Сбил человека насмерть не на пешеходном переходе ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил человека насмерть не на пешеходном переходе ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ПДД, проезжую часть следует пересекать в строго отведенных для этого местах. Но даже тогда, когда автомобилист наехал на человека вне установленной пешеходной зоны, он понесет наказание. При этом все факты могут быть в пользу водителя, а вина самого пешего гражданина доказана.

Если автомобилист сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность подразделяется на административную, гражданскую или уголовную. Водитель будет привлечен к тому или иному типу ответственности в зависимости от обстоятельств ДТП и степени нанесенных повреждений пешеходу:

  1. Административная – означает, что на автовладельца будет наложено взыскание в виде штрафа. Его размер напрямую зависит от тяжести имеющихся у пострадавшего повреждений. Если вред здоровью несущественный, то на автомобилиста могут наложить штраф до 25 тыс. руб. или лишить прав до двух лет. Потерпевший имеет право требовать возместить ему моральный ущерб, вред здоровью и расходы на лечение и восстановление. Вопрос возможно решить через органы суда. Нужно иметь ввиду, что административная ответственность не исключает привлечение к гражданской.
  2. Гражданская – подразумевает возмещение повреждений, полученных вследствие аварии. Как, правило, взыскание накладывается в денежном виде. Эта мера имеет место, если пешеход сбит не насмерть.
  3. Уголовная – самая тяжелая мера наказания. Она наступает, когда последствия ДТП очень серьезные. Если пострадавший получил травмы, несовместимые с жизнью, виновник может получить максимальный вид наказания в виде лишения свободы на долгий срок. Если произошла настолько тяжелая авария, виновным всегда считается водитель.

Если все участники ДТП живы, то вопрос виновности решается в индивидуальном порядке. Когда нанесен тяжелый вред здоровью, дело рассматривается в суде. Здесь все зависит от ведения процесса и мнения судьи, так как свидетельства и доказательные документы (в том числе фото и видео) принимаются к рассмотрению только по решению суда.

Важно знать: При наезде на пьяного человека мера наказания водителя не смягчается. Он в любом случае понесет ответственность.

При рассмотрении дела особое внимание уделяется тому, скрылся ли водитель с места аварии. В данном случае его обязанностью является оказание первой помощи потерпевшему, вызов скорой и передача пешехода в руки врачей. Если же автомобилист скрылся, то на нем априори лежит вина – он будет признан виновным не только за совершение наезда, но и за то, что оставил человека в опасности, не оказав ему помощи.

Если при аварии водитель был пьян, то он может получить максимальную меру наказания. В данном случае в деталях будет рассмотрен каждый нюанс ДТП: исправность ТС, тормозной путь, момент, когда пешеход появился в зоне видимости автомобилиста пр. Более подробно некоторые моменты рассмотрены ниже.

Если доказано, что автомобилист находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при совершении наезда, то этот факт существенно отягчает обстоятельства дела и влечет повышенное наказание(даже если ПДД не были нарушены). Самая тяжелая мера накладывается на пьяных водителей, которые участвуют в уголовном деле, когда пешеход погиб в результате наезда. Автомобилист может быть лишен свободы на срок до 9 лет. Также предусмотрено лишение водительского удостоверения на 3 года.

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Какова ответственность, если сбил пешехода вне пешеходного перехода

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

При столкновении автотехники и человека в любом случае железный агрегат пострадает в меньшей степени. На авто останется, скорее всего, небольшая вмятина, которая без следа устраняется в обыкновенном автосервисе, а вот пешеход может получить серьезное увечье, инвалидность или вовсе погибнуть…
Допустим, случайно сбил человека, полицию не вызывали, поскольку никто не пострадал, все разрешили мирно, без эксцессов. Но такой сценарий разыгрывается нечасто.

