Правила заполнения автотранспортной накладной в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила заполнения автотранспортной накладной в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/[email protected] При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.

Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.

К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.

Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2021 года

Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.

Транспортная накладная — это первичный документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. Она подтверждает реальность сделки и расходы на перевозку. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки.

Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, организация может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

Накладная понадобится, когда продавец доставляет груз покупателю на своем автотранспорте. Исключение — если цена доставки входит в цену товара. Еще накладная нужна, когда продавец или покупатель нанимают для доставки груза стороннюю транспортную компанию.

Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

Как заполнить транспортную накладную

Есть несколько общих правил, которых все должны придерживаться при работе с транспортной накладной:

  1. Чтобы накладная подтверждала расходы, в ней должны быть заполнены: дата, данные грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, размер провозной платы. В разделах 6, 7, 15, 16 должны быть наименования должностей, подписи и расшифровки подписей.
  2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
  3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил перевозок груза автомобильным транспортом, Письмо Минтранса России от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Далее подробно разберем порядок заполнения каждой из сторон.

Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.

Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы, 1–7, 15 и 16.

Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. Если перевозку оплачивает экспедитор, то он и будет грузоотправителем, в таком случае проставляется отметка «является грузоотправителем» и заполняется подраздел 1а (при необходимости).

Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза.

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 6 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 7 «Сдача груза». Перевозчик самостоятельно заполняет разделы 8-11, 13, 15 и 16. При необходимости можно заполнить разделы 12, 14 и 17.

Раздел 8 «Условия перевозки». Здесь перевозчик прописывает, когда груз можно считать утраченным, размер платы за хранение в терминале, размеры штрафов за невывоз груза, задержку транспорта и пр. Часто его оставляют пустым — это значит, что все условия определяются по общим правилам Устава автомобильного транспорта.

Раздел 9 «Информация о принятии к исполнению». В разделе проставляется дата приема заказа, ФИО и должность принявшего и его подпись. У перевозчика есть три дня на рассмотрение заявки грузоотправителя.

Грузополучатель должен заполнить раздел 7 «Сдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Состояние груза, его массу и количество занятых мест можно не проверять, если все приехало на исправном закрытом транспортном средстве, в контейнере и с пломбами. При повреждении или отсутствии пломб проверка обязательна, как и при нарушении сроков доставки скоропортящихся грузов (п. 9 ст. 15 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Приемку груза подтверждает представитель получателя, он ставит свою подпись, ФИО и должность.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

Транспортная накладная: нюансы заполнения

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

Заполняем транспортные накладные 2021

Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Однако, с 1 января 2022 года должна заработать государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов, сведения из которой фискальные органы будут получать напрямую, без истребования документов у участвующих в перевозке лиц. Налоговые инспектора будут требовать обоснования указания в транспортной накладной экспедитора качестве перевозчика. К этому стоит заранее подготовиться и согласовать с грузовладельцами новый порядок заполнения транспортной накладной.

«Сведения о перевозке» — новый обязательный реквизит в путевых листах. В соответствующем поле «путевки» указывайте вид сообщения и вид перевозки транспортного средства.

Возможные виды перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • регулярные;
  • по заказам;
  • на легковом такси.

Виды сообщения (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • перевозки пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;
  • перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов;
  • перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно;
  • перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км;
  • перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Госграницы РФ, в том числе транзитом через Россию.

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

  • марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
  • показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле

Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию.

Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».

Отметки после медосмотра водителя будут такие:

  • для осмотра перед рейсом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • после рейса — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.

Две категории обязательных реквизитов путевого листа

Сведения для допуска ТС к эксплуатации

Сведения для принятия документа к учету

  • наименование и номер ТС
  • срок действия путевого листа
  • вид перевозки и сообщения
  • собственник ТС
  • сведения о самом ТС
  • информация о водителе
  • наименование документа
  • дата составления путевого листа
  • наименование организации
  • информация о хозоперации
  • натуральные и денежные измерители операции
  • ФИО ответственных лиц
  • подписи ответственных

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

  • нормы расхода топлива;
  • маршрут движения транспортного средства;
  • экономия (перерасход) топлива.

Нормы расхода топлива — в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Все минтрансовские лимиты — рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.

На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

Пункт 1 и 2. Данные о Грузоотправителе и Грузополучателе: наименование, ИНН, адрес, банковские реквизиты.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором при необходимости указываются сведения о клиенте (заказчике организации перевозки);

Пункт 3. Записывается отгрузочное наименование груза, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах и масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах.

  • в пункте 3 «Груз» требуется, указывать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;

Пункт 4. Указываются сопроводительные документы на груз, это могут быть различные сертификаты, паспорта и т.д.

Пункт 5. Тут при необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке от грузоотправителя – параметры транспортного средства и указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований.

Пункт 6. В данном пункте отмечается Лицо, от которого забирается груз, Масса груза, Адрес, Дата, Время погрузки и номер пломбы.

  • в пункте 6 «Прием груза» дополнительно вносятся сведения о лице, от которого забирается груз, проставляется подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика;

Пункт 7. Указывается Адрес, Дата, Время разгрузки товара и номер пломбы.

Пункт 8. Условия перевозки. Сюда вносят или выбирают из представленных, некоторые условия перевозки или временного складского хранения.

Пункт 9. Сюда записываются ФИО лица ответственного за грузоперевозку товара.

Пункт 10. Этот пункт заполняет компания-экспедитор, выполняющая перевозку.

Пункт 11. Записывается информация о транспортном средстве: марка, грузоподъемность и регистрационный номер.

  • пункт 11 «Транспортное средство» дополнен сведениями о типе владения ТС («1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг).

Пункт 12. Тут заполняются пункты о фактическом состоянии груза, упаковки при его загрузке и при отгрузке.

Пункт 13. Заполняется для перевозки опасных, температурных, негабаритных грузов.

Пункт 14. Требует заполнения, если изменилось место доставки груза.

Пункт 15. Ставятся подписи сторон.

Пункт 16. В этом пункте записывается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета, и размер провозной платы.

Пункт 17. Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки.

Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТрН в 5 оригинальных экземплярах:

1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.

Затем на выгрузке 4 бланка ТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:

2–й образец ТН остается у грузополучателя

3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.

1) Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.

Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!

2) Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.

3) Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».

4) Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.

Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

С 30.09.2011 г. организации должны для целей определения срока хранения документов руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Пунктом 362 Перечня установлено, что первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.) должны храниться 5 лет.

Так как ТТН относится к первичной учетной документации, срок её хранения составляет не менее пяти лет. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Транспортная накладная 2021 в 1С — образец

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

Если вы выписываете ТН, для списания и оприходования ТМЦ нужно выписать также товарную накладную ТОРГ-12. В ней есть необходимая информация о товаре: цена за единицу, количество и наименование.

Товарно-транспортная – унифицированный документ. Предназначен сопровождать товар во время перевозки от продавца к покупателю. Неважно, кто осуществляет перевозку: продавец, покупатель или наемный грузоперевозчик.

Документ распечатывают в 4‑х экземплярах (1 экземпляр продавцу, второй покупателю и еще два бланка грузоперевозчику). Заполненный документ используется как для подтверждения учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), так и для расчетов за автоперевозку.

  • Грузополучателю документ нужен для сверки перечня отгруженного товара с перечнем в документе.
  • Грузоотправителю ТТН необходима для получения документального доказательства передачи груза водителю и приемки его получателем.
  • Грузоперевозчик фиксирует в документе факт перевозки товара.

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

Более 1 500 000 компаний уже печатают счета, накладные и другие документы в сервисе МойСклад Начать использовать

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Заполнение документа происходит в несколько этапов:

  • до начала погрузки,
  • в период перемещения груза,
  • после доставки товара.

Бремя оформления товарно-транспортной накладной может лежать на собственнике товара (продавце) если перевозкой занимается собственник самостоятельно. Если же в отношениях между грузоотправителем или грузополучателем есть посредник, который осуществляет транспортировку ТМЦ, то необходим отдельный договор с грузоперевозчиком. В зависимости от того, какая из сторон нанимает посредника, и возникает обязанность по составлению ТТН.

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
  • Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
  • Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
  • Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
  • Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
  • При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): и образец заполнения на 2021 год >>

Ее оформление происходит при перевозке ТМЦ от одного владельца к другому. Сама доставка производится самостоятельно силами компании-отправителя или при содействии компании-перевозчика (третье лицо). Тот, кто отправляет груз, выписывает и накладную (его изначальный собственник для отчуждения права или одно из подразделений предприятия-собственника в адрес другого). При использовании услуг коммерческой перевозки договор на них может составляться отправителем или получателем. Тогда обсуждаемый документ может выписываться той или другой стороной.

Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на ГСМ;
  • затраты на запчасти;
  • затраты на парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Путевые листы – 2021: обзор новых требований

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее — журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов — в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.

Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Рассмотрим важные изменения подробнее.

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить о.

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

  • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Новые правила перевозки грузов автотранспортом

Рассмотрим пункты 7 и 23 правил перевозок грузов:

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Составление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

По умолчанию транспортную накладную составляет грузоотправитель, то есть человек или организация, которые передают груз перевозчику (транспортной компании).

В случае перевозки груза для личных, семейных или домашних нужд транспортную накладную может оформить перевозчик (транспортная компания).

Важно понимать, что изначально транспортная накладная заполняется не полностью. Некоторые поля должны быть оставлены пустыми, т.к. они заполняются в процессе перевозки, либо при погрузке или выгрузке груза.

28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 12 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

Например, после завершения погрузки водитель подписывает накладную и указывает в ней свои замечания. А при разгрузке транспортного средства в накладную вносит данные грузополучатель.

То есть, транспортная накладная, которая предъявляется сотрудникам ГИБДД, должна быть заполнена не полностью.

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Постановление Правительства РФ №272 от 15.04.2011 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

Письмо Росалкогольрегулирования №2148/03-04 от 31.01.2017 «О направлении ответов на часто задаваемые вопросы»

Письмо Минфина России №03-14-07/29684 от 03.05.2018

Существует два бланка — товарно-транспортная накладная и товарная накладная. Сейчас на практике используется в большинстве случаев ТН в бухучете и документообороте, но есть обстоятельства, при которых применяется в обязательном порядке ТТН. Не введена новая форма ТТН 2021 года, бланк утвержден в 1997 году, поправки с тех пор в него не вносились.

ТТН и ТН — два разных первичных документа, заполняемых при оформлении перевозки товаров, они отличаются количеством реквизитов, разделов, порядком заполнения. Бланк ТТН утвержден Постановлением Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997, формы из которого сейчас не являются обязательными, бланк ТН — Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011.

ТТН является важным документом при транспортировке товара. На его основании компания-отправитель списывает материальные ценности. Получатель груза делает оприходование товара также благодаря оформленной ТТН. Принято, что данный документ составляет отправитель. Однако, если обе стороны сделки дали согласие, то это может сделать и сам перевозчик.

Все субъекты предпринимательской деятельности обязаны составлять данный документ при любых перевозках материально-товарных ценностей. При этом не имеет значения, груз перевозится на коммерческой основе, для личных нужд, при заказе таких услуг, ТТН должна оформляться всеми сторонами, которые задействованы в транспортировке. Участниками грузовых перевозок могут быть:

  • перевозчики, которые выполняют данные услуги на коммерческой основе. Вовсе необязательно, чтобы это были юрлица. Перевозчик может быть и физлицом;
  • заказчики, которые обращаются за услугами к транспортным компаниям;
  • отправители. Это физические или юридические лица, предоставляющие груз перевозчику. При этом роль перевозчика может играть и сам отправитель;
  • получатели, которые встречают груз, делают его приход. Если получатель решил воспользоваться своим транспортом, он может играть роль перевозчика.

Данный документ заполняется отправителем груза в четырех экземплярах:

  • один остается у отправителя, что позволяет списывать товар. Когда осуществляется подсчет расходованного баланса, ТТН выступает в роли первичного документа;
  • второй экземпляр предназначен для получателя. При помощи этого документа поступившие товары ставятся на учет;
  • третья копия становится приложением путевого листа. С ее помощью бухгалтерия компании начисляет водителю зарплату;
  • четвертый документ поступает в бухгалтерию компании-перевозчика. Он позволяет выставлять счет организации, которая заказывала данную услугу.

После заполнения бланков, отправитель ставит свою подпись. Кроме этого, все документы подписываются ответственным сотрудником компании-перевозчика и водителем, который непосредственно будет выполнять транспортировку.

Также нужно помнить и о том, что на основании накладной начисляется зарплата водителю. В связи с этим оформлять данный документ необходимо при каждой перевозке. Даже в том случае, если каждый раз перевозится одинаковый товар, при загрузке водитель должен получить ТТН, а при выгрузке, он должен сдать накладную в бухгалтерию своей организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий