей среды.

      Важно! Воздействие последнего фактора вызывает смерть или травмирование людей, животных, выход из строя техники, объектов, негативное воздействие на окружающую среду.

      Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

      Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от их характера, сферы возникновения, масштабов и размеров ущерба.

      По характеру источников возникновения:

      • природного;
      • техногенного;
      • экологического;
      • биолого-социального характера.

      По сфере возникновения:

      • террористического характера
      • гуманитарного характера.

      В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на :

      1. Локального характера, — зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 100 000 рублей;
      2. Муниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
      3. Межмуниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
      4. Регионального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
      5. Межрегионального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
      6. Федерального характера, — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

      Классификация не распространяется на чрезвычайные ситуации, возникающие вследствие лесных пожаров.

      Класс ЧС

      Группа ЧС

      Вид ЧС

      2. ЧС природного характера

      2.1 Геологические

      — Землетрясения.
      — Обвалы, осыпи.
      — Просадки (провалы) земной поверхности.
      -Карстовые провалы.

      2.2 Метеорологические

      — Сильный ветер, включая шквалы и смерчи.
      — Сильные пыльные бури.
      — Крупный град.
      — Очень сильный дождь (ливень).
      — Очень сильный снегопад.
      — Налипание мокрого снега и сложные отложения (слой льда, изморози, мокрого снега).
      — Сильные метели.
      — Сильный гололед.
      — Очень сильный мороз.
      — Очень сильная жара.
      — Сильный туман.
      — Засуха.
      — Заморозки.
      — Высокая пожарная опасность лесов.

      2.3 Гидрологические

      — Высокие уровни воды (при наводнениях, половодьях, дождевых паводков).
      — Заторы.
      — Низкие уровни воды.
      — Ранний ледостав и появления льда на судоходных реках, озерах, водохранилищах.
      — Повышения уровня грунтовых вод (подтопления).

      2.4 Пожары в природных экосистемах

      — Лесные пожары.
      — Торфяные пожары.
      — Подземные пожары горючих ископаемых.

      2.5 Инфекционные заболевания людей и эпидемии

      — Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний..
      — Групповые случаи опасных инфекционных заболеваний
      — Эпидемическая вспышка инфекционных заболеваний.
      — Эпидемия.
      — Заболевания людей не выявленной этиологии.

      2.6 Отравления и токсические заболевания людей

      — Отравления людей в результате употребления воды, продуктов питания.
      — Отравления людей токсичными и другими веществами.

      2.7 Эпизоотии

      — Случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных.
      — Массовые заболевания сельскохозяйственных животных.

      2.8 Массовые отравления сельскохозяйственных животных

      — Массовые отравления сельскохозяйственных животных

      2.9 Массовая гибель диких животных

      — Массовая гибель диких животных

      2.10 Поражение с/х растений и лесных массивов болезнями и вредителями

      — Панфитотия.
      — Прогрессирующая эпифитотия.
      — Заболевания с/х растений невыявленной этиологии.
      — Массовое распространение вредных растений.
      — Заражение лесов вредителями и болезнями

      В каждой стране происходили и происходят такие события, которые могут затрагивать обширные или локальные области внутри государства. В России также существует ряд крупных ЧС, произошедших за последние годы.

      В таблице ниже представлены наиболее ярко информированные СМИ и достаточно глобальные по своим масштабам чрезвычайные ситуации.

      Происшествие Вид Ущерб
      Авария на шахте г. Кемерово Производственная 91 человек
      Авиакатастрофа в Перми Техногенная 88 человек
      Пожар в ТЦ «Зимняя вишня» г. Кемерово Комбинированная федерального уровня 60 человек
      Наводнение в Крымске Природная 24 тыс. человек пострадали
      Авария на Саяно-Шушенской ГЭС Производственная 75 человек

      Чрезвычайная ситуация может возникнуть по ряду причин. Для того, чтобы предотвратить ее последствия, государство и местные власти предпринимают все действия.

      В результате даже краткого анализа ЧС, можно предупредить развитие определенных последствий, а также уберечь остальных людей от воздействия.

      Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[1].

      В РФ решение о введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от масштаба ситуации принимает Правительство, МЧС России или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям[2].:71

      На фоне пандемии коронавируса COVID-19 президент РФ Владимир Путин 1 апреля 2020 года подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», согласно которому право введения режима ЧС как на уровне регионов, так и на федеральном уровне получило правительство РФ[3].