Поэтому в зависимости от степени нанесенного вреда человеку (или нескольким людям) и вследствие несоблюдения правил дорожного движения автомобилисту может грозить гражданская, административная или уголовная ответственность:

  • Гражданская ответственность (наименее жесткая).
    Вне зависимости от того, по чьей вине произошел инцидент, именно автовладелец возмещает затраты на лечение, испорченное имущество пострадавшего и прочие потери. Помочь избежать всего этого может только суд, если в процессе разбирательства дела выяснится, что вред пострадавшему был причинен в результате непреодолимой силы или хуже того – по злому умыслу (мошенничеству) попавшего под колеса.
  • Административная ответственность (средней тяжести).
    Если потерпевшему нанесены травмы средней степени, то водителю, допустившему наезд, придется в зависимости от степени причиненного ущерба по решению суда выплачивать штраф в размере от двух с половиной до двадцати пяти тысяч рублей, а также распрощаться со своими водительскими правами на срок от года до двух.
  • Уголовная ответственность (самая суровая).
    Сотрудники Госавтоинспекции проводят проверку по факту наезда по двум направлениям:
    1) была ли возможность избежать столкновения с пешеходом в отдельно взятом случае;
    2) нарушил ли водитель правила дорожного движения.

Кроме того, проверяется техническая исправность автомобиля на момент правонарушения и выясняется, насколько сильно подорвано здоровье пострадавшего вследствие попадания под колеса.

Когда обвиняемый протестует против того, что ему инкриминируется нарушение дорожных правил. Уверяет, что виноват не он, а пешеход, который в состоянии алкогольного опьянения спровоцировал аварию, то требуется тщательно продумать действия при оформлении протокола на месте происшествия и при разбирательстве в суде. Нужно как следует разобраться, что делать:

  1. Необходимо принять самое непосредственное участие в фиксации обстоятельств ДТП.
  2. Составить подробное объяснение деталей произошедшего на дороге, изложить позицию по каждому моменту. Не беда, если объяснение не было подготовлено по горячим следам, допускается его составление в любое время до вынесения приговора по делу. Необходимо указать, что пострадавший был пьян и сам виноват в случившемся. Пусть этот факт будет зафиксирован в материалах дела.
  3. Отстаивать свою правоту при разборе происшествия в ГИБДД. Есть сомнения в собственных силах, стоит обратиться за содействием опытного юриста. Лучше и эффективнее всего привлечь специалиста на ранней стадии рассмотрении дела. Даже непродолжительная консультация выручит водителя и поможет ему хорошо и уверенно себя чувствовать при разборе в автоинспекции и на суде. Теоретически вооруженный водитель грамотно защитит себя. В результате это должно привести к свертыванию дела или значительному снижению ответственности по ДТП.
  4. Нельзя подписывать документы без скрупулезного исследования. Нужно требовать разъяснения непонятных юридических терминов у должностного лица, быть внимательным при подписании протоколов, справок, объяснительных документов. Зачастую водители совершают ошибки, которые становятся решающими в признании их виновными в совершении ДТП.

Наезд на пешехода по вине пешехода или водителя: помощь адвоката

Административной ответственностью можно отделаться, если пешеход сбит вне «зебры». Но тут со стороны пострадавшего должны быть нарушения правил дорожного движения, а сами повреждения будут относиться лишь к легкой степени тяжести. В любом случае за сбитого пешехода придется, как минимум оплатить штраф. Ответственность наступает и в том случае, если автомобиль полностью исправен, имеются все соответствующие документы об этом, да и со стороны водителя предприняты все действия для того, чтобы избежать столкновения с пешеходом.

Не стоит договариваться с пешеходом не вызывать сотрудников полиции для фиксации обстановки происшествия. Пострадавшему то без разницы. У него есть возможность, после того как ушел, обратиться и в последующем в медицинское учреждение, где указать в качестве причины – наезд автомобиля. В таком случае начнут появляться вопросы и к водителю, так как он уехал и оставил место происшествия. Уйти от ответственности не получится. Особенно это обязательно в том случае, если причинен вред как минимум средней тяжести. Должны в обязательном порядке приехать сотрудники ГАИ, а также работники скорой помощи. Вина водителя сократиться на некоторое количество, так как столкновение произошло вне «зебры».

