Перезарядка автомобильного огнетушителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перезарядка автомобильного огнетушителя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Количество устройств для тушения возгорания автомобилей обширно. Часто используемый вариант – ОП-2. Принцип его работы следующий: закачанное под давлением вещество распыляется в очаг огня, блокирует поступление кислорода, возгорание затухает. Другие варианты не подходят.

Выбирая баллон, смотрите на модели с толстыми стенами. Варианты с пластиковым корпусом менее надежные. Также обращайте внимание на производителя. Его товар обязательно должен быть сертифицирован.

Где перезаправить автомобильный огнетушитель

Существующие средства пожаротушения делятся на группы:

  1. Хладоновые.
  2. Порошковые.
  3. Углекислотные.

Применение первого вида для тушения авто запрещено по ряду причин. Второй и третий варианты имеют одинаковое строение, а также используют идентичные механизмы. Единственное отличие – закачанное в баллон вещество и срок проведения заправки.

Наиболее распространёнными являются порошковые варианты. Они обладают рядом достоинств – универсальность использования, возможность тушения проводов под напряжением, небольшой вес.

Выбирая аппарат, необходимо учитывать предъявляемые к нему нормы, среди которых:

  1. Масса баллона должна быть не менее 2 кг.
  2. Минимальный объём внутренней полости – от 2 л.
  3. Изделие сопровождается документацией (паспорт, сертификат качества), а также снабжается специальным списком с инструкцией по эксплуатации и другими данными о модели.

Процедура сложная и трудоемкая. Она имеет массу особенностей.

Заправка авто огнетушителей – комплекс мер и операций. Выполняется для обеспечения работоспособности до возникновения возгорания.

Перезарядка автомобильных огнетушителей делается техническими фирмами, имеющими оборудование, соответствующее разрешение и компетентный штат работников.

Временные рамки заправки огнетушителей большие. Любые устройства, находящиеся в кабине автомобиля, нужно перезаряжать не менее 1 раза в два года. Для иных вариантов операция выполняется не реже чем раз в пять лет.

Периодичность проведения перезарядки зависит от следующего:

  1. Вид устройства.
  2. Частота использования.
  3. Срок годности.
  4. Интенсивность влияния внешних факторов.

Нужно ли перезаряжать автомобильный огнетушитель?

Любое устройство, имеющее нарушение от физического или иного воздействия, подлежит техническому осмотру. Мы уже поговорили о том, где зарядить огнетушитель для автомобиля, а вот какая цена операции?

Стоимость заправки зависит от таких факторов:

  • номинальный объём заряжаемого баллона;
  • характеристики изделия;
  • необходимости проведения технического обслуживания;
  • потребности в приобретении закачиваемого вещества (иногда оно покупается отдельно).

Окончательная цена от 200 до 2000 руб. – зависит от выше перечисленного.

Операция трудоемкая и проводится в соответствии с существующими правилами:

  1. Оставшийся в баллоне порошок может использоваться повторно только после проверки на соответствие уровня влажности.
  2. До проведения перезарядки баллон моется, просушивается.
  3. Для создания избыточного давления используется энергия сжатого газа. Применение чего-то другого запрещено.
  4. Смешивание порошков и использование сторонних материалов недопустимо.

В Своде Правил по пожарной безопасности строго обозначено, что для прохождения техосмотра потребуется автоогнетушитель объемом не меньше 2 л. В этом же документе не говориться о том, в каком корпусе он должен быть представлен. Но предпочтение лучше отдать металлическому.

  • При этом огнетушащий прибор должен иметь паспорт и сертификат происхождения.
  • Если он еще не был использован, то его чека должна быть опломбирована.
  • Конечно, сам агрегат должен находиться в технически годном состоянии, а срок службы автомобильного огнетушителя не должен быть просрочен.

Если все эти условия соблюдены, то придраться инспектор к требованиям пожарной безопасности не сможет.

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Сроки годности автомобильных огнетушителей – что должен знать водитель

Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.

Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.

На практике же номинальный срок годности не соответствует реальному (фактическому). Как показывает практика, не все владельцы автомашин строго соблюдают правила хранения огнетушащих приборов. Ведь по правилам он должен располагаться внутри салона авто. Но многие хранят его в багажнике. А это определяет сроки перезарядки и освидетельствования, которые сокращаются до одного года.