      Классификация чрезвычайных ситуаций

      В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы нижеприведённым образом на следующие[5]:

      1. Локального характера, — зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 240 тысяч рублей;
      2. Муниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
      3. Межмуниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей;
      4. Регионального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей;
      5. Межрегионального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей;
      6. Федерального характера, — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 миллиардов рублей.

      Классификация не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникающие вследствие лесных пожаров.

      Для раскрытия понятия «чрезвычайная ситуация» с точки зрения административного права следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также принятыми в соответствии с ним законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

      Согласно ст. 1 указанного Закона чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери. Данное определение позволяет выделить квалифицирующие признаки чрезвычайной ситуации: причину — опасное природное явление, катастрофа, стихийные или иные бедствия и следствие — наличие человеческих жертв, причинение ущерба здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

      Законодательство РФ не содержит четких определений понятий «катастрофа», «стихийное бедствие», «авария», поэтому обратимся к специальным нормативным правовым актам, а также к Государственным стандартам Российской Федерации.

      Наиболее многозначным термином, раскрывающим понятие «чрезвычайная ситуация», является термин «авария». Согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» радиационной аварией является потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести либо привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

      В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

      Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, авария представляет собой повреждение либо выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических либо физических лиц и здоровью населения.

      Стандарт ГОСТ Р 22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» содержит следующее определение: авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

      Определения понятий «стихийное бедствие» и «катастрофа» даны в ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»:

      • стихийное бедствие — разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть либо возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, т.е. катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы, нанести существенный материальный ущерб юридическим и физическим лицам, а также окружающей природной среде;
      • природно-техногенная катастрофа — это разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

      Таким образом, ситуация будет являться чрезвычайной, если в результате указанных выше событий (аварии, стихийного бедствия, катастрофы) наступили или могут наступить такие последствия: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, нарушение условий жизнедеятельности людей и значительные материальные потери.

      Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, подразделяет все чрезвычайные ситуации на шесть видов: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями отнесения чрезвычайной ситуации к тому или иному виду являются:

      • количество людей, пострадавших в этих ситуациях;
      • количество людей, условия жизнедеятельности которых нарушены в результате данной чрезвычайной ситуации;
      • размер материального ущерба;
      • границы зон распространения поражающих факторов.

      С точки зрения гражданского права при определении критериев отнесения обстоятельств хозяйственной деятельности организации к чрезвычайной ситуации следует обратиться к нормам международного права, а также Гражданского кодекса РФ.

      Нормы международного права при регулировании порядка освобождения от ответственности сторон обязательственного правоотношения используют понятие «непреодолимая сила», или «форс-мажор». В соответствии с п. 7.1.7 Принципов международных коммерческих договоров, разработанных Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), сторона освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий. Согласно ст. 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия либо его последствий.

      Данные положения международных правовых актов нашли свое отражение в гражданском законодательстве Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при ведении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайные обстоятельства могут являться или не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от того, можно ли их было предотвратить.

      Таким образом, основными признаками обстоятельств непреодолимой силы являются непредотвратимость наступления и чрезвычайный характер обстоятельств. И чрезвычайность, и непредотвратимость могут быть отнесены как к природным явлениям стихийного характера, так и к действиям людей.

      Непредотвратимость исходя из доктрины гражданского права означает отсутствие необходимых и достаточных организационно-технических средств, обязательных для предотвращения наступления разрушительных природных сил, социальных явлений, недопущения возникновения тех тяжелых материальных последствий, которые оказываются неизбежными при возникновении данных обстоятельств. По мнению специалистов, непредотвратимость носит относительный характер, поскольку приобретает черты непреодолимой силы не только вследствие наличия внутренних свойств, но и в зависимости от существования ряда внешних условий, таких как состояние науки и техники, развитие производительных сил общества.

      Чрезвычайный характер обстоятельств означает неожиданность, отсутствие необходимой закономерности в развитии событий, фактов, среди которых возникает явление, характеризуемое в качестве непреодолимой силы. Данный вывод относится к событиям (природным явлениям — например, непрекращающиеся дожди в период созревания хлебов), общественным явлениям (военные действия, забастовки), а также к действиям, поступкам отдельных личностей (незаконное задержание, лишение свободы).