На оживленных трассах очень частыми являются случаи, когда люди переходят дорогу в неположенном месте. Это и вызывает ДТП, когда уже вред здоровью становится средним или тяжким, вплоть до смертельных исходов. Некоторые могут посчитать, что тут проще уехать, пока никто не заметил. Но если водитель будет установлен, то его будет ждать и дополнительная ответственность за неоказание помощи. Здесь можно получить до пяти лет лишения свободы.

В такие места очень долго едут работники скорой. Чтобы максимально быстро оказать необходимую помощь пострадавшему, то его следует отправить на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Вы охраняете место происшествия, а он направляется к врачам. Предпринятые вами такие меры будут относиться к смягчающим ответственность. Кроме уменьшения размера штрафа, будет сокращаться и уголовное наказание. Все будет зависеть от степени вреда здоровью.

Если ситуация относится к экстренной, и счет идет на минуты, чтобы спасти пострадавшего, то необходимо самому отправиться в больницу на своем транспорте. Но это допустимо, если рядом нет проезжающих автомобилей, да и сама местность относится к глухой.

Когда речь идет об уклонении от ответственности согласно УК РФ, то тут стоит помнить о том, что этого сделать невозможно. Если в отношении виновного водителя возбуждено уголовное дело, то уже суд будет принимать окончательное решение. Здесь ему может помочь только одна лазейка, которая прописана в ст. 76 Уголовного кодекса. Но для этого потребуется примириться с пострадавшим в результате ДТП. Самое главное, чтобы при этом не было ранее совершенных преступлений, по которым не истекли сроки гашения судимости, да и причиненный вред должен быть полностью возмещен, вина заглажена.

Заглаживание вины – оплата лечения, помощь пострадавшему и ему родственникам, покупка продуктов, подвозка в больницу и прочее. Важно преподнести себя с положительной стороной и показать, что вы в действительности хороший человек. При оплате денежных компенсаций, важно потребовать расписок, которые оформляются по установленным правилам. В противном случае вас могут просто обмануть.

Но окончательное решение принимает именно суд, и он может не принять во внимание вышеуказанные факторы и желание потерпевшего примириться. Помочь вам в этом помогут опытные юристы по автоправу либо бесплатная юридическая консультация онлайн или по телефону.

Наличие алкогольного или наркотического опьянения водителя – серьезнейшее отягчающее обстоятельство, которое увеличивает наказание даже при соблюдении ПДД.

Наиболее тяжкое наказание ожидает водителей, чье дело рассматривается в уголовном процессе (когда причинен тяжкий вред здоровью).

Водителю грозит лишение свободы — срок может составлять до 7-ми лет. Предусмотрено и лишение прав на 3 года.

Стоит учитывать, что при совершении ДТП без наличия отягчающих обстоятельств водитель может избежать уголовной ответственности, если причиненные травмы относятся к легким, средней тяжести или тяжким.

Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва доб 152
  • Санкт-Петербург доб 152
  • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

Рассмотрим несколько вариантов меры ответственности в зависимости от ситуации:

Сбит пьяный человек На вид ответственности это никак не повлияет. Если повреждения тяжкие или гражданин погиб, водитель привлекается по УК РФ
Умышленное создание аварийной ситуации Например, если пешеход преднамеренно бросился под колеса, суд может признать водителя невиновным или назначить максимально легкую меру наказания
Поведение водителя при ДТП Если водитель оказал первую медицинскую помощь, не пытался скрыться и вызвал скорую, наказание может быть смягчено. Сокрытие с места ДТП признается отягчающим обстоятельством, равно как и неоказание медпомощи, оставление в опасности
Соблюдение водителем ПДД В ряде случаев суды освобождают водителей от ответственности, если удается доказать, что в момент ДТП они не нарушали ПДД, а причиной аварии послужило только несоблюдение правил и умышленное создание аварийной ситуации пешеходом
Состояние водителя в момент ДТП Если водитель был пьян, это служит отягчающим обстоятельством. Обычно судом применяется максимально суровая мера наказания

Для полного установления картины произошедшего во время следственных мероприятий может назначаться медицинская, трасологическая, техническая и иные виды экспертиз. Если пострадавший хочет взыскать компенсацию, потребуется медэкспертиза, позволяющая определить тяжесть причиненного вреда и размер выплат, которые должны быть назначены судом виновнику.

Окончательно решение касаемо размера компенсации и наказания принимает только суд.

Если водитель решает добровольно возместить причиненный ущерб, он может сделать это в досудебном порядке. При передаче денег потерпевшему рекомендуется взять расписку, в противном случае при отсутствии доказательств у виновника пострадавший сможет взыскать вред через суд повторно.

Если сбил человека в неположенном месте какое грозит наказание? Оно чревато для автовладельца, если по состоянию здоровья пострадавшего констатированы тяжкие повреждения или даже наступил смертельный исход.

Даже когда водитель сбил пьяного человека вне пешеходного перехода насмерть, то уголовного производства не избежать. При своевременном обращении за помощью к адвокату по ДТП с пострадавшими, наказание в этом случае может быть минимальным.

С точки зрения действующего законодательства не имеет значения, в каком состоянии находился пострадавший. Когда гражданин садится за руль транспортного средства — объекта повышенной опасности, он обязан отвечать за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц. Автолюбитель сможет избежать уголовной ответственности, если будут установлены смягчающие его вину обстоятельства. Уменьшить объем наказания можно:

  • Если выяснится, что пьяный намеренно кинулся под колеса;
  • Если экспертиза покажет, что избежать аварии было невозможно (например, из-за погодных условий, особенностей дорожного полотна);
  • Если будет доказано, что водитель соблюдал все правила, включая требования к скорости.

Чтобы свести наказание к минимуму или избежать ответственности, водителю нужно принять активное участие в разбирательствах на месте аварии: помогать следствию, подробно рассказать о своем видении ситуации. Нельзя подписывать какие-либо документы без предварительного внимательного чтения. Необходимо настоять на том, чтобы нетрезвое состояние пешехода было зафиксировано в материалах дела.

Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.

Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.

А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.

Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.

Комментарий эксперта

Селиванов Александр Андреевич

Юрист, специализация гражданское право.

Задайте вопрос

Когда водитель наехал на пешехода, и не не знает что делать, то нелишним будет вызвать на место автоюриста. Он подскажет порядок действий и проследит за тем, чтобы все материалы были оформлены по установленной процедуре. Кроме того, юридическая поддержка не помешает впоследствии.

Первое, что нужно сделать водителю авто, наехавшего на пешехода — остановиться и оценить состояние пострадавшего. Если ему нанесена травма, нужно оказать посильную первую помощь, вызвать скорую. Не нужно спешно скрываться с места ДТП: виновника отыщут, а попытка «бегства» станет отягчающим обстоятельством на судебных слушаниях. Следующим шагом должен быть вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД. Органы правопорядка проведут расследование ситуации:

  • Допросят свидетелей;
  • Изучат дорожное полотно;
  • Рассмотрят фото- и видеоматериалы, если таковые имеются;
  • Определят скоростной режим;
  • Оценят исправность транспортного средства;
  • Проверят, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если выяснится, что водитель был нетрезв, превышал скорость или ехал на заведомо неисправном автомобиле, это окажется отягчающими обстоятельствами. С высокой долей вероятности автолюбитель понесет уголовную ответственность за содеянное. При этом тяжесть этой ответственности будет зависеть от степени ущерба, причиненного здоровью и жизни пострадавшего пешехода.

В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.

Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.

При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.

В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.

Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.

Сбили пешехода — что делать при наезде на пешехода?

Основной массив судебных решений свидетельствует о том, что водителям редко удается отстоять свои права, особенно когда собрана достаточная доказательная база. Поэтому важно участие адвоката уже на ранних стадиях следствия. Его усилия будут способствовать достоверности составляемых документов.

Когда человека сбила машина насмерть, законодательство предусматривает несколько альтернативных видов наказания. При выборе санкций суды учитывают как смягчающие, так и отягчающие ответственность факторы. В связи с этим владелец автомобиля должен стремиться оказать следствию максимальное содействие.

Вот лишь несколько примеров из многочисленного массива решений судов разных инстанций. Все фамилии фигурантов дел изменены.

В правоприменительной практике предполагается, что за контакт машины с переходящим дорогу человеком отвечает водитель, причем независимо от того, где произошел инцидент. Особенно это касается случаев, произошедших на зебре.

Зачастую столкновение с человеком нередко обусловлено и его виной. Так, некоторые граждане стремятся свести счеты с жизнью, бросаясь прямо под колеса транспорта.

Если в машине есть видеорегистратор, то его данные помогут воссоздать реальную картину происшествия на дороге. Помогут и камеры внешнего наблюдения, установленные на окрестных офисах и других объектах.

Сидящий за рулем может быть и не виноват в том, что задавил пешехода насмерть, совершившего переход проезжей части в неустановленном месте.

Например, человек резко выбежал в границы проезжей части и у водителя попросту не было ни времени, ни места для маневра с целью предотвращения аварии. Тогда если шофер собьет пешехода, который перебегал дорогу, ответственность может быть минимальной.

Когда столкновение бывает незначительным, то пешеход может отказаться от медицинской помощи (особенно, сознавая свою вину).

Многие отказ от всех претензий стараются зафиксировать прямо на месте, полагая, что так водитель обеспечит себе страховку от возможных судебных исков в будущем.

Но наш совет, вызывать ДПС и оформлять все по правилам, иначе, возможно лишение прав за оставление места ДТП.

Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.

Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.

А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.

Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.

В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.

Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.

При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.

В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.

Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.

В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.

Сбил человека не на пешеходном переходе: ответственность

Вынося приговор по соответствующей части ст. 264 УК РФ, суды дают оценку всему набору доказательств, собранных ранее в рамках расследования уголовного дела. Сюда входят показатели свидетелей, результаты многочисленных экспертиз, пояснения медиков, выезжавших на место трагического случая.

Исследуется также то, можно ли было в существовавших условиях избежать наезда, и какие действия предпринял водитель с учетом обстановки. Когда допустимыми средствами доказывания установлены элементы небрежности, наказания не избежать.

Примером этому является приговор Петропавловск-Камчатского городского суда от 22.10.2018 г. по делу № 1-533/2018. В нем указано, что подсудимая имела возможность избежать наказания. Однако нашлось и несколько смягчающих обстоятельств, которые ограничили приговор исправительными работами и лишением прав.

В случае, когда пешеход сбит насмерть по собственной вине, это не означает, что для сидевшего за рулем отсутствие уголовного преследования не обернется другими последствиями. Речь идет о возмещении морального вреда родственникам жертвы.

Так, когда собранными следствием материалами будет доказано, что потерпевший бросился под колеса до совершения столкновения, водитель может избежать приговора по ст. 264 УК РФ. Данный вывод следует из решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 10.07.2018 г. по делу № 2-826/2018.

Он рассмотрел иск матери погибшей к водителю о взыскании морального ущерба, причиненного смерти дочери. Первоначальная сумма иска составила 3 миллиона рублей. Однако в ходе дознания было выяснено, что, будучи нетрезвой, женщина сама стремилась броситься под колеса проезжающего транспорта.

Принимая во внимания обстоятельства конкретное ДТП, другие факторы, суд ограничился 100 тысячами. При этом в решении указано, что в возбуждении уголовного дела в отношении сидящего за рулем отказано в связи с отсутствием состава преступления.

Сложилась в жизни критическая ситуация следующего характера. Ехал по трассе в условиях глубокого тумана и задавил пожилого мужчину, проходящего дорогу вне пешеходного перехода.

С места аварии не уезжал, вызвал скорую, попытался оказать ему первую помощь, однако полученные им травмы были несовместимыми с жизнью. Подскажите, что мне грозит?

