Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок пересчета земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.
Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.
Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.
Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):
7500 руб. — (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».
Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?
Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости
Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.
Рассмотрим несколько случаев:
1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.
Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.
2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.
В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».
Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)
Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.
Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:
- путем обращения в суд;
- при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.
В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).
При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).
Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).
Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.
- Важные новости для бухгалтера бюджетной сферы за июнь
- Профпереподготовка для бухгалтера бюджетной сферы: зачем и по каким программам учиться
- Изменения в работе бухгалтера бюджетной сферы: дайджест за май
- КОСГУ и КВР в 2021 году для бюджетных учреждений
- Главные новости марта для бухгалтера бюджетной сферы
- Бюджетный учет: курсы повышения квалификации для бухгалтеров
Организации, уплачивающие земельный налог, самостоятельно определяют налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельных участков (принадлежащих им на праве собственности или праве бессрочного пользования) по состоянию на 1 января каждого года (налогового периода) на основании сведений государственного кадастра недвижимости (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 66 ЗК РФ). Такие нормативные правовые акты (НПА) органов исполнительной власти субъектов РФ в целях определения налоговой базы по земельному налогу действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса РФ (постановление КС РФ от 02.07.2013 № 17-П, письмо Минфина России от 21.07.2016 № 03-05-04-02/42811). А именно:
-
НПА вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу — календарного года;
-
НПА, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Следовательно, если НПА об утверждении кадастровой стоимости земли издан в связи с устранением выявленной ошибки (например, кадастровая стоимость земли необоснованно завышена), новая кадастровая стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу может применяться за прошедшие налоговые периоды.
В этом случае налогоплательщик вправе пересчитать земельный налог (в сторону уменьшения) и подать уточненные декларации за те годы, когда для расчета налоговой базы была применена неправильная (завышенная) кадастровая стоимость земли (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).
Пример. Определение налоговой базы по земельному налогу.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 по первоначальной (ошибочной) оценке составила 500 000 рублей. После пересмотра ошибочных результатов определения кадастровой стоимости 01.03.2016 издан НПА органа исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий кадастровую стоимость земельного участка в сумме 400 000 рублей.
Налоговая база по земельному налогу, определяемая на 01.01.2015 и 01.01.2016, составит 400 000 рублей.
Изменение кадастровой стоимости по земельному налогу применяется «задним числом»
Сумма земельного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В результате ошибочного расчета земельного налога (исходя из большей кадастровой стоимости) налоговая база по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль были занижены.
Однако уменьшение кадастровой стоимости участка в результате действий органа исполнительной власти субъекта РФ не является ошибкой организации. Поэтому сумму уменьшения земельного налога для целей налогообложения прибыли организация может включить в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода (п. 10 ст. 250, подп. 6 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Ранее такой подход мог привести к спору с налоговой инспекцией, хотя в случае обращения в суд шансы на выигрыш у налогоплательщика были крайне высоки. Ведь еще в 2012 году Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.01.2012 № 10077/11 по делу № А11-4707/2010 указал, что исчисление земельного налога, учитываемого в составе расходов, в излишнем размере не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.
После этого были выпущены разъяснения контролирующих органов с учетом точки зрения Президиум ВАС РФ (письмо Минфина России от 23.01.2014 № 03-03-10/2274, направленное письмом ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/[email protected]).
А в 2016 году эту позицию поддержал и Верховный Суд РФ (определение от 08.11.2016 № 308-КГ16-8442 по делу № А25-269/2015). Суд отметил: учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налога в последующие годы должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу статьи 250 Налогового кодекса РФ не является исчерпывающим.