Как надо хранить автомобильные огнетушители:

  • нельзя допускать повреждений корпуса и его коррозии;
  • допускать попадания солнечных лучей;
  • располагать вблизи источников тепла.

Внимание! Чтобы максимально приблизить номинальный срок работоспособности к реальному, необходимо исключить нарушения хранения, точно по нормативам проводить техосмотр, ремонт, перезарядку и освидетельствование.

И еще один момент. Использовать автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности нельзя. Все дело в состоянии огнетушащего вещества. Особенно это касается порошковых моделей. Неизвестно, в каком состоянии будет находиться порошок, и что при использовании из баллона вылетит. Так что не стоит рисковать, тем более собственной жизнью и автомобилем.

  1. В легковых автомашинах и в Газелях используются приборы с объемом 2 литра: или порошковый, или углекислотный.
  2. В грузовых авто – или ОП, или ОУ только емкостью 5 литров.
  3. Для бензовозов требования таковы: два ОП объемом по 5 литров.
  4. В автобусах малого класса устанавливаются два огнетушителя объемом по 2 л.
  5. В больших автобусах: один в салоне водителя емкостью 4 л, в пассажирском салоне объемом 2 л.

Если огнетушащий прибор располагается вне салона, то его необходимо защитить от солнечных лучей и природных осадков.

Порошковый агрегат ОП-2 является наиболее удобным и бюджетным вариантом соответствовать установленным правилам. Его наполнитель представляет собой порошковую смесь, которая отлично справляется с огнем в любых очагах возгорания. Проблема однако возникает в сложности очистить потом машину от остатков.

Срок годности автомобильного порошкового огнетушителя ограничен периодом в 10 лет. При этом предписывается, что хранить его следует в удобном месте. Требуется ограничить возможность механического воздействия. Также следует учитывать, что пломба должна быть сохранена.

Углекислотный автомобильный ОУ-2 имеет более лучшие характеристики, чем порошковый. С возгоранием он справляется за счет снижения уровня кислорода, что активно препятствует горению. Такая техника эффективна, однако применить ее можно не на всех участках. В случае наличия тлеющих очагов огонь может появиться вновь. При этом использование такого средства не оставляет никаких следов на машине.

Срок годности углекислотных огнетушителей варьируется в пределах 15-20 лет. Требования к его хранению предъявляются те же, что и к порошковому.

Для проверки автомобильных средств от огня имеются два периода. Ежеквартально баллон проверяется на наличие механических повреждений, а также на то, насколько выбранное место ему подходит.

Ежегодная проверка включает в себя более тщательный осмотр. Проверяется возможная утечка углекислотного наполнения, фильтрация. В случае обнаружения несоответствий, может понадобиться перезарядка. Если же срок годности автомобильного огнетушителя выходит, то будет проще приобрести новый.

Период проверки автомобильного средства от огня не занимает длительное время. Техническое состояние баллона устанавливается достаточно быстро, особенно если речь идет о углекислотном варианте. При проверке его просто взвешивают — так проверяется возможная утечка.

В случае порошкового агрегата, проверяют выборочно несколько устройств. Их вскрывают и проводят тщательный анализ соответствия наполнителя заявленным стандартам. Выбор осуществляется в пределах одной партии. Если хоть один баллон из нескольких проверенных не соответствует качеству, вся партия отзывается.

Сроки перезарядки порошковых огнетушителей предписывают каждые пять лет обновлять наполнитель. Тут следует однако учитывать, что в отношении ОП-2 рентабельнее приобрести новое средство от огня. Срок годности порошкового агрегата всего 10 лет при условии надлежащего хранения. А его перезарядка по цене не сильно отличается от покупки нового.

С углекислотным средством несколько проще. Даже автомобильный ОУ-2 уже выгоднее перезарядить, чем купить новый. При условии, что ежегодная проверка подтверждает качественное состояние баллона, отсутствие механических воздействий и исправную механику, перезарядка будет более рентабельна, чем покупка нового. Тем более, что срок годности данного агрегата составляет от 15 до 20 лет.

Правила ПБ, в частности НПБ 166-97, устанавливающие требования к эксплуатации этих первичных средств борьбы с огнем, требуют, чтобы периодичность перезарядки огнетушителей составляла:

  • Не реже 1 года для водных, воздушно-пенных и эмульсионных устройств.
  • Раз в 5 лет для порошковых, углекислотных, хладоновых огнетушителей.
  • После применения.
  • Если потеря газового заряда или вытесняющего компонента превысила допустимое для данного изделия значение, что определяется по манометру/потерей массы в ходе взвешивания.

