Закон о курении вступает в силу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о курении вступает в силу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

В пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2773; 2011, N 30, ст. 4600; 2013, N 26, ст. 3208) слова «и табачных изделий,» заменить словами «, табачных изделий или никотинсодержащей продукции,».

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 1, ст. 37; 2006, N 31, ст. 3433; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 52, ст. 6236; 2011, N 27, ст. 3881; 2013, N 43, ст. 5444; 2016, N 1, ст. 76; 2020, N 14, ст. 2029) следующие изменения:

1) в статье 6.23:

а) наименование дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) абзац первый части 1 после слов «потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

2) в статье 6.24:

а) наименование после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

б) абзац первый части 1 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

3) в статье 6.25:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в абзаце первом части 1 после слова «курения» дополнить словами «табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов», после слова «курение» дополнить словами «табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов»;

в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

г) абзац первый части 3 после слова «табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

4) в статье 14.3.1:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 14.3.1. Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в абзаце первом части 1 слова «либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака» заменить словами «или никотинсодержащей продукции либо стимулирование продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов и (или) потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

в) в абзаце первом части 2 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

г) в абзаце первом части 3 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

д) в абзаце первом части 4 слова «или курительных принадлежностей» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов»;

е) в абзаце первом части 5 после слов «о вреде потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции», слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

Можно ли курить на балконе своей квартиры


Поправки касаются ограничений и запретов на использование, торговлю, рекламу никотинсодержащей продукции, а также на распространение информации о ней. Внесены изменения в законы об охране здоровья, КоАП РФ, о рекламе и ряд иных актов. Ограничения вводятся и на использование кальянов.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Бoльшинcтвo кypильщикoв знaют — кypeниe в oбщecтвeнныx мecтax зaпpeщeнo. Нo тyт мoжeт вoзникнyть peзoнный вoпpoc: a пpи чeм тyт, coбcтвeннo, мoй бaлкoн? Бaлкoн — этo чacтнaя coбcтвeннocть. Нeyжeли и eгo мoжнo гopдo нaзывaть «oбщecтвeнным мecтoм»?

Bce дeлo в тoм, чтo дым oт cигapeт paзлeтaeтcя нa нecкoлькo мeтpoв вoкpyг. Oн зaпpocтo мoжeт пpoникaть чepeз oкнa в квapтиpы людeй, живyщиx пo coceдcтвy. A знaчит мoжeт им нaвpeдить. Bнe зaвиcимocти oт тoгo кaкиx взглядoв нa вoпpocы o кypeнии в oбщecтвeнныx мecтax Bы пpидepживaeтecь, oчeвиднo oднo — пaccивнoe кypeниe oпacнo. Кpoмe тoгo y нeкypящиx людeй зaпax cигapeт вызывaeт oтвpaщeниe. Ocoбeннo ecли этoт зaпax пoявилcя в квapтиpe из-зa тoгo, чтo ктo-тo кypит нa coceднeм бaлкoнe. Пoэтoмy y нeкoтopыx жильцoв мнoгoквapтиpныx дoмoв мoжeт вoзникнyть вcтpeчный вoпpoc: coceди кypят нa бaлкoнe, чтo дeлaть?!

Ecли вы нe гopитe жeлaниeм ввязывaтьcя в cпopы и пpaвoпpимeнитeльныe дeбpи, пoдyмaйтe нaд зaщитoй квapтиpы oт eдкoгo зaпaxa и вpeдныx oкиcлoв.

Пpитoчнaя вeнтиляция — этo xopoшee peшeниe. Taкaя cиcтeмa coдepжит фильтpы, кoтopыe нaдeжнo yдepжaт вpeдныe вeщecтвa внyтpи, нe дaвaя им pacпpocтpaнитьcя пo квapтиpe. Бoнycoм пpитoчнaя вeнтиляция ycтpaнит из вoздyxa cпopы плeceни, пыль и зaпaxи, ocвeжит вoздyx.

Кcтaти, пpитoчнaя вeнтиляция пoдxoдит и для кypильщикoв. Oнa oчиcтит пpoкypeнный вoздyx в квapтиpe oблaдaтeля вpeднoй пpивычки.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 506-ФЗ)

4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

Что запретят курильщикам в 2021 году

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

  • 25 марта 2021, 13:02

    можете — рассказываем как» class=»Tc- Tff»>Блогер из Красноярска начала борьбу с кальянной на цокольном этаже жилого дома. Вы тоже можете — рассказываем как

Закон о запрете курения: общие положения фз №15, последние изменения, штрафы

Место для курения, а попросту «курилка», должно оборудоваться по определенным требованиям. Правила оформления мест для курения на улице и внутри помещений отличаются. В базовый набор требований включены такие моменты:

  1. Курение на улице. Отдельно оборудованное место с наличием ночного освещения, специальной пепельницей, а также информационной табличкой, из которой следует, что это пространство для курильщиков. Выделяется с учетом базовых правил закона о запрете табачного дыма в общественных местах;
  2. Употребление табачного дыма внутри зданий. Здесь требования немного жёстче. Должно выделяться отдельное, полностью изолированное помещение с хорошей принудительной вентиляцией, иметь пепельницу, огнетушитель и указатель, что это «Место для курения». Главный момент — чтобы другие сотрудники (граждане), не испытывали дискомфорта, вызванного запахом табака.

Совет! Если правильно оборудовать курилку, всегда можно найти компромисс между сотрудниками, употребляющими табачный дым, и теми, кто не имеет такой привычки.

Законодатель предусмотрел, что нарушителей этого акта могут ожидать разные виды ответственности. В частности, это может быть:

  • дисциплинарная (применяется работодателями);
  • гражданско-правовая;
  • административная (от специально уполномоченных представителей власти).

Учитывая, что борьба с никотиновой зависимостью, это комплекс мероприятий, который обязывает контролировать принятие на федеральном уровне нормы, в качестве карательных органов могут выступать работодатели, работники полиции, прокуратуры, пожарной безопасности.

Следить же за выполнением запрещенных мер могут не только представители органов власти, но и простые граждане, общественные организации. По их заявлениям компетентные органы должны принимать соответствующие меры воздействия к нарушителям.

К примеру, чтобы защитить детей от курильщиков на площадках, лестничных клетках, в подъездах необходимо обращаться к участковому, либо писать заявления в полиции. Если не реагируют — идите в прокуратуру.

Там точно не оставят такие факты без внимания.

Важно! Защищать детей от воздействия никотинового дыма никто не обязан. Но, если это оставлять без внимания, вероятность перехода вредной привычки к молодому человеку или девушке, существенно возрастает.

Самая распространённая ответственность, что несут нарушители последнего закона о курении, является административной. Итак, если вы преступите нормы ФЗ № , то придется заплатить штраф, размер которого составляет:

  • до 1500 рублей за употребление никотина в общественном месте (территории или помещении), в подъезде многоквартирного дома, либо на лестничной площадке;
  • до 3000 рублей снимут во время употребления табачного дыма непосредственно, либо вблизи детской площадки;
  • до 2000 рублей взыщут в казну, когда вас «застукают» за обучением детей или подростков заниматься употреблением никотина;
  • до 3000 рублей, полагается, когда дышать дымом детей учат их родители, родственники, опекуны;
  • до 90000 рублей будет ожидать в качества штрафа руководителей компаний, игнорирующих ограничения, касающиеся организации специальных курилок, либо самостоятельно их нарушающих.

А еще местные власти вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях. Список региональных законов, в которых ограничивают места курения и вводят штрафные санкции, можно посмотреть в справке о дополнительных ограничениях на курение в субъектах РФ.

Но этот перечень общественных мест, где курение запрещено, исчерпывающий. За курение на улице, если это место не входит в такой перечень, наказать человека по закону нельзя.

На практике в общественных местах статья 6.24 КоАП РФ работает только в том случае, если сотрудники полиции увидели сами, что человек курит в неположенном месте, и оформили протокол. С соседями все проще: там, как правило, известен хотя бы номер квартиры, в которой живет любитель курить в запрещенных местах.

А вот если фотографировать курильщиков на улице, результата, скорее всего, это не даст. Такие фотографии сложно сопоставить с конкретным лицом. Даже если вы передадите такую информацию в полицию, скорее всего, они не смогут установить конкретного нарушителя.

Если человек считает, что курильщики нарушают его право на благоприятную окружающую среду, он может требовать защиты своих прав и компенсации причиненного вреда в судебном порядке. Это сложно, занимает много времени, но тем не менее вполне реально. Об одном из таких случаев мы рассказывали в статье «Мужчина курил на балконе, а сосед затаскал его по судам и получил деньги».

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма…» вступил в действие с 23.02.2013 года.

Его принятие было почти единогласным. Оснований, которые послужили стимулом к разработке этого закона довольно много.

Статистика, которая собирается ежегодно, свидетельствует о том, что практически около 500 тысяч граждан страны умирают от онкозаболеваний и других болезней, вызванных пагубной привычкой – курением или дымоглотанием – вдыханием дыма сигарет.

Такая ужасающая статистика стала одной из основных причин создания законопроекта, который стал еще одним шагом, призванным улучшить статистику, снизить вредное воздействие на здоровье этого продукта и его последствия, и улучшить качество жизни граждан страны.

С введением в действие этого норматива в 2013 запрещено табакокурение в учебных заведениях, медицинских учреждениях, заведениях санаторно-курортного типа, в зданиях, в которых располагаются органы госвласти, муниципальные учреждениях, соцслужбы.

Также запрет введен во всех видах общественного, пригородного пассажирского транспорта, в подъездах домов. Коснулся он и самолетов, вокзалов, станций метро.

У каж­до­го чело­ве­ка есть пра­во, соглас­но Кон­сти­ту­ции, на охра­ну сво­е­го здо­ро­вья. Это не толь­ко воз­мож­ность лече­ния и обсле­до­ва­ния, но и пра­во потреб­ле­ния здо­ро­вых про­дук­тов, пре­бы­ва­ния в эко­ло­ги­че­ски чистой сре­де, сво­бод­ной от вред­ных выбро­сов про­из­вод­ства, транс­пор­та и т.д.

Все зна­ют, насколь­ко вред­но куре­ние. Потреб­ле­ние алко­го­ля или таба­ка — это дело лич­но­го выбо­ра. Но такой про­цесс пере­ста­ет быть лич­ным, когда от него начи­на­ют стра­дать дру­гие люди.

При­ме­ра­ми недо­пу­сти­мо­го потреб­ле­ния вред­ных веществ явля­ет­ся, напри­мер, пьян­ство за рулем или на рабо­чем месте, раз­нуз­дан­ное пове­де­ние алко­го­ли­ка в пуб­лич­ных местах и т.д. Еще одним бичом явля­ет­ся пас­сив­ное куре­ние, когда неку­ря­щий чело­век вынуж­ден вды­хать табач­ный дым, рас­про­стра­ня­е­мый куриль­щи­ка­ми.

Для того, что­бы защи­тить неку­ря­щих от навя­зы­ва­е­мо­го им пас­сив­но­го потреб­ле­ния таба­ка, и был утвер­жден 23 фев­ра­ля 2012 г. Феде­раль­ный закон о запре­те куре­ния.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Действие закона направлено на сокращение потребления табака населением и организацию мер по минимизации воздействия табачного дыма на окружающих. Для этого:

  • введены запреты на курение в отдельных помещениях, объектах, территориях;
  • приняты меры, направленные на снижение спроса на табакосодержащие изделия;
  • проводится информационная работа с населением о вреде курения, вместе с тем введен запрет на рекламу табачных изделий;
  • оказывается медицинская помощь в лечении табачной зависимости;
  • запрещена торговля табакосодержащей продукцией, в отношении несовершеннолетних.

Статьей 12 Закона устанавливается полный запрет на курение в следующих местах:

  • в образовательных, культурных, медицинских, спортивных, реабилитационных учреждениях;
  • на всех видах общественного транспорта (включая городские, пригородные маршруты, поезда и суда дальнего следования, воздушные суда, железнодорожные составы);
  • в помещениях и на открытом воздухе (не ближе 15 метров от входа) вблизи автобусных и ж/д вокзалов, речных и аэропортов, станциях и платформах ж/д транспорта, метро и т.д.;
  • в помещениях для временного размещения и проживания граждан, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • в объектах социального назначения;
  • в зданиях органов государственной и муниципальной власти;
  • на детских площадках и общественных пляжах;
  • в лифтовых кабинах и местах общего пользования многоквартирных домов;
  • на станциях автозаправок;
  • на рабочих местах.

Допустимо курение только в местах за пределами этого списка и в специально организованных зонах (курилках). За нарушение закона предусмотрены штрафные меры воздействия.

Для курильщиков в многоквартирном доме остается возможность курения табака только на личном балконе или лоджии либо в самой квартире. В этих ситуациях они по-прежнему будут доставлять неудобства некурящим гражданам, но их круг будет значительно сужен.

Таким послаблением недовольны соседи, которые вынуждены страдать от табачного дыма, затягивающего в квартиры с балкона. В этом случае закон определяет границы личного и общественного пространства. В частности, балкон курильщика является имуществом, находящимся в его собственности, потому никаких мер воздействия предъявить невозможно.

Единственным вариантом наказания может стать основание, по которому запрещается использование открытого огня на балконах, лоджиях, в помещениях квартир, жилых комнат общежитий, гостиничных номеров. В этом случае следует руководствоваться п. 90 в постановлении № 390 «О противопожарном режиме».

Надо сказать, что подобные законы приняты и работают во многих странах. Есть страны, где законы о курении в общественных местах приняты повсеместно и одинаковы для всех регионов, а в отдельных государствах законы и ответственность за их неисполнение отличаются от региона к региону. Тем не менее, строгость мер по этим законам очевидна, и весьма и весьма серьезно контролируется исполнение и оперативность реакции на нарушения.

У российского Закона есть особенность, которая отличает его от подобных Законов, принятых в других странах. Касается она ответственности за несоблюдение требований Закона. Формулировка этой части такова:

— «нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

Далее из текста Закона не вполне ясно, кого же ожидает наказание. Но на сегодняшний момент наказаний самих курильщиков не наблюдается, а работодатели имеют возможность уйти от ответственности благодаря несовершенству самого закона и лазейкам в Кодексе об административных правонарушениях. Однако опыт других стран показывает, что эффективны не столько запретительные и административные меры, сколько меры, предусматривающие жесткую ответственность за нарушение аналогичных законов.

Рассмотрим для примера несколько стран.

Страна Где запрещено курение Мера наказания Объем ответственности
Россия Рабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы гос.власти. Административная, ответственность несет владелец помещения 7—10 евро
Казахстан Повсюду, кроме квартир и домов курильщиков. Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике. 60 — 360 евро
Германия Общественные места, на вокзалах, в общественном транспорте Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике. 15—1000 евро
ОАЭ Рабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы гос.власти, храмы, на территории приватной собственности в присутствии детей до 12 лет Уголовная. Штраф + тюремное заключение 180 тысяч евро
Израиль Рабочие места, транспорт, спортивно—культурные учреждения, органы госвласти Административная. Ответственность на владельце помещения и курильщике. 30 — 50 евро

Простейший анализ показывает, насколько лояльны российские законы к курильщикам. Создается впечатление, что, несмотря на всю «грозность» указов и объемность мер, изложенных в антитабачном законе и постановлениях, в российском обществе к курению относятся как к привычке, имеющей отношение только к самому курящему. Российские меры против курильщиков явно недостаточны и мягки, особенно с учетом того, что в стране взят твердый курс на уменьшение объемов курения. Причем меры эти должны касаться и курильщиков, и тех, кто допускает курение на своей (или арендованной) территории.

Написать комментарий

      Смотря, о каком балконе идет речь. Если имеется в виду балкон на этаже – то нельзя. Если в квартире – можно.

      Нередки случаи, когда управляющим компаниям приходится разбирать споры по поводу дымления на общих балконах. Некоторые думают, что повесив на нем табличку «Место для курения», они не нарушают закон и курят в специально отведенном месте.

      Четкого ответа на этот вопрос закон не дает. На практике это допустимо до первого конфликта с соседями. Если они смогут доказать, что дым из Вашего окна попадает к ним в квартиры, жильцы имеют право пожаловаться участковому. В этом случае правда будет на их стороне, а курильщику придется заплатить штраф.

      В то же время «спросить» разрешения на курение подобным способом можно на общем собрании жильцов. Если все проголосуют единогласно «за», и это будет отражено в протоколе, для курильщика это весомый плюс в его пользу.

      Закон о курении в общественных местах

      Первым делом следует обратиться к участковому. Это наиболее оперативный способ защиты нарушенных прав. Если же участковый бездействует или его действия не принесли желаемый результат, обращайтесь в отделение полиции непосредственно к начальству.

      Надзорными, или как их еще называют – контролирующими, органами в данном случае выступают ГЖИ и Роспотребнадзор.

      Также действенной обычно оказывается жалоба в прокуратуру. Однако тут еще все зависит от загруженности работников конкретной прокуратуры – если они загружены уголовными делами, вряд ли, у них найдется время в срочном порядке решать проблемы с курением в запретных местах.

      Последней инстанцией, куда стоит обращаться, если «ничего не поможет» является суд. Чтобы Вашу жалобу рассмотрели, потребуется составить иск и оплатить госпошлину.

      Если разговоры не помогают, а управляющая компания бессильна повлиять на курящего соседа, единственным выходом остается подача жалобы (заявления) участковому. Оно может быть написано от имени одного лица или иметь форму коллективного обращения.

      Участковому пункту полиции №1 г.Обнинска

      От граждан, проживающих по адресу:

      г.Обнинск, ул. Цветочная, д.72, к.2, кв.№ 7, 8, 10, 11, 12

      Кириллова А.Г., Ефимченко Т.В., Ясловой Т.Е.,

      Кривонос Г.Е., Тигипко Р.Р.

      Заявление

      Просим срочно отреагировать на действия семьи Львовых, проживающих по адресу: г.Обнинск, ул. Цветочная, д.72, к.2, кв.№ 9. Указанные граждане регулярно курят на открытой лоджии собственного жилья, из-за чего в наши квартиры поступает неприятный запах от горения смол и табака. Этим самым указанные лица нарушают общественный порядок и наносят вред нашему здоровью. Мы более 8 месяцев (с момента их заселения) вынуждены страдать от неприятного запаха.

      Жильцы дома предпринимали попытки поговорить с семьей Львовых. В ответ они выражались нецензурной бранью и угрожали активистам. Данные действия были засняты на видео, которое мы прилагаем в качестве доказательства. В подъезде неоднократно развешивались предупреждения, но указанные лица срывали и уничтожали эти объявления.

      24 мая 2019 года (подписи и ФИО всех заявителей)

      Гражданам, которые дымят сигаретами в МКД, грозит штраф в размере:

      • от 500 до 1500 р – на территории МКД, где не гуляют дети;
      • от 2000 до 3000 р – на детских площадках около дома.

      Конкретную сумму определяет лицо, уполномоченное на привлечение к административной ответственности. Если нарушитель не согласен с его решением, то может обратиться в суд.

      Однако, это еще не все…

      Курильщика можно привлечь к гражданско-правовой ответственности, в рамках которой ему придется компенсировать вред здоровью окружающим и моральный ущерб.

      Курящие люди, которые живут в многоквартирных домах, оказываются в безвыходном положении. Некоторые из них и рады бы не нарушать закон, однако мест для курения в доме или рядом с ним просто не выделено. Поэтому возникает вопрос – кто обязан выделять такие места и кого можно привлечь к ответственности за их отсутствие.

      Обязанность по обеспечению санитарно-эпидемиологических мероприятий, контролю за техническим состоянием и пожарной безопасностью многоквартирного дома лежит на управляющей компании (ТСЖ, ЖК, ЖСК). Именно эти организации должны оборудовать курилки. Если же последние отсутствуют, и курильщики «дымят» в подъездах, то управляющая организация также должна будет заплатить немалый штраф:

      • для юрлица — от 50 до 80 тысяч рублей;
      • для должностного лица — от 20 до 30 тысяч рублей.

      На практике обычно никто не жалуется на управляющие организации за отсутствие мест для курения. За это их «наказывают» штрафами во время проверок Роспотребнадзора и органов пожарного надзора.

      • 26 Марта 2012, 13:03 78 Тверь собирает подписи в поддержку архимандрита Ефрема. Настоятель Ватопедского монастыря обвиняется в махинациях с недвижимостью
      • 12 Марта 2012, 16:03 11 Где можно ознакомиться со списками «домов-счастливчиков», попавших в программу по капремонту в 2012 году
      • 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал

      Изучив положения ФЗ №15, вы убедитесь, что полный запрет на курение распространяется только на общественные места. Собственный балкон вашей квартиры к ним не относится. Назначить вам штраф могут только в том случае, если вы начнёте сбрасывать окурки вниз, тем самым создавая риск возникновения пожара. Ну или ваш дым будет мешать соседям.

      Как альтернативный вариант, можно курить электронные сигареты и кальяны. Эти девайсы вместо дыма вырабатывают ароматический пар. Его запах вряд ли потревожит соседей. Кроме того, электронные сигареты сводят к нулю риск возникновения пожара. Правда в последнее время участилось кол-во судов с производителями по вопросу неисправностей сигарет. А это может привести к любым последствиям, вплоть до увечий.

      Пытаясь отучить соседей курить на балконе, можно использовать не только законодательные акты, но и примеры из судебной практики.

      Так, в 2013 году в Новосибирске рассматривался спор между жильцами многоквартирного дома – курящим мужчиной и семьей с маленьким ребенком. Первый постоянно курил на своей лоджии, а дым поднимался наверх – туда, где проживала молодая семья. После того, как мирные переговоры не дали результата, соседи обратились с требованием о возмещении морального время (в размере 250 тысяч рублей) и наложении запрета на курение.

      Судебное дело рассматривалось 3 года в судах различной инстанции, пока Верховный суд не решил спор в пользу истца и не наложил штраф в размере 5000 рублей. Вред, нанесенный здоровью, не был доказан, поэтому запрет на курение на собственном балконе ответчик не получил.

      Взыскание в таком же размере было наложено на курильщика в Красноярске в 2021 году. Истцу пришлось жаловаться на соседа в суд после того, как просьбы прекратить курить не дали никакого результата. Женщина представила судье выписку из медкарты, подтверждающую вред, нанесенный здоровью табачным дымом:

      • аллергию;
      • повышенное давление;
      • частые головные боли;
      • проблемы с дыханием.

      На основании таких фактов суд запретил соседу курить на балконе и установил для него штраф в размере 5 тысяч рублей.

      Таким образом, ответ на вопрос, имеют ли соседи право курить на балконе, не является однозначным, а результат борьбы зависит от настойчивости и собранной доказательной базы.

      Как правило, когда кто-то курит на лестничной площадке, он оправдывает свое поведение маленькими детьми дома, женой, которая не переносит запах сигарет, либо нежеланием прокуривать свое имущество. Безусловно, курить в квартире и портить свое имущество нельзя, а вот «загаживать» общедомовое имущество еще как можно!

      Это показательная ситуация в полной мере демонстрирует менталитет русского человека. «За забором хоть потоп, главное, чтобы собственное имущество было в ценности и сохранности».

      Еще в далеком 2013 году Правительство РФ ввело строгую антитабачную политику, которая запрещает курение на лестничных площадках. Об этом свидетельствуют даже вежливые объявления, висящие во многих подъездах многоквартирных домов. Но в квартире курить было можно.

      Но все не так хорошо, как показалось курильщикам на первый взгляд. В этом году было несколько судебных разбирательств, которые касаются темы курения. В разных регионах РФ соседи подали иск в суд на людей, которые курили на своем же балконе. Оба дела завершились в пользу истцов.

      В Новосибирске судебное разбирательство длилось 2 года. Истцом было дело выиграно. Само собой, суд не запретил ответчику курить на балконе, однако назначил штрафные санкции для компенсации причиненного ущерба. Размер штрафа 5 тыс. рублей.

      Теперь курящие жильцы многоквартирных домов будут платить некурящим соседям

      Позиция суда была такова, что нельзя запретить гражданину делать что-то в собственной квартире. Однако за причиненный вред окружающим людям и экологии придется заплатить.

      В судебные разбирательства были втянуты еще два жителя Дивногорска. Решением Красноярского суда было постановлено, что граждане не имеют права дымить на собственном балконе, в противном случае наблюдается нарушение нормы, оговоренной в статье 42 Конституции РФ. Это норма гласит, что каждый человек имеет право на проживание в благоприятной экологической обстановке.

      Теперь давайте поговорим про места, которые по закону являются общедомовыми имуществом жильцов многоэтажного дома. Можно ли безнаказанно курить на них?

      На общих балконах, обустроенных на этажах многоэтажных домов курить запрещено, равно как и в других местах совместного пользования: коридорах, лифтах, лестничных пролётах.

      Такие лоджии имеются как в домах старых серий и общежитиях, так и в новостройках. Запрет на курение в таком общедомовом месте установлен по причине того, что одновременно курильщиком, в этом помещении могут находиться дети, пожилые люди, имеющие аллергические и иные противопоказания к курению.

      Кроме того, возле общего балкона расположены квартиры жильцов дома, а так как сюда в течение дня проход открыт для всех жильцов, если бы курение здесь было разрешено – жителям соседних с таким балкончиком квартир пришлось бы постоянно ощущать запах от едкого дыма сигарет десятков пыхтящих соседей за день.

      Вы заселились в гостиницу и увидели маленький уютный балкончик в своем номере. Вот радость-то какая — можно покурить? Нет! Дело в том, что гостиница относится к общественному месту и на неё распространяется Закон о запрете курения граждан в общественных публичных местах.

      Исключения составляют так называемые курилки. В отелях, как правило, имеются специально оборудованные комнаты для курения, оснащенные вентиляцией и огнетушителем.

      Поэтому делаем вывод – в гостинице, отеле, кемпинге, пансионате и ином месте временного размещения граждан действует запрет курения на балконе, как расположенном в номере, так в коридоре.

      Закон о курении в многоквартирном доме

      Частный дом – это личные владения его хозяев, личное пространство и отсутствие соседей, проживающих в одном строении.

      Следовательно, и в частном доме, и на относящемуся к нему участке можно курить без каких-либо ограничений.

      Однако, если поблизости от Вашего дома по меже расположен соседний дом и его окна сопряжены с Вашими – сосед по владению может запретить Вам нарушать его чистый воздух табачным дымом. Но только через суд, что, конечно же, сопряжено с определенными трудностями. Не все у нас любят и могут отстаивать свои права в суде.

      При наличии выхода на лестничную клетку, в подсобные и другие помещения общего пользования, такая территория не может использоваться в качестве «курилки». Исключение доступно разве что для любителей электронных сигарет. Причём специалисты в области права рекомендуют им использовать девайсы, внешне не похожие на сигареты и прочие табачные изделия.

      Дело в том, что не все россияне разбираются в различиях между обычными и электронными сигаретами. Поэтому, используя девайсы с реалистичным дизайном, вы вряд ли сможете избежать визитов участкового/представителя ЖЭУ и конфликтов с соседями — жильцами многоэтажного дома.

      В статье 6.24 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Размер штрафа не изменился и составляет от 500 до 1500 рублей для граждан.

      Частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках. Размер штрафа на граждан — от 2000 до 3000 рублей.

      В статье 6.25 КоАП РФ изменили название на «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

      Установлена административная ответственность за несоблюдение законодательных требований:

      • к знаку о запрете потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
      • к выделению и оснащению специальных мест потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
      • к исполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

      Размер штрафа составляет:

      • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
      • для юридических лиц — от 30 000 до 60 000 рублей.

      В новой редакции части 3 статьи 6.25 КоАП РФ указано, что неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, наказывается наложением административного штрафа в размере:

      • от 30 000 до 40 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
      • от 60 000 до 90 000 рублей для юридических лиц.

      Статья 14.3.1 КоАП РФ теперь называется «Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Ее нормами предусмотрено за спонсорство никотинсодержащей продукции, рекламу и стимулирование продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления никотинсодержащей продукции наложение административного штрафа:

      • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
      • на должностных лиц — от 5000 до 15 000 рублей;
      • на юридических лиц — от 80 000 до 150 000 рублей.

      Вводится запрет на демонстрацию процессов потребления никотинсодержащей продукции в рекламе, а также на рекламу никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Частью 3 статьи 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за демонстрацию табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции:

      • в созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы;
      • в театрально-зрелищных представлениях;
      • в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах;
      • в эфире, по кабелю;
      • другими способами указанных произведений, представлений, программ.

      Исключение составляют ситуации, когда демонстрация курения является неотъемлемой частью художественного замысла. За такие действия размер штрафов составляет:

      • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
      • для юридических лиц — от 100 000 до 170 000 рублей.

      Аналогичная демонстрация никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции в произведениях, предназначенных для детей, наказывается штрафом:

      • для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
      • для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

      За нарушение демонстрации табачных изделий в рекламе нарушителя ожидает штраф в следующем размере:

      • для граждан — от 3000 до 4000 рублей;
      • для должностных лиц — от 10 000 до 25 000 рублей;
      • для юридических лиц — от 150 000 до 600 000 рублей.

      Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на никотинсодержащую продукцию.

      Статьей 14.53 КоАП РФ в новой редакции за несоблюдение ограничений в сфере торговли никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции предусмотрено наложение штрафа:

      • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
      • на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей;
      • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

      Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.

      Добавить комментарий