Электронные закупки с 1 июля 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронные закупки с 1 июля 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2021 года.

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

НО БУДУТ ЗНАНИЯ!

С 01.04.2021 года начнут действовать изменения, внесенные в статью 93 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок…». В частности, будет работать новая часть 12 статьи 93, которая повысит лимит малых закупок с 600 тыс. рублей до 3 миллионов. И в этом случае допускается только закупка товаров.

Расскажем, как будет работать новый механизм, как должны действовать участники, заказчики и операторы электронных площадок. Ответим на самые распространенные вопросы по этой теме.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 249 вводит новые разрешительные меры для электронных закупок малого объема. С 1 апреля 2021 г. к таким процедурам будут причислены закупки до 3 млн. руб. в соответствии с ч.12 ст.93 44-ФЗ. Такие торги будут проводиться по следующему сценарию:

  1. Потенциальные исполнители подготавливают и размещают на электронных торговых площадках (ЭТП)первоначальное предложение о поставке объекта закупки.
  2. Заказчики заполняют и размещают извещение о госзаказе малого объема.
  3. Электронная площадка в течение 1 часа отбирает 5 оферт с наиболее выгодным ценовым предложением за единицу товара. Предпочтения отдаются предложениям с минимальной ценой. В случае отсутствия 2-х оферт претендентов, оператор ЭТП сообщает эту информацию заказчику и публикует уведомление в ЕИСповторно. В процессе мероприятия заказчику не направляются заявки, сведения и документы. Если набралось необходимое количество оферт, заказчик должен их изучить и вынести решение в течение 1 рабочего дня. Уполномоченный специалист контрактного отдела составляет итоговый протокол и вносит в него результаты данного этапа, а затем направляет его на ЭТП для публикации. Протокол должен содержать решение по каждой поступившей заявке с обоснованиями.
  4. Государственный контракт заключается по упрощенной схеме. После публикации итогового протокола проект контракта направляется в ЕИС и на электронную площадку в течение 3-х часов. Обеим сторонам дается 1 рабочий день на подписание документа. Составление протокола разногласий не допускается. Контракт должен быть подписан не ранее 2-х рабочих дней со дня размещения итогового протокола.

Введение функции взаимосвязи закупок малого объема и Единой системы запланировано на 1 октября 2021 г.

В статье 93 44-ФЗ пока отсутствует часть 12, но она уже разработана и начнет действовать с 1 апреля 2021 г. Согласно этому новому положению заказчики получат право проводить процедуры для единственного поставщика стоимостью до 3-х млн. руб. Проведение таких закупок будет доступно только в электронном виде.

В связи с новыми мерами у заказчиков и поставщиков накопился ряд вопросов, на которые Минфин ответил в своем Письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

  1. Разъяснения Письма Минфин от 12.02.2021 № 24-06-08/9591

Обзор: «Основные изменения в госзакупках в 2021 году» (КонсультантПлюс, 2021)

Участниками таких электронных мероприятий до 3 млн. руб. может быть любое физлицо (в том числе оформленное в качестве ИП) или любая организация, не относящаяся к офшорным. При этом и те, и другие обязательно должны быть зарегистрированы в ЕИС и аккредитованы на ЭТП (ч.5 ст.24.2 44-ФЗ). Оператор электронной площадки может устанавливать плату за участие в электронных торгах.

Участие для потенциальных исполнителей будет приостановлено, если срок регистрации подходит к концу. Чтобы можно было принимать участие в процедуре остаток периода регистрации должен быть не менее 3-х месяцев. Участники должны продлить регистрационный срок, чтобы возобновить право подавать заявки. Согласно ч.9 ст.24.2 44-ФЗ подать заявку не получится, если до конца регистрации остается меньше 3 месяцев.

Заявкой претендента считается его предварительное предложение.

Опубликованное заказчиком извещение в ЕИС дублируется и на электронной торговой площадке. Правило действует в отношении всех электронных процедур.

Какой лимит по сумме установлен для таких контрактов?

Раньше предельной суммой закупок малого объема считался лимит в 600 тыс. руб. По новым правилам этот предел повышен до 3-х млн. руб. Минимальная стоимость таких контрактов в законодательстве не прописана, то есть от какой суммы нужно «плясать», не указано. При осуществлении закупок до 3 млн. руб. заказчики должны ориентироваться на совокупный годовой объем данных процедур, согласно п.4 и 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Будет ли работать комиссия?

Создание комиссионной группы для организации закупки у единственного поставщика не требуется. Такая комиссия нужна только при проведении конкурентных мероприятий (ч.1 ст.39 44-ФЗ). Обязанность по рассмотрению заявок ложится на самих заказчиков (п.6 ч.12 ст.93 44-ФЗ).

Можно ли проводить совместные закупки у единственного поставщика до 3-х млн. руб.?

Нет, проведение совместных процедур у ЕП до 3 миллионов не допускается. Совместные закупки можно осуществлять только в рамках организации аукционов и конкурсов (ст.25 44-ФЗ).

Можно ли подавать несколько предварительных предложений по одному товару?

Потенциальные исполнители могут готовить только одно предварительное предложение в отношении продукции, которую необходимо поставить. Подавать несколько предложений невозможно в соответствии с контрактным законодательством.

Как продлить, изменить и отозвать заявку?

Как видно по формулировке вопроса, все эти действия можно осуществить в отношении заявки. Участник может продлить срок действия или отозвать свое предложение, если оператор пока не отослал его заказчику.

Для продления срока действия нужно внести изменения в форму в соответствующем абзаце. Претендент на исполнение контракта может увеличить срок действия предложения в любое время, пока он не завершен. При этом обновленный вариант формы не должен действовать более месяца. Продление предложения меньше, чем на месяц, тоже допускается.

Также в предварительное предложение можно вносить корректировки, пока еще актуален его срок действия.

Разрешается ли указывать несколько позиций в одной заявке?

Заказчик должен прописывать индивидуально каждый пункт товара с одной начальной ценой за единицу продукции, одним периодом поставки и одним адресом поставки. Участники при заполнении предварительного предложения вправе указывать несколько позиций товаров, планируемых к поставке, множеством адресов для поставки и различным объемом.

Такой принцип «множественности» вытекает их предварительного характера его предложения. Претендент заранее не может знать, в ответ на какие именно извещения о проведении мероприятий (каких именно заказчиков, каким объемом продукции, временем и местом отгрузки) оператором ЭТП автоматически будут пересланы заявки от лица такого претендента на исполнение контракта из состава его предварительного предложения. Поэтому и появляется у участника право прописывать в своей форме сразу несколько пунктов. Также разрешается указывать несколько адресов поставки, различное количество продукции в разрезе нескольких адресов, разную стоимость единицы продукции, разное время отгрузки в разрезе разного объема и различных мест.

Какие заявки проходят, а какие – нет, и почему?

Апрельские изменения коснутся и п.4 и 5 ст.93 44-ФЗ. Согласно нововведениям, заказчики смогут организовывать закупки посредством, так называемых, электронных магазинов. Самого термина «электронный магазин» в контрактном законодательстве нет, но он распространен среди заказчиков.

Через электронные магазины можно будет приобретать только товары (а не работы или услуги) и при условии, что цена контракта не превышает 3 миллионов. Эта возможность появится после вступления в силу ч.12 ст.93 44-ФЗ.

Из новых функций отметим то, что и заказчики, и исполнители должны будут брать наименование продукции и характеристики из каталога ТРУ.

Руководствуясь частью 12 ст.93, заказчики должны будут формировать следующий пакет документов для мероприятий до 3 млн. руб.:

  • извещение (п.3 ч.12 ст.93);
  • проект контракта (п.4 ч.12 ст.93);
  • обоснование (ч.4 ст.93).