      Четкого и закрытого перечня обстоятельств непреодолимой силы гражданское законодательство РФ не содержит. Исходя из правоприменительной практики представляется целесообразным относить к обстоятельствам непреодолимой силы землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, публикацию нормативных правовых актов запрещающего характера. Однако не всегда чрезвычайное обстоятельство, например пожар, может быть признано судом обстоятельством непреодолимой силы. Суды проверяют соответствие обстоятельств пожара критерию непредотвратимости, учитывают наличие вины пострадавшей стороны в возникновении пожара. Данные положения подтверждаются судебной практикой (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 1999 г. по делу N Ф03-А51/99-1/1400, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2000 г. по делу N А56-15789/2000).

      Чрезвычайные ситуации любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

      Первая стадия — стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения чрезвычайной ситуации, которая может длиться сутки, месяцы, иногда — годы и десятилетия, а в случае землетрясений и извержений вулканов — столетия.

      Вторая стадия — инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе чрезвычайной ситуации.

      Третья стадия — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и окружающую среду.

      Четвёртая стадия — стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности — локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации её прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться ещё до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

      А) Чрезвычайные ситуации техногенного характера:

      1. Транспортные аварии (катастрофы):

      • товарных поездов;
      • пассажирских поездов;
      • речных и морских грузовых судов;
      • на магистральных трубопроводах.

      2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

      • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
      • пожары (взрывы) на транспорте;
      • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения.

      3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

      • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
      • аварии с химическими боеприпасами.

      4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

      • аварии на атомных станциях;
      • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;
      • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
      • утрата радиоактивных источников.

      5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

      • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;
      • утрата БОВ.

      6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

      • обрушение элементов транспортных коммуникаций;
      • обрушение производственных зданий и сооружений;
      • обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

      7. Аварии на электроэнергетических системах:

      • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
      • выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

      8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

      • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
      • аварии на тепловых сетях в холодное время года;
      • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
      • аварии на коммунальных газопроводах.

      9. Аварии на очистных сооружениях:

      • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
      • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

      10. Гидродинамические аварии:

      • прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;
      • прорывы плотин с образованием прорывного паводка.

      Б) Чрезвычайные ситуации природного характера:

      1. Геофизические опасные явления:

      • землетрясения;
      • извержения вулканов.

      2. Геологические опасные явления:

      • оползни;
      • сели;
      • пыльные бури;
      • обвалы, осыпи, курумы, эрозия, склоновый смыв и др.

      3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

      • бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри;
      • крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
      • сильный снегопад, сильный гололёд, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
      • сильная жара, засуха, суховей.

      4. Морские гидрологические опасные явления:

      • тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря;
      • ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лёд;
      • отрыв прибрежных льдов и др.

      5. Гидрологические опасные явления:

      • высокие уровни вод (наводнения), половодья;
      • заторы и зажоры, низкие уровни вод и др.

      6. Гидрогеологические опасные явления:

      • низкие уровни грунтовых вод;
      • высокие уровни грунтовых вод.

      7. Природные пожары:

      • лесные пожары;
      • пожары степных и хлебных массивов;
      • торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.

      8. Инфекционные заболевания людей:

      • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
      • групповые случаи опасных инфекционных заболеваний (эпидемия)и др.

      9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

      • единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
      • инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.

      10. Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

      • массовое распространение вредителей растений;
      • болезни не выявленной этиологии и др.

      В) Чрезвычайные ситуации экологического характера:

      1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

      • катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
      • наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
      • интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и др.;
      • кризисные ситуации, связанные с истощением не возобновляемых природных ископаемых;
      • критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

      Чрезвычайная ситуация — это обстановка, которая сложилась по тем или иным причинам.

      Ими могут выступать катастрофы, эпидемии, наводнения, пожары и многие другие события.

      ЧС могут быть очень серьезными, например, когда в результате них отмечаются гибель лиц, нанесен урон здоровью и повреждены здания или объекты природы. Последствия могут быть различными.

      Существует специальная классификация ЧС.

      Ониподразделяются по степени тяжести, а также характеру воздействия:

        1. Природные — их еще называют естественными или геофизическими. Они возникают в результате определенных природных явлений, таких как ураган, сильный снегопад, ливень, ветер, шторм, засухи и так далее. В связи с этим природные ситуации также подразделяются на подвиды. К ним относятся:
          • метеорологические: мороз, пожар, засуха;
          • топологические: оползень, наводнение;
          • космические: падение метеорита и прочее.
        2. Техногенные или искусственные. Они бывают двух подвидов — транспортные и производственные. Под транспортными подразумеваются аварии, как дорожные, так и иные. Под производственными — различные повреждения, по типу химических и радиоактивных, полученные на производстве либо при других обстоятельствах.
        3. Биолого-социальные. Это такие обстоятельства, которые возникают в результате развития массовой эпидемии, сюда также относятся голод, наркомания, массовый алкоголизм, терроризм.
        4. Военные — к ним относятся происходящие войны, беспорядки.
        5. Экологические. Подразумевается воздействие на экологию. Например, сильное загрязнение окружающей среды или выбросы в стратосферу.
        6. Антропогенные. Под ними подразумеваются определенные действия людей, в результате которых был нанесен серьезный урон чему-либо. То есть под ними подразумевается человеческий фактор.
        7. Комбинированные. Возникают в результате комбинации воздействия различных ситуаций. Это может быть неправильное поведение спасателей во время наводнения. Когда комбинируется два фактора — антропогенный и природный.

      Классифицируются ЧС по различным факторам. Но каждый из них вид является опасным и серьезным, т. е. чрезвычайным.

      По масштабу происшествия ЧС делятся на подвиды:

      1. Локальные. В результате таких ситуаций происходят повреждения локального характера, то есть они случаются на определенных объектах хозяйства. Ими могут выступать предприятия, комплексы, склады и прочие учреждения и объекты. Ликвидируется силами тех, на чьем предприятии произошло ЧС.
      2. Муниципальные. Ими обозначаются те, зона которых не находится за границами одного поселения. То есть они возникают в пределах одного района, области или деревни. Устраняются силами городских и областных властей.
      3. Межмуниципальные. К ним относятся межтерриториальные происшествия.
      4. Региональные. Территория ЧС занимает несколько областей, либо это может быть один экономический район.
      5. Федеральные. Очень масштабные обстоятельства, произошедшие в нескольких районах или центрах.

      В результате определенных обстоятельств, в зависимости от количества потерпевших людей, а также от размера затронутой территории, ситуации подразделяются на подвиды.

      Чрезвычайные происшествия делятся также на две категории.

      К случайным относятся неумышленные действия лиц, в результате которых случилось то или иное обстоятельство.

      Под преднамеренными определяются действия, приводящие к ЧС специально: террористические акты, различные движения, массовые беспорядки.

        ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА», СССР, Свердловская киностудия, 1980, цв., 78 мин. Производственная драма. Необходимость строительства нового завода это и есть те чрезвычайные обстоятельства, с которыми приходится бороться начальнику нефтяного… … Энциклопедия кино

        Чрезвычайные обстоятельства — (force majeure) см. Форс мажор … Экономико-математический словарь

        чрезвычайные обстоятельства — — Тематики защита информации EN emergency … Справочник технического переводчика

        чрезвычайные обстоятельства — Syn: случайность, непредвиденное обстоятельство … Тезаурус русской деловой лексики

        Чрезвычайные обстоятельства в деятельности архивов — 246. В целях настоящего Наставления под чрезвычайными обстоятельствами в деятельности архивов понимаются такие обстоятельства, при которых невозможно выполнение в полном объеме возложенных на архив задач в соответствии с требованиями настоящего… … Официальная терминология

        ФОРСМАЖОР/ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — (force majeure, франц.) Событие вне контроля любой из сторон, заключившей контракт (например, забастовка, мятеж, война, стихийное бедствие), которое в том случае, если контракт содержит статью о форсмажорных обстоятельствах, оправдывает при… … Словарь бизнес-терминов

        Обстоятельства, не зависящие от воли сторон, при наличии которых трудовой договор подлежит прекращению — трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановление на работе работника, ранее… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

        ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ФОРС-МАЖОРНЫЕ Большой бухгалтерский словарь

        ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ФОРС-МАЖОРНЫЕ — чрезвычайные обстоятельства, которые являются непреодолимыми для фирмы контрагента и лишают ее возможности выполнить свои обязательства по договору (контракту). К Ф. м.о. относятся такие непредвиденные причины невыполнения контрактов, как… … Большой экономический словарь

        Обстоятельства Форс-Мажорные — чрезвычайные события, в результате которых становится невозможным выполнение обязательства по договору одной из сторон. К числу таких обстоятельств относятся: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары и др.), войны,… … Словарь бизнес-терминов

      • Свой путь , Пелевин Виктор Олегович , Емец Дмитрий Александрович , Садловская Мария , У каждого человека — собственный путь и возможность выбирать между добром и злом, бескорыстием и выгодой, правдой и ложью. Героиня рассказа Марии Метлицкой поставлена в чрезвычайные… Категория:

      До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

      Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

      Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

      Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры — предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

      Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, — это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. Отличное определение

      Неполное определение ↓

      1. Право на защиту жизни, личного имущества
      2. Право быть информированным о рисках, которым они могут подвергнуться, и о мерах обеспечения безопасности
      3. Право участвовать в предотвращении и ликвидации ЧС
      4. Право возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС
      5. Право на медицинское обслуживание
      6. Право на получение компенсаций за ущерб, который причиняется здоровью при выполнении обязанностей по ликвидации ЧС
      7. Право на пенсию при потере нетрудоспособности при ликвидации последствий ЧС
      8. Право на получение бесплатной юридической помощи.
      1. Соблюдать законы, нормативные акты, которые касаются защиты населения и территории во время ЧС
      2. Соблюдать меры безопасности в быту, в трудовой деятельности
      3. Изучать основные способы защиты населения и территории во время ЧС, приемы оказания первой помощи, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области
      4. Выполнять установленные в соответствии с режимом правила поведения
      5. При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
      • Классификация ЧС природного и техногенного характера. Классификация ЧС по масштабу
      • Что такое опасная ситуация? Виды и характеристики опасных ситуаций. Правила поведения в опасных ситуациях
      • Аварийная ситуация и ее ликвидация
      • Аварии гидродинамические в России: примеры
      • Облагается ли материальная помощь НДФЛ: основные положения, требования и порядок
      • Инцидент – это неблагоприятное происшествие. Расследование ситуации
      • Непреодолимая сила в гражданском праве и уголовном

      Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС)

      Иван Хозяйкин, адвокат бюро «Ахметов, Хозяйкин и партнеры»: «Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) зачастую путают с режимом чрезвычайного положения (ЧП), отсюда и рождаются все эти мифы о государстве-Левиафане, способном буквально сожрать своих граждан, если того потребуют обстоятельства. Действительно, режим ЧС — это более «строгий» режим, чем режим повышенной готовности, но не такой суровый как режим чрезвычайного положения. Режим ЧС вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации, то есть аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

      Наталья Русакова, руководитель юридического агентства «Русакова и партнеры» поясняет ситуацию с другой стороны: «ЧС — это обстановка, которая на сегодняшний день имеет место быть на территории РФ. Результатом имеющейся обстановки был введен почти во всех субъектах РФ режим повышенной готовности. Обращаю внимание — НЕ чрезвычайное положение».

      Среди позиций, которыми оперируют противники введения ЧС обычно называются следующие:

      • разрешение временной конфискации имущества;
      • закрытие предприятий и магазинов — централизованное снабжение и карточная система;
      • свободный досмотр транспорта и жилища;
      • аннулирование договоров бизнеса.

      Иван Хозяйкин: «Мероприятия, которые сейчас так бурно обсуждаются: временная конфискация имущества у граждан, реквизиция и иные меры, которые ограничивают права и свободы граждан, введение комендантского часа, создание комендатур и прочего — все это возможно лишь при введении чрезвычайного положения».

      Наталья Русакова: «Указанные позиции/вопросы, в том ключе, в котором они излагаются могут быть реализованы только при введении режима ЧП».

      • Ограничить доступ людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;
      • могут временно задействовать транспортные средства, средства связи и оповещения, а также иное имущество органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
      • приостанавливать деятельность организации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и граждан;
      • могут быть привлечены Вооруженные силы РФ для ликвидации чрезвычайной ситуации;
      • иные меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина и направленные на защиту.

      Здесь надо обратить внимание на последнюю фразу. В законе четко обозначено, что принимаемые меры не должны ограничивать права и свободы.

      Сторонники срочного введения ЧС обычно оперируют экономическими мотивами. Среди тезисов, которыми оперируют авторы подобных сообщений, мы выделили самые популярные:

      • Освобождение от уплаты арендных и коммунальных платежей;
      • освобождение от уплаты по кредитам;
      • можно не платить пени и штрафы за неисполнение условий заключенных договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами;
      • аннулирование договоров и отказ бизнеса от обязательств перед сотрудниками;
      • государство должно возместить любые убытки. Поскольку, якобы, финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является обязательством государства;
      • в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что и индивидуальные предприниматели, и юридические лица имеют право на получение возмещения вреда имуществу при эпидемиологических мероприятиях в полном объеме;
      • при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан — физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

      А как на самом деле? Наталья Русакова: «На сегодняшний день никто не освобождается от своих обязанностей по различным видам договоров. Государство со своей стороны, издавая ряд нормативно-правовых актов, дает возможность как населению, так и бизнесу воспользоваться правом, например, на снижение арендных платежей, на получение по упрощенным процедурам тех или иных документов, на сохранение рабочих мест, на налоговые и кредитные каникулы и многое другое».

      Иван Хозяйкин: «Давайте по пунктам:

      • Что касается мер поддержки населения при введении режима ЧС, действительно, государство обязано финансировать программы и мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, однако, в свете последних изменений в законодательные акты РФ, все это отдано на откуп Правительства. При этом, органы власти субъектов могут принять решение об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам, включая определение случаев таких выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
      • В гражданско-правовой сфере (арендные, кредитные отношения, коммунальные платежи), введение режима ЧС фактически означает признание государством наличия обстоятельств непреодолимой силы (так называемый форс-мажор), по причине которой ряд обязательств могут не исполняться, а в отношении просрочившей стороны не могут быть применены финансовые санкции (неустойки: штрафы и пени).
      • Сам по себе факт введения чрезвычайной ситуации на территории РФ автоматически не освобождает ее граждан от уплаты коммунальных платежей или взносов по кредитам, однако является уважительной причиной для обращения с заявлением о предоставлении рассрочки, отсрочки, либо досрочном расторжении договора. Иными словами, платить придется, однако момент оплаты может быть отсрочен или может быть предоставлена рассрочка без начисления штрафных процентов.
      • Освобождение работодателя от обязанности по уплате заработной платы своим сотрудникам из собственных средств возможно лишь в том случае, если заработная плата будет компенсирована работникам из средств федерального, регионального или местного бюджета».

      Если резюмировать слова юристов, то получается, что единственный пункт, который работает без оговорок — пункт о форс-мажоре. Но вступление его в силу отнюдь не означает полного обнуления обязательств по контрактам и платежам. Штрафы и пени — да, а все дальнейшее зависит от конкретных договоров. Зная умения и навыки корпоративной и банковской юриспруденции можно с уверенностью говорить, что отказаться, например, от платежей по кредитам граждан не позволит даже апокалипсис, не то что какой-то там режим ЧС.

      Все остальные оговоренные пункты в реальности дают возможности, но не обязательства. Возможно воспользоваться рассрочками, но надо внимательно изучить на каких условиях. Государство в режиме ЧС покроет расходы, но только тех, кто непосредственно пострадал и в размере, которое определит само. И тех, кто пострадал, оно тоже определит само. Всем остальным государство может оказывать помощь, но не обязано это делать.

      То есть, введение режима ЧС сейчас не будет ни панацеей от экономических бед, ни катком, который проедет по правам и свободам. Единственное, что он может принести — это большую правовую определенность, сильно отличающуюся от сегодняшней ситуации. Но эта определенность принесет не только плюсы, но и минусы.

      Во время режима ЧС власти могут ограничивать конституционные свободы граждан. А когда режим снимают, обществу предстоит справиться со многими негативными экономическими последствиями.

      • Ограничение свободы передвижения: запрет доступа людей и транспортных средств на территорию ЧС.
      • Ограничение на срок до 90 дней оптовой и розничной торговли медизделиями и лекарствами по списку, который составит правительство.
      • Сокращение основных производственных мощностей.
      • Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы.
      • Снижение уровня жизни населения.
      • Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг.
      • Расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

      При этом введение режима может немного облегчить жизнь бизнесу. Так, если введут режим ЧС, это позволит предпринимателям:

      • Освободиться от уплаты арендных и коммунальных платежей.
      • Не платить пени и штрафы за неисполнение условий заключенных договоров в связи с форс-мажорными обстоятельствами — в большинстве договоров ЧС относится к форс-мажорам, в отличие от режима повышенной готовности.
      • Воспользоваться введением правительством моратория на возбуждение дел о банкротстве. Во время моратория нельзя обратиться за взысканием на заложенное имущество должников. Также приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, которые возникли еще до введения моратория. Но арест с имущества должника не снимается.
      • Возместить убытки. По закону, финансирование мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС является обязательством государства.

      / ответы ТСП РЯД / ответы по теме 3 / 15. Понятия и виды ЧО И ЧС Понятие чрезвычайных и ситуаций. В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по

      Чрезвычайные ситуации.

      Классификация ситуаций ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г.

      и порядок введения чрезвычайного положения Глава II. Обстоятельства и порядок введения положения Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения мер.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий