Отмена льготных пенсий в белоруссии в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена льготных пенсий в белоруссии в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 65-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2021 году

Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2021 году в такой список:

  • скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
  • изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
  • если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
  • если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
  • скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;

Также 50%-ная скидка положена пенсионерам-инвалидам 2-й группы по внесению оплаты за горячую и холодную воду, канализационные стоки, газ, электроэнергию, отопление, вывоз мусора, пользование лифтом.

В 2021 году никаких новых льгот пенсионерам не добавили, а только, наоборот, убрали. По-видимому, депутаты решили, что граждане Беларуси и так слишком роскошествуют, так зачем им скидки? Итак, чего в 2021 году больше нет?

  1. Ушла в прошлое льгота в отношении уплаты налоговых отчислений по процентам, касающимся депозитных вкладов.
  2. Теперь налог с выигрышей при участии в лотереях пенсионеры тоже должны оплачивать. Посчастливилось – одари счастьем государство, денег никогда много не бывает.
  3. Стоимость потребления газа и электроэнергии включает НДС. НДС – странный налог, который, по сути, не имеет под собой реального основания. Юристы давно указывают на его необоснованность, но законодатели не собираются отменять его, ведь НДС облагают все товары и услуги, это – одна из основных статей наполнения казны.
  4. В 2014 году пенсионеров обязали вносить отчисления по транспортному налогу, и совсем не важно, какая мощность двигателя, имеешь в собственности подержанный жигуль – будь добр, плати.
  5. Если раньше пенсионеры имели право заплатить за госпошлину при прохождении технического осмотра родной железной лошадки только 50% от первичной стоимости, то в 2021 году льгота для них больше не действует. Итого оплата за услуги СТО составит не 720 000 рублей, а 1 400 000 рублей, что ощутимо бьет по карману пожилых белорусов.

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2021 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2021 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2021 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2021 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2021-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Когда будет трудовое повышение трудовых пенсий белоруссии в 2021 году

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты.

Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2021 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Официальный график выплаты пенсийдля каждого человека индивидуальный. Однако нужно сказать, что в январе средняя пенсия для белорусов составила 431 рубль. Это в два с половиной раза (а если говорить точнее, то 2,4) превысило цифры, которые были включены в официальный бюджет прожиточного минимума. Пенсия составила 38 % от средней зарплаты.

Сегодня трудовая пенсия имеет размер примерно 446 рублей, что является довольно неплохим прогнозом на будущее. Однако специалисты Белстата говорят о том, что реальные пенсии снизились практически на 1 % по отношению к прошлогоднему периоду (за счёт инфляции).

Повышение пенсионного возраста в Беларуси происходит на плановой основе. С 1 января 2021 года этот показатель увеличился ещё на полгода. В современное время мужчины получают право уходить на заслуженный отдых после того, как им исполняется 62 года, у женщин эта цифра на пять лет меньше – 57.

Впервые о повышении пенсионного возраста власти заговорили в 2021-м году. До сегодняшнего момента он увеличивается по пол года раз в 12 месяцев. Окончательный процесс повышения данной цифры произойдёт в 2022-м году, когда мужчины достигли 63 лет для выхода на пенсию, у женщин же возрастной ценз будет на пять лет меньше.

Ранее, обсуждая начисление пенсии в Беларусивласти продолжали обсуждать дальнейшее увеличение данного параметра, но это касалось только женщин.

На данный момент точного решения по этому вопросу нет, но известно, что Александр Лукашенко поручил властям своей страны, то есть депутатам, оценить эффективность внедрения новой пенсионной реформы.

По результатам оценки будет принят окончательный план действий.

Нельзя обсуждать вопрос того, как происходит увеличение пенсии в 2021 году в Беларуси, не обращая внимания на такой показатель, как страховой стаж. Он увеличивается параллельно с пенсионным возрастом, и сегодня известно, что без него получить трудовую пенсию, размер которой гораздо выше социальной, практически невозможно.

В понятие страхового стажа входят периоды работы, в течение которых производится обязательная оплата взносов в Фонд социальной защиты. На 2021 год минимальный показатель стажа должен составлять 17,5 лет. По аналогии с пенсионным возрастом он растет раз в год на 6 месяцев. В скором времени он достигнет цифры 20 лет, и это будет конечный результат.

Здесь появились некоторые проблемы, потому что те люди, которым не хватает страхового стажа для начисления трудовой пенсии, могут получать только социальные выплаты.

На сегодняшний день социальная пенсия является очень маленькой, потому что её размер составляет 119 белорусских рублей. По законодательству она также положено детям инвалидам и инвалидам всех групп.

При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Пересмотреть систему начисления пенсий, сделав ее более справедливой, — с таким предложением выступил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда на VI Всебелорусском народном собрании. Что означают эти инициативы, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

В вопросах пенсионного обеспечения нововведения предусмотрены в первую очередь для многодетных матерей.

Пенсионный возраст, страховой стаж и социальные пенсии. Что изменилось в расчётах с 1 января 2021 года?

В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Отмена льготных пенсий в белоруссии в 2021 году

В ФПБ подчеркивают, что постепенное увеличение необходимого для начисления трудовой пенсии страхового стажа приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить трудовую пенсию. Причем зачастую не по своей вине, например, если человека увольняют в связи с сокращением численности или штата и у него отсутствует нужный страховой стаж.

Скорее всего, речь идет все-таки про добровольную накопительную пенсию. Предполагаем это, учитывая предыдущие заявления чиновников о том, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам» и белорусы не готовы к обязательной системе накопления, а также учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране.

Пенсионные новшества введены и для тех, кто не смог выработать необходимый страховой стаж для трудовой пенсии по возрасту и претендует лишь на социальную пенсию. С 1 января им доступна своеобразная «урезанная» трудовая пенсия по возрасту.

Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9 лет, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Пенсионные новшества введены и для тех, кто не смог выработать необходимый страховой стаж для трудовой пенсии по возрасту и претендует лишь на социальную пенсию. С 1 января им доступна своеобразная «урезанная» трудовая пенсия по возрасту.

Во втором полугодии в стране был принят ряд важных документов, позволяющих социально уязвимым категориям граждан чувствовать себя более защищенными. Ряд новшеств касается назначения пенсий. С нового года изменения в законодательстве вступают в силу. Заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков разъяснил корреспонденту «Р», в чем эти новшества и кого конкретно они коснутся.

Что касается отложенных пенсий, то речь идет про возможность отказаться от получения пенсии после достижения пенсионного возраста и продолжить работать. В таком случае в будущем можно получить прибавку к пенсии.

Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную.

Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы.

А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Как изменится с января 2021 года практика исчисления социальной пенсии

При этом Александр Лукашенко на ВНС признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. «В связи с этим он предложил дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему», — приводят слова Лукашенко на его сайте.

Напомним, что установленный в вышеуказанной норме страховой стаж начиная с 2017 года ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. В 2021 году по общему правилу он составляет 18 лет. Таким образом, если лицо являлось инвалидом 12 лет, то требования к страховому стажу для него снизятся на 6 лет.

Отметим, что на VI Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси внес предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2021 года устанавливается в размере Br400.

Размер новой трудовой пенсии будет составлять 73 % от бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 % этого бюджета за 19 лет.

Валерий Ковальков подчеркнул: воспитывая четверых детей, женщина не всегда может полноценно трудиться, и ей сложнее отработать требуемый страховой стаж в 18–20 лет.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста таким женщинам будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, из них страховой стаж должен быть не менее 10 лет.

Таким образом, ИЛС будет содержать более подробную информацию о трудовой и иной деятельности работника. В дальнейшем это послужит основой для перехода на электронные трудовые книжки.

БЕЛТА/. С 1 января 2021 года в Беларуси вступают в силу некоторые изменения в социальной сфере, сообщает БЕЛТА.

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Александр Лукашенко заявил, что внес предложения и по совершенствованию пенсионной системы. Он подчеркнул, что «государство обязано приложить максимум усилий, чтобы жизнь человека в возрасте была полноценной и активной, и оно выполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению, адаптируясь к новым реалиям». При этом было заявлено, что с 2018 года средний рост пенсий опережает инфляцию, то есть их размер перекрывает динамику цен.

Уточним, что реальные пенсии, которые рассчитываются с учетом инфляции, в 2020 году росли только 4 месяца — в мае, июле, августе, декабре, а в остальные месяцы — падали.

При этом Александр Лукашенко на ВНС признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. «В связи с этим он предложил дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему», — приводят слова Лукашенко на его сайте.

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру», — сказал Лукашенко.

Он предложил подготовить программу «3+3»: работник сможет перечислять на свой личный пенсионный счет до 3% от зарплаты, столько же добавит и работодатель.

Уточним, ранее чиновники уже заявляли о планах ввести новшества по накопительным пенсиям, но подробности держат в секрете.

Основной вопрос по анонсированным Лукашенко пенсионным изменениям — накопительную пенсию сделают обязательной или добровольной. Это ключевой момент. Получить оперативный комментарий у чиновников в четверг не получилось.

Скорее всего, речь идет все-таки про добровольную накопительную пенсию. Предполагаем это, учитывая предыдущие заявления чиновников о том, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам» и белорусы не готовы к обязательной системе накопления, а также учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране. Речь в том числе про то, что сейчас инфляция превышает прогнозные показатели, повышаются НДС на лекарства и многие продукты, детские товары, вызывает вопросы ситуация на валютном рынке.

Белорусские чиновники не раз заводили речь о том, что нужно стимулировать жителей страны самим откладывать на дополнительную пенсию, а то и сделать накопительный элемент обязательным для всех. В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов (сейчас он занимает пост министра) отмечал, что целесообразно было бы снизить нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты для предприятий и «создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде». Вместе с тем чиновник отмечал, что люди не спешат самостоятельно откладывать на будущую пенсию, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

Пенсии с 1 января 2021 года будут начислять по-новому. Кого коснутся изменения

Помимо медиков и педагогов, право на досрочное оформление пенсионных выплат полагается работникам творческой деятельности (в театрально-зрелищных организациях). Для них старым законом установлены требования к специальному стажу в зависимости от вида работ — от 15 до 30 лет.

— Мне 66 лет, и я еще работаю. Так что я считаю, что рабочий возраст до 65 лет — это вполне реально и уже применяется большинством наших соседей, по крайней мере, европейских, — говорит Лидия Ермошина. — Возьмем, например, страны Балтии, которые пошли в Евросоюз. Повысился пенсионный возраст и в США: был 66, уже 68. Растет продолжительность жизни, улучшается медицина, люди дольше остаются в трудоспособном состоянии. При этом ухудшается демография, становится меньше тех, кто может работать и обеспечивать пенсионеров. Конечно, повышение пенсионного возраста — это неизбежность, к которой мы тоже придем. Все зависит от того, когда.

— Просто так повышать пенсионный возраст в Беларуси не имеет смысла, — полагает депутат Анна Канопацкая. — Нам необходима структурная концептуальная реформа пенсионной системы. К сожалению, наши власти сегодня просто поднимают пенсионный возраст, ничего не предлагая дополнительно. На мой взгляд, нужен переход на накопительную систему. Человек должен понимать: если он сегодня платит отчисления в Фонд соцзащиты, значит, он получает и пенсию ровно в том размере, на который накопил. А не так, как сегодня: платишь ты в Фонд 100 рублей или 1000, пенсии практически равные. Кроме того, мы должны быть и иные возможности накоплений: страхование дополнительной пенсии, различные инвестиционные фонды, облигации, акции, даже те же банковские вклады. Поэтому, с одной стороны, нужна реформа самой пенсионной системы, а с другой стороны, реформа пенсионной системы невозможна без других структурных экономических реформ. Те проблемы, которые сегодня есть у Фонда соцзащиты, простым повышением пенсионного возраста не решить.