При этом все переносные/передвижные огнетушители с зарядом порошка, углекислоты или хладона нужно ежегодно подвергать проверке на соответствие параметров огнетушащего вещества, вытесняющего компонента в них, заводским паспортным требованиям на каждое изделие, а порошковые устройства в тот же срок – выборочно.

При всех преимуществах ОУ, используемых как на производстве, так и в общественных, жилых зданиях/сооружениях, везде, где возможно возгорание электропроводки, оборудования, офисной/бытовой техники; основным недостатком является то, что углекислота, используемая в них в качестве ОТВ – очень летучее вещество, покидающее корпуса изделий при малейшей неплотности/разгерметизации устройства.

Поэтому, если значение утечки газа по манометру превышает предельное для этого изделия значение, то его выводят из эксплуатации и отправляют на освидетельствование/проверку и перезарядку, с возможным промежуточным ремонтом/заменой отдельных узлов устройства.

Кроме того, 1 раз в 5 лет корпус каждого ОУ обязательно испытывается гидростатическим давлением на специальном стенде, о чем делается запись в учетной документации.

Перезарядка огнетушителей: сроки, периодичность и проверка

Важнейшим параметром является срок годности огнетушителя. Под этим термином подразумевается временной промежуток, на протяжении которого изделие можно использовать по его прямому назначению. Огнетушители должны быть списаны после истечения срока годности, вне зависимости от их внешнего состояния и количества использований.

Срок годности изделия устанавливается компанией, ответственной за его изготовление. Данный параметр можно найти непосредственно на баллоне либо в документации, поставляющейся вместе с изделием. При этом существуют общие нормы, касающиеся сроков годности, не зависящие от производителей и указанных ими данных.

Транспортные средства в обязательном порядке должны быть оснащены огнетушителями. Данный фактор является полезным и для владельца ТС, поскольку возгорание разных систем машины не является редкостью. При наличии этого устройства пожар можно быстро локализировать и устранить.

Конкретный вид изделия, который должен присутствовать в ТС, зависит от вида автомобиля. Правила пожарной безопасности указывают, что:

Для выявления и своевременной замены или перезарядки нерабочих огнетушителей предусмотрены регулярные проверки:

  • Один раз в квартал — осмотр баллона на наличие повреждений, контроль свободы доступа к средству пожаротушения.
  • Один раз в год — проверка основных характеристик и качества ОТВ (веса, давления) и состояния фильтров.

Важно! Сроки проверки ОТВ для баллонов, которые подвергаются постоянному воздействию близким к предельным высоким или низким температурам, влажности свыше 90%, сильной вибрации и другим неблагоприятным факторам, сокращаются до 6 месяцев.

Периодичность осмотра и проверки моделей с корпусом из нержавеющей стали, с внутренней полимерной или эпоксидной защитой, с фторсодержащим (концентрированным и находящимся в отдельной емкости) или стабилизированным углеводородным пенообразователем устанавливается производителем. Вся информация о сроках указывается на корпусе. Частота перезарядки огнетушителей с ОТВ на основе водной эмульсии может быть даже 1 раз в 10 лет.

Методы контроля определяются видом огнетушащего вещества — газовые (углекислотные и хладоновые) взвешивают и проверяют фильтры, порошковые (ОП) вскрывают. Для проверки ОП берут 3% баллонов от общего количества на предприятии или в здании и осматривают состояние активных компонентов. Если один из них оказался испорченным, на перезарядку отправляют все.

После каждой выполненной проверки в журнале учета огнетушащих средств делают соответствующую отметку с датой и описанием технического состояния.

Общие сроки перезарядки огнетушителей в зависимости от ОТВ:

  • Если внутрь закачана вода, водный раствор или пена — 1 раз в год.
  • Если заполнен порошком, углекислотой, хладоном — 1 раз в 5 лет.

Кроме окончания срока годности вещества в баллоне, основанием для перезарядки служит:

  • Использование по прямому назначению — баллон не дозаправляют, все его содержимое выпускают и наполняют пространство новым ОТВ.
  • Проведение испытаний.
  • Снижение давления в год (на 10% для баллонов с манометром, на 5% без манометра).
  • Изменение веса ОТВ на 5%.