Анатолий, Люберцы.

Водитель во время движения по городской дороге не заметил пешехода, переходившего дорогу на запрещающий сигнал светофора, и совершил наезд на него. После медицинского обследования у гражданина зафиксировано сотрясение головного мозга и перелом ноги, что квалифицируется как вред здоровью средней степени тяжести.

Суд привлек водителя к административной ответственности, а также обязал пешехода уплатить штраф за нарушение правил перехода проезжей части. Впоследствии мужчина заказал экспертизу для определения размера компенсации за вред здоровью, и взыскал денежные средства через суд.

Под отягчающим фактором подразумевается пребывание водителя в момент ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, оставление в опасности или неоказание медицинской помощи пострадавшему. Рассмотрим все обстоятельства подробно.

Сокрытие с места ДТП может послужить назначением максимального наказания в рамках административного производства при причинении легкого или среднего вреда здоровью:

  • штраф до 15 МРОТ;
  • административный арест до 15 суток;
  • лишение в/у до 12 месяцев.

Если авария сопровождается оставлением в опасности, арест увеличивается до 30 суток, штраф – до 80 000 руб., а лишение – до 1 года. Могут назначаться исправительные работы на срок до 12 месяцев.

В случае гибели пешехода возбуждается уголовное производство. По результатам разбирательств суд может привлечь водителя по УК РФ и назначить наказание в виде принудительных работ до 4 лет, лишения в/у до 3 лет или отбывания в ИК до 5 лет. При наличии отягчающих обстоятельств применяются более строгие меры пресечения.

Если уголовное дело возбуждено, но удастся доказать, что пешеход сам бросился под колеса, при этом водитель предпринял все меры для предотвращения ДТП и нет отягчающих обстоятельств, виновника могут освободить от ответственности.

В случае если пешеход старается покинуть место дорожно-транспортного происшествия и игнорирует слова водителя авто, он обязательно должен оставить расписку. В тексе этого документа необходимо прописать, что произошло ДТП с транспортным средством определенной марки и номерным знаком. Здесь же должна быть информация о том, что у пешехода нет никаких претензий, он отказывается от медицинской помощи. Желательно, чтобы в документ содержались контактные данные пострадавшего.

Каждая конкретная ситуация подразумевает отдельный вид наказания. Если в некоторых случаях водитель может ограничиться штрафом, после сильных аварий он может быть лишен своего водительского удостоверения на достаточно продолжительный промежуток времени.

В зависимости от тяжести полученных пострадавшим повреждений, степени виновности автомобилиста, водитель может быть привлечен к административной или к уголовной ответственности.

Лицо, которое переходило дорогу в неположенном месте, также несет ответственность за несоблюдение требований правил дорожного движения. В частности, Кодекс об административных правонарушениях предполагает привлечение пешехода к ответственности в виде штрафа размером в 500 рублей. При квалификации данного происшествия по другой статье – создание помехи движению, размер ответственности увеличивается до 1500 рублей.

Я сбил человека на дороге. Что теперь делать?

Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.

Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.

Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.

Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.

Заключая устные соглашения с пострадавшим человеком, вы рискуете быть обвиненным в покидании места ДТП со всеми вытекающими последствиями.

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Данная статья говорит о том, что ответственность водителя возникает практически в любом случае (кроме умысла пешехода или непреодолимой силы).

То есть водитель, который не является виновником ДТП, обязан оплатить лечение пешехода (по ОСАГО), а также возместить ему моральный вред (из собственного кармана).

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Ремонт поврежденного транспортного средства, в соответствии со статьей 1064 гражданского кодекса, должен оплатить пешеход из собственного кармана:

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Примечание. На практике суд чаще всего обязывает водителя заплатить за лечение пешехода, однако далеко не всегда заставляет пешехода ремонтировать автомобиль.

Рассмотрим ДТП с участием пешехода, которое имело место несколько лет назад.

Суть ситуации состоит в том, что несовершеннолетний пешеход нарушил ПДД и попал под колеса автомобиля. Как и положено, страховая компания выплатила пострадавшему пешеходу деньги на лечение (по ОСАГО), а выплату на ремонт автомобиля водитель получил по КАСКО.

Страховая компания предъявила иск к родителям пешехода и суд этот иск удовлетворил. То есть суд обязал родителей оплатить ремонт поврежденного транспортного средства. Однако родители пешехода попытались оспорить это решение сначала в районном суде, затем в краевом, Верховном и, наконец, в Конституционном. Конституционный суд оставил решение в силе. С полным текстом определения можете ознакомиться здесь.

Если в ходе разбирательства будет доказано, что авария произошла по вине пешехода, с целью взыскания средств на покрытие понесенного автомобилистом материального ущерба на него может быть подано исковое заявление в рамках статьи 1064 Гражданского кодекса России. Однако в силу наличия у водителя обязательства о проведении страхования автогражданской ответственности (ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года), прямое покрытие будет производиться страховой компанией, в которой владелец авто оформил полис ОСАГО. А непосредственно иск на пешехода подается страховщиком в порядке регрессного возмещения (Определение 1833-0 КС России от 4 октября 2012 года).

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Порядок действий регулирует раздел 2 ПДД, и вам следует выполнить следующие обязанности в хронологическом порядке:

  1. немедленно остановить автомобиль,
  2. включить аварийную сигнализацию,
  3. осмотреть сбитого пешехода и вызвать скорую помощь,
  4. оказать первую помощь; обратите внимание, ПДД обязывают водителя в любом случае это сделать, но ошибка, которая усугубит состояние человека, может грозить вам увеличения срока наказания; сами правила оказания первой помощи, разумеется, выходят за рамки данной статьи, их вы можете прочитать из официального пособия Минздрава РФ,
  5. вызвать сотрудников ГИБДД по универсальным номерам: 102 или 112,
  6. если состояние пешехода требует неотлагательного вмешательства медиков, а самого человека можно перемещать (отсутствуют подозрения на перелом позвоночника и другие состояния), то его следует отправить на попутной или отвезти на своей машине в больницу, а затем вернуться на место ДТП.

Законодательную базу можно сгруппировать по 2 основным направлениям регулирования:

  1. правила поведения участников дорожного движения: предписания, запреты и указания,
  2. ответственность за нарушения этих правил: как водителя за сбитого насмерть пешехода при наличии или отсутствии его вины, так и самого пешехода.

Итак, первая группа практически исчерпывающе диктуется Правилами дорожного движения. В частности, ключевыми в наиболее распространённых ситуациях смертельных ДТП выступают следующие пункты:

  • общий пункт 1.3 ПДД, обязывающий каждого участника дорожного движения соблюдать правила, относящиеся к ним,
  • пункт 1.5 предписывает во всех случаях действовать на дороге таким образом, чтобы не создавать опасность для движения,
  • «универсальный» пункт 10.1 – именно его приписывают чаще всего водителям, которые не успели остановиться перед пешеходом и сбили его насмерть,
  • 4.1 обязывает пешехода двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, и только в исключительных случаях – по обочинам, надевать светоотражающие жилеты в определённых случаях,
  • 4.3 – переходить дорогу по пешеходному переходу и только в исключительных случаях, вне их,
  • 2.6 обязывает водителя вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП пешеходу.

Чаще всего такие аварии происходит:

  • при неуступлении дороги пешеходу на переходе,
  • на тротуаре, когда автовладелец не справляется с управлением,
  • на проезжей части дороги на трассе в тёмное время суток (часто с участием пьяных пеших участников движения),
  • во дворах и на парковках при движении задни ходом грузовым транспортом,

А вот вторая группа наказаний уже более обширна, и именно о ней мы и поговорим далее.

Что грозит, если сбил пешехода вне пешеходного перехода

  • Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.
  • Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.
  • В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:
  • принудительные работы на срок до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2021 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания.

Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.

Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:

За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании. Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения.

В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:

  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 7 лет.

Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.

А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.

Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.


Похожие записи:

Добавить комментарий