— Но это должно быть в разумных пределах, — говорит Анна Канопацкая. — Невозможно представить, чтобы тот же водитель сидел за рулем автобуса в 70 лет. Но, с другой стороны, понятно, что здоровые силовики или военные с повышенной пенсией в 40 лет — это тоже ненормально. Поэтому нужно не просто повышать пенсионный возраст для работяг с завода, а проводить структурную реформу пенсионной системы, вместе с реформированием армии, МВД, чтобы те же работники МВД платили взносы в Фонд соцзащиты. Здесь все взаимосвязано.

Что касается предприятий с вредными условиями работы, то изменения стимулируют их на повышение уровня условия безопасности производства, модернизацию мощностей и технологий. Если раньше предприятия рассчитывали на косвенное субсидирование государства за счет оплаты сотрудникам досрочных пенсий, то сейчас им придется задуматься о конкурентоспособных условиях работы.

Имеет ли право досрочно уйти на заслуженный отдых ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС? Учитывается ли при назначении пенсии период работы за границей в составе воинской части? Предусмотрены ли надбавки к пенсии за правительственные награды? Какими льготами при выходе на пенсию пользуются педагогические работники? На все вопросы наших читателей во время прямой линии ответила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Министерства труда и социальной защиты Лариса Михайловна Яшкова. Предусмотрены ли какие-нибудь надбавки к пенсии за награды?

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

Чтобы поддержать родителей, которые ухаживали за детьми-инвалидами с третьей и четвертой группой, впоследствии признанными инвалидами с детства I группы, социальная пенсия для них вырастет почти в два раза и составит 130 % от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала.

Инвалидам I и II группы, которые восстановили III группу инвалидности, страховой стаж снизят на 6 месяцев за каждый год на инвалидности.

Например, если человек находился на группе инвалидности 11 лет, то страховой стаж для него снизится на 5 лет 6 месяцев.

В 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет. Таким образом, женщины, достигшие возраста 60 лет, и мужчины, которым исполнится 65 лет, получат право на трудовую пенсию при неполном страховом стаже от 10 до 17 лет. Ее размер может составить от 73% до 94%БПМ пенсионера (на данный момент эта сумма составляет от 141, 56 рубля до 182,28 рубля).

С нового года реализуется и еще одно нововведение, касающееся пенсии, но уже другого вида — по потере кормильца. Законодательство расширяет круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию предоставляется в двух случаях. Первый — если гражданам по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Второй случай — если они индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, ремесленники, но на время ухода за ребенком до 3 лет приостановили соответствующую деятельность.

Один из вопросов, который поднимался при обсуждении пенсионной реформы, – увеличивать ли возраст выхода на заслуженный отдых для силовиков. К примеру, заместитель председателя комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Владимир Шитько предложил начать поэтапно повышать пенсионный возраст именно с силового блока и госслужащих. Правда, особой поддержки это предложение не вызвало.

Уже в конце марта министр труда и социальной защиты населения Марианна Щеткина анонсировала, что повышение пенсионного возраста затронет и военных, и госслужащих. «По полгода с 1 января 2017 года будет касаться и гражданского населения, и военнослужащих, и государственных служащих, – уточнила министр. – Если рассматривать льготные пенсии, то все правила выхода останутся прежними, но планка на право получения досрочной пенсии тоже со всеми вместе будет повышаться».

В итоге указом президента предусмотрено повышение пенсионного возраста для военнослужащих, но не для всех.

Выдержка из текста указа №137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения»:

Установить, что начиная с 1 января 2017 года предельный возраст состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Изменения коснутся военнослужащих в званиях до подполковника (включительно). Сейчас они уходят на заслуженный отдых, когда достигают предельного возраста состояния на военной службе – 45 лет. Они могут выйти на отдых и раньше, если уже имеется 20-летняя выслуга, но начислять пенсию им будут только при достижении 45 лет. К 2023 году эта планка будет поэтапно увеличена до 48 лет – на полгода в течение 6 лет.

Для военнослужащих в звании полковник и выше ничего не изменится. Так, полковники по-прежнему будут выходить на пенсию в 50 лет, генерал-майоры и генерал-лейтенанты – в 55 лет, а генерал-полковники – в 60 лет.

– Но при увольнении в запас по состоянию здоровья военнослужащие получают пенсию и до наступления пенсионного возраста. Сейчас это 45 лет для категории до подполковника и 50 лет для категории полковника (с 2023 года – 48 и 50 лет соответственно. – Прим. finance.tut.by), – пояснил начальник управления информации главного управления идеологической работы Министерства обороны полковник Владимир Макаров.

Военнослужащих, которые достигли предельного возраста состояния на службе, при необходимости при должном здоровье могут оставить на службе до пяти лет, а затем повторно продлить службу на этот же срок. Для тех, кто в звании до подполковника (включительно), такое решение принимают руководители соответствующих силовых ведомств, а для полковников и выше – президент.

Справка finance.tut.by. В число военизированных организаций входят Следственный комитет, органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Указ не будет иметь обратной силы, пояснил начальник управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич.

Министр внутренних дел Игорь Шуневич, выступая на прошлой неделе в Палате представителей, рассказал, что основная масса сотрудников МВД «нормально» восприняла новость о повышении пенсионного возраста. «Не буду лукавить, конечно, есть те, которые восприняли ненормально. Но мы им сказали, что они под этим предлогом могут уволиться из органов внутренних дел. Таких не более 2 тысяч (те, кто сейчас имеет право уволиться, отслужив положенный срок. – tut.by). Для всей системы МВД это не фатально, практически незаметно, с одной стороны. С другой стороны, я понимаю, что эти люди выслужили сроки по тому законодательству, которое существовало, и имеют право на пенсию. Абсолютно демократично», – сказал министр.

В Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим, рассказал в интервью БелТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

По его словам, пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. «Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям», – уточнил представитель Минтруда.

Учителя сегодня могут выходить на пенсию за выслугу лет со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет: мужчины в 55 лет (при наличии специального стажа работы не менее 30 лет), а женщины – в 50 лет (при специальном стаже не менее 25 лет).

Льготные пенсии за учителями сохраняются, но поэтапное увеличение пенсионного возраста их также затронет. Начиная со второго полугодия 2022 года мужчины смогут выходить на отдых в 58 лет, а женщины – в 53 года.

На льготную пенсию могут претендовать также некоторые медики: мужчины – в 55 лет (стаж работы не менее 30 лет), а женщины – в 50 лет (специальный стаж – не менее 25 лет).

Список должностей, работа в которых позволяет уходить на заслуженный отдых за выслугу лет, утверждается Совмином. Для них также увеличат на 3 года пенсионный возраст.

Кроме того, выходить на пенсию за выслугу лет могут также работники летного и летно-испытательного состава, бортпроводники, а также работники, осуществляющие управление воздушным движением и имеющие свидетельство диспетчера. Такие же льготы значатся за некоторыми артистами театров и других театрально-зрелищных организаций и коллективо��, а также за некоторыми спортсменами (список должностей, которые попадают под льготы, утверждается Совмином). При этом все эти работники также с 2023 года будут выходить на пенсию на 3 года позже.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Медработники могут выйти на досрочную пенсию, если соблюдены следующие правила:

  1. Достижение льготной медицинской выслуги лет – работник обязательно должен соответствовать по должности, учреждению и отделению перечню, указанному в Постановлении Правительства №781.
  2. Достижение обязательного уровня индивидуального пенсионного коэффициента – для пенсии медработников в 2020 году он составит 18,6 баллов.

Список должностей медработников и врачей, которым предоставят пенсию по льготе, обозначен в ПП №781, и выглядит следующим образом:

  • Фельдшеры;
  • Акушеры;
  • Дезинфекторы;
  • Медсестры и медбратья;
  • Помощники врачей;
  • Врачи-специалисты;
  • Лабораторные техники;
  • Заведующие медицинскими пунктами

Повышение пенсионного возраста в России затронуло не только те категории работающих, которые могут уйти на заслуженный отдых при достижении определенного возраста, но и льготников, получающих право на пенсию по выслуге лет. Медицинские работники ввиду сложности своей профессии входят в льготный перечень лиц, имеющих право на досрочное получение пенсионного пособия.

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями.

  • С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.
  • Такие корректировки затронут имедицинских работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

1. Условия выхода на досрочную пенсию для медработников в 2020 году

2. Понятие отсрочки по выслуге лет

  • Таблица повышения периода отсрочки до 2023 года

3. Расчет льготного стажа медиков

  • Условия, которые меняют правила расчета льготного стажа

4. Какие профессии позволяют считать год за полтора

  • Перечень медицинских должностей, получающих коэффициент 1,5 к стажу

5. Спорные вопросы при определении необходимого стажа медицинского работника

6. Что нужно для оформления льготной пенсии

  • Перечень требуемых документов
  • Госпошлина и сроки рассмотрения заявления

7. Заключение

Рассчитывать на досрочный отдых могут не все медицинские работники. Список льготников утвержден Постановлением №781 от 29 октября 2002 года. Выйти на пенсию по льготным условиям могут те медработники, которые соответствуют сразу двум показателям:

  • Их профессия значится в Перечне Постановления №781.
  • Медучреждение подходит под установленные Перечнем нормы.

Попадание в Перечень позволяет выйти на заслуженный отдых по выслуге лет. После проведения пенсионной реформы условия оформления пособия изменились и зависят не только от количества отработанных лет. По законодательству для заслуженного отдыха медработник должен иметь следующие показатели:

  • Отработать достаточное количество лет. В соответствии с Федеральным Законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. для работников сельских и поселковых медучреждений устанавливается планка в 25 отработанных по профессии лет, для остальных в 30 лет. Подсчет стажа для некоторых категорий производится по-разному, например, один год учитывается как полтора.
  • Накопить достаточное количество ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). Для льготников в 2018 г. он был установлен на уровне 13,8 балла, в 2019 стал уже 16,2. Ежегодно будет производиться поэтапное повышение ИПК на 2,4 балла, пока он не достигнет максимального показателя в 30 баллов.
  • Выработать установленную отсрочку.

Нововведения не отменяют выслугу лет, но уравновешивают ее со стандартными сроками выхода на пенсию. Указанные меры позволят сохранить существующую разницу между льготниками и гражданами, не относящимися к данным категориям.

1. Условия выхода на досрочную пенсию для медработников в 2021 году

2. Понятие отсрочки по выслуге лет

  • Таблица повышения периода отсрочки до 2023 года

3. Расчет льготного стажа медиков

  • Условия, которые меняют правила расчета льготного стажа

4. Какие профессии позволяют считать год за полтора

  • Перечень медицинских должностей, получающих коэффициент 1,5 к стажу

5. Спорные вопросы при определении необходимого стажа медицинского работника

6. Что нужно для оформления льготной пенсии

  • Перечень требуемых документов
  • Госпошлина и сроки рассмотрения заявления

7. Заключение

Рассчитывать на досрочный отдых могут не все медицинские работники. Список льготников утвержден Постановлением №781 от 29 октября 2002 года. Выйти на пенсию по льготным условиям могут те медработники, которые соответствуют сразу двум показателям:

  • Их профессия значится в Перечне Постановления №781.
  • Медучреждение подходит под установленные Перечнем нормы.

Попадание в Перечень позволяет выйти на заслуженный отдых по выслуге лет. После проведения пенсионной реформы условия оформления пособия изменились и зависят не только от количества отработанных лет. По законодательству для заслуженного отдыха медработник должен иметь следующие показатели:

  • Отработать достаточное количество лет. В соответствии с Федеральным Законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. для работников сельских и поселковых медучреждений устанавливается планка в 25 отработанных по профессии лет, для остальных в 30 лет. Подсчет стажа для некоторых категорий производится по-разному, например, один год учитывается как полтора.
  • Накопить достаточное количество ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). Для льготников в 2020 г. он был установлен на уровне 18,6 балла, в 2021 стал уже 21,0. Ежегодно будет производиться поэтапное повышение ИПК на 2,4 балла, пока он не достигнет максимального показателя в 30 баллов.
  • Выработать установленную отсрочку.

Нововведения не отменяют выслугу лет, но уравновешивают ее со стандартными сроками выхода на пенсию. Указанные меры позволят сохранить существующую разницу между льготниками и гражданами, не относящимися к данным категориям.

Часто возникают спорные моменты при исчислении льготного стажа, т.к. списки менялись сообразно требованиям времени и государства. Следовательно, периодам стажа соответствуют законы разных лет.

Стаж бывает льготный, где 12 месяцев зачтется за 1 год и 6 месяцев – этот стаж учитывается, если врач или младшие медицинские работники занимали должность, работали в учреждении, которое есть в соответствующем перечне.

Преимущество имеют сельские врачи, фельдшеры. Требования к стажу для такого специалиста меньше – 25 лет против 30 лет «городского» стажа.

В отличие от стажа, отсрочка не ограничивается работой в сфере медицины, однако, далеко не все медработники захотят менять деятельность.

В связи с проведением пенсионной реформы и повышением пенсионного возраста в России, льготный выход на пенсию медикам по выслуге лет отменяться не будет, однако будет предусмотрено дополнительное условие для получения статуса пенсионера — отсрочка в несколько лет перед оформлением пенсии. После окончания переходного периода реформы (начиная с 2023 года) стать пенсионером медики смогут только через 5 лет после выработки необходимого стажа (см. таблицу повышения периода отсрочки до 2023 года).

Работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1.01.2009 (до введения ППС) не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону о пенсионном обеспечении.

Право на досрочную пенсию предоставляется согласно ст.ст. 12, 13, 15 или по ст.ст. 47 – 49, 49-2 соответственно.

Досрочная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подп. 1.1. Указа № 15).

Таким образом, лица, отработавшие до 1.01.2009 не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подп. 1.1 Указа № 15, вступает в силу с 1 января 2020 г.

Изменения в пенсионной реформе затронули медицинских работников, которые также имеют право досрочно выйти на заслуженный отдых. Если говорить о стаже, который дает право претендовать на льготу, то он зависит от особенностей работы.

Гражданин со смешанной трудовой деятельностью (например, село и город) может оформить пособие через 30 лет, а вот те, кто всю жизнь провел в поселке городского типа или селе, выходят на пенсию раньше – через 25 лет.

Согласно новому закону, медикам нужно выждать период отсрочки – 5 лет. К примеру, если необходимый стаж был наработан к 2021 году, то специалист в реальности сможет оформить пенсию только через 24 месяца. В период ожидания он может заниматься любой деятельностью или вовсе уволиться с работы, поскольку за подобные действия никаких штрафов или наказаний не предусмотрено.

Вторая категория граждан, которые попали под действие новой реформы, – учителя. Даже несмотря на то, что они несут огромный груз ответственности на своих плечах и быстро выгорают эмоционально, правительство решило также отсрочить их выплаты.

Минимальный стаж, необходимый для получения пенсии по выслуге лет, составляет 25 лет.

Для военнослужащих предусмотрены определенные изменения, но они немного отличаются от тех, что коснулись учителей и медиков. В первую очередь это связано с тем, что начисление социального пособия происходит не в Пенсионном Фонде, а в Министерстве обороны РФ. Если говорить о пенсионной реформе, то она повлияла на количество необходимо стажа.

Ранее для выхода на пенсию по выслуге лет нужно было отработать 20 лет, а теперь – 25 лет. Главное, чтобы на момент увольнения со службы человеку исполнилось 45 лет. Кроме того, стаж непосредственно влияет на уровень социального пособия. За каждые 12 месяцев переработки военному полагается 3% надбавки, а сумма самой пенсии составит 65% от денежного довольствия.

Рассчитывать на досрочный отдых могут не все медицинские работники. Список льготников утвержден Постановлением №781 от 29 октября 2002 года. Выйти на пенсию по льготным условиям могут те медицинские сотрудники, которые соответствуют сразу двум показателям:

  • • Их профессия значится в Перечне Постановления №781.
  • • Медучреждение подходит под установленные Перечнем нормы.

Попадание в Перечень позволяет выйти на заслуженный отдых по выслуге лет. После проведения пенсионной реформы условия оформления пособия изменились и зависят не только от количества отработанных лет. По законодательству для заслуженного отдыха медработник должен иметь следующие показатели:

  • • Отработать достаточное количество лет. В соответствии с Федеральным Законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. для работников сельских и поселковых медучреждений устанавливается планка в 25 отработанных по профессии лет, для остальных в 30 лет. Подсчет стажа для некоторых категорий производится по-разному, например, один год учитывается как полтора.
  • • Накопить достаточное количество ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). Для льготников в 2018 г. он был установлен на уровне 13,8 балла, в 2019 стал уже 16,2. Ежегодно будет производиться поэтапное повышение ИПК на 2,4 балла, пока он не достигнет максимального показателя в 30 баллов.
  • • Выработать установленную отсрочку.

Нововведения не отменяют выслугу лет, но уравновешивают ее со стандартными сроками выхода на пенсию. Указанные меры позволят сохранить существующую разницу между льготниками и гражданами, не относящимися к данным категориям.

Отсрочка – это установленный период времени, который увеличивает время необходимой работы льготников.

В соответствии с установленными законодательными нормами к 2023 году величина отсрочки достигнет необходимого максимального показателя – 5 лет.

  • • При этом увеличение величины отсрочки будет происходить поэтапно: ежегодно срок досрочного назначения будет переноситься на 1 год (кроме первых двух лет — 2019 и 2020 гг.), пока не будет установлено окончательное значение в 5 лет (в 2023 г.).
  • Это увеличит размер установленной на сегодня выслуги:
  • • для медработников сельских организаций и учреждений, расположенных в поселках городского типа, с 25 до 30 лет;
  • • для остальных категорий льготников с 30 до 35 лет.

Разработана следующая система повышения периода отсрочки, представленная в таблице:

Данный период рассчитывается на основании того, в какое время осуществлялась трудовая деятельность и к какой группе льготников относится медработник.

Для подсчета нужно выписать все свои места работы и занимаемые должности в хронологическом порядке.

Следует знать нюансы:

  • время работы до 1 ноября 1999 года входит в льготный расчет стажа полностью;
  • с 1 января 2002 один год работы на какой-либо из вышеперечисленных должностей равен равнозначному периоду для специального стажа. Здесь есть поправка: если медик трудится, например, в сельской местности, то 12 месяцев его официальной работы равны 1,3 года для льгот.

Также год равен полутора годам для следующих специализаций:

  1. врачей-хирургов;
  2. работников службы скорой помощи;
  3. служащих в сфере интенсивного лечения;
  4. судмедэкспертов;
  5. анестезиологи;
  6. патологоанатомов;
  7. специалистов лабораторий.

Более подробный перечень представлен в нормативных актах. Обучение в медучреждениях входит в особый отработанный период, если будущий врач параллельно официально трудился на подходящей должности.

Если у медика смешанный стаж, то выйти на пенсию досрочно он сможет только в том случае, если в общей сумме наберет необходимый льготный стаж.

Основным условием для льготного выхода на пенсию медицинских работников (врачей, медсестер, акушерок и т.д.

) является наличие необходимого медицинского стажа — 25 или 30 лет в зависимости от местности, в которой работает медик.

С проведением пенсионной реформы эти нормативы не изменятся, также как и не будут корректироваться правила подсчета специального стажа и список медицинских должностей.

Правила исчисления льготного стажа для медработников отличаются в зависимости от периода осуществления такой работы — они регулируются законодательными актами для каждого соответствующего периода. Для трудовой деятельности, осуществляемой с 1 января 2002 года до настоящего времени, действует следующий порядок расчета медицинского стажа:

  • Льготный стаж учитывается в календарном порядке, т.е. год работы на предусмотренной списком должности учитывается как год льготного стажа. Не имеет значения, какой клинический профиль указан в наименовании учреждения здравоохранения, а также не важна ведомственная или территориальная принадлежность организации.
  • В некоторых случаях стаж учитывается не «год за год», а в льготном порядке исчисления:
    • Год работы в сельской местности или в поселке городского типа учитывается как 1 год и 3 месяца (это важно для медработников со смешанным стажем, для которых норматив установлен в 30 лет медстажа).
    • Для установленного законодательством перечня должностей медицинский стаж засчитывается как «год за полтора».
  • Стаж до 01.11.1999 г. засчитывается в льготный в полном объеме, а после указанной даты учету подлежат только те периоды работы, во время которых выполнялась норма рабочего времени по трудовому законодательству (нормальная либо сокращенная).
  • Если работа осуществлялась в нескольких должностях (либо учреждениях) в течение неполного рабочего дня, то в льготный стаж она будет учтена только в случае, если в сумме вырабатывается установленная продолжительность рабочего времени, соответствующая полной ставке по одной из должностей.
  • В учреждениях здравоохранения РФ за границей стаж засчитывается на общих основаниях.

Законодательством предусматривается перечень должностей и учреждений здравоохранения, год работы в которых засчитывается как полтора года. Для периодов работы с 01.01.2002 г. это правило действует для следующих медработников:

  1. Отделений хирургического профиля, стационаров, ожоговых, онкологических, ортопедических, отоларингологических, микрохирургических отделений в качестве:
    • оперирующих врачей-специалистов любого профиля, в т.ч. врачей-заведующих;
    • операционных мед. сестер (в т.ч. старших), акушерок (в т.ч. старших), мед. сестер в гнойной хирургии, травматологических, ожоговых и др. отделениях.
  2. Отделений (выездных бригад скорой медицинской помощи, палат, групп) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, а именно:
    • врачей-анестезиологов, реаниматологов (в т.ч. заведующих);
    • мед. сестер палатных, в т.ч. старших;
    • мед. сестер-анестезистов.
  3. Бюро суд. мед. экспертиз, центральных суд. мед. экспертиз, суд. мед. лабораторий и т.п. в качестве:
    • врачей судмедэкспертов, в т.ч. заведующих;
    • среднего мед. персонала, занимающегося судебно-медицинскими вскрытиями и исследованиями;
  4. Патолого-анатомических отделений, а именно:
    • врачей-патологоанатомов, в т.ч. заведующих;
    • среднего мед. персонала и других.

С 1 января 2020 года аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию и для медицинских работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Повышение пенсионного возраста в России затронуло не только те категории работающих, которые могут уйти на заслуженный отдых при достижении определенного возраста, но и льготников, получающих право на пенсию по выслуге лет. Медицинские работники ввиду сложности своей профессии входят в льготный перечень лиц, имеющих право на досрочное получение пенсионного пособия.

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными осно��аниями.

Рассчитывать на досрочный отдых могут не все медицинские работники. Список льготников утвержден Постановлением №781 от 29 октября 2002 года. Выйти на пенсию по льготным условиям могут те медицинские сотрудники, которые соответствуют сразу двум показателям:

  • Их профессия значится в Перечне Постановления №781.
  • Медучреждение подходит под установленные Перечнем нормы.

Попадание в Перечень позволяет выйти на заслуженный отдых по выслуге лет. После проведения пенсионной реформы условия оформления пособия изменились и зависят не только от количества отработанных лет. По законодательству для заслуженного отдыха медработник должен иметь следующие показатели:

  • Отработать достаточное количество лет. В соответствии с Федеральным Законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. для работников сельских и поселковых медучреждений устанавливается планка в 25 отработанных по профессии лет, для остальных в 30 лет. Подсчет стажа для некоторых категорий производится по-разному, например, один год учитывается как полтора.
  • Накопить достаточное количество ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). Для льготников в 2018 г. он был установлен на уровне 13,8 балла, в 2019 стал уже 16,2. Ежегодно будет производиться поэтапное повышение ИПК на 2,4 балла, пока он не достигнет максимального показателя в 30 баллов.
  • Выработать установленную отсрочку.

Нововведения не отменяют выслугу лет, но уравновешивают ее со стандартными сроками выхода на пенсию. Указанные меры позволят сохранить существующую разницу между льготниками и гражданами, не относящимися к данным категориям.

Законодательство предусматривает досрочный выход на заслуженный отдых некоторой категории граждан, условия работы которых могут вредить здоровью. К этой категории относятся и медработники, в специфике деятельности которых много стресса и трудовых затрат. Льготная пенсия медработникам в 2020 году будет подвержена изменениям, о которых будет рассказано в статье ниже.

Определенным категориям граждан, таким как медработники, учителя и т.д. положены льготы, это закреплено на законодательном нормативно-правовыми актами.

В 2018 году была проведена пенсионная реформа, которая также затронула вопрос об изменениях льготной пенсии для медработников. Для медиков появилась отсрочка, которая означает, что после достижения медработником необходимого льготного стажа, он сможет реализовать это право только через некоторое время.

Из новостей о льготной пенсии медикам появился примерный график отсрочек:

  1. Для тех, кто достигает льготного стажа в 1 половине 2020 года, действует отсрочка в 1,5 года, выход на отдых запланирован на 2 полугодие 2021 года.
  2. Во 2 половине 2020 года отсрочка также действует на 1,5 года, и уход запланирован на 1 полугодие 2022 года.
  3. В следующем (уже 2021) году срок отсрочки значительно увеличивается и составляет 3 года.
  4. Через год отсрочка действует на 4 года;
  5. В 2023 году уже на 5 лет.

Пока длится переходный период, периоды отсрочки могут корректироваться. Некоторые задаются вопросом – думает ли правительство об отмене льготной пенсии медикам? Пока что таких изменений в законодательстве не вводилось.

  • Хирургия.
  • Реанимация.
  • Прозектура.
  • Судмедэкспертиза.

Коэффициенты при подсчете выслуги суммируются, если медицинский работник претендует на льготы по нескольким позициям. Так, работник патологоанатомического отделения в сельской местности претендует на расчет стажа, в котором 1 год принимается за 1 год и 9 месяцев.

  1. Справка о средней заработной плате.
  2. Подтверждение места жительства или документ о его смене либо о пребывании за границей.
  3. Доказательство того, что сотрудник действительно работал в сельской местности (в случае смены места жительства и работы с села на город).
  4. Подтверждение смены фамилии (свидетельство о браке для женщин).
  5. Справка о нетрудоспособности.
  6. Документ, подтверждающий наличие одного или нескольких иждивенцев.

С нового года в Беларуси изменится порядок исчисления социальных пенсий

Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2021 году в такой список:

  • скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
  • изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
  • если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
  • если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
  • скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;

Также 50%-ная скидка положена пенсионерам-инвалидам 2-й группы по внесению оплаты за горячую и холодную воду, канализационные стоки, газ, электроэнергию, отопление, вывоз мусора, пользование лифтом.

Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Он привел в пример двух рабочих одного из заводов: один все время учится, повышает квалификацию, разряд, работает от темна до темна. Второй трудится не напрягаясь и не хочет повышать образование.

Что изменилось в существующей ранее практике, рассказала заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальник управления пенсий и пособий Алина Воронюк.

Пенсионный возраст, страховой стаж и социальные пенсии. Что изменилось в расчётах с 1 января 2021 года?

В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Для матерей, которые родили минимум четверых детей и воспитали их до 8-летнего возраста, указом предусмотрена еще одна гарантия: страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снизился до 10 лет. То есть с начала года таким мамам будет назначаться пенсия при наличии десяти лет страхового стажа, а не восемнадцати, как раньше. А вот требование к общему стажу остается прежним – 20 лет.

Право на пенсию по потере кормильца получили граждане, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются ИП, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Перечисленные исключения получают право на пенсию, если на время декрета приостановили соответствующую деятельность.

С учетом указа страховой стаж для него понижается на 6 лет (по шесть месяцев за каждый год инвалидности). Снижение требований по общему стажу на 5 лет вводится и для назначения досрочной пенсии по возрасту инвалидам с детства І и ІІ группы.

Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа.

Скорее всего, речь идет все-таки про добровольную накопительную пенсию. Предполагаем это, учитывая предыдущие заявления чиновников о том, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам» и белорусы не готовы к обязательной системе накопления, а также учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране.

Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной профессиональной пенсии согласно закону «О профессиональном пенсионном страховании».

Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9 лет, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной профессиональной пенсии согласно закону «О профессиональном пенсионном страховании».

Например, у тех, кто отработал 19 лет с уплатой взносов в ФСЗН, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. При этом требование по возрасту для данной категории граждан остается прежним.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

Например, если человек находился на группе инвалидности 11 лет, то страховой стаж для него снизится на 5 лет 6 месяцев.

Одновременно снижаются требования к общему стажу для инвалидов І–ІІ группы: мужчинам – с 25 до 20 лет, женщинам – с 20 до 15 лет. Важно и то, что новые правила о пониженном стаже будут действовать и в отношении граждан, у которых в момент наступления пенсионного возраста уже сняли группу инвалидности.

Александр Лукашенко анонсировал на ВНС возможную накопительную систему пенсий в Беларуси: «работник сможет перечислять на свой личный пенсионный счет до 3% от зарплаты, столько же добавит и работодатель». Проще говоря, государство предлагает белорусам для более-менее обеспеченной старости не рассчитывать на один лишь дефицитный ФСЗН, куда отчисляли взносы всю трудовую жизнь, а и копить самим.

При этом Александр Лукашенко на ВНС признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. «В связи с этим он предложил дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему», — приводят слова Лукашенко на его сайте.

Напомним, что установленный в вышеуказанной норме страховой стаж начиная с 2017 года ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. В 2021 году по общему правилу он составляет 18 лет. Таким образом, если лицо являлось инвалидом 12 лет, то требования к страховому стажу для него снизятся на 6 лет.

Отметим, что на VI Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси внес предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Месячная минимальная заработная плата в Беларуси с 1 января 2021 года устанавливается в размере Br400.

Размер новой трудовой пенсии будет составлять 73 % от бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 % этого бюджета за 19 лет.

Валерий Ковальков подчеркнул: воспитывая четверых детей, женщина не всегда может полноценно трудиться, и ей сложнее отработать требуемый страховой стаж в 18–20 лет.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста таким женщинам будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, из них страховой стаж должен быть не менее 10 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Новшество коснется пенсионеров, которые какое-то время не могли платить страховые взносы. Например, людей, которые ухаживали за нетрудоспособным родственником, занимались фермерским и домашним хозяйством. Раньше они могли рассчитывать только на социальную пенсию, а теперь вправе претендовать на трудовую. А это при 10 годах страхового стажа 73 процента бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Кто может рассчитывать на льготную досрочную пенсию

— Нынешняя система начислений пенсий не всегда работает справедливо, — заявил М.Орда.

Он привел в пример двух рабочих одного из заводов: один все время учится, повышает квалификацию, разряд, работает от темна до темна. Второй трудится не напрягаясь и не хочет повышать образование.

— Разница в пенсии у них составит 100–150 рублей, хотя заработная плата у первого выше, пенсионные отчисления и, соответственно, накопления различаются в несколько раз, — приводит пример глава ФПБ.

Еще один пример: достигнув пенсионного возраста, человек продолжает работать, соответственно, отчисляет и накапливает пенсионные взносы. Но при этом пенсию ему не пересчитывают.

— К нам обращаются люди и говорят, что это несправедливо. Мы уже направили в правительство свои предложения по совершенствованию пенсионной системы и считаем, что эту тему нужно детально обсудить, выслушать мнение людей и принимать решения по установлению более справедливых подходов, — считает М.Орда.

Отметим, что на VI Всебелорусском народном собрании Президент Беларуси внес предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Александр Лукашенко отметил, с 2018 г. средний рост пенсий опережает инфляцию, то есть их размер перекрывает динамику цен. Вместе с тем Президент признал, что уровень пенсий не такой высокий, как хотелось бы. В связи с этим он предложил поэтапно внедрять накопительную пенсионную систему. Президент предложил подготовить программу «3 + 3», когда работник сможет перечислять на личный пенсионный счет до 3 % от зарплаты, столько же добавит и работодатель.

В Беларуси насчитывается более 2,5 млн пенсионеров при количестве населения почти 9,5 млн. В настоящее время на одного пенсионера приходится 1,7 работающего. Пенсионеры составляют почти 27 % населения Беларуси, расходы на пенсии в 2020 г. достигли 9 % ВВП. Средний размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в декабре прошлого года составил 511,3 рубля. За последние 5 лет средний размер пенсий в Беларуси увеличился почти в 1,7 раза.

Федерация профсоюзов внесла в правительство пакет предложений по совершенствованию пенсионной системы

В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается более активно использовать дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в Беларуси. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.

Сегодня довольно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов к исчислению страхового стажа. В частности, сейчас в страховой стаж не включают периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

В страховой стаж засчитывается, к примеру, период срочной военной службы. Такой же подход, по мнению профсоюзов, должен применяться и в отношении женщин при рождении детей.

В ФПБ подчеркивают, что постепенное увеличение необходимого для начисления трудовой пенсии страхового стажа приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить трудовую пенсию. Причем зачастую не по своей вине, например, если человека увольняют в связи с сокращением численности или штата и у него отсутствует нужный страховой стаж. А ведь трудоустроиться в предпенсионном возрасте намного сложнее, чем в более молодом.

Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа. В качестве решения подобных проблем ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения застрахованным лицом недостающего страхового стажа и смягчить некоторые условия его исчисления.

Еще один актуальный вопрос — размер пенсионных выплат работающим пенсионерам. Сейчас, если работник по достижении пенсионного возраста продолжает работать, размер его пенсии не пересчитывается независимо от того, сколько он еще трудился. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.

Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.

С учетом постепенного повышения пенсионного возраста все более актуальной становится проблема занятости людей зрелого возраста. Для защиты интересов таких работников предлагается ввести на законодательном уровне понятие «предпенсионный возраст» и установить его порог на уровне 5 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Трудовым кодексом предусмотрено, что наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с добросовестным работником, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, — не менее чем до достижения указанного возраста. Людям зрелого возраста все труднее на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому предлагается распространить гарантии Трудового кодекса на лиц, у которых до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет.

Ряд предложений ФПБ касаются начисления пенсий за особые условия труда, профессиональной и льготной пенсий отдельным категориям работников.

Смотрите также:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.


Похожие записи:

Добавить комментарий