С 01.04.2021 года, закупая товары у единственного исполнителя по п.4 и 5 ст.93, заказчики смогут выбирать форму мероприятия:

или

  • до 3 миллионов в электронных магазинах на электронных площадках. При этом должны быть соблюдены следующие правила:
  • осуществляется закупка товаров;
  • НМЦ контракта не превышает 3-х млн. рублей;
  • годовой объем таких процедур без изменений.

А для закупок работ и услуг будет действовать старый порядок.

  1. Заключение

Новые правила по закупкам малого объема разработаны с целью упрощения процедуры торгов, а также соблюдения принципов прозрачности и открытости. Появляется возможность организации процедур через электронные магазины, которые взаимодействуют с Единой информационной системой. Операторы электронных площадок должны обеспечивать интеграцию с ЕИС и налаживание взаимодействия.

В связи с новыми изменениями поставщикам будет легче участвовать в таких закупках в виду сокращения некоторых этапов и минимального объема документации.

  1. Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ
  2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
  3. Изменения для участников закупок
  4. Признаки дробления закупок
  5. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАКУПОК
  6. ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
  7. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК 44 ФЗ
  8. ЕИС САЙТ ЗАКУПОК
  9. ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
  10. Повторяющиеся участники закупок

Электронные магазины закупок малого объема

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

Законодатель установил следующие случаи применения нового механизма:

  • п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ с ограничением 2 млн руб. или 10% СГОЗ, но не более 50 млн руб.;
  • п.5 ч.1 ст.93 (учреждения культуры, архивы) с ограничением 5 млн р. или 50% СГОЗ, но не более 30 млн руб.

Особенности и механизм проведения данного способа закупки устанавливаются в ч.12 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Итак, механика закупки малого объема следующая:

  • организации-поставщики размещают свои предложения о поставке товара на электронной торговой площадке, указывают свои данные, характеристики, максимальное количество товара в рамках поставки;
  • заказчик формирует и публикует в ЕИС извещение о проведении закупки необходимых ему товаров;
  • оператор торговой площадки в течение часа подбирает подходящие 5 предложений, ранжирует их и отправляет заказчику;
  • заказчик в течение одного рабочего дня рассматривает каждое предложение, отклоняет те, которые не соответствуют требованиям, ранжирует оставшееся исходя из цены;
  • заказчик заключает контракт с участником, предложившим товары по меньшей стоимости.

Стоит отметить, что если поставщик опубликовал такое предварительное предложение, это означает его согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Преимуществом для поставщиков является существенная особенность данной закупочной процедуры — ее нельзя отменить и внести изменения. А вот в предварительное предложение поставщик может внести изменения, отозвать.

Подбор предварительных предложений со стороны оператора ЭТП ГПБ будет осуществляться по следующим параметрам:

  • статус «Подано» (с учетом срока действия предварительного предложения) на время публикации извещения в ЕИС;
  • проверка кода КТРУ – 100% совпадение;
  • версия КТРУ – 100% совпадение;
  • проверка характеристик товара — 100% совпадение;
  • место поставки;
  • срок поставки (не больше чем в извещении);
  • количество товара (не меньше чем в извещении);
  • проверка по цене (отсеиваются все предложения по цене, превышающей указанную в извещении);
  • проверка по РНП (если требование установлено в извещении).

Ключевые изменения в закупках по 223-ФЗ в 2021 году

  • Обязательная проверка заказчиками поставщиков на наличие привлечений к АО.

Следует отметить, что заказчики и раньше имели возможность это делать, но сейчас проверка стала их обязанностью. Поставщики будут проверяться на привлечение к ответственности по ст. 19.28 КоАП. Информация об этом будет поступать в ЕИС из реестра Генпрокуратуры.

  • Введение квот на товары, производимые в сторонах ЕАЭС.

Правительство собирается осуществлять контроль закупок заказчиками таких товаров. Постановлением №2014 от 3-го декабря 2020 г. количество таких товаров составило 107 видов. Для каждого из них определена годовая квота в процентах – от 50 до 90. Квота на лифты, например, составляет 90%. Пока что игнорирование квот не грозит заказчикам штрафом, однако в 2022 году его планируют ввести.

  • Изменение правил запроса котировок, а именно:
  • увеличение максимальной цены закупок до 3 млн ₽;
  • сокращение времени подачи заявок до четырех дней;
  • разрешение на заключение договора с едпоставщиком при подаче только одной заявки.
  • Увеличение суммы контракта при электронных закупках.

При закупках с оформлением «на бумаге» у единственного поставщика, в соответствие с п.п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ сумма сделки не должна превышать 600 000 ₽, а по правилам малых электронных закупок – 3 млн ₽. При запросе заказчиком товаров на электронных торгах ему подбирают несколько предложений, из которых он выбирает наилучший для себя, и заключает договор.

  • Изменение правил включения в РНП.

При учредительской или акционерной доле меньше 25%, они не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Но члены правления в него попадают. При передаче полномочий участником, входящим в РНП, другому человеку, последний включается в список недобросовестных поставщиков.

  • Подвергание штрафу поставщиков, предоставивших недостоверную информацию.

Не имеет значения, на каком этапе торгов она была предоставлена – при подаче заявки, заключении/исполнении договора. В частности, предоставление неверных данных о товаре на этапе подачи заявки ИП и лиц «при должности» предполагается штрафовать на 10 000-30 000 ₽, юрлиц – на 50 000-200 000 ₽.

  • Введение нового порядка обжалования закупок.

Оформить жалобу при подаче заявок могут только участники, которые отвечают условиям «стоимостной предквалификации», то есть уже успешно исполняли ранее контракты по госзакупкам.

  • Введение квот на товары членов ЕАЭС.

Согласно постановлению правительства №2013 от 3-го декабря 2020 года квотированию подвергнут 251 товар — бумажно-картонная продукция, товары автопрома, инструменты, медоборудование, мебель, лифты и пр. На отечественный товар установлена квота в 50-60%.

  • Штрафование за просрочку оплаты.

Законом №453 от 22-го декабря установлены штрафы за нарушение сроков оплаты представителями МСП товаров, приобретённых по госзакупкам в рамках 223-ФЗ. Должностные лица «наказываются» на 30 000-50 000 ₽, юрлица — на 50 000-100 000 ₽.

  • Введение в область действия законов о госзакупках региональных служба по обращению с ТКО.

Таким образом, число заказчиков по 223-ФЗ возросло. Свои положения новые участники закупок должны оформить и разместить в ЕИС не позднее 90 дней с момента действия поправок.

  • Уменьшение количества документов, подаваемых поставщиками, относящимися к МСП.

Заказчик лишён права требовать какие-либо иные документы, кроме следующих:

  • От ИП – ФИО, адрес проживания, данные паспорта. От юрлиц – название организации, документ о ее учреждении, адрес.
  • ИНН.
  • Документация, требуемая для обеспечения заявки.
  • Ксерокопия постановления об одобрении сделки.
  • Документ, подтверждающий отсутствие налоговых долгов, процедуры ликвидации/банкротства.
  • Описание и стоимость товара.

Другие требования, касающиеся оформления заявок и наличия в них различных документов (справок, выписок и пр.), время получения которых сопоставимо со временем подачи заявок, исключаются.

Планируется также возложение на заказчиков обязанностей обосновывать НМЦ.

  • Планируют обязать заказчиков обосновывать НМЦ

Потребуется включить порядок обоснования начальной договора, единицы товара, порядок определения, формулы цены для расчета сумм, которые заказчик заплатит поставщику при исполнении договора. Когда поправки вступят в силу, у заказчиков будет 90 дней, чтобы актуализировать положения о закупке.

Добавить комментарий