Для определения массы заряда из полученного веса огнетушителя на весах вычитают его конструкционную массу. Последняя должна быть выбита на поверхности баллона или запорно-пусковом устройстве.

Срок первой перезарядки отсчитывается с даты производства баллона. Год и месяц указаны на корпусе. После выполнения очередной заправки в паспорте делают отметку, выбивают текущую дату на одноразовой пломбе на запорно-пусковом устройстве (ЗПУ).

Перезарядить огнетушитель самостоятельно невозможно. Все операции по проверке и заправке проводятся исключительно специализированными организациями. После выполнению любой процедуры на корпус приклеивают табличку с информацией о компании, выполнившей перезарядку или ремонт. Также на ней указывается дата и данные о технических характеристиках оборудования.

Требования к предприятиям, осуществляющим обслуживание средств борьбы с огнем:

  • Наличие лицензии на право проведения работ. Ее получают в МЧС.
  • Сотрудники должны получить профильное образование и допуск.
  • Наличие технического оснащения для проведения испытаний, взвешивания, ремонта, покраски и сушки баллонов, утилизации ОТВ.
  • Наличие зарядных станций и испытательных стендов для проверки перезаряжаемых устройств.
  • Наличие оборудованного помещения с мощной вентиляционной системой.

Для транспортировки до места испытаний и перезарядки можно использовать все виды транспорта, кроме воздушного. Огнетушители относятся к опасному грузу, поэтому во время перевозки необходимо обеспечить защиту баллонов от падения, ударов твердыми предметами, воздействия бензина. Оборудование должно быть упаковано в ящики и зафиксировано.

Перезарядка огнетушителей с периодичностью, рекомендованной ГОСТами и производителем, гарантирует исправность и эффективность первичных средств пожаротушения. Для контроля сроков необходимо вести журнал учета с регулярными отметками об осмотрах и заправках оборудования. Это повышает безопасность предприятия, и исключает вопросы со стороны контролирующих органов.

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный).

Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая.

Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Внутрь баллона закачивается двуокись углерода. Это газ, который вылетает из раструба с низкой температурой, что способствует снижению температуры в зоне горения. Плюс, покрывает собой ту же зону, не давая кислороду проникнуть в нее.

Если говорить о преимуществах ОУ, то отметим:

  • газ проникает в самые труднодоступные места;
  • не оставляет на автомобиле разводов;
  • при долгом хранении не изменяет своих технических характеристик, качеств и свойств;
  • сам по себе газ – это неплохой диэлектрик.

Что касается недостатков, то это всего лишь одна позиция – при применении образуется облако, которым можно отравиться, если концентрация огнетушащего вещества большая.

Принцип работы этой разновидности основан на преобразовании порошкообразной субстанции в пену, когда он соприкасается с горячими поверхностями и продуктами горения.

Большой и главный плюс ОП – возможность использовать для тушения пожаров разной степени горения.

Касаемо недостатков, то это образование достаточно прочного слоя, который с трудом удаляется с поверхностей автомобиля после пожара.

В зависимости от того, в каком состоянии внутри баллона находится огнетушащее вещество, ОП разделяются на три группы. Каждая из них обозначается определенной буквой, которая добавляется к марке прибора.

  • Буква «З». Это так называемые закачные агрегаты. Порошок просто закачивается в баллон под давлением, что и обеспечивает его скорость подачи при использовании ОП.
  • «Б» обозначает, что внутри баллона кроме порошка находится сжатый воздух. При нажатии на ручку, происходит прокол баллона. Воздух вырывается наружу через сопло, увлекая за собой порошок.
  • Буква «Г» обозначает, что внутри баллона находится так называемый газогенерирующий патрон. В последнем находятся специальные вещества, которые при соприкосновении с воздухом образуют давление. Патрон при давлении рукой на рукоятку прокалывается специальным шипом. Так происходит смешивание внутри расположенного вещества с воздухом, находящимся внутри баллона.

Cрок годности огнетушителя: как определить период эксплуатации автомобильного

Срок годности порошкового огнетушителя для автомобиля, и не только порошкового, можно проверить на этикетке, приклеенной к корпусу агрегата. На ней по боковому краю нанесены римские и арабские цифры.

Первые обозначают месяц, вторые год выпуска в реализацию. К примеру, на фото ниже показано, что этот автомобильный огнетушитель эксплуатируется с июня 2013 года.

То есть его придется перезаряжать через 5 лет, в 2018 году в июне месяце, а выбрасывать в утиль в 2023 году в том же месяце.

Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.

Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.

На практике же номинальный срок годности не соответствует реальному (фактическому). Как показывает практика, не все владельцы автомашин строго соблюдают правила хранения огнетушащих приборов. Ведь по правилам он должен располагаться внутри салона авто. Но многие хранят его в багажнике. А это определяет сроки перезарядки и освидетельствования, которые сокращаются до одного года.

Как надо хранить автомобильные огнетушители:

  • нельзя допускать повреждений корпуса и его коррозии;
  • допускать попадания солнечных лучей;
  • располагать вблизи источников тепла.

Внимание! Чтобы максимально приблизить номинальный срок работоспособности к реальному, необходимо исключить нарушения хранения, точно по нормативам проводить техосмотр, ремонт, перезарядку и освидетельствование.

И еще один момент. Использовать автомобильный огнетушитель с истекшим сроком годности нельзя. Все дело в состоянии огнетушащего вещества. Особенно это касается порошковых моделей. Неизвестно, в каком состоянии будет находиться порошок, и что при использовании из баллона вылетит. Так что не стоит рисковать, тем более собственной жизнью и автомобилем.

Хранение и годность автомобильного устройства для тушения огня, как и его характеристики указываются в Своде Правил по пожарной технике и требованиям к эксплуатации. Несмотря на то, что документ носит рекомендательный характер, его положения многие трактуют к обязательному исполнению.

По Своду Правил для прохождения техосмотра в легковом автомобиле должен быть баллон не менее двух литров. При этом указываются на то, что такое средство от огня может быть:

Однако предписывается, что водный по понятным причинам можно использовать только в теплое время года. Поэтому оптимальным вариантом станет приобретение ОП-2 или ОУ-2. Допускаются модели лучше.

Для техосмотра понадобится выполнение следующих условий:

Соблюдение данных условий позволяет избежать большинство претензий к баллону. Однако для полного соответствия следует обратить внимание также и на срок годности автомобильного огнетушителя.

Порошковый агрегат ОП-2 является наиболее удобным и бюджетным вариантом соответствовать установленным правилам. Его наполнитель представляет собой порошковую смесь, которая отлично справляется с огнем в любых очагах возгорания. Проблема однако возникает в сложности очистить потом машину от остатков.

Срок годности автомобильного порошкового огнетушителя ограничен периодом в 10 лет. При этом предписывается, что хранить его следует в удобном месте. Требуется ограничить возможность механического воздействия. Также следует учитывать, что пломба должна быть сохранена.

Углекислотный автомобильный ОУ-2 имеет более лучшие характеристики, чем порошковый. С возгоранием он справляется за счет снижения уровня кислорода, что активно препятствует горению. Такая техника эффективна, однако применить ее можно не на всех участках. В случае наличия тлеющих очагов огонь может появиться вновь. При этом использование такого средства не оставляет никаких следов на машине.

Срок годности углекислотных огнетушителей варьируется в пределах 15-20 лет. Требования к его хранению предъявляются те же, что и к порошковому.

Для проверки автомобильных средств от огня имеются два периода. Ежеквартально баллон проверяется на наличие механических повреждений, а также на то, насколько выбранное место ему подходит.

Ежегодная проверка включает в себя более тщательный осмотр. Проверяется возможная утечка углекислотного наполнения, фильтрация. В случае обнаружения несоответствий, может понадобиться перезарядка. Если же срок годности автомобильного огнетушителя выходит, то будет проще приобрести новый.

Период проверки автомобильного средства от огня не занимает длительное время. Техническое состояние баллона устанавливается достаточно быстро, особенно если речь идет о углекислотном варианте. При проверке его просто взвешивают — так проверяется возможная утечка.

В случае порошкового агрегата, проверяют выборочно несколько устройств. Их вскрывают и проводят тщательный анализ соответствия наполнителя заявленным стандартам. Выбор осуществляется в пределах одной партии. Если хоть один баллон из нескольких проверенных не соответствует качеству, вся партия отзывается.

На сегодняшний день в автомобиле принято использовать два основных вида огнетушителей – углекислотный или порошковый. Каждый тип имеет свои особенности, а также важные преимущества и недостатки.

Данный тип огнетушителей заправляется специальным порошком, который способен блокировать доступ кислорода к очагу возгорания.

Давление внутри баллона может создаваться разными способами, о которых свидетельствует соответствующая маркировка на устройстве:

Важно учесть, что огнетушители с маркировками «З» и «Б» срабатывают с задержкой, которая может достигать 5 секунд.

ОП способны погасить пожар любой сложности, препятствуя возникновению повторного возгорания. При этом цена таких устройств более доступна по сравнению с углекислотными огнетушителями.

Но есть у порошковых баллонов и свои минусы. В частности, порошок, устраняющий очаг возгорания, сильно загрязняет поверхность и очень тяжело отмывается от нее.

Основным действующим веществом в данном случае выступает диоксид углерода (СО2). При зарядке огнетушителя углекислый газ сжимается до максимума, благодаря чему дополнительное нагнетание давления не требуется.

Мощная струя диоксида углерода способна эффективно сбить огонь и понизить температуру в очаге возгорания. После использования ОУ владельцу транспортного средства не потребуется отмывать автомобиль от пены.

Однако у данного типа огнетушителей есть и свой существенные недостатки, к числу которых относятся:

Немаловажным минусом является и стоимость устройства, которая в 2-3 раза превышает цену порошковых огнетушителей.

Как часто перезаряжают огнетушители на автомобилях

Требует ежегодной проверки аккредитованным предприятием, перезарядки СО2 каждые 5 лет или после использования. Для ОУ, которые применяются на транспорте, этот период уменьшается до 2 лет. При соответствующем обслуживании и хранении прослужит 10 лет. Возможны различные размеры вплоть до промышленных: ОУ-55.

Применяется на городском транспорте, железнодорожном составе.

Устройство, в котором огнетушащим веществом выступает порошок, — распространенный в эксплуатации тип. ОП-2, ОП-3 применяется для легковых и грузовых машин, ОП-4, 8 — на промышленных предприятиях. Срок эксплуатации при правильном хранении составляет 10 лет. Требует перезарядки и технического обслуживания:

  • один раз в 5 лет – при использовании в помещениях;
  • один раз в 2 года – для защиты транспортных средств.

Наиболее универсален, подходит для устранения любого возгорания.

ОВП наиболее сильно подвержен порче и может прослужить только положенные 5 лет из-за активности водного раствора заряда, который приводит к коррозии. Может состоять из воды и щелочи или пенообразователя и воды. Запрещен к эксплуатации на электроустановках.

Используется для устранения небольших очагов возгорания твердых веществ и жидкостей.

В пункте 4.4.1 вышеописанных правил указано, что перезарядка огнетушителя должна осуществляться после применения устройства, а также в том случае, если величина вытесняющего газа превышает нормы, установленные ГОСТами.

Процесс перезарядки выглядит следующим образом:

  1. Технический осмотр устройства.
  2. Опустошение баллона.
  3. Заполнение емкости новым огнетушащим веществом.
  4. Покраска баллона.
  5. Установка чеки.
  6. Внесение данных в паспорт.

Для проведения процедуры необходимо иметь в наличии специальные инструменты и лицензию на подобную деятельность. Рекомендуется обращаться к специалистам, имеющим квалификацию и обладающим необходимым инструментарием.

Правила размещения конкретного огнетушителя зависят от нескольких характеристик: его габаритов, содержимого, вида устройства.

ВАЖНО! Главное требование специалистов МЧС – использование по назначению и соблюдение режима контроля над состоянием устройства с занесением в специальный журнал.

Место хранения огнетушителей руководители предприятий или частные лица выбирают самостоятельно. Важно, чтобы они не были спрятаны, находились недалеко от места, где существует максимальная вероятность пожара (не дальше 20 м от него в общественных зданиях, 30–40 м — в складах и производственных помещениях).

Если имеется несколько пожароопасных мест, они оборудуются отдельно.

При выборе нужно учесть:

  1. Устройству не должны наноситься механические повреждения.
  2. Оно должно быть удалено от источника воздействия высоких температур, солнечных лучей, вибрации и химических веществ.
  3. Водяные необходимо убирать в помещение, когда температура становится ниже 5 °С.
  4. Порошковые и углекислотные содержатся при температуре -40…+50 °С.
  5. Влажность должна поддерживаться на нормальном уровне.
  6. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей, заграждать запасные выходы.
  7. Высота фиксации зависит от веса устройства. Если он менее 15 килограммов, верхняя точка не может быть выше 1,5 м от пола. Для более тяжелых экземпляров предусмотрена высота 1 м.

Указанные правила нужно соблюдать при хранении любых типов огнетушителей. Сокращают их период службы прямые солнечные лучи, вибрация и механические воздействия.

Перезарядка и техническое обслуживание огнетушителей

На каждом огнетушителе есть маркировка, из которой можно узнать сведения об устройстве. Первые буквы характеризуют состав смеси для тушения:

  • ОВ — водные;
  • ОВЭ — воздушно-эмульсионные с фторсодержащим зарядом;
  • ОВП — воздушно-пенные;
  • ОП — порошковые;
  • ОУ — углекислотные;
  • ОХ — хладоновые.

Следующая далее цифра означает объем огнетушащего вещества (например, ОП-3 содержит 3 л порошка). Буквы З, Б, Г скажут о принципе создания давления в корпусе.

Латинскими буквами A, B, C, D, E показывают класс пожара. После них – условное обозначение модели (01, 02). Имеется информация о заводе-изготовителе, рабочем давлении.

На маркировке также даются краткие указания по поводу перезарядки (сразу после применения), периодичности проверки и испытаний. Делаются отметки о каждом из мероприятий.

Ниже приводится одна из главных характеристик – дата изготовления огнетушителя и срок его годности.

Перезарядка порошкового огнетушителя ОП-2 (з) * 110 руб.
Техническое обслуживание порошкового огнетушителя ОП-2 (з) 90 руб.
Перезарядка порошкового огнетушителя ОП-3 (з) * 130 руб.
Техническое обслуживание порошкового огнетушителя ОП-3 (з) 90 руб.
Перезарядка порошкового огнетушителя ОП-4(з), ОП-5 (з) * 200 руб.
Техническое обслуживание порошкового огнетушителя ОП-4 (з), ОП-5 (з) 110 руб.
Перезарядка углекислотного огнетушителя ОУ-2 * 169 руб.
Перезарядка и техническое обслуживание углекислотного огнетушителя ОУ-2 245 руб.
Перезарядка углекислотного огнетушителя ОУ-3 * 194 руб.
Перезарядка и техническое обслуживание углекислотного огнетушителя ОУ-3 280 руб.
Перезарядка углекислотного огнетушителя ОУ-5 * 240 руб.
Перезарядка и техническое обслуживание углекислотного огнетушителя ОУ-5 320 руб.

* стоимость ОТВ (огнетушащего вещества) не входит в стоимость

Периодичность перезарядки огнетушителей зависит, помимо основных указаний, содержащихся в прилагающейся к огнетушителю инструкции по эксплуатации, от условий эксплуатации изделия, а также от типа используемого наполнителя для заряда. Например, огнетушители, расположенные на автотранспорте вне кабины или салона, подвергаются повышенным нагрузкам, то есть неблагоприятному воздействию окружающей среды, предопределяющему более вероятные повреждения изделия, поэтому такие огнетушители обязательно подвергаются перезарядке с периодичностью один раз в год. Огнетушители, установленные в салоне или кабине автомобиля, также подвергаются воздействию повышенной вибрации, низких или высоких температур, поэтому обязательно подвергаются перезарядке с периодичностью один раз в два года. Перезаправка порошковых и углекислотных огнетушителей проводится, как минимум, один раз в пять лет. Перезарядка воздушно-пенных огнетушителей проводится ежегодно. Не нуждаются в дополнительной перезаправке само срабатывающие устройства, в связи с особенностями их конструкции.

Услуге «заправка огнетушителей» присвоен код ОКПД 29.24.92.110.

Конкретного кода ОКВЭД по предоставляемой услуге «заправка огнетушителей» не существует, поэтому Росстатом рекомендуется использовать код ОКВЭД 29.24.9.

Сроки перезарядки огнетушителей определяются несколькими параметрами: его видом, степенью эксплуатации, воздействием внешней среды, например повышенной влажности. Поэтому для определения необходимости перезарядки пользуются следующими правилами:

  • если огнетушителем пользовались, то его обязательно отправляют на заправку;
  • неиспользованные огнетушители распределяют по группам, в каждой группе должны находиться устройства одними и теми же параметрами: одного вида, одной марки и одного завода-изготовителя;
  • из каждой группы выбирают 3 % устройств;
  • проверяют их эксплуатационные параметры.


Похожие записи:

Добавить